Автор: Набиева Бузулайка Ниязбабаевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф.Пономарева
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра,Тюменская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Педагогическое общение. Учитель-ученик.
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему: «Педагогическое общение. Учитель-ученик».
В
соответствии
с
новыми
государственными
образовательными
стандартами
формирование
коммуникативных
компетенций
в
профессиональном педагогическом образовании предполагает готовность
педагога осуществлять общение. Проблема взаимодействия педагогов и
учащихся – одна из важных педагогических проблем, так как носит
функциональный и профессионально значимый характер. Педагогическое
общение
является
эффективными
учебно-воспитательным
средством,
призванным обеспечить понимание между учителем и учениками, является
неисчерпаемым источником для совершенствования не только обмена
информацией
и
воспитательного
воздействия,
но
и
морально-
психологического климата в коллективе.
Поэтому существует потребность ее изучения с разных позиций:
назначения общения в целом и назначения его сторон, задач педагогического
общения, в соответствии с его стилем и уровнями.
В своей работе мы поставили своей целью систематизацию информации об
педагогическом общении в системе взаимоотношений «Учитель-ученик».
Задачи работы:
1.
Определить сущность педагогического общения.
2.
Описать функции и задачи педагогического общения.
3.
Выделить структуру педагогического общения.
4.
Рассмотреть
существующие
классификации
стилей
и
уровней
педагогического общения.
По структуре работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Так же в
работе содержится список используемой литературы при ее написании.
Рассмотрев особенности педагогического общения в работе было дано
определение его понятия как системы взаимодействия учителя и учащегося,
содержание,
методы
и
средства
которого
способствуют
обмену
информацией, взаимопознанию, оказанию воспитательного воздействия.
Для продуктивной организации системы педагогического общения
необходимо
обеспечить
в
педагогической
деятельности
реальный
психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и
детьми. При этом педагогическое общение становится уже инструментом
воздействия на личность обучаемого в его обучении и воспитании.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит
организация продуктивного общения. Важную роль здесь играют задачи и
функции педагогического общения. В работе представлены различные
подходы к классификации функций общения в педагогической деятельности.
Например,
исследователь
А.В.
Мудрик
выделяет
нормативную,
познавательную эмоциональную и актуализирующую функции, А.В. Телюк –
нормативную,
организационную,
познавательную,
информационную,
воспитательную и гедонистическую.
Применительно к эффективному педагогическому общению необходимо
знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы и стадии
педагогического взаимодействия и коммуникации. В развернутом виде их
можно представить следующим образом: установление контакта; ориентация
в ситуации; раскрытие темы, обсуждение вопроса, проблемы; подведение
итогов, вывод, принятие решения; выход из контакта. В реальном общении
эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. В
работе были представлены этапы педагогического общения с точки зрения
исследователей В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, которые в своих
работах
определяют
прогностический
этап,
этап
начального
периода
общения, этап управления общения и анализ общения.
Результативность общения профессиональной деятельности педагога во
многом зависит от его стиля. В ходе рассмотрения различных классификаций
стилевых особенностей педагогического общения нами была отмечена их
зависимость от индивидуальности и личностных характеристик педагога (от
его
компетентности,
коммуникативной
культуры,
эмоционально-
нравственного
отношения
к
учащимся,
творческого
подхода
к
профессиональной
деятельности)
и
от
индивидуальных
особенностей
учеников ( возрастных особенностей, половой принадлежности, уровня
обученности и воспитанности), от особенностей ученического коллектива.
Важной характеристикой педагогического общения является уровень.
Выделяют много уровней педагогического общения. Уровни представляют
собой определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об
особенностях и характере взаимодействия педагога и учащегося.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано
множество подходов к выделению уровней общения. Э. Берн описывает пять:
ритуалы, времяпровождение, игра, близость, деятельность. В.Н. Сагатовский
выделяет четыре уровня общения: манипулирование, «рефлексивной игры»,
правовое общение, нравственное общение. Ю.С. Крижанская и В.П.
Третьяков выделяют три основных уровня: ритуальный, манипулятивный и
гуманистический.
Более подробно в работе мы рассмотрели иерархию уровней общения,
которую
предложил
исследователь
А.Б
Добрович,
выделивший
семь
уровней:
примитивный,
манипулятивный,
стандартизированный,
конвенциональный, игровой, деловой, духовной.
Таким образом, общение учителя с учениками характеризуется
разнообразием стилей, функций и уровней взаимодействия. Несомненно, это
разнообразие определяется индивидуальными особенностями преподавателя
и
должно
быть
направлено,
прежде
всего,
на
создание
климата,
благоприятствующего развитию личности обучающихся. Если учитель
понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, ведет себя
естественно, в соответствии со своими переживаниями, доброжелательно
относится к ученикам, он таким образом создает необходимые условия для
личностно
ориентированного
общения,
плодотворного
обучения
и
воспитания.