Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности подбора репертуара концертмейстером в классе хореографии»
Раздел: дополнительное образование
Статья
«Особенности подбора репертуара концертмейстером в классе хореографии»
Музыкальное
сопровождение
является
неотъемлемой
частью
при
исполнении различных упражнений, разминки и отработки отдельных
комбинаций движений и фрагментов танцевальных номеров. Поэтому на
уроках
хореографии
основным
помощником
педагога
является
концертмейстер. Чаще всего это человек, который имеет большой запас
музыкального материла, и является профессиональным исполнителей на
инструменте фортепиано или баян.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
Теоретические знания в области танца ( терминология и специфика
танцевального движения);
Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий;
систематическая
работа
по
музыкальному
развитию
танцоров
(развитие художественного вкуса).
При подборе музыкального репертуара концертмейстер должен учитывать
жанр, стиль произведения по характеру, темпу и метроритму. В соответствии
движений он должен правильно подобрать музыкальный фрагмент для
классического или народного экзерсиса, используя метод компоновки
музыкальных фрагментов.
Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с
четким
ритмом,
и
плавно
скользящие.
И
музыкальные
фрагменты
выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с
синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4
и ¾) квадратной структуры.
Обязательно исполнять вступление preparation (2-4 такта) к каждому
упражнению, на которое «открываются» руки, музыкальные связки для
смены позиции и 2 такта на завершение упражнения «руки закрываются».
На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по мере
их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battements
tendus, battements tendus jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому
сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на
сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком (можно на
staccato).
Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в
разных размерах - по-разному. Например, 2/4 - в allegro, andante, largo; ¾ - в
adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.
Концертмейстер, работая в хореографии при подборе репертуара должен
учитывать возраст и психофизические возможности детей в группе.
Соответственно и музыкальный
репертуар с
каждым годом
должен
усложняться. Для младших групп используется репертуар детских песен в
размере 2/4 или 4/4, по принципу от простого к сложному. Чем старше
группа, тем сложнее по жанру и характеру звучания подбирается репертуар.
Также
спецификой
своего
исполнения
концертмейстер
способствует
развитию у детей чувства ритма, ярко выделяя сильную долю, учит детей
слышать начало музыкальной фразы. Таким образом, дети учатся различать
сильную долю от слабой в танце. Также в плане музыкального воспитания
концертмейстер имеет возможность научить детей умению выделить в
музыке главное и передавать движением различный характер музыки
(ритмическое, мелодическое, динамическое начало). Это можно делать на
любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.
Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и
план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера
необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и
постановочной работы). Но именно от репертуара концертмейстера зависит
эмоциональный фон урока.
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия,
основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная
особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие
метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един.
Все
эти
характеристики
танцующие
дети
должны
знать,
понимать,
определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр,
гармония, тембр – это музыкальный язык и концертмейстер учит детей
понимать его. Концертмейстер учит чувствовать начало мелодии, а, значит,
начало движения, и окончание, выполнение «команд»: начало мелодии –
начало движения, окончание мелодии – окончание движения. В учениках
воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.
Основными дисциплинами в хореографии являются классический и народно-
сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с
разучивания классического экзерсиса, именно он занимает значимую часть
урока (экзерсис у станка, на середине зала и allegro). Изучение народно-
сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у станка и на
середине зала народных комбинаций. Следует уделить особое внимание к
подбору музыкального репертуара в народных танцах, это связано с
особенностями исполнения народных движений. Важным в подборе и
исполнении
музыкальных народных фрагментов является ритмическая
основа, так как огромное разнообразие дробных рисунков (горох, двойная
дробь, тройная и т.д.)
Также как и в классическом экзерсисе, есть определенные темповые
особенности, помимо ритмических от andante до vivo. Чаще всего размер
2/4, 4/4, иногда 6/8.
Работа концертмейстера в классе хореографии является специфичной и
сложной. Она требует от пианиста виртуозного владения инструментом,
знания основ хореографического искусства, умения чувствовать дыхание
движения и подстраиваться под него, обладания чувством ритма и
музыкальным «чутьем».
Труд концертмейстера особенный, часто во время выступлений он остается
«в тени» солиста, поэтому заниматься концертмейстерским искусством
может лишь тот музыкант, который горячо любит эту профессию.
«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему
предназначению сродни труду педагога».