Напоминание

"Войной украденное детство"


Автор: Ирина Сергеевна Братухина
Должность: МКОУ ООШд.Угор
Учебное заведение: МКОУ ООШд.Угор
Населённый пункт: Угор Верхошижемский район Кировская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Войной украденное детство"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

Основная Общеобразовательная школа д.Угор

Исследовательский проект

«Войной украденное детство»

Авторы:

учащиеся 3-4 классы

МКОУ ООШ д.Угор

Руководитель:

Братухина Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

д.Угор.

2020

Слайд 2.

Учитель:

В нашей школе есть традиция, каждый год мы участвуем в акции «Подари

открытку ветерану». К 9 мая прошлого года, мы традиционно выполнили своими

руками памятные открытки и совместно с советом ветеранов нашей деревни

поздравляли, вручая их, труженикам тыла и «детям войны». Поздравляя, мы

замечали, как на глазах пожилых людей наворачиваются слезы.

Ученик 1:

Мы знаем, что война принесла русскому народу много бед и потерь. Но

прошли годы. Казалось бы, все несчастья позади и забыты? Нет!

Ученик 2:

Мы услышали много добрых слов благодарности за подаренное внимание, а

один мужчина сказал: « … как хорошо, что вы растете в мирное время, а наше

детство украдено войной!...»

Слайд 3.

Ученик 1:

На классном часе, вспоминали эти слова. Не понимали, что они означают,

Ирина Сергеевна пояснила, что детство этих людей выпало в трудное военное

время. Детям приходилось работать порой вровень со взрослыми. Это были

страшные, голодные годы…

Слайд 4.

Ученик 2:

Мы

задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из

сороковых годов?

как они пережили страшные четыре года войны ? о чем

мечтали? как сложилась их жизнь после войны ? Вопросов много, а ответов нет.

Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно.

Учитель:

Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Слайд 5.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну,

помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще

всего не записаны.

Слайд 6.

Цель: узнать историю жизни детей в военное и послевоенное время,

рассказать друзьям, родителям о героическом прошлом своего народа на основе

углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей и

своих родственников.

Задачи:

1.

Собрать информацию о детях войны нашего поселения.

2.

Познакомиться с детьми войны.

3.

Собрать воспоминания наших односельчан- детей войны.

4.

Составить

список

художественной

литературы

о

детях

войны,

рекомендовать для прочтения друзьям.

5.

Принять участие в конкурсе чтецов «Живая классика».

6.

Оформить стенд в школе посвященный детям войны.

7.

Принять участие в традиционной акции «Подари открытку ветерану»

Участники проекта:

учащиеся 3-4 класса, классный руководитель Братухина И.С., совет ветеранов

д.Угор.

Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной

войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших родственников в Великой

Отечественной войне.

Проблемные вопросы:

Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

Могли ли дети быть героями войны?

Как увековечена память о детях войны?

Гипотеза исследования: в тяжёлое военное время дети несли все тяготы войны

наравне со взрослыми.

Методы исследования: беседа, наблюдение, чтение книг, размышления

Продолжительность проекта - долгосрочный (октябрь 2019– май 2020 года)

Слайд 7

Значимостью проекта:

собранные материалы будут оформлены на стенде

«Дети войны», а также, к празднованию 75летнего юбилея Великой Победы

будет выпущен сборник воспоминаний, куда войдет вся информация, которую

мы собрали.

Слайд 8

Ученик 3:

Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с

друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить,

когда вокруг тебя, во всем мире

- мир!

Но когда гибнут люди; тогда

разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.

Этот год знаменателен в истории нашей страны. 75 лет Великой Победы!

Слайд 9

Ученик 4:

На уроках, классных часах мы много говорили на эту тему, мы хорошо знаем

когда началась и закончилась война, с кем мы воевали, но когда учитель

спросила нас: «Как жили дети в годы войны?» Оказалось, что мы мало знаем о

детях войны.

Ученик 5:

Поэтому нам стало интересно узнать:

Как дети пережили годы войны?

Могли ли они быть героями войны?

Как увековечена память о детях войны?

Так возникла идея о проекте.

Ученик 4:

Мы предположили, что в тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны

наравне с взрослыми.

Мы решили познакомиться с детьми войны лично, послушать их рассказы о их

жизни в военное и послевоенное время. Нам помогали учитель и совет ветеранов

нашей деревни. Что у нас получилось, мы сейчас расскажем:

Слайд 10

Ученик 3:

Первое, что мы сделали, это узнали о детях- героях войны.

Слайд 11,12

Ученик 2:

Герой Советского Союза партизан Леня Голиков получил орден Ленина в 15

лет, но так и не успел узнать о награде – пока оформляли документы, он погиб в

бою под старой Руссой. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал

языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

Ученик 1:

Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, был разведчиком у партизан.

При выполнении задания был обнаружен фашистами. Юный патриот подорвал

себя гранатой и окружавших его врагов.

Ученик 5:

Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка,

ходила в разведку, распространяла листовки, зверски замучена фашистами.

Удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно.

Ученик 4:

Сережа Алешков – самый юный из героев войны. Начал службу в партизанском

отряде в 6 лет после казни матери и старшего брата. Был усыновлен 142-м

гвардейским

стрелковым полком.

В

7

лет

обнаружил

2-х фашистских

диверсантов и спас жизнь командиру полка, награждён медалью «За боевые

заслуги». И таких героев было много.

Слайд 13

Ученик 3:

Мы составили в библиотеке список книг, в которых рассказывается о жизни и

подвигах детей войны. (Приложение1)

Слайд 14

Из рассказа М. Пришвина «Козочка» мы узнали о том, что многие дети в годы

войны остались сиротами, и война заставила их рано повзрослеть.

Ученик 5:

из книги Ильи Миксона «Жила, была» мы узнали о судьбе ленинградской

школьницы Тани Савичевой. Она вела дневник, в котором делала краткие записи

о том, как у неё на глазах умирали родственники. Эпизод, который мне

запомнился больше всего из книги - это ёлка, которую устроили в годы войны

для ребят – ленинградцев. Каждый получил сокровенный подарок – один

мандарин. Для них это была огромная радость.

Слайд 15

Ученик 4:

Дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, нам

удалось узнать о них, у некоторых мы побывали в гостях.

Мы собрали материал о наших односельчанах - детях войны. О некоторых мы

расскажем вам.

Ученик 5:

Я хочу рассказать про моих бабушку и дедушку Кондюриных Капиталину

Николаевну и Михаила Михаиловича . Они родились в один 1941 год. Это

самое начало войны. Военное время помнят очень плохо, отец вернулся с войны

инвалидом, старший брат бабушки не вернулся с войны, погиб. Жили очень

бедно,

голодали.

В

семье

было

семь

человек.

Хорошо

запомнились

послевоенные голодные годы. Кушать было нечего, мать с утра до позднего

вечера была на работе, часто ходили помогать. На колхозных полях пололи

картофель, окучивали вручную, копали. Чтобы как то прокормиться, летом на

поле собирали семена, щавель, клевер замешивали все это с горстью муки и

пекли лепешки. Летом хорошо, выручали грибы и ягоды в лесу, а вот зимой

было особенно голодно – приходилось порой варить похлебку из гнилой

картошки и заваривать чай из сена. Школа была в пяти километрах от нашей

деревни, но несмотря на расстояние ходили учиться каждый день. Очень

хочется, чтобы никогда не повторилось то время, в которое жили мы, и чтобы

дети не испытали на своих плечах, то что испытытали мы.

Я горжусь своими бабушкой и дедушкой!

Слайд 16

Ученик 3:

В ноябре нас пригласила в гости Блинова Апполинария Борисовна. Мы узнали,

что Апполинария Борисовна всю жизнь проработала в нашей местной

библиотеке, а сейчас давно уже на заслуженном отдыхе. Она рассказала нам,

что помнит, как началась война, и что из ее деревни начали уходить на фронт

мужчины. Из каждой семьи уехали отцы, мужья. Мамы оставались с маленькими

детьми одни. Очень большая беда пришла к нам, все плакали, провожали своих

родных, прощались. Помню, когда война шла, в деревню стали приходить

похоронки на наших соседей, родные плакали сильно и по всей деревне был

слышен этот плач. Соседи приходили в тот дом, где случилось горе, помогали. В

некоторых семьях было и по шесть и по семь детей. Помогали друг другу.

Кушали очень плохо, к весне все запасы кончались, и мы не могли дождаться,

когда появится первая травка. Ели крапиву, заваривали с ней чай, а из жмыха

пекли лепешки. Варили кисель из гнилой картошки. Хлеба не было. В каждом

доме была корова, она была нашей кормилицей, без нее нам бы было не выжить.

Одевались очень бедно, летом носили лапти, а зимой валенки, и то валенок на

всех не было. В школе учились по старым книжкам, тетрадей и ручек не было,

писали соком свеклы между строчек газеты, или в старых тетрадках. Учебников

на всех не хватало, букварь нам давали на несколько человек. Каждый день в

школе у нас начинался с зарядки, наверное поэтому дети мало болели.

Закаленные были. Рано начинали работать, как только в мае кончалась учеба,

все дети выходили на работу в колхоз на поля, а потом еще и дома надо было

работать. Денег нам не платили, ставили палочки, а в конце года за палочки нам

давали зерно или муку, немного. Вся работа делалась вручную, пахали только на

лошадях. После войны, меня мама отправила в город к тетке. Я нянчилась с ее

маленьким ребенком. В городе было еще голоднее жить, в деревне хоть травку

соберешь, грибочки, ягодки , а в городе этого не было. Суп варили из

картофельных очистков, которые тетка с работы приносила. Тетка меня учила

говорить по городскому, а когда я в деревню вернулась, надо мной дети стали

смеяться, что я не по ихнему говорю.

Слайд 17

Ученик 4:

В декабре мы побывали в гостях у семьи Сумачевых. Апполинария Ивановна

рассказала нам о своей жизни в послевоенное время. Голодные годы были, очень

плохо жили…вот я например уехала отсюда, с деревни, в 1947 году, в начале 47

очень голодно было и мы завербовались в г. Кизел Пермской области. Папа мой

воевал, пришел раненый (воевал на 2 войнах). Рука была ранена у него, не

гнулась и он не мог работать, а один работник (в совхозе же работали) мало

зарабатывал. Палочки ставили за работу, денег не давали…очень плохо жили….

И мы уехали в Кизел (до Перми сейчас ехать часов 19 или того меньше), а мы

ехали 12 дней, тогда на каждой остановке нас останавливали.

Я приехала туда, мне 7 лет не было, а у меня даже обуви не было, ни

валенок…ничего. Лапти папа сам плёл из бересты, а потом уже, когда в школу я

пошла очень бедно одевались….раньше же сами ткали… и у меня мама была

портниха, и она шила платья портяные. Вот в этом и ходили в школу.

Ученик 2:

Леонид Александрович вспоминает, как с самого раннего возраста дети

трудились на колхозных полях, помогали родным. Даже во время учебы

отправляли на работу. Картошку копали осенью, бывает спрячем картошку, а

вечером на костер идем. Наедимся и домой. Оставшуюся картошку матери

приносили детей кормить. Ей некогда было готовить, с утра до ночи на работе, а

еще и дома хозяйство. Жили мы в д Песок, у нас там детский дом был. Зимой нас

пускали на новогодний праздник спектакль посмотреть. У них всегда елка была

нарядная. И им давали подарки. Мирно и дружно жили, друг другу помогали,

друг друга защищали. Главное дело дружно жить, беречь друг друга.

Так что ранешные времена вспоминаются сейчас очень тяжело. Хлебушка

давалось очень помалу, давали на продукты карточки на месяц, а вот если

потеряешь эту карточку, то никакого хлеба не получишь. Хлеб был как глина –

тяжелый, черный… и давали его с весу, чуть больше нормы нельзя было давать.

Очень тяжело было, так что сейчас цените это время.

Очень страшное время – когда война. Но ничего, выжили, многие конечно

погибали….

Слайд 18

Ученик 1:

В конце января мы побывали в гостях у семьи Николая Александровича и

Алевтины Прокопьевны Сухотиных. Николай Александрович рассказал нам,

что рано начал работать, отца не было, семью кормить матери было тяжело,

поэтому дети помогали. С 10 лет он работал на лошади. За работу палочки

ставили, а в конце года давали за эти палочки немного муки да зерна.

Ученик 4:

Алевтина Прокопьевна сказала, что отца своего не знала, ей годик был, когда он

ушёл на Финскую войну. Вернулся и неделю дома не был, забрали на фронт.

Позже, получили на него похоронку. «Нас у матери было пятеро, кормить всех

как - то надо было. Тяжело приходилось, но живы остались слава богу!» -

вспоминает она. Как же хорошо, что наши дети и внуки такой жизни не знали.

Слайд 19

Ученик 5:

К сожалению, тех, кто участвовал в войне, с каждым годом становится всё

меньше и меньше. Наша задача в том, чтобы не забывать о их жизни, ведь тогда

и те, кто погиб во время войны, и те, кто уходит теперь, обретут новую жизнь –

жизнь в памяти.

Слайд 20.

Ученик 3:

Поэтому так важно расспросить и записать рассказы о войне. Но для победы

были важны не только героические подвиги, но и работа, которую делали мы

вместе с учителем и советом ветеранов.

Скоро выйдет сборник про детей войны в который войдут и собранные нами

воспоминания.

Ученик 2:

Наши открытки, к дню 75-летия Великой Победы

готовы и ждут своих

получателей. Если получится, мы снова встретимся с нашими «героями» и с

гордостью поздравим их с этим знаменательным днем.

Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил нам

мир.

Слайд 21.

Ученик 4:

Мы должны чтить память погибших в годы войны детей и уважать ныне

живущих ветеранов.

Память – это главный враг войны. Пока жива память – не повторится война.

Ученик 3:

Наше предположение подтвердилось. Дети внесли огромный вклад в победу над

фашистами.

Слайд 22

Учитель:

-Дети войны? Кто они?

Ученики:

1- Это наши сверстники с очень трудной судьбой, которые пережили страшные

лишения и испытания.

2- Которые, беззаветно любили свою Родину.

3- Которые, несмотря на все ужасы войны, сохранили в своих сердцах тепло,

добро, любовь к жизни.

4- Сумели в будущем стать настоящими людьми.

Учитель:

Мы собрали такой богатый материал о детях войны. В планах, организовать

стенд с данной информацией. На этом наши задачи не закончены, мы будем

продолжать работу по этой теме.

Слайд 23

Спасибо, за внимание!

Ученик 1 – Комышев Матвей

Ученик 2 – Ворожцова Екатерина

Ученик 3 – Климова Виктория

Ученик 4 – Емелина Анастасия

Ученик 5 – Быданцева Вероника

Приложение1

Рекомендательный список книг для чтения о

Великой Отечественной войне

для учащихся начальной школы

Воронкова Л. Ф. «Девочка из города»

Георгиевская С. «Галина мама»

Дмитриев Ю. «Брестская крепость»

Исбах А. «Одноглазый медвежонок»

Катаев В. «Сын полка»

Кубанев В. «Ты должен помогать»

Миксон И. «Жила-была»

Морозов В. «Марат Казей»

Наджаров Г. «Валя Котик»

Надеждина Н. А. «Партизанка Лара»

Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»

Передреев А. «Воспоминание о старшем брате»

Пришвин М. «Козочка»

Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»

Твардовский А. «Василий Теркин» (отрывки)



В раздел образования