Напоминание

Развитие самоконтроля на уроках математики


Автор: Скворцова Алина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 392
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие самоконтроля на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




Введение

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось

содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд

общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации

целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в

современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных

учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной

культуры.

В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение

качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и

образовательных технологий и апробация нового содержания.

«Новое содержание» понимается как содержание, способствующее развитию личности

ребенка, его становления как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том

числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только

самоизменением индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать

эти изменения.

Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку

субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности

получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения,

способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая

раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и

психологических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности

по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов

к культивированию у детей способности к самоорганизации и регуляции деятельности,

прежде всего учебной. Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция

учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с

формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи

учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны,

однако методика работы по формированию этого действия на материале различных

учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения

целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к

случаю.

1. Понятие о самоконтроле у младшего школьного возраста

В начале исследования необходимо дать определение понятию «самоконтроль».

В Словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать

свои действия, поступки».

Другое понятие самоконтроля дает словарь «Профессиональное образование» как

«сознательной регуляции человеком собственных действий, состояний и побуждений на

основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями» .

Термином «самоконтроль» могут быть обозначены особые действия, предметом которых

являются собственные состояния свойства человека как субъекта деятельности, общения

или самосознания.

В своем исследовании за основу возьмем такое определение самоконтроля как

способность человека, благодаря которому он может контролировать процесс и результат

своей деятельности на сознательном уровне.

Центральным звеном самоконтроля является управление содержаниями собственного

сознания, тем, что субъект считает частью своего « Я». При этом могут быть выделены

два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль. В первом случае

предметом контроля являются эмоциональные процессы побуждения субъекта (чувства и

желания). Во втором - его собственные представления, мысли.

Самоконтроль- это социально опосредованное явление, присущее только человеку как

общественному существу.

Ребенок появляется на свет как биологическое существо, для которого не характерны

социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом

активности младенца выступают исключительно его собственные элементарные

побуждения и потребности. Их удовлетворение находится в руках взрослых, и ребенок

лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик,

двигательная активность). Развитие ребенка состоит в освоении им целесообразных

практических действий, посредством которых он обретает возможность самостоятельного

удовлетворения своих отдельных потребностей. Этот процесс осуществляется в общении

с взрослыми, под его непосредственным руководством. Взрослый направляет и

регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения,

осуществляют оценку и контроль. Механизмы контроля сначала выступают для ребенка

как внешние, существующие независимо от него. В результате многократных повторений

ребенок осваивает причинно-следственную природу человеческой деятельности,

постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со

временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным

регулятором активности. Ребенок способен уклониться от определенного действия,

влекущего нежелательные последствия только потому, что мысленно ( во внутреннем

плане) представляет себе эти последствия и не желает их наступления. Освоение этой

способности связано с разрушением определенного внутреннего противоречия. С одной

стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на некоторые шаги; с другой

стороны- уже существует опыт торможения подобных побуждений внешним

воздействием (наказание, неодобрение и т. п.). Исход такого противоречия может быть

различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих

основных потребностей, и внешние регуляторы не повергают его в ситуацию депривации,

то он оказывается, вполне восприимчив, к разумным ограничениям и осваивает их как

собственные, внутренне присущие ему самому регуляторы поведения. От взрослого также

зависит, чтобы самоограничение, производное от внешнего ограничения, не выступало

для ребенка только своей негативной стороной, но было бы поощрено и одобрено.

Становление самоконтроля происходит по мере осознания ребенком того факта, что

выбор оптимального решения есть не отказ цели, а способ её достижения приемлемыми

средствами.

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для

авторитарного воспитания, внешние требования воспринимаются как враждебные и

чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих

человеку норм. При этом формирование способности к самоконтролю затруднено;

ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы; но, демонстрируя следование

им из страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Поэтому ситуация

тотального внешнего контроля приводит к негативному результату: у ребенка не

формируется способность к самостоятельной нравственной оценке. самоконтроль

школьный психологический учащийся

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - так называемый

попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими.

В этих условиях ребенок не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и

самоограничения.

Оптимальная воспитательная стратегия состоит в поэтапном разграничении контрольных

оценивающих функций взрослого и ребенка Задача взрослого - соразмерно с темпом

формирования этой способности переложить на ребенка права и обязанности по

регуляции собственного поведения. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и

внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью

самостоятельно оценивать направлять свое поведение. Достижение этой способности

отчасти и знаменует собой наступление психологической и социальной зрелости.

2. Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию

Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением,

корректировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от

нежелательных действий, неправильных поступков.

В начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, приемы

действий, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем. Занимаясь разработкой

технологических приемов развития самоконтроля у детей на уроках в начальной школе,

выявлено, что ученик владеет самоконтролем, если:

- умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу);

- изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности,

- планировать состав действий, определяя субъективные трудности;

- сличать действия с образцом, заданным учителем;

- умеет самостоятельно находить ошибки,

- анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять их;

и т.д.

Саморегуляция - контроль и управление человеком собой, своими психологическими

процессами, состоянием и поведением. Человек вполне в состоянии управлять всем, что

осознается им и находится под контролем его воли.

Самоконтроль в психологии и поведении может осуществляться исключительно на

сознательной основе.

Желая избавиться от отрицательных своих качеств, человек намечает цель, планирует и

контролирует шаги на пути ее достижения. Всё это - сознательные процессы. Как правило,

человек осознает определенные свои способности и интересы, черты характера, мысли и

чувства, реакции на обстоятельства жизни. Всем этим, в принципе, он может управлять.

Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно, тем более, если речь

идет о формировании самоконтроля у младших школьников. Для этого нужна помощь

окружающих, в том числе и учителей, так как со стороны легче контролировать

происходящие изменения в поведении человека.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает

положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных

программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления

учащихся, и их мотивацию к учению. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает

удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил. Он способствует

развитию характера в ходе выполнения домашнего задания. Из школы ребенок приходит

уставший, и ему естественно хочется отдохнуть. Кроме того, по возвращении домой

возникает много других, отвлекающих от учения дел: посмотреть телепередачу, погулять,

пообщаться с друзьями, поиграть или просто лечь и немного поспать. Для того чтобы в

ходе выполнения домашнего задания укреплялся характер ребенка, необходимо: во-

первых, приучать его делать домашнее задание сразу же по возвращении из школы домой

или спустя короткое время после отдыха. Во-вторых, начинать выполнение домашнего

задания с самых трудных учебных предметов. В-третьих, научиться контролировать себя,

всегда тщательно проверять правильность выполнения домашнего задания. Следование

этим правилам самоконтроля наверняка будет способствовать развитию волевых и

деловых черт характера у ребенка.

Ощущение потребности в самоконтроле и самоанализе начинает проявляться в

подростковом возрасте и тогда появляется нужда в тактичной педагогической помощи

взрослых. Если такая помощь со стороны педагогов и взрослых была организована ранее,

на начальных этапах развития и обучения ребенка, то в подростковый период

самоконтроль и самодисциплина позволяет подросткам более сознательно строить свою

жизнь и контролировать себя, принимая то или иное решение или какое-либо действие.

Овладение способами самоконтроля не только активизирует процесс учения, расширяя

возможности усвоения, но и приводит к качественно новым формам активности, которая

выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации, что непосредственно

влияет на воспитание личности ученика, определяя его самосознание, отношение к себе,

сверстникам и окружающему миру.

3. Формирование самоконтроля в учебной деятельности

Формирование учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный и идти может

многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет

обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной

деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое

значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную

деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Понимание того, что самоконтроль нужно формировать в учебной деятельности возникло

из необходимости решения следующих проблем:

- ученики представляют себе учебную деятельность нерасчлененной, несамостоятельной,

непланируемой;

- учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учениками;

- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

- отсутствуют или не совсем четко сформулированы критерии контроля учебной

деятельности;

- педагоги видят эти затруднения учащихся и способны их снимать.

Именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый

самим ребенком процесс.

Существует несколько подходов и приемов по формированию самоконтроля в учебной

деятельности. Одним из таких подходов является подход. разработанный А.Г.Пачиной[3] .

Он выстроен с учетом возрастных особенностей младших школьника, характера его

мышления и особенности эмоциональной сферы. Формирование самоконтроля

происходит в процессе четырехлетнего обучения в начальной школе. С 1 класса учитель

сначала наблюдает за поведением детей и фиксирует исходный уровень развития умений

самоконтроля. После чего у учащихся формируются начальные представления о

самоконтроле, а именно о результате деятельности, цели, взаимосвязи между результатом,

целью и процессом, а также о ходе действий по достижению цели. В конце 1 класса

проводится диагностика развития самоконтроля, дети сравнивают свой уровень с

исходным, отмечают свой рост.

Во 2 классе происходит повторение знаний о самоконтроле, развивается умение

контролировать свой результат, через развитие умения описывать цель и результат,

выявлять их существенное признаки, через формирование понятия «знание» как учебной

цели.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученики хорошо представляли себе

конечный продукт своего труда. Четкое осознание цели своей деятельности своей

деятельности способствует ее эффективной организации, мотивации, что, несомненно,

сказывается на результатах усвоения. На специально спроектированных уроках

формируется понятие «цель». Большое внимание уделяется конкретизации «незнания» как

при постановке учебной задачи, так и в процессе ее решения.( Чему мы договорились

научиться? Какая цель наших действий? И т.п.). Когда цель достигнута, ученики

соотносят, сравнивают ее со своими представлением при постановке учебной задачи,

оценивают. (Что хотели получить и что получили?)

Процесс решения учебной задачи сопровождается графическим изображением, т.е.

фиксируются промежуточные результаты на пути достижения поставленной цели.

Организованный таким образом процесс решения учебной задачи способствует

формированию самоконтроля как результата деятельности у учащихся, а также

подготавливает их к формированию способности к пооперационному контролю.

Умение контролировать процесс достижения цели - пооперационный контроль

достигается путем формирования понятия «процесс» через получение знания о действии

как о «звене процесса; понимание значимости правильного варианта выбора действий;

формирование способа планирования действий через получение знания, что такое «план

действий» и способа реконструкции ошибочного действия как способа самоконтроля.

Пооперационный контроль обеспечивает осознанное выполнение учебного задания на

всех его этапах, своевременное исправление ошибок. Учащиеся, прошедшие этот этап

формирования действия контроля, приобретают умения:

- выделяют и осознают возникшие в процессе решения задачи затруднения;

- осознают, к какому этапу решения задачи относится затруднение;

- могут самостоятельно вернуться к оценке предыдущих этапов решения;

- указать на состав и последовательность выполненных операций

Пооперационный контроль относится не только к выполненным действиям, но и к

планируемым, что обеспечивает возможность анализировать работу над учебным

заданием еще до фактического его выполнения, предполагать, прогнозировать результат.

Владея такой формой контроля, ученики, получив учебное задание, не спешат сразу его

решать. Вначале они планируют ход его выполнения, сопоставляют и оценивают

известные им способы решения, сознательно отбирают наиболее рациональные в данных

условиях, продумывают возможные последствия их применения и лишь после этого

приступают к выполнению задания. Если возникает потребность, ученики могут

вернуться к любому этапу выполнения задания, проверить состав выполненных действий,

осознать ошибочные и их исправить. Овладение планирующим контролем

свидетельствует о том, чтобы учебная деятельность приобрела необходимые черты

саморегуляции. Ученики сознательно строят свою учебную деятельность, предвидят

возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают меры по их

предупреждению.

Так, после целенаправленной работы с учащимися происходят изменения:

- ученики устанавливают связь между результатом действия в ходе его получения;

- различают мыслительные и практические действия в ходе выполнения задания и

устанавливают связь между ними;

- строят версии того, «как думали», выявляя при этом разные способы выполнения

(правильные и неправильные);

- сравнивают результаты реконструкции, что позволяет ошибавшимся ученикам

обнаружить недостающий в их действиях элемент способа, связать с уже имеющимся и

исправить ошибку в решении.

После исправления ошибки ученики переходят к выполнению заданий, направленных на

усвоение уточненного способа, фиксируя в результате его освоения изменением в себе:

«Не мог выполнить задание, а теперь могу».

В 4 классе развиваются умения самоконтроля с использованием заданий разного типа с

целью формирования самоконтроля на разных уроках. Ученики фиксируют уровень

развития умений в «Картах наблюдения за развитием самоконтроля», сравнивают его с

предыдущим, проводится рефлексия.

Существует и другой подход формирования самоконтроля в учебной деятельности,

предложенный Тухман И.В.[4] Автор предлагает в качестве дидактического пособия,

специально разработанные дневники, содержание которых позволяет каждому ученику на

каждом уроке «упражняться» в самоконтроле и самооценке. Кроме того, работа в

дневниках способствует более качественно подходить к формированию теоретических

понятий по предмету. Дневник состоит из двух частей:1-структура понятия, 2-

контрольная работа, показывающая уровень сформированности этого понятия.

Данная методика может использоваться на любых предметах. Для этого учителю

необходимо составить технологические карты формирования понятий.

Упражнения на развитие психических процессов и другие формы и методы работы могут

применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.

4. Формирование самоконтроля на уроках математики

Виды работ, способствующие формированию самоконтроля

Существуют некоторые приемы, способствующие развитию самоконтроля на уроках

математики на разных его этапах. Вот некоторые из них:

- выделение элементов букв, опорных точек и выбор удобного направления движения

руки

- составление «цепочкой» задачи по данной схеме

- обратные задачи

- подбор вопроса к данному условию задачи

- решение задач с неполными или избыточными данными

- составление для одноклассников задач с неполными или избыточными данными;

- выделение частей и целого

- «лучики» в буквенно-графической модели

- фиксация количества знаков в многозначном числе;

- фиксация места переполнения цифр в разрядах стрелками;

- определение количества цифр в результате сложения или вычитания многозначных

чисел точкой

Для формирования самоконтроля у ребенка следует обучить его приему - проверка

решения . Оно начинается с того, учитель пишет столбик примеров, в которых ученик

должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными.

Например, так: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8.

Для проверки ученику дают красный карандаш. Против верных ответов он ставит плюс, а

неверные зачеркивает, надписывая нужное число сверху.

На втором этапе занятий ученик сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были

правильны, другие - нет. Листок откладывается на 2-3 дня (для забывания), затем

проверяются так же, как раньше проверялось задание, подготовленное учителем. Все эти

занятия проводятся в форме игры « в учителя».

Когда ученик научится быстро и точно проверять примеры (записанные как учителем, так

и им самим), нужно побудить его применять выработанный навык по отношению ко всем

математическим заданиям.

За исправления никогда не следует ругать, так как самоисправления - это первая форма

самоконтроля.

С целью формирования самоконтроля и навыков устных вычислений используются серии

дидактических игр. Например, игра « Математические пазлы» , которые состоят из: а)

поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение; б) пазлов с заданиями.

Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и

набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с другой -

числовое выражение. Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на

поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены

правильно, то получится, например, иллюстрация к сказке «Теремок». Побеждает

учащийся, справившийся с заданием первым.

Игра «Лесенка» . Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры

составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в

виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей

ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так

примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он

записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример

совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети

контролируют себя: по порядку ли они идут.

Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами:

2-1= 3-1= 0+3= 9-9=

1+1= 7-7= 5-3=

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов

равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей

приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет

возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным

образцом.

Другая форма работы над самоконтролем предполагает следующее: ученики разбиваются

на пары и работают с карточками, на одной стороне которых записаны примеры на

таблицу умножения и деления, а на другой - ответы. Учащиеся решают примеры,

откладывая в сторону карточки с числовыми выражениями, значения которых найдены

неправильно. Учитель оценивает работу, например, по заучиванию таблицы умножения и

деления на «5» следующим образом: за одну ошибку ставится «4», за две ошибки-«3», за

три и более ошибки - незачет. Результаты опроса вывешиваются ежедневно на доске. Дети

видя свои результаты, и если, например в графе «Таблица умножения на 5 » у ученика нет

отметки (незачет), то он понимает, что именно эту таблицу он должен повторить.

Ученикам не надо говорить, какие примеры им надо решать, чтобы исправить свои

отметки только на «5». Они сами находят на перемене перфокарты с табличными

случаями умножения и деления и быстро пишут ответы в тетрадях. Такая работа

позволяет учителю иметь полную картину успеваемости учащихся, своевременно

проводить необходимые корректирующие мероприятия и развивает самоконтроль у

учащихся.

Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают

знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую

деятельность. Учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении,

сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается

самоконтроль.

В-15

С.8 №4

С.15 №5

Учитель может внедрять на уроке математики задания с карточками . На каждой карточке

записано задание из учебника. Делается 20-30 карточек такого вида:

Учитель решает задание всего один раз, а ответы записывает в тетради самоконтроля. Вот

так: В-1: 5,8 3-7,6 5-7,10

В-2: 4,7 4-8,9 6-8,11

Проверять такие карточки по тетради самоконтроля у учителя может каждый ученик,

начиная со 2 класса. Учитель проверяет все тетради класса за несколько минут. Обычно в

карточках предлагается 2-3 задачи, можно брать и примеры. Тогда дети будут писать

только ответы, а учитель по ответам проверит решение у ребенка.

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка,

так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ

своих товарищей, чем к проверке своих работ. Дети, объединенные в пары, могут

обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и

решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя. Это

позволяет детям убедиться в правильности решения задачи.

на одинаковые прямоугольники.дующем: берутся две карточки одинакового вопрос,

помещенный в первой карточкеть государственному 2.2.

Текстовая задача как средство формирования самоконтроля

Текстовая задача - мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и

оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и

уровня умственных способностей.

В процессе решения младшим школьником текстовой задачи можно выделить следующие

этапы:

· мотивационный, связанный с актуализацией интересов и мотивов учения;

· ориентировочный, на котором происходит анализ текста задачи, установление связей и

зависимостей между данными и искомыми, перевод выявленных зависимостей на язык

математических выражений и составление плана решения задачи;

· исполнительный, непосредственно связанный с реализацией плана решения задачи;

· контрольно - оценочный, на котором осуществляется проверка решения задачи.

Именно на последнем этапе у учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки

самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Для решения данной

проблемы учителя могут использовать некоторые задания для формирования у

школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи.

Задача В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в

вазе?

Вместе с задачей ученик получает карточку, на которой записано два варианта решения,

одно из которых не верно:

1) (7+2) +7=16

2) (7-2)+7 =12

Задание состоит в следующем: « Внимательно прочти задачу и выбери правильное

решение». Для выбора правильного решения ученику необходимо произвести анализ

предложенных вариантов решения в плане установления соответствия арифметических

действий характеру отношений между данными задачами.

Задача. Девочка купила 8 конфет, а мальчик - 5 таких же конфет . Какой из вопросов

можно поставить к условию задачи:

1) Сколько всего конфет купили дети?

2) На сколько меньше конфет купила девочка, чем мальчик?

3) Сколько стоит одна конфета?

Задание на выбор правильного вопроса к данному условию способствует формированию

самоконтроля на этапе анализа условий задачи.

Вывод

Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий с представленными

на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей

записи для каждой задачи и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а

также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной

деятельности. Осознанность действий ученика станет ясна при объяснении данного

выбора. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о

достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне

произвольного внимания.

На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в

условие задачи. Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение для данной

задачи, и выбрать подходящие выражения для решения.

Таким образом, предложенные варианты заданий к задачам нацеливают ученика на

осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности,

правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.

Из всего выше сказанного следует, что самоконтроль - это свободное, сознательное,

лишенное внешнего принуждения регулирование своего поведения, его мотивов и

побуждений. Становление самоконтроля - один из центральных механизмов

социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом

норм поведения, преобразования этих норм во внутренние механизмы саморегуляции.

Благодаря самоконтролю у ребенка развиваются такие важные качества личности как:

трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной перед ним цели, а

также добросовестность и самостоятельность в выполнении порученной ему работы, что

очень важно для будущей учебной и профессиональной деятельности каждого человека.

Формирование самоконтроля в учебной деятельности является процессом

последовательным постепенным, имеющим свои определенные цели, этапы и задачи.

Существуют методические разработки, приемы и способы формирования самоконтроля,

которые внедряются в учебный процесс и благодаря их реализации ученики изначально

приобретают навыки самоконтроля, помогающие им в дальнейшем.

Литература

1. Аргинская, И.И. Особенности обучения младших школьников математике / И.И

Аргинская, Е.В., Вороницына, Е.В. [Электронный ресурс]

2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К.

Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 291 с.

3. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий //Начальная школа №4,

1979.

4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.,

1974.

5. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных

навыков //Начальная школа №2, 1986.

6. Макарова Н.П., Методические аспекты преподавания основ алгоритмизации. Развитие

логического мышления школьников // Народная асвета - 2010.- №7.- С.27-32

7. Пачина А.Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа.

- 2004. - №11. - С.31-37

8. Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике - М. , 1957.

...



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники