Напоминание

Преимущества инклюзивного образования детей с РАС.


Автор: Чумаченко Людмила Дмитриевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Преимущества инклюзивного образования детей с РАС.
Раздел: начальное образование





Назад




Преимущества инклюзивного образования детей с

РАС.

Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает

равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их

интеллектуальных или физических особенностей, это раскрытие потенциала всех

учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует

индивидуальным способностям ребенка.

В настоящее время в мире развитие инклюзивного образования шагает огромными

шагами. В обычном нашем окружении оказываются не только дети с нарушениями

опорно-двигательной системы, слуха, зрения, но и те, которым очень трудно

адаптироваться к условиям обычной жизни – дети с расстройством аутического спектра

(РАС).

Для многих российских родителей детей с аутизмом основной целью активного раннего

вмешательства является обучение ребенка в общеобразовательной школе: «Чтобы в

первый класс пошел, в нормальную школу с нормальными детьми». На практике же

получение образования в среде обычных сверстников не гарантирует того, что ребенок

обязательно сможет освоить ту же программу. Поэтому, большинство из педагогов много

дискутируют на тему того, действительно ли обучающимся с РАС нужно обучение в

инклюзивном классе, или все же будет лучше, чтобы такой ребёнок ходил в специальную

школу, где созданы все условия для его развития и обучения, подобран специальный штат

педагогических работников.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 43, право на образование),

именно родители отвечаю за получение основного общего образования, и именно они

должны решать, в каком учреждении их ребенок будет получать это образование. Новый

Закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 1 сентября 2013 года) сделал инклюзивное

образование возможным и доступным для всех: родители и законные представители

наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного

учреждения по месту жительства семьи — согласно п. 1 ст. 52.

Есть у инклюзивного образования и плюсы, и минусы. Обстановка и инструментарий

должны быть адаптированы к особым детям, а другие ученики и учителя должны

понимать и принимать индивидуальные потребности каждого ребенка. К преимуществам

такого типа обучения относятся: Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с

теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До

появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми

потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными

отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими

посетителями центров реабилитации.

Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми

потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки,

музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая

доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям.

Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период

обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели,

специально обученные для преподавания по инклюзивному типу. Развитие навыков

коммуникации и социализации.

Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютера: посредника между

человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах

образования особенного ученика сопровождает тьютер.

К минусам относятся:

Отсутствие квалифицированного персонала - воспитателей, учителей, психологов,

дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.

Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми

потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.

Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать

образование с определенного этапа.

Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают

достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее

образование и не имеют возможности продолжить обучение. Не только инклюзивное, но и

обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.

Проведенный в ходе исследования анализ научно-исследовательской литературы

позволил установить, что с одной стороны достаточно большой процент родителей детей

с ОВЗ, в том числе детей с РАС, и родителей детей с нормативным развитием

демонстрируют позитивное отношение к инклюзивному образованию, интеграции особых

детей в образовательную и воспитательную среду современной образовательной

организации. У них сформированы позитивные установки на гуманизацию

образовательной среды в отношении обучения особых детей в обычной школе, их

взаимодействия со здоровыми детьми, что во многом позитивно будет сказывать на

развитии обеих групп детей. С другой стороны достаточно большой процент родителей,

вне зависимости от региона, категорически против внедрения инклюзии и интеграции

особых детей в образовательную среду. Результаты практически всех исследований

указывают на наличие стигматизации, стереотипов в отношении детей с ОВЗ, особенно

детей с РАС, восприятие последних как недоразвитых и «опасных» для развития обычных

детей. Одной из важных задач в преодолении стигматизации особых детей и негативных

стереотипов в отношении возможности обучения особых детей совместно со здоровыми

детьми называется важности просветительской работы, которая в настоящее время

проводится недостаточно широко и активно, а носит во многом фрагментарный характер.



В раздел образования