Напоминание

Педагогическое общение. Учитель-ученик.


Автор: Набиева Бузулайка Ниязбабаевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф.Пономарева
Населённый пункт: г.Сургут,ХМАО-Югра,Тюменская область
Наименование материала: Доклад
Тема: Педагогическое общение. Учитель-ученик.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему: «Педагогическое общение. Учитель-ученик».

В

соответствии

с

новыми

государственными

образовательными

стандартами

формирование

коммуникативных

компетенций

в

профессиональном педагогическом образовании предполагает готовность

педагога осуществлять общение. Проблема взаимодействия педагогов и

учащихся – одна из важных педагогических проблем, так как носит

функциональный и профессионально значимый характер. Педагогическое

общение

является

эффективными

учебно-воспитательным

средством,

призванным обеспечить понимание между учителем и учениками, является

неисчерпаемым источником для совершенствования не только обмена

информацией

и

воспитательного

воздействия,

но

и

морально-

психологического климата в коллективе.

Поэтому существует потребность ее изучения с разных позиций:

назначения общения в целом и назначения его сторон, задач педагогического

общения, в соответствии с его стилем и уровнями.

В своей работе мы поставили своей целью систематизацию информации об

педагогическом общении в системе взаимоотношений «Учитель-ученик».

Задачи работы:

1.

Определить сущность педагогического общения.

2.

Описать функции и задачи педагогического общения.

3.

Выделить структуру педагогического общения.

4.

Рассмотреть

существующие

классификации

стилей

и

уровней

педагогического общения.

По структуре работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Так же в

работе содержится список используемой литературы при ее написании.

Рассмотрев особенности педагогического общения в работе было дано

определение его понятия как системы взаимодействия учителя и учащегося,

содержание,

методы

и

средства

которого

способствуют

обмену

информацией, взаимопознанию, оказанию воспитательного воздействия.

Для продуктивной организации системы педагогического общения

необходимо

обеспечить

в

педагогической

деятельности

реальный

психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и

детьми. При этом педагогическое общение становится уже инструментом

воздействия на личность обучаемого в его обучении и воспитании.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит

организация продуктивного общения. Важную роль здесь играют задачи и

функции педагогического общения. В работе представлены различные

подходы к классификации функций общения в педагогической деятельности.

Например,

исследователь

А.В.

Мудрик

выделяет

нормативную,

познавательную эмоциональную и актуализирующую функции, А.В. Телюк –

нормативную,

организационную,

познавательную,

информационную,

воспитательную и гедонистическую.

Применительно к эффективному педагогическому общению необходимо

знать структурные компоненты организации общения, то есть этапы и стадии

педагогического взаимодействия и коммуникации. В развернутом виде их

можно представить следующим образом: установление контакта; ориентация

в ситуации; раскрытие темы, обсуждение вопроса, проблемы; подведение

итогов, вывод, принятие решения; выход из контакта. В реальном общении

эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. В

работе были представлены этапы педагогического общения с точки зрения

исследователей В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, которые в своих

работах

определяют

прогностический

этап,

этап

начального

периода

общения, этап управления общения и анализ общения.

Результативность общения профессиональной деятельности педагога во

многом зависит от его стиля. В ходе рассмотрения различных классификаций

стилевых особенностей педагогического общения нами была отмечена их

зависимость от индивидуальности и личностных характеристик педагога (от

его

компетентности,

коммуникативной

культуры,

эмоционально-

нравственного

отношения

к

учащимся,

творческого

подхода

к

профессиональной

деятельности)

и

от

индивидуальных

особенностей

учеников ( возрастных особенностей, половой принадлежности, уровня

обученности и воспитанности), от особенностей ученического коллектива.

Важной характеристикой педагогического общения является уровень.

Выделяют много уровней педагогического общения. Уровни представляют

собой определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об

особенностях и характере взаимодействия педагога и учащегося.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано

множество подходов к выделению уровней общения. Э. Берн описывает пять:

ритуалы, времяпровождение, игра, близость, деятельность. В.Н. Сагатовский

выделяет четыре уровня общения: манипулирование, «рефлексивной игры»,

правовое общение, нравственное общение. Ю.С. Крижанская и В.П.

Третьяков выделяют три основных уровня: ритуальный, манипулятивный и

гуманистический.

Более подробно в работе мы рассмотрели иерархию уровней общения,

которую

предложил

исследователь

А.Б

Добрович,

выделивший

семь

уровней:

примитивный,

манипулятивный,

стандартизированный,

конвенциональный, игровой, деловой, духовной.

Таким образом, общение учителя с учениками характеризуется

разнообразием стилей, функций и уровней взаимодействия. Несомненно, это

разнообразие определяется индивидуальными особенностями преподавателя

и

должно

быть

направлено,

прежде

всего,

на

создание

климата,

благоприятствующего развитию личности обучающихся. Если учитель

понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, ведет себя

естественно, в соответствии со своими переживаниями, доброжелательно

относится к ученикам, он таким образом создает необходимые условия для

личностно

ориентированного

общения,

плодотворного

обучения

и

воспитания.



В раздел образования