Напоминание

Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств


Автор: Карпова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО "Курчатовская ДШИ"
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего дошкольного возраста, в условиях детской школы искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад





Программа

формирования

интереса

к

игре

на

музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего

дошкольного

возраста,

в

условиях

детской

школы

искусств.

Методическая разработка преподавателя МКОУ ДО «Курчатовская

ДШИ» по специальности аккордеон Карповой Светланы Владимировны

г. Курчатов -2016г.


Мод е л ь

ф о рм и р ов а н и я

и н т е р е с а

к

м у з ы к а л ь н о -

исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного

возраста в условиях детской школы искусств.
В основу модели педагогического процесса, направленного на формирование интереса к музыкально-исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного возраста положены работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина о ведущей роли деятельности в развитии личности и игры, как особого вида деятельности дошкольников. В тоже время, мы учитывали выводы сделанные в работах Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, В.Г.Иванова, Н.А.Курочкиной, В.И.Логиновой и других, о том, что интерес не формируется вне деятельности. Ими же было отмечено, что основными условиями формирования интереса является: - наличие избыточной информации; - развивающая среда; - опора на ведущий вид деятельности; - организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, общения); - расширение и углубление знаний; -успешное овладение общими и специальными навыками умственной деятельности; - включение в активный поиск знаний, в самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи. Исходя из этого, мы разработали модель педагогического процесса для учреждений дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста. 1

Игровая деятельность.

Эмоцио-нальная

отзывчи-

вость.

Основы

музыка-льной

грамоты.

Досуговая

деятель-ность.

Исполнительская деятельность.

Интерес.
Рисунок 1. «Модель педагогического процесса». Наша модель образно представлена на рисунке 1 и изображает храм, в котором живёт музыка. Фундамент данного храма – это игровая деятельность, поскольку она является ведущей в дошкольном возрасте. На фундаменте три несущие колоны: - эмоциональная отзывчивость на музыку; - основы музыкальной грамоты; - досуговая деятельность. Эти три колоны – это учебные блоки, реализация содержания которых позволяет стимулировать развитие исполнительских умений и навыков. И только при условиях достаточно устойчивого взаимодействия, у детей будет сформирован интерес, который и венчает образную модель.
1 блок –
эмоциональная отзывчивость. В основе формирования эмоциональной отзывчивости на музыку лежит музыкальное восприятие. Слушание музыкальных произведений в исполнении педагога и аудиозаписи, рассказы об истории музыкальных инструментов и 2
композиторах, просмотры видеозаписей исполнения музыкальных произведений оркестрами и сольные выступления, посещение концертов ведёт к обогащению впечатлений детей, к способности глубже почувствовать и познать музыку, к более глубокому её переживанию.
2 блок –
основы музыкальной грамоты. Ребёнок познаёт нотную грамоту, читает с листа, овладевает игрой на музыкальном инструменте, сочиняет и транспонирует музыку, импровизирует, играет в ансамбле с педагогом в единстве через теоретическую и практическую работу, сочетая в себе игровые приёмы и упражнения, стихотворения, загадки, игры. Овладевая этими знаниями, ребёнок сможет самостоятельно передавать свои впечатления, музыкальные образы, умение слушать своё исполнение, активизировать фантазию и творческое начало, заострить ощущения звукового колорита.
3 блок –
досуговая деятельность, также играет большую роль в развитии интереса к исполнительской деятельности. Она призвана закрепить все полученные представления, знания и умения в выступлениях детей на различных концертах, досугах, праздниках. Подготовка концертных номеров, сольные выступления, ансамблевая игра, оформление рисунками детей класса для родительского собрания, чувство праздника вызывает у детей яркие впечатления и переживания. Взаимосвязь трёх блоков, их сочетание в работе с детьми, ведут к развитию исполнительских умений и навыков, к желанию познать большее, к формированию более устойчивого интереса.

3

Программа формирования интереса к игре на музыкальном

инструменте

аккордеон

у

детей

старшего

дошкольного

возраста, в условиях детской школы искусств.

Аккордеон
– один из популярных и любимых в народе музыкальных инструментов. Аккордеон является разновидностью гармоники, возникшей более 150-ти лет назад на основе конструкции переносного органа. Звук в аккордеоне образуется при помощи колебаний металлической пластины- язычка под воздействием струи воздуха в результате движения меха. Корпус аккордеона состоит из трёх основных частей: правой части корпуса, левой части корпуса и меха, соединяющего между собой оба корпуса. Правая клавиатура построена по рояльному принципу. Как правило, вдоль правой клавиатуры расположены регистры. Левая кнопочная клавиатура оснащена басовыми звуками и готовыми аккордами. Рядом с левой клавиатурой могут также располагаться регистры. Мех служит для нагнетания воздуха в оба корпуса, под давлением которого происходит колебание металлических голосов, в результате чего возникает звук.
Аккордеон
– сложный в изучении инструмент. Играть приходится на двух (или на трёх, если аккордеон готово-выборный) принципиально разных клавиатурах, причём левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле зрения педагога на протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента, постановка рук ученика. Аккордеон обладает особыми свойствами, которые характерны только для данного музыкального инструмента. Готовые аккорды левой клавиатуры дают преимущество аккордеона перед другими инструментами. Многие пьесы танцевального плана, песни, эстрадные произведения легче играть, так как нажатием одной кнопки берётся целый аккорд. Тем самым, левая клавиатура прекрасно справляется с функцией аккомпанемента, предоставляя широкие возможности соло в правой. 4
Аккордеон с готово-выборной системой, значительно расширяет возможности инструмента и репертуар. Так как при нажатии клавиши извлекаются не аккорды, а отдельные звуки хроматической гаммы. Многие произведения, написанные для других инструментов, становятся доступны аккордеонистам, освоившим готово-выборный аккордеон. А произведения старинных мастеров, получили второе рождение, так как портативность аккордеона – «маленького органа» - позволяет донести шедевры мировой музыки в самые труднодоступные уголки России. Рояльный принцип построения правой клавиатуры позволяет не только освоение владения аккордеоном, но и даёт знания и навыки игры на фортепиано, что вызывает интерес у обучающихся. Наличие регистров (что характерно только для аккордеона), значительно расширяют возможности инструмента. Они служат для изменения окраски, насыщенности и высоты звука, расширяют диапазон инструмента. Позволяют имитировать звучание других инструментов (фагот, орган, гобой, скрипка и др.) Благодаря особенностям аккордеона, обучение игре на данном инструменте имеет большое значение для развития ребёнка. Это не только формирование навыков музицирования, но и формирование музыкально- художественных и слуховых представлений, развитие музыкальных способностей и творческой фантазии, расширение кругозора, активизация творческого мышления развитие внимания, памяти, мышления, а также трудолюбия и способности к саморазвитию.
Основной формой учебной и воспитательной работы,
по предмету «Музыкальный инструмент» (аккордеон), в классе с детьми дошкольного возраста, является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Наряду с традиционной, индивидуальной формой проведения урока, возможны мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая – либо его часть) используется для работы с двумя 5
– тремя учениками одновременно. Это даёт возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игре, а также расширению музыкального кругозора учащихся. Основной
целью
программы является: формирование навыков выразительной игры на аккордеоне и формирование интереса к музыкально- исполнительской деятельности на аккордеоне у детей старшего дошкольного возраста, а также: - вызвать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства, развивать творческое воображение; - вызывать и поддерживать интерес детей к музыке; - развивать музыкальные способности – звыковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; - расширять знания детей о музыке; - побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности; - формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, творческого воображения через определённые методы работы с детьми, для развития интереса к музыкальной деятельности на аккордеоне. Вся работа, направленная на формирование интереса к музыкально- исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в четырёх основных направлениях: - слушание музыки; - изучение основ музыкальной грамоты; - исполнительская деятельность; - досуговая деятельность. В процессе слушания музыки у детей должны сформироваться представления об основных средствах музыкальной выразительности и о выразительных возможностях аккордеона. Например, имея свой особый 6
голос (наличие регистров), аккордеон обладает широким диапазоном звучания: от имитации звучания флейты-пикколо до органа – инструмента оркестра. Изучение «Основ музыкальной грамоты», позволяет ребёнку научиться использовать средства музыкальной выразительности в собственной музыкально-исполнительской деятельности, читать партитуры. Досуговая деятельность, позволяет сохранить положительный эмоциональный фон деятельности, интерес к игре на аккордеоне. При этом до суговая деятельно сть, позволяет с формировать ко л л е к т и в единомышленников, в котором центральным звеном является педагог. В музыкально-исполнительской деятельности происходит непосредственное освоение музыкального инструмента и его художественно- выразительных возможностей. Таким образом, основной
целью
данной программы является формирование навыков выразительной игры на аккордеоне и формирование интереса к музыкально-исполнительской деятельности на аккордеоне. Развитие навыков игры на аккордеоне и формирование интереса к музыкально-исполнительской деятельности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных формах. Ведущей формой являются индивидуальное занятие. Занятие имеет традиционную структуру: вводную, основную и заключительную. Во вводной части необходимо создать эмоционный фон, дать ребёнку эмоционально-мотивационную установку, настроить ребёнка на занятие. Основная часть занятия направлена на развитие и формирование навыков выразительной игры на аккордеоне, развитие музыкальных способностей, освоение музыкальной грамоты через разнообразные методы и приёмы работы с детьми старшего дошкольного возраста. 7
В заключительной части необходимо совместно с ребёнком проанализировать пройденный материал во время занятия, оценить работу ребёнка за работу во время занятия и за выполнение домашнего задания. Для формирования воображения, мышления, увлечённости, инициативы, трудолюбия, самостоятельности, ответственности и способности к саморазвитию. А также для закрепления полученных знаний, необходимо дать ребёнку задание на дом.
Построение занятия:
Вводная часть: - беседа. Основная часть: - слушание музыки; - изучение нотной грамоты; - постановочные упражнения; - игра на инструменте; - проверка домашнего задания. Заключительная часть: - анализ урока; - оценка; - домашнее задание.
Содержание работы:

1. Слушание музыки.
Цель: - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и столетий и народной музыки; - вызывать сопереживание музыке, проявления музыкальной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; - развивать музыкальное мышление детей; - развивать творческое воображение; 8
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности; - расширять знания детей о музыке; - вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представление о красоте; - побуждать к оценке музыки, поддерживать проявления оценочного отношения. Слушание музыки, в соответствии авторской программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры».


2. Музыкальная грамота.
Цель: -ознакомление детей с элементарными теоретическими понятиями; - развитие умений анализировать изучаемый материал; - воспитание музыкального мышления. На первом году обучения ребёнок должен усвоить: В первой четверти : - название звуков, ноты и клавиши в пределах первой октавы скрипичного ключа, правой клавиатуры; гамму С, устойчивые ступени (У); - длительности нот (целые, половинные, четвертные, восьмые), паузы соответствующих длительностей; - понятия: такт, размер (2/4, 4/4), темп, метр, ритм, штрихи (нон легато), динамика (f-форте, p-пиано), реприза, регистры (низкий, средний, высокий); Во второй четверти: - расположение нот в пределах второй октавы скрипичного ключа; - знаки альтерации (диез), гамма G, устойчивые ступени (У); - понятия: размер (3/4), штрихи (легато, стаккато), динамика (mf- меццо- форте, mp- меццо-пиано, <- крещендо, >- диминуэндо), обозначение темпа на итальянском языке (Adagio- медленно, Allegro- скоро, быстро, Moderato- 9
умеренно), знак вольты, музыкальная форма (мотив, фраза, предложение); - басовый ключ, расположение нот в басовом ключе, расположение басов фа, до, соль в левой клавиатуре. В третей четверти: - знаки альтерации (бемоль), гамма F, устойчивые ступени (У), бекар; - понятия: ключевые и случайные знаки альтерации, транспозиция, затакт, темпы (Largo- широко, Vivace- живо, Andante- умеренно, в характере обычного шага). - готовые мажорные аккорды (Б). В четвёртой четверти: - расположение басов ре, ля, ми, си в левой клавиатуре, минорные аккорды (М); - расположение басов на вспомогательном ряду (В) в левой клавиатуре, септаккорд (7). - понятия: одноимённые слигованные ноты, нота с точкой, длительности нот (шестнадцатые), гармонические интервалы, темпы (Andantino- неторопливо, не спеша, Allegretto- довольно оживлённо, с движением).
3. Игра на инструменте.
Цель: - воспитание любви к музыке посредством музыкального инструмента - аккордеон; - формирование интереса к игре на инструменте в процессе овладения исполнительскими навыками; - формирование первоначальных музыкально-художественных и слуховых представлений, развитие творческой фантазии, расширение кругозора; - развитие способностей ученика, воспитание его музыкальной культуры; - овладение и закрепление постановочными моментами, формирование навыков музицирования. 10
На первом году обучения ребёнок должен усвоить: В первой четверти : - постановочные упражнения, упражнения для освоения навыков ведения меха, упражнения для пальцевой активности, формирования аппликатурных принципов, развитие игровых навыков в пределах одной позиции, упражнения на усвоение длительностей нот, гамму С штрих нон легато, устойчивые ступени; - мелодии до четырёх- пяти звуков, с переносом в другую октаву; - 3 - 4 музыкальных произведения (детских песенок) правой рукой в одной позиции до четырёх – пяти звуков; - 2 – 3 музыкальных произведения в ансамблевом исполнении с педагогом; - подбор по слуху песенок до 2- 3 звуков; Во второй четверти: - постановочные упражнения с перемещением и переносом пальцев и кисти, упражнения на освоение штрихов легато и стаккато, упражнения на овладение динамическими оттенками, гаммы C, G всеми штрихами, устойчивые ступени; - 3 – 4 музыкальных произведения с перемещением пальцев, и переносом в другую октаву правой рукой в скрипичном ключе, применяя штрихи; - 2 – 3 произведения в ансамблевом исполнение с педагогом; - подбор по слуху песенок до 4 – 5 звуков; - игра упражнений и песенок в басовом ключе левой рукой используя басы (фа, до, соль), игра с поочерёдным вступлением рук. В третий четверти: - гаммы C, G, F штрихами легато, нон легато, стаккато, устойчивые ступени; - пьесы с встречающимися случайными знаками альтерации, штрихами, динамическими оттенками; - 2 – 3 произведения с аккомпанементом в левой руке (мажорные аккорды); - 2 – 3 произведения в ансамблевом исполнение с педагогом; 11
- игра песенок с басами основного ряда в аккомпанементе; - игра мажорных аккордов, подбор аккомпанемента (полька, вальс). - транспонирование пьес в одной позиции правой рукой; - подбор по слуху песенок до 6 звуков. В четвёртой четверти: - гаммы C, G, F всеми штрихами, устойчивые ступени, Т3/5, Т6, Т4/6; - пьесы с встречающимися одноимёнными слигованными нотами, с затактом, нотой с точкой, со скачками в мелодии;
-
игра минорных аккордов в левой руке; - 2 – 3 произведения с аккомпанементом в левой руке (мажорные, минорные аккорды), со штрихом легато в мелодии и нон легато в аккомпанементе; - 2 – 3 произведения в ансамблевом исполнение с педагогом; - подбор по слуху со скачками в мелодии.
3. Досуг.
Цель: - повышать интерес к занятиям; - стимулирование дальнейшего совершенствования мастерства; - обогащение впечатлений детей новыми впечатлениями; - воспитание чувства товарищества, вовлечение детей в коллективное музицирование. В течение каждой четверти проводятся 2 – 3 досуговых мероприятия. 12

Список литературы.

1
Актуальные вопросы формирования интереса к обучению. /Под ред. Щукиной Г.И. – М.: Просвещение, 1984.
2
Альсира Легаспи де Арисменди. Дошкольное музыкальное воспитание. Пер. с исп. /Общ. Ред. М.Шуаре. – М.: Прогресс, 1989.
3
Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Советский композитор», 1985.
4
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 1999.
5
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983.
6
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М.: «Музыка», 1966.
7
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967.
8
Венгер Л.А. Наша группа. О развитии познавательных способностей ребёнка. – М.: Знание, 1978.
9
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.
10
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки : Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН – Пресс», 2003.
11
Дусовицкий А.К. Формула интереса. – М.: Педагогика, 1989.
12
Дусовицкий А.К. Воспитывая интерес. – М.: Знания, 1984, 79 стр.
13
Журкина А.Я. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей. //Дополнительное образование. – 2002. - №3, с.-12.
14
Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. – М.: Музыка, 1987. 13

15
Зимина А.М. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2000.
16
Игнатьева Н.Г. музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования. //Дополнительное образование. – 2002. - №3.
17
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
18
Курочкина Н.А., Лейкина Б.С., Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч – 2., - М.: Просвещение,1988.
19
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1988.
20
Кравчук Л. Занимательные игровые ситуации для развития у детей 3-6 лет музыкальных способностей с использованием ЭВМ. //Д/в. – 1985. № 2.
21
Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986.
22
Кленова Н.В. Развитие дошкольников в учреждении дополнительного образования. //Дополнительное образование. – 2002. - № 11.
23
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ. Редактор О.В.Исакова. – М.: 1988.
24
Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
25
Музыкальное воспитание в школе. Составитель О.А. Апраксина. – М.: Музыка, 1978.
26
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1997. – 240 с. 14

27
Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приёмы в музыкальном воспитании дошкольников. //Д/в. – 1995. - № 8, с. 122.
28
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие. – Ленинград.: «Советский композитор», 1989.
29
Мелнхорн Г., Мелнхорн Х. – Г. Гениями не рождаются. – М.: Просвещение, 1989. – 153 с.
30
Программа обучения для подготовительных групп ДШИ. /Под ред. Т.Г. Кабо. – Курчатов.: 2000.
31
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сад. /О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палаваношивили. Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
32
Серковская Т. Сольфеджио. Учебное пособие для 1 класса ДМШ и ДШИ. – Белгород.: 1996.
33
Тютюнникова Т. Часы и часики. //Д/в. – 2002. - № 6, с. 117.
34
Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками». //Д/в. – 2000. - № 5, с. 13.
35
Фадеева Ю.В. Диагностика музыкального развития учащихся на уроке фортепиано. //Дополнительное образование. – 2003. - № 12, с.31.
36
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.
37
Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. – М.: Знание, 1972.
38
Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии. – М.: «РОСМЭН», 2001.
39
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999.
40.
ЯсвинВ.А.Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды. //Дополнительное образование. – 2000. - №2. 15


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники