Автор: Давыдова Елена Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКБОУ "Общеобразовательная школа - интернат Пермского края"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом"
Раздел: начальное образование
Работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных
умений и навыков у детей с нарушенным слухом.
Е. К. Давыдова
Учитель начальных классов ГКБОУ «Общеобразовательная школа – интернат
Пермского края», г. Пермь
Одним из важнейших направлений решения современных проблем,
стоящих перед образованием, является интенсификация учебного процесса,
т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые
предусматривали
бы
целенаправленное
развитие
максимальных
способностей учащихся.
Основная функция педагога – организация процесса познания
учащимися новых знаний.
Одним из главных инструментов воздействия в педагогической
деятельности
учителя
выступает
общение
и
работа
с
учебником
и
материалам. Не так просто убедить учащихся, что учебник – это их
помощник, что он является как справочником, в котором ученик может найти
и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником
новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно
добиться только при хорошей её организации. Работа с учебником должна
проводиться сначала с помощью учителя. Начинаем работу с ознакомления с
учебником: кто автор, год издания, рассматривает форзац, оглавление,
обозначение и т. д. такая работа проводится на первом уроке по предмету. В
начале важно продумать систему уроков по обучению работе над учебным
текстом и осуществлять её от простого к сложному: работа с учебником
после объяснения нового материала, чтение текста учителем с выделением
главных мыслей, чтение текста учителем и составление плана прочитанного,
составление учителем образца ответа по составленному плану, ответ
учащихся по составленному плану, чтение текста учащимися и разбиение его
на составные части, чтение учащимися текста и самостоятельное составление
плана.
Систематическая работа по данному плану с учащимися с нарушенным
слухом даёт хороший результат: готовность детей к самостоятельной работе
с учебником. Самостоятельная работа над статьями учебника имеет важное
значение для глухих учащихся. Ученики могут прочитать материал в
учебнике любое число раз и с помощью своих вопросов уточнить
прочитанное.
Работа с текстом учебника даёт возможность для повторения.
Работа с текстом учебника и самостоятельная работа с ним формируют
такие умения и навыки: выделять главное в тексте, составлять план рассказа,
выделять термины по теме, заполнять схемы, таблицы, сравнивать и
обобщать материал, анализировать текст, писать конспекты, сочинения,
пересказывать текст, устанавливать логические связи и зависимости между
сведениями, изложенными в тексте учебника и сведениями из других
источников.
Необходимо соблюдать некоторые условия для организации работы с
текстом учебника: наличие минимума знаний, позволяющих понять цель
задания, его содержания и последовательность выполнения; присутствие в
содержании
задания
нового
материала,
придающего
заданию
исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес
учащихся
и
требующего
самостоятельного
решения.
Фиксация
самостоятельной работы в записях, рисунках, схемах, чертежах; сочетание с
другими видами работы на уроке; систематичность.
Использование текста учебника возможно на разных этапах урока, но
особую
значимость
приобретает
при
изучении
нового
материала.
Формирование знаний разного уровня сложности позволяет осуществлять
реализацию принципа индивидуального и дифференцированного обучения
детей с нарушенным слухом.
Формы работы с текстом учебника позволяют выработать навыки
самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на
них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания.
Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать
ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и
очень важно научить их добывать эти знания самостоятельно. Помощником в
этой работе служит учебник.