Напоминание

«Особенности подбора репертуара концертмейстером в классе хореографии»


Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Особенности подбора репертуара концертмейстером в классе хореографии»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

«Особенности подбора репертуара концертмейстером в классе хореографии»

Музыкальное

сопровождение

является

неотъемлемой

частью

при

исполнении различных упражнений, разминки и отработки отдельных

комбинаций движений и фрагментов танцевальных номеров. Поэтому на

уроках

хореографии

основным

помощником

педагога

является

концертмейстер. Чаще всего это человек, который имеет большой запас

музыкального материла, и является профессиональным исполнителей на

инструменте фортепиано или баян.

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

Теоретические знания в области танца ( терминология и специфика

танцевального движения);

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий;

систематическая

работа

по

музыкальному

развитию

танцоров

(развитие художественного вкуса).

При подборе музыкального репертуара концертмейстер должен учитывать

жанр, стиль произведения по характеру, темпу и метроритму. В соответствии

движений он должен правильно подобрать музыкальный фрагмент для

классического или народного экзерсиса, используя метод компоновки

музыкальных фрагментов.

Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с

четким

ритмом,

и

плавно

скользящие.

И

музыкальные

фрагменты

выбираются по этому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с

синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4

и ¾) квадратной структуры.

Обязательно исполнять вступление preparation (2-4 такта) к каждому

упражнению, на которое «открываются» руки, музыкальные связки для

смены позиции и 2 такта на завершение упражнения «руки закрываются».

На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по мере

их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battements

tendus, battements tendus jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому

сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на

сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком (можно на

staccato).

Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в

разных размерах - по-разному. Например, 2/4 - в allegro, andante, largo; ¾ - в

adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.

Концертмейстер, работая в хореографии при подборе репертуара должен

учитывать возраст и психофизические возможности детей в группе.

Соответственно и музыкальный

репертуар с

каждым годом

должен

усложняться. Для младших групп используется репертуар детских песен в

размере 2/4 или 4/4, по принципу от простого к сложному. Чем старше

группа, тем сложнее по жанру и характеру звучания подбирается репертуар.

Также

спецификой

своего

исполнения

концертмейстер

способствует

развитию у детей чувства ритма, ярко выделяя сильную долю, учит детей

слышать начало музыкальной фразы. Таким образом, дети учатся различать

сильную долю от слабой в танце. Также в плане музыкального воспитания

концертмейстер имеет возможность научить детей умению выделить в

музыке главное и передавать движением различный характер музыки

(ритмическое, мелодическое, динамическое начало). Это можно делать на

любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и

план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера

необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и

постановочной работы). Но именно от репертуара концертмейстера зависит

эмоциональный фон урока.

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия,

основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная

особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие

метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един.

Все

эти

характеристики

танцующие

дети

должны

знать,

понимать,

определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр,

гармония, тембр – это музыкальный язык и концертмейстер учит детей

понимать его. Концертмейстер учит чувствовать начало мелодии, а, значит,

начало движения, и окончание, выполнение «команд»: начало мелодии –

начало движения, окончание мелодии – окончание движения. В учениках

воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

Основными дисциплинами в хореографии являются классический и народно-

сценический танец. Изучение классического танца обычно начинается с

разучивания классического экзерсиса, именно он занимает значимую часть

урока (экзерсис у станка, на середине зала и allegro). Изучение народно-

сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у станка и на

середине зала народных комбинаций. Следует уделить особое внимание к

подбору музыкального репертуара в народных танцах, это связано с

особенностями исполнения народных движений. Важным в подборе и

исполнении

музыкальных народных фрагментов является ритмическая

основа, так как огромное разнообразие дробных рисунков (горох, двойная

дробь, тройная и т.д.)

Также как и в классическом экзерсисе, есть определенные темповые

особенности, помимо ритмических от andante до vivo. Чаще всего размер

2/4, 4/4, иногда 6/8.

Работа концертмейстера в классе хореографии является специфичной и

сложной. Она требует от пианиста виртуозного владения инструментом,

знания основ хореографического искусства, умения чувствовать дыхание

движения и подстраиваться под него, обладания чувством ритма и

музыкальным «чутьем».

Труд концертмейстера особенный, часто во время выступлений он остается

«в тени» солиста, поэтому заниматься концертмейстерским искусством

может лишь тот музыкант, который горячо любит эту профессию.

«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему

предназначению сродни труду педагога».



В раздел образования