Автор: Чумаченко Людмила Дмитриевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Преимущества инклюзивного образования детей с РАС.
Раздел: начальное образование
Преимущества инклюзивного образования детей с
РАС.
Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает
равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их
интеллектуальных или физических особенностей, это раскрытие потенциала всех
учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует
индивидуальным способностям ребенка.
В настоящее время в мире развитие инклюзивного образования шагает огромными
шагами. В обычном нашем окружении оказываются не только дети с нарушениями
опорно-двигательной системы, слуха, зрения, но и те, которым очень трудно
адаптироваться к условиям обычной жизни – дети с расстройством аутического спектра
(РАС).
Для многих российских родителей детей с аутизмом основной целью активного раннего
вмешательства является обучение ребенка в общеобразовательной школе: «Чтобы в
первый класс пошел, в нормальную школу с нормальными детьми». На практике же
получение образования в среде обычных сверстников не гарантирует того, что ребенок
обязательно сможет освоить ту же программу. Поэтому, большинство из педагогов много
дискутируют на тему того, действительно ли обучающимся с РАС нужно обучение в
инклюзивном классе, или все же будет лучше, чтобы такой ребёнок ходил в специальную
школу, где созданы все условия для его развития и обучения, подобран специальный штат
педагогических работников.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 43, право на образование),
именно родители отвечаю за получение основного общего образования, и именно они
должны решать, в каком учреждении их ребенок будет получать это образование. Новый
Закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 1 сентября 2013 года) сделал инклюзивное
образование возможным и доступным для всех: родители и законные представители
наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного
учреждения по месту жительства семьи — согласно п. 1 ст. 52.
Есть у инклюзивного образования и плюсы, и минусы. Обстановка и инструментарий
должны быть адаптированы к особым детям, а другие ученики и учителя должны
понимать и принимать индивидуальные потребности каждого ребенка. К преимуществам
такого типа обучения относятся: Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с
теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До
появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми
потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными
отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими
посетителями центров реабилитации.
Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми
потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки,
музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая
доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям.
Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период
обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели,
специально обученные для преподавания по инклюзивному типу. Развитие навыков
коммуникации и социализации.
Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютера: посредника между
человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах
образования особенного ученика сопровождает тьютер.
К минусам относятся:
Отсутствие квалифицированного персонала - воспитателей, учителей, психологов,
дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми
потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать
образование с определенного этапа.
Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают
достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее
образование и не имеют возможности продолжить обучение. Не только инклюзивное, но и
обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.
Проведенный в ходе исследования анализ научно-исследовательской литературы
позволил установить, что с одной стороны достаточно большой процент родителей детей
с ОВЗ, в том числе детей с РАС, и родителей детей с нормативным развитием
демонстрируют позитивное отношение к инклюзивному образованию, интеграции особых
детей в образовательную и воспитательную среду современной образовательной
организации. У них сформированы позитивные установки на гуманизацию
образовательной среды в отношении обучения особых детей в обычной школе, их
взаимодействия со здоровыми детьми, что во многом позитивно будет сказывать на
развитии обеих групп детей. С другой стороны достаточно большой процент родителей,
вне зависимости от региона, категорически против внедрения инклюзии и интеграции
особых детей в образовательную среду. Результаты практически всех исследований
указывают на наличие стигматизации, стереотипов в отношении детей с ОВЗ, особенно
детей с РАС, восприятие последних как недоразвитых и «опасных» для развития обычных
детей. Одной из важных задач в преодолении стигматизации особых детей и негативных
стереотипов в отношении возможности обучения особых детей совместно со здоровыми
детьми называется важности просветительской работы, которая в настоящее время
проводится недостаточно широко и активно, а носит во многом фрагментарный характер.