Напоминание

"Воспитание толерантного сознания учащихся в рамках учебно-тренировочного процесса"("Учимся быть терпимыми")


Автор: Лялин Владимир Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ "Киреевский центр образования №1"
Населённый пункт: г.Киреевска, Тульской области
Наименование материала: воспитательная программа
Тема: "Воспитание толерантного сознания учащихся в рамках учебно-тренировочного процесса"("Учимся быть терпимыми")
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ

УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

«УЧИМСЯ БЫТЬ ТЕРПИМЫМИ»

(

рекомендована для детей 8– 17 лет )

Направленность – социально - педагогическая

Срок реализации – 2016 – 2021 учебный год

Уровень реализации – дополнительное образование

Разработана педагогом дополнительного образования

МКОУ «Киреевский центр образования №1»

Лялиным Владимиром Владимировичем

ТОЛЕРАНТНОСТЬ -

особое

нравственное

качество,

отражающее

активную

социальную

позицию

и

психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами

иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений,

стилей мышления и поведения

Пояснительная записка

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом

Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную

жизнь.

Представители

более

чем

185

стран

подписали

Декларацию

Принципов

Толерантности,

в которой четко определили этот термин. Он формулируется так:

"Толерантность (от лат.

tolerantia

— терпение; терпимость к чужому образу жизни,

поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и

правильное

понимание

богатого

многообразия

культур

нашего

мира,

наших

форм

самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это

гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая

потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира

и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость,

общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для

социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое

является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее

ценностным отношением к окружающим.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря,

взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого

дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей

свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай

право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно,

проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие

рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня

для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм

и содержания нового, культурного образования, воспитания.

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Как указывается в

Декларации принципов Толерантности, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО

1995 году , мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого

развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных

миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Каждый

регион

многолик

и

поэтому

эскалация

конфликтов,

любые

появления

интолерантности (нетерпимости) потенциально угрожают всем частям мира. От этой угрозы

нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного

национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к

национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам,

социально наименее защищённым группам в обществах, а также акты насилия в отношении

отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений.

Для России эта проблема сегодня не менее актуальна, чем для всего остального мира.

В

обществе

продолжает

нарастать

социальная

напряженность,

не

прекращаются

межэтнические и межконфессиональные конфликты, растет сепаратизм и национальный

экстремизм. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Эти явления в

крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который в свою очередь

усиливает деструктивные процессы в обществе. Недоброжелательность, озлобленность,

агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде.

Взаимная

нетерпимость,

культурный

эгоизм

через

средства

массовой

информации,

социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.

Современный мир жесток. Мы часто наблюдаем несформированность толерантности

у школьников. Социальные и житейские проблемы, стремительный темп жизни, природные

катаклизмы, воспитательная инерция родителей, агрессия, пропагандируемая СМИ – далеко

не все причины несформированности толерантности у детей. Устранить эти причины мы не в

силах, но не дать им захватить развивающееся чуткое отношение и активную позицию

ребенка к миру, мы обязаны! Поэтому данная проблема становится особенно актуальной.

Необходимость создания этой программы была обусловлена тем, что школа

находится в многонациональном городе. В школе живут и обучаются дети нескольких

национальностей: русские, татары, казахи и др., есть дети, воспитывающиеся в семьях с

межнациональным браком.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних

человеческих отношений. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему

воспитания и обучения всех субъектов учебно-образовательного процесса: родителей,

педагогов, детей.

Сложные

социально-политические

условия

современной

российской

действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним

пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности,

все более остро

требующую практического решения. Воспитание толерантности - общее дело многих

государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети,

главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную

среду, на педагогов - учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов. Поэтому

активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе

толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Постановлением

Правительства РФ №629 от 25 августа 2001 г. утверждена Федеральная целевая программа

«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском

обществе(2001-2005 годы)», которая дает старт российскому образованию на разработку

средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.

Но без участия каждого педагога в деле воспитания толерантности у подрастающего

поколения,

решение

этой

задачи

не

возможно.

Предлагающаяся

далее

программа

воспитательной работы тренера - преподавателя по формированию толерантности – попытка

реализовать цели и задачи, провозглашенные государством.

В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:

понятие “толерантность” обосновывается как одно из важнейших направлений

гуманистического воспитания, как основа новой социальной идеологии, включающей

понятия “личность”, “семья”, “гражданственность”, “активная жизненная позиция”,

“общество”;

необходимо

развитие

понятия

“толерантность”

как

средство

глобального

человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение

конфликтов, экстремизма, насилия.

Цель

воспитания

толерантности

-

содействовать

максимально

широкому

распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к

культуре толерантности детей дошкольного и

школьного возраста; способствовать

формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства уважения к

людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных

верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Достижение данной цели возможно при

решении конкретных задач:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других

людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

формирование

представлений

о

себе

как

уникальной,

самоценной,

неповторимой личности;

развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними,

выделения сходства и различий;

воспитание активной жизненной позиции;

развитие

способности

к

межнациональному

и

межрелигиозному

взаимодействию;

развитие

способности

к

толерантному

общению,

к

конструктивному

взаимодействию

с

представителями

социума

независимо

от

их

принадлежности

и

мировоззрения;

реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением;

повышение роли семьи в воспитании толерантной личности.

II. Создание толерантной среды в обществе:

профилактика терроризма, экстремизма и агрессии;

гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и

детей.

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный:

признание

права

каждой

личности

на

свободу,

самоопределение,

индивидуальность и самовыражение;

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию"

партнера.

Индивидуально – деятельностный подход:

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов.

Принципы воспитания толерантности:

Принцип целенаправленности

Воспитание

толерантности

требует

четкого

осознания

целесообразности

педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного

качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно

ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества

(социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов

успешности воспитания толерантности.

Правила :

развитие интереса к проблеме толерантности;

развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;

четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей,

особенностей учащихся;

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей

воспитанника:

уже

имеющихся

моральных

устоев

поведения,

этических

установок,

развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических

процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития

природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует

учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом

необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на

нее при воспитании толерантности.

Правила:

тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

организация

педагогических

действий

на

опережение

(предупреждение

интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с

индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую

среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру

народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в

ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями

своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:

опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром;

учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);

отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает

значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия

интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в

обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным)

взаимодействием

в

общении

ребенка

с

близкими,

друзьями,

педагогами.

Принцип

заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального

жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила:

подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

демонстрация последствий толерантности и интолерантности;

поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные

действия).

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему

является

необходимым

принципом

воспитательного

процесса.

При

формировании

толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию

и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример

толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Правила:

организация

общения

с

позиции

педагогического

такта,

доброжелательности,

ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах.

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке

саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой

успешности

процесса

воспитания

толерантности

у

детей

и

подростков

становится

актуализация

положительных

черт,

позитивного

социального

опыта,

развитых

конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Правила:

выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

создание ситуации успеха

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем

менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому

необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для

этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Правила:

изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;

опираться на возможности и уровень социальной среды;

интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию

толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом,

составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно

стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами,

имеющими определенные отличия.

Правила:

соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;

перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий

тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания

толерантности.

При

этом

диалог

и

сотрудничество

должны

быть

приоритетами

взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-

учитель-культура.

Правила:

актуализация,

стимулирование

потребности

воспитанников

к

самовоспитанию

толерантности;

организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для

рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся

отношений в коллективе, семье, обществе.

Правила:

побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов,

способов деятельности

Формы работы с учащимися:

А) индивидуальная

Б) групповая

В) фронтальная

Предпочтительны следующие методы работы:

Поисково-экспериментальный

Продуктивный

Проблемный

Программа включает 4 блока. Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга,

хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.

1 блок – образовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой часов

общения, бесед.

№п/п

Название занятия

Основная цель

1.

Кто я такой?

Развить самосознание детей. Систематизировать

знания детей о себе.

2.

Мальчики и девочки.

Закрепить у детей понимание различий полов,

сформировать правильное отношение к различиям

во внешнем облике и поведении.

3.

Я среди людей.

Развить представление о ходе развития человека,

показать взаимозависимость отношений.

4.

Привычки хорошие и плохие.

Развить представление о ходе развития человека,

показать взаимозависимость отношений.

5.

Зачем нужны правила?

Развить у детей понимание необходимости законов

(правил)

общения,

желание

их

узнавать

и

выполнять.

Нарочно и нечаянно.

Развить

нравственные

чувства

сожаление,

сочувствие,

сформировать

навыки

игрового

общения, не задевая интересов партнеров.

6.

Учусь прощать.

Научить детей не обижаться по пустякам, различать

нечаянную

промашку

от

намеренной

и

соответственно реагировать; подвести к пониманию

слов «миролюбивый», «обидчивый».

7.

8.

Учусь думать и поступать по-

своему.

Зачем нужен друг?

Развить в детях чувство собственного достоинства,

сохраняя

доброжелательные

отношения

между

сверстниками,

стремление

радоваться

успехам

другого.

Воспитать

и

развить

осознанные

взаимно

доброжелательные

отношения

с

ровесниками,

понятия о дружбе, друзьях.

9.

Учусь сочувствовать.

Закрепить умение замечать, что кому-то плохо,

выражать сочувствие, оказывать помощь.

10.

Почему бывают драки?

Сформировать у детей навыки общения, развить

понимание смысла норм и правил поведения в среде

сверстников, воспитать привычку достойно вести

себя в конфликтной ситуации.

2 блок – эмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с

развитием у учащихся эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти

чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время

игры, тренировочных упражнений. Предложим некоторые из них:

1.

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую,

какая есть, улыбку по очереди.

2.

«Тренируем эмоции»

Школьники должны попробовать:

нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;

улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;

позлиться, как человек, которого ударили;

испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и

будет благополучен в общении.

3 блок – диагностико-исследовательский (мониторинговый). Ведение личного «Дневника

роста», наблюдения тренера- преподавателя и родителей, анкетирование и диагностирование

развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и

планировать

дальнейшую

воспитательную

работу

по

формированию

толерантного

мировоззрения .

4 блок – социально-значимый (деятельный). Предполагает участие детей в социальных

проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского

дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может

реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие

способности.

Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное

введение школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень

развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает

опыт толерантного взаимодействия. Мы надеемся, что программа будет способствовать

воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и

чувствовать себя Человеком Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую

почву и собственное нравственное « толерантное кредо» появилось у ребенка на основе

общечеловеческих ценностей .Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в

социализации и обучении. Принцип толерантности в образовании дает возможности

личностного

самообразования,

активное

усвоение

разных

способов

познавательной

деятельности,

открытость

новым

образовательным

возможностям.

И

может

быть,

толерантность займет свое место в жизни детей уже и в наши дни.

Программа предполагает реализацию следующих форм и методов:

Формы:

беседы

часы общения

тренинги

дискуссии

спортивные праздники

игры

эстафеты

викторины.

упражнения

социальные акции

Часы общения должны стать основой воспитания толерантности. Их проведение

имеет ряд особенностей: Информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое

отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только

усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует

картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт

им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация

“проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств

необходимы

знания,

которые бы

позволили формировать осознанное отношение к

воспринимаемым явлениям.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на

формирующееся мировоззрение,

мироощущение и активно-действенное отношение к

окружающему;

информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах

социальной действительности, помогать ориентироваться в окружающем мире, знакомить с

общими представлениями о природных и общественных явлениях;

регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в

деятельности.

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на учебно –

тренировочных занятиях в группе, а также определять через усваиваемые нравственные

нормы характер взаимоотношений с другими людьми.

Основными целями тренингов являются следующие:

создать в группах атмосферу открытости;

показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и

объединяющие всех членов группы обстоятельства;

научить осознавать собственную уникальность и уникальность других людей;

начать обсуждение вопросов, касающихся дискриминации личности;

научить осознавать ценность сотрудничества, умения договориться;

научить принимать себя и других.

Необходимым условием повышения эффективности работы по формированию

толерантности является совместная деятельность педагогов и родителей, а также их

убеждённость в том, что только при таких условиях можно создать у детей правильные

представления о культуре мира, о множестве вариантов человеческого бытия. Педагогам и

родителям необходимо строить свою работу и отношения с детьми таким образом, чтобы

была возможность критически осмысливать и вырабатывать суждения о моральных

ценностях, о принципах толерантности. К сожалению, мы часто забываем о том, что

"терпимость", в отличие от "перемирия", нельзя объявить.

Методы:

эвристическая беседа

индивидуальная беседа

дискуссия

мотивация

(пример,

поощрение,

убеждение,

внушение,

самовнушение

и

самоубеждение , требование)

игра

соревнование

поручение

анализ деятельности и общения ребенка

задание самому себе, саморегулирование

метод воспитывающих ситуаций.

Процесс формирования толерантности, как и любого другого нравственного качества,

зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой

происходит воспитание, в которой находится ребенок. Поэтому результаты воспитательного

процесса зависят и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной

среде.

Этапы реализации программы

1 этап - разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания.

2 этап - внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и

коллективного развития.

3 этап

- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации

программы.

Основные направления работы.

1. Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий,

направленных

на

формирование

толерантного

сознания,

становление

и

укрепление

коллектива группы.

2.

Разработка

и

внедрение

в

учебно-воспитательный

процесс

системы

мер,

направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “

человек среди людей”.

3. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли

семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

Направления работы по диагностике коллектива группы:

1. Изучение личности школьников:

А) тестирование учащихся:

1.

Оценка психологического состояния.

2.

Анализ воспитанности детей в семье.

3.

Адаптационные возможности учащихся.

4.

Ваша воля.

5.

Характеристические особенности личности.

Б) исследование:

1.

Изучение уровня воспитанности школьников.

2. Изучение коллектива:

А) анкетирование

1.

Анализ социально-психологического климата в коллективе.

Ожидаемые конечные результаты

Становление воспитанного социально активного, толерантного

коллектива, в

котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне

развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе.

Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.

Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы

развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой.

Однако

окружающий

мир

предъявляет

свои

требования

к

способности

ребёнка

адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с

окружающей

действительностью.

В

процессе

общения

ребёнок

выбирает

свой

индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. Сохранение и развитие

индивидуальности каждого – вот основная психологическая задача, которая требует

кропотливого ежедневного решения тренером – преподавателем для создания дружного

коллектива.

Содержание программы по формированию толерантного сознания учащихся

включает V уровней:

I уровень: «Найди себя! Познай себя! Реализуй себя!»

Цикл часов общения следующей тематики:

«Мое хобби» (определение самобытности каждого ребенка через раскрытие его

увлечений);

«Белая ворона» (осознание того, что не существует абсолютно идеальных во

всем людей, но все заслуживают внимания и уважения, деление толерантной и интолерантной

личности);

«Я - личность» (формирование позитивной Я-концепции);

«Учитесь

властвовать

собой!»

(развитие

навыков

самовоспитания,

формирование толерантности к себе);

Игровые тренинги по теме:

«Это Я!», «Мой мир», «Гармония с собой» (самоидентификация личности,

формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру).

Коммуникативные тренинги по теме:

Школа общения: «Мое эхо», «Диалог с собой», «Комплимент» (самосознание

своего мира и развитие умения терпимо воспринимать информацию о себе от других людей,

формулирование адекватной самооценки).

Игровая программа

«Классная

компания»

(сознательная

и

личностная

самоидентификация

подростка в коллективе сверстников).

II уровень: «История моей семьи»

Цикл часов общения следующей тематики:

«Моя родословная» (формирование образа себя как представителя рода,

толерантного отношения к себе, своему роду);

«История моего имени» (воспитание уважения и толерантного отношения к себе

как к носителю данного родителями имени);

«Семейная реликвия» (ознакомление с реликвиями своего рода, отработка

навыков и умений толерантного взаимодействия со старшими поколениями).

Коммуникативные тренинги по теме:

«Диалог в семье», «Этика семейного общения» (развитие умений и навыков

ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения, осознания понятий: права,

обязанности, семейная атмосфера и т. д.).

Игровая программа

«Неразлучные друзья…» (умение осуществлять поиск «фактора объединения»

между взрослыми и детьми, формирование чувства взаимоподдержки поколений).

Викторина по «Домострою»

III уровень: «С чего начинается Родина? Культура моего народа»

Цикл часов общения следующей тематики:

«Я родом из..» (формирование чувства гордости за то географическое место, в

котором он родился, развитие индивидуальности самооценки каждого человека);

«Где эта улица? Где этот дом?...» (формирование уважения к своему месту

жительства, расширение познавательной сферы, развитие навыков толерантного восприятия

информации, преподносимой другими);

«Калейдоскоп русского быта» (формирование уважения к своей культуре и

культуре других народов, формирование позитивных установок восприятия социального

опыта народов, принятия национальной позиции другого как данности).

Игровые тренинги по теме:

«Сердце

Данко»

(готовность

к

чуткому,

внимательному,

участливому

отношению с людьми, формирование ответственности за свои поступки и за других людей).

Коммуникативные тренинги по теме:

«Шаг навстречу», «Атмосфера доверия или доброжелательность людей», «Как

избежать конфликта» (развитие культуры речи и осознанного уважительного отношения к

чистой народной речи, формирование таких качеств толерантного общения, как открытость,

ориентация на согласованность мнений, несмотря на социальные, культурные, национальные

различия).

Праздник

«Я, ты, он, она – вместе дружная страна» (актуализация умений и навыков

согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных

народностей).

Игровая программа

«Пойми меня» (осознание своих способностей понимать другого, ориентация на поиск

общих

цивилизованных

путей

решения

сложных

игровых

ситуаций,

требующих

демонстрацию базовых навыков толерантного взаимодействия).

Викторина

«Мой край родной» (расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как

активного наследника культуры, родного края, своей малой Родины).

IV уровень: «Культурно – национальное пространство России»

Цикл часов общения следующей тематики:

«Русь моя, иль ты приснилась мне…» (осознание учащимися могущественности

и величественности России, формирование уважительного отношения к своему Отечеству);

«Великие сыны России» (формирование представлений об обеспечении

могущественности и величественности России сынами отечества – представителями разных

национальных групп, осознание понятия межнациональная толерантность);

«Менталитет – зеркало нации» (выделение понятия менталитета и его

положительных и отрицательных влияний на процесс национального взаимодействия,

национальную согласованность).

Игровые тренинги по теме:

«Этот мир придуман не нами», «В слове Мы - сто тысяч Я» (отработка навыков

практической межнациональной толерантности).

Коммуникативные тренинги по теме:

«Моя твоя не понимает, или премудрости общения», «Вы сказали: Здравствуйте!»

(анализ типичных причин возникновения «тупиковых» ситуаций непонимания в общении

представителей

разных

национальных

групп,

демонстрация

способов

избежания

и

преодоления подобных проблем, осознание понятия эмпатии, развитие готовности и

способности к сопереживанию, сочувствию, пониманию другого человека).

V уровень: «Культура мира»

Цикл часов общения следующей тематики:

«Мы дети твои, Земля!» (введение понятия «Культура мира», о деятельности

великих миротворцев, демонстрация масштабов разрушающей силы непонимания и

нетерпимости между культурами, народами и отдельными людьми, осознание себя как творца

и члена человеческого общества);

«Делать

добро

спешите»

(ориентация

подростков

на

миротворческие,

созидающие отношения с окружающими, определение каждым тех основ поведения,

которыми он руководствуется в жизни);

«Право на жизнь» (осознание подростками самого главного права человека –

права на жизнь, ознакомление с Всеобщей Декларацией прав человека, осознание причин

нарушения прав человека и человеческого достоинства).

Игровые тренинги по теме:

«Возведем мосты, разрушим стены» (формирование ответственности каждого

подростка за соблюдение прав другого человека, определить способы выхода из глобальных

конфликтов).

Коммуникативные тренинги по теме:

«Диалог культур» (развитие навыков позитивного взаимодействия, расширение

общенческих связей подростка с другими подростками с помощью телекоммуникации).

«Смысл

жизни»

(дискуссия

о

проблемах

философии

жизни,

развитие

критического мышления и самостоятельности, социальной ответственности и активности,

формирование толерантного отношения к жизненным трудностям).

Праздник

«Вместе дружная семья» (осознание многогранности связей мирового сообщества,

формирование толерантного отношения к различиям мировых культур).

Викторина

«Имею

право»

(актуализация

знаний

учащихся

о

правах

и

проблемах

во

взаимоотношениях, нарушающих эти права, обобщение полученного опыта о толерантности,

обмен чувствами и впечатлениями).

В последнее время часто используется понятие толерантность — в политике, в

культуре, в образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости

и,

при

всех

различиях

в

толковании

слова,

в

целом

понимали

его

смысл.

Вполне понятно, что именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления

терпимого отношения к людям иной национальной и конфессиональной принадлежности.

Постоянные межэтнические, межконфессиональные конфликты, в том числе и грозящие

перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на

уважении, принятии чужой культуры.

Приложение

Час общения “Учимся строить отношения”

(I-ый уровень)

Цели занятия:

Уч-ся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться

между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их

нарушений;

Развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение,

делать выбор в конкретной ситуации;

Развитие навыков коллективной работы.

Ход занятия:

Уч-ся делятся на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им

дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала,

потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает

ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не

плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё

равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо

было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания

были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики

не поняли”./

В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения

рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил.

Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

Работа с понятиями.

З

адания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”.

Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность,

устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы

смысл слова не менялся.

2-я

группа.

Уч-ся

получают

задание:

сформулировать

определение

понятия

“соглашение”.

Должно

получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие,

договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права

и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

3-я

группа.

Уч-ся

получают

задание:

сформулировать

определение

понятия

“конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное

обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть

другие варианты.

Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.

“Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее

объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы

также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие

способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б

класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате

игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности.

Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений,

которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате

настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете

директора”.

В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

В. Почему возник конфликт?

В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо

найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

Ситуации для обсуждения.

1-я группа.

“Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали

записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в

карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до

занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не

стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

2-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что

Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему

Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель

поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из

мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать,

аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было

его избежать.

ИТОГ:Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны.

Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение

выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные – тема прошлого занятия.

Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную

ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут

произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны

могут и договориться между собой,прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.

Классный час "Вы сказали: "Здравствуйте!"

(V-ый уровень)

Цель:

1. а) познакомить:

- с историей возникновения традиционных приветствий народов мира;

- с различными видами приветствий (синонимичные выражения);

б) научить правильно здороваться в зависимости от ситуаций и особенностей

встречаемого человека.

2. Воспитывать вежливость, доброту, внимание, толерантность к окружающим людям.

3. Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать

материал.

Ход занятия:

Перед началом мероприятия звучит музыка. Использованы фрагменты произведений

"Космическая баллада" (Дидье Маруани) и "Магнитные поля" (Жан-Мишель Жар). Столы в

классной комнате расставлены буквой "П". Классный руководитель – в центре.

I

. Беседа по теме "История происхождения традиционных приветствий у разных

народов"

"Здравствуйте, ребята! - легкое и обычное приветствие. А каково бы было ваше

удивление, если бы начало было таким:

"Ели вы сегодня?" и "Здоров ли ваш скот?"

А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся

друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его

стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или

бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается: пожелать здоровья

рогатым кормильцам скотовода- все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди:

• Национальные обычаи Японии как ни в какой другой стране связаны со множеством

поклонов. Кланяются знакомым и незнакомым: пассажирам автобусов, покупателям,

экскурсантам. В своем доме женщины встречают гостя на камнях, а голову кладут на

касающиеся пола ладони.

• Люди из племени масаи перед тем как поприветствовать друг друга, плюют на руки, а

из племени маори - прикасаются друг к другу носами. Где-то, на Востоке, здороваясь,

наклоняют голову перед сложенными ладонями, прикладывают руку ко лбу, к груди и сердцу.

(Ребята иллюстрируют рассказ сценками).

• Когда здороваются монголы, они протягивают обе руки и пожимают друг другу не

ладони, а выше локтей. Младший должен протянуть свои руки так, чтобы они находились под

руками старшего (иллюстрация сценкой).

Приветствовать - значит сказать еще и какие-то слова.

В прошлом говорили так:

Заканчивающим жатву: "С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!"

Молотильщикам желали: "По сту на день, по тысяче на неделю"

Едящим и пьющим: "Хлеб да соль" или "Чай да сахар".

Вежливый человек не просто отвечал на приветствие, а использовал в ответе

специальную для каждого случая этикетную форму.

Рыбака приветствовали: "Улов на рыбу!" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он.

"Спорынья в квашню! - говорили женщине, которая месит тесто. "Сто рублей в мотну!"

- отвечала она (спорынья - удача).

Один из видов приветствия - рукопожатие. Такой жест выражает повышенное

дружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен.

Вопрос ребятам: Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Пока ребята обсуждают ответ, звучит музыка.

Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что

он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое

рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и

не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках,

мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему

удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная

без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая

для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

Вопрос ребятам: Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

Во время обсуждения ответа детьми звучит музыка.

Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по

стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом

хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"

В книге "Юности честное зерцало..." (написанной во времена Петра I), которая давала

разные наставления, как быть вежливым и учтивым молодым человеком при встрече со

знакомыми, указывалось:

"За три шага шляпу снять приятным образом. Шляпу держать в руках неубыточно, а

похвалы достойно". "Лучше когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и

молодец, нежели когда скажут про которого: "он есть спесивый болван" (Два ученика в

костюмах, изображая глашатаев, зачитывают указы,написанные на свитках).

Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера

головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато

приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение,

приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

Вопрос ребятам: Когда говорят "Привет", "Здравствуйте"?

Ребята обсуждают ответ. Звучит музыка.

Ребята отвечают: Очень много зависит от того, с кем вы поздоровались. Своим

ровесникам, приятелям можно сказать "Привет", взрослым нужно говорить "Здравствуйте".

II

. Обсуждение разыгрываемых детьми сценок.

1. Встреча двух друзей (сценка)

Два мальчика встречаются друг с другом.

- Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой

- Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке,

варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Лилия

Николаевна!"

3. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова,

Петрова!"

Сценки обсуждаются: "Что не правильно?", "Как поступить нужно?".

Ребята дают свои оценки обсуждаемым ситуациям.

Вопросы ребятам:

1.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе

человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.

2.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят

ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Ответ: Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их

приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом,

улыбкой, поклоном.

3.

Вы часто встречаете человека по дороге в школу. Но не знакомы с ним.

Полагается ли в таких случаях здороваться?

Ответ: Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной,

почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах),

даже, если ты с ними не знаком, обязательно.

4.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего

классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович".

Правильно ли поступил Олег?

Ответ: Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!"

III

. Рефлексия (по кругу) 5 минут.

Что дало каждому из вас обсуждение правил приветствия?

IV

. Заключительное слово классного руководителя (на фоне мелодии "Космическая

Баллада" Дидье Маруани).

По - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни -

встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все

времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.

Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание:

"Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне

хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья".

Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте!

(Владимир Солоухов)

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто "Здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Час толерантности «Белая ворона».

(I-ый уровень)

Цель:

Развивать

стремления

быть

терпимым

в

обществе

людей;

воспитывать

интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход занятия:

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать

значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово

"толерантность".

Учитель читает стихотворение С.Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У.

раскрывает смысл высказывания «Белая ворона», приводит примеры, в каких

случаях употребляется это выражение; раскрывает смысл пословицы: «В чужом глазу

соринку разглядит, а в своем – бревна не замечает!». Формирует негативное отношение к

человеческой нетерпимости.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить

дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут

люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из

родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются

беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи,

поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем

просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

– Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно

относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города,

многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали

люди

других

национальностей:

таджики,

узбеки,

грузины,

армяне

и

др.

Русским

предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди

не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И

поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг

другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага –

фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на

север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна

всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн,

террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Высказывания детей.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно

жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас

возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся

интолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо

остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы

поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему

мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не

уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это

означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте

попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

!Это неважно.

?Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

!Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

!Ты пытаешься защитить его.

?Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на

нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное

будущее.

У. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего

урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к

окружающим людям, товарищам? К самому себе?



В раздел образования