Авторы: Шичкина Ольга Николаевна, Лоншакова Екатерина Алексеевна
Должность: педагоги д/о
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Презентация к уроку
Тема: "Ко дню рождения Фредерика Шопена"
Раздел: дополнительное образование
Ко дню рождения
Фредерика Шопена
Подготовили:
Шичкина О.Н. и Лоншакова Е.А.
педагоги д/о
Фредерик
Шопен
1810 - 1849
Дом, в котором родился будуший композитор,
один из ведущих представителей западноевропейского
музыкального романтизма,
основоположник польской национальной композиторской школы.
Оказал значительное влияние на мировую музыку.
Польша,
Желязова Воля
Родители Шопена
Юстина Шопен Николя Шопен
Отец был учителем французского и немецкого языков, а также французской
литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.
Мать была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано,
обладала красивым голосом.
Семья была очень дружная, все дети (+ 3 сестры) одаренные.
Подобно Моцарту, Шопен поражал
окружающих музыкальной
«одержимостью», неиссякаемой фантазией в
импровизациях, прирождённым пианизмом.
Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать
ночью, чтобы подобрать на фортепиано
запомнившуюся мелодию или аккорд.
Пианист Войцех Живный начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные,
несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ.
Исполнительский талант мальчика развивался
настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.
С 19 лет начинается артистическая
деятельность Шопена. Он выступает в Вене,
Кракове, исполняя свои произведения.
Возвратившись в Варшаву, он её покидает
навсегда из-за вспыхнувшего восстания. Эта
разлука с родиной стала причиной его
постоянной скрытой скорби. Шопен мечтал
вернуться на родину. Шопен глубоко верил в
то, что его музыка поможет родному народу
добиться победы.
«Будет Польша блестящая, могучая,
независимая!» — так он написал в своем
дневнике. В этот период Шопен пишет свой
знаменитый «Революционный этюд».
К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и
музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники,
составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый
поэтический мир.
До конца жизни Шопен жил в Париже
Шопен жил в эпоху романтизма и стал ее величайшим представителем. Ведь эпоха
романтизма, 19 век в целом, раскрывала чувства человека, переживания души и
личности. Элегическая, сокровенная лирика, глубочайшая психологичность, тонкость в
передаче настроений, мечтательная созерцательность –
важнейшие черты музыкального романтизма.
Шопен в каждом своём произведении показывает нам внутренний мир человека.
Наиболее «автобиографическим» жанром в
творчестве Шопена являются его вальсы.
Связь между реальной жизнью Шопена и
его вальсами исключительно тесна, и
совокупность вальсов композитора может
рассматриваться как своеобразный
«лирический дневник» Шопена.
Сочинённые произведения этого жанра посвящал дамам своего сердца.
Вальсы Шопена можно поделить на два вида. Одни из них яркие, феерические и
живописно отображающие помпезные балы. Другие – лирические, мечтательные и
меланхоличные, погружающие в атмосферу романтических воспоминаний.
Свой первый вальс композитор сочинил в
четырнадцать лет.
Шопен - автор многочисленных
произведений для фортепиано. Он по-
новому истолковал многие жанры:
возродил на романтической основе
прелюдию, создал фортепианную
балладу, поэтизировал и
драматизировал танцы — мазурку,
полонез, вальс. Обогатил гармонию и
фортепианную фактуру; сочетал
классичность формы с мелодическим
богатством и фантазией.
Ноктюрн —жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры
Само слово «ноктюрн» означает «ночной». Печальная поэзия сумеречного света,
призрачное сияние луны, преображались в окутанные таинственной дымкой видения.
Большую и долгую жизнь этому новому жанру принес гений Шопена. С чисто
моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии.
Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся
песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные,
вокальные истоки шопеновской мелодики.
Шопен
сыграл
выдающуюся
роль
в
развитии
фортепианной
фактуры.
В
его
сочинениях,
преимущественно
лирических,
с
"небывалой
полнотой
и
поэтичностью
раскрылась
«певучая
душа»
инструмента
—
тончайшие,
чисто
фортепианные
«обертоновые
краски»,
выявившиеся
благодаря
использованию
педали. Намечающиеся в музыкальной ткани скрытые голоса, сопутствующие
главному голосу и способствующие его «распеванию», словно «подсвечиваются»
частичными тонами и тем самым приобретают большую выразительность.
Творчество Шопена - это огромный мир
необыкновенной красоты. Слушая его
забываешь о том, что слушаешь всего один
инструмент - фортепиано. Перед тобой
открываются безграничные просторы,
распахиваются окна в неведомые дали,
полные тайн и приключений. И очень
хочется, чтобы этот новый, вновь
открывшийся мир, не покидал тебя уже
никогда.
Шопен сочинял исключительно для фортепьяно.
Тем более поразительно дарование композитора,
сумевшего создать так много яркого, нового в
области
фортепьянной
музыки.
Его
многочисленные пьесы в самых разных жанрах—
это всеми признанные шедевры
Памятник на могиле Шопена в
Париже.
Сердце Шопена, по его завещанию, хранится
в Польше, в стене церкви св. Креста в Варшаве.
«Где сокровище твое, там и сердце твое».
Стоит в Варшаве церковь.
Там стена
Скрывает человечества святыню,
Шопена сердце.
Тишина полна
Биеньем сердца этого до ныне …
Фотография Фредерика Шопена