Напоминание

"Работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом"


Автор: Давыдова Елена Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКБОУ "Общеобразовательная школа - интернат Пермского края"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных

умений и навыков у детей с нарушенным слухом.

Е. К. Давыдова

Учитель начальных классов ГКБОУ «Общеобразовательная школа – интернат

Пермского края», г. Пермь

Одним из важнейших направлений решения современных проблем,

стоящих перед образованием, является интенсификация учебного процесса,

т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые

предусматривали

бы

целенаправленное

развитие

максимальных

способностей учащихся.

Основная функция педагога – организация процесса познания

учащимися новых знаний.

Одним из главных инструментов воздействия в педагогической

деятельности

учителя

выступает

общение

и

работа

с

учебником

и

материалам. Не так просто убедить учащихся, что учебник – это их

помощник, что он является как справочником, в котором ученик может найти

и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником

новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно

добиться только при хорошей её организации. Работа с учебником должна

проводиться сначала с помощью учителя. Начинаем работу с ознакомления с

учебником: кто автор, год издания, рассматривает форзац, оглавление,

обозначение и т. д. такая работа проводится на первом уроке по предмету. В

начале важно продумать систему уроков по обучению работе над учебным

текстом и осуществлять её от простого к сложному: работа с учебником

после объяснения нового материала, чтение текста учителем с выделением

главных мыслей, чтение текста учителем и составление плана прочитанного,

составление учителем образца ответа по составленному плану, ответ

учащихся по составленному плану, чтение текста учащимися и разбиение его

на составные части, чтение учащимися текста и самостоятельное составление

плана.

Систематическая работа по данному плану с учащимися с нарушенным

слухом даёт хороший результат: готовность детей к самостоятельной работе

с учебником. Самостоятельная работа над статьями учебника имеет важное

значение для глухих учащихся. Ученики могут прочитать материал в

учебнике любое число раз и с помощью своих вопросов уточнить

прочитанное.

Работа с текстом учебника даёт возможность для повторения.

Работа с текстом учебника и самостоятельная работа с ним формируют

такие умения и навыки: выделять главное в тексте, составлять план рассказа,

выделять термины по теме, заполнять схемы, таблицы, сравнивать и

обобщать материал, анализировать текст, писать конспекты, сочинения,

пересказывать текст, устанавливать логические связи и зависимости между

сведениями, изложенными в тексте учебника и сведениями из других

источников.

Необходимо соблюдать некоторые условия для организации работы с

текстом учебника: наличие минимума знаний, позволяющих понять цель

задания, его содержания и последовательность выполнения; присутствие в

содержании

задания

нового

материала,

придающего

заданию

исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес

учащихся

и

требующего

самостоятельного

решения.

Фиксация

самостоятельной работы в записях, рисунках, схемах, чертежах; сочетание с

другими видами работы на уроке; систематичность.

Использование текста учебника возможно на разных этапах урока, но

особую

значимость

приобретает

при

изучении

нового

материала.

Формирование знаний разного уровня сложности позволяет осуществлять

реализацию принципа индивидуального и дифференцированного обучения

детей с нарушенным слухом.

Формы работы с текстом учебника позволяют выработать навыки

самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на

них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания.

Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать

ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и

очень важно научить их добывать эти знания самостоятельно. Помощником в

этой работе служит учебник.



В раздел образования