Напоминание

Рабочая программа для формирования культурных ценностей


Автор: Митрофанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Кольчугинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Кольчугино Владимирской области
Наименование материала: Родная культура нашего края
Тема: Рабочая программа для формирования культурных ценностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области

«Кольчугинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Родная культура нашего края»

Разработчик: Воспитатель

Митрофанова Галина Юрьевна

г.Кольчугино,2019г

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В образовательных учреждениях учат писать и читать, воспроизводить пройденный

материал, но мало внимания уделяют краеведению и народной культуре, а именно

народная культура, ее древняя история, искусство, философия и педагогика

открывают лучшие качества русского народа, его культурные ценности.

Основные задачи программы

приобщить детей к истокам народной культуры;

формировать убеждение, что народная культура – источник нравственности,

духовности, творчества;

через фольклор, обряды, праздники, ремесла, старинные предметы быта учить

уважать, беречь традиции русского народа;

выработать систематические знания по истории, культуре «малой родины»;

развивать у детей любовь к своей земле, родному очагу, Отечеству.

Предмет «Народная культура родного края»- интегрированный курс,

соединяющий в себе историю, этнографию, фольклор, краеведение.

Изучение предлагаемого материала опирается на первоначальные сведения об

истории родного края, так как жить в родном городе и не знать его историю нельзя.

Соединение изучения данного курса с краеведческой работой дает чувство

личной сопричастности к народной культуре.

Программа включает в себя:

практические работы;

участие в краеведческих викторинах;

конкурсы;

экскурсии в музеи области, города;

экскурсии по музейным экспозициям Станции Юных Туристов.

Участие в проведение народных праздников, знакомство с народным

календарем, с музыкально литературным фольклором, народной одеждой,

обрядовой едой составит у ребят целостное

представление о русской культуре. Разнообразие

ее традиций, богатство, красота и сила духа

русского человека, наполнит его гордостью за

великую страну Россию, научит использовать

полученные знания в повседневной жизни, что

послужит преемственности и неразрывности

традиций нашего народа, глубокой духовной связи

прошлого, настоящего и будущего.

Применение активных форм (экскурсии, встречи со знатоками родного края,

известными краеведами, специалистами библиотек, участие в викторинах,

конкурсах) позволит сделать процесс обучения непосредственным, интересным и

увлекательным.

В программе предусмотрены оздоровительные мероприятия. Это могут быть

походы (пешие и лыжные), туристические прогулки, занятия в спортивном зале,

бассейне. Оздоровительные мероприятия

проводятся с учетом возрастных особенностей

и погодных условий.

Программа рассчитана на 1 год обучения,

предположительно для учащихся 5-7 классов

на 1 занятие в неделю.

В процессе обучения предполагается

совместная работа с Дворцом Культуры, с

историко – краеведческим музеем Станции

Юных Туристов.

ПРОГРАММА

«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ»

1.ВВЕДЕНИЕ.

Теория - Изложение программы занятий. Этнография как наука. Что такое

народная культура. Проведение викторины по теории.

2.ПРАВОСЛАВНЫЕ И НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

2.1. Новый год.

Теория - История празднования на Руси Нового

года. Щедрый вечер.

Практика - Новогодние забавы. Чаепитие.

2.2. Рождество Христово.

Теория - Рождественский сюжет в Библии. Сочельник. Прославление Христа,

хождение со звездой, вертеп. Рождественские

открытки. Народные приметы в Рождество,

закармливание Мороза. Рождественская

кухня.

Практика:

Изготовление рождественского букета из

еловых веток.

Просмотр рождественского сюжета от

ребят воскресной школы.

2.3. Святки (Коляда).

Теория - Образ зимнего бега Коляды,

«молодого солнца». Ритуальные действия,

игры. Ряженые и колядование. Святые и

страшные вечера, святочные духи. Гадания о

девичьей судьбе.

Практика - Изготовление святочных

костюмов, масок. Разучивание колядок.

2.4.Крещение

Теория - Сюжет о крещение Иисуса Христа в Библии. Богоявление господне.

Сочельник. Магия воды. Обряды. Народные приметы в

Крещение.

Практика - Выезд в церковь за святой водой.

2.5. Масленица.

Теория - Дней масляной недели. Масленичные обряды,

игры. Солярная символика праздника. Обрядовая еда.

Нравственная сторона праздника ( прощение, повиновение,

поминание усопших, дружба, любовь.).

Практика - Изготовление масленичного кушанья –

блинов.

2.6. Пасха.

Теория - Сюжеты из библии. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Страстная неделя. Великий пост – очищение души. Яйцо – символ жизни.

Пасхальная кухня. Обряды. Писанки, крашенки,

яйчата. Пасхальная открытка. Игры на Пасху.

Практика

Роспись пасхальных яиц.

Приготовление творожной пасхи.

2.7. 8 Марта – женский праздник. (Светский

праздник).

Теория

История праздника. Нравственная сторона

праздника (почитание женщины, матери).

Воспевание образа женщины в поэзии, живописи.

Практика

Изготовление сувениров (маме, бабушки, тете).

3. РУССКИЙ БЫТ.

Теория

3.1.Крестьянское жилище. - Двор. Хозяйственные постройки. Строение избы:

внешнее и внутреннее. Значение конька на крыше, крыльца, окон, украшение

резными наличниками. Смысл элементов узора. Обереги.

3.2. Домоводство.- Семейный уклад. Крестьянская семья. Распределение

обязанностей в семье. Уважение к старшим. Милосердие в самых разных

проявлениях.

3.3. Русский народный костюм. - Этнографические особенности крестьянского

костюма. Женский народный костюм;

головной убор; мужская одежда. Украшение

одежды, символика, значение. Обувь.

Практика

Экскурсия на СЮТур в экспозицию «Русская

изба».

Экскурсия в детский культурно –

образовательный центр города Владимира.

4. РУКОРЕМЕСЛО.

Теория

4.1. Дерево в руках человека. - Породы деревьев и их предназначение. Служба

изделий из дерева нескольким поколениям; «золотые руки» крестьянина (всякую

вещь, и ту, что кормит, и ту, что забавляет, своими руками смастерил).

Деревянные игрушки – матрешки и деревянная утварь.

4.2. Глина в руках человека. - Керамические изделия. Способы изготовления.

Глиняные игрушки: дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские.

Значение игрушек – свистулек в обрядах.

4.3 Женское рукоделие. - Традиционные русские вышивки. Основные символы

орнамента. Вязание крючком, на спицах.

Лоскутная техника. Праздник Варвара –

рукодельница.

Практика

Встреча с народным умельцем

Экскурсия по этнографической выставке СЮТур.

Изготовление поделки из глины. Её роспись.

Литература

1.С.Б.Буклеревич авторская

программа краеведческого кружка

«Народная культура родного края».

2.Т.А. Пигилова «Сборник авторских

программ по «Народной Культуре»



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники