Напоминание

"Изучение видов глаголов на занятиях русского языка как иностранного"


Автор: Попова Кристина Борисовна
Должность: преподаватель РКИ
Учебное заведение: Белгородский Аграрный Университет им. В.Я. Горина
Населённый пункт: п.Майский
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение видов глаголов на занятиях русского языка как иностранного"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изучение видов глаголов на занятиях русского языка как иностранного.

Грамматика русского языка является довольно сложным аспектом для иностранных

студентов.

В русском языке существует огромное количество исключений и грамматических правил.

Так, одной из самых сложных тем при обучении русскому языку как иностранному

является глаголы несовершенного и совершенного вида.

Трудностью

в

усвоении

данных

глаголов

является

как

образование

форм

несовершенного и совершенного вида, так и способы употребления в разговорной и

письменной речи. Использование глаголов СВ и НСВ зависят от контекста, поэтому

целесообразно показывать функции данных глаголов, исходя из конкретных примеров.

Все глаголы в русском языке считаются разными словами. У глагола есть только один

инфинитив, одна определенная форма, отвечающая на вопрос, что делать, что сделать?

Глаголы писать -написать, читать-прочитать, считаются абсолютно разными словами. Т.к. у

глагола

писать

два

инфинитива,(писать-написать),

значит

они

являются

двумя

различными словами.

При объяснении образования видовых пар глаголов, студентам необходимо объяснить,

что глаголы совершенного вида в большинстве случаев формируются с помощью

приставок. Самые распространенные приставки: -про; -у; -по; -за; -на; -при; -с; -вы. (читать-

прочитать,

видеть-

увидеть,

слушать-послушать,

болеть-заболеть,

писать-написать,

готовить-приготовить,

есть-съесть,

пить-выпить).

При

формировании

глаголов

СВ

возможно использование суффиксов: -ива; -ыва; -ва; -а; -я. Например, забывать-забыть,

открывать-открыть, изучать-изучить.

Для лучшего усвоения студентам следует предложить таблицу для лучшего усвоения

способов образования глаголов несовершенного и совершенного видов.

Используя таблицу, необходимо объяснить употребление временных форм.

Глаголы несовершенного вида имеют все виды временных форм, тогда как при

использовании

глаголов

совершенного

вида

употребление

настоящего

времени

исключено.

Качественное усвоение данного грамматического материала предполагает записывание

глаголов НСВ и СВ в отдельную тетрадь. В методике преподавания РКИ представлено

трехразовая, а не одноразовая демонстрация материла. Грамматическая тема вводится

постепенно, что способствует более успешному усвоению материала. На уроках РКИ

возможно использование следующих видов языковых упражнений:

-выбор правильной формы глагола из предложенных;

-заполнение пропусков в предложении;

-образование одной грамматической формы от другой (раскрыть скобки, употребляя

нужную грамматическую форму);

-трансформация предложений (на основе образца).

Таким образом, поэтапное усвоение видовых форм глаголов, система упражнений,

направленных на закрепление материала, способствуют закреплению и наилучшему

усвоению данного грамматического материала.



В раздел образования