Напоминание

"Развитие музыкальных способностей у младших школьников"


Автор: Саенко Виктория Степановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДОД ДДТ п. Беркакит
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей у младших школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ – ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА П. БЕРКАКИТ

улица Мусы – Джалиля 15
телефон 8(41147)73-8-13 berddt@neru. edu. ru Саенко В. С. - Педагог дополнительного образования.
Развития музыкальных способностей детей младшего

школьного возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог Сухомлинский. Главное для педагога в развитии музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов. 1
Главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Каковы методы и приемы, для того чтобы воплотить в жизнь эту задачу? Методом музыкального обучения можно рассматривать способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Методы музыкального воспитания
Применение методов
2. Метод эмоционального воздействия.Применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятия музыки. 1. Методы стимулирования музыкальной деятельности. Умения педагогов выражать свое отношение к музыкальным произведениям образным словом, мимикой, жестами. 3. Метод стимулирования музыкальной деятельности. К методам стимулирования музыкальной деятельности относятся создания проблемно- поисковых ситуаций, когда перед детьми ставятся различные творческие задания. 4. Метод сравнения. Наиболее распространенный, потому что его применение п о з в ол я е т создавать ситуации, вызывающие у ребят интерес. Развитие музыкальных способностей обучающихся осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность их формирования каждой в отдельности. 1. Последовательность развития звукового слуха и чувства лада. 2
Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах. Осознание значения лада как средство воплощения музыкального образа. 2. Последовательность развития чувства ритма. Различие сильных и слабых долей в музыке при слушании. Восприятие соотношения различных длительностей на примере не сложных, хорошо знакомых детских песен. Развитие внутреннего ритмического слуха. 3. Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувство целого). Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку. Каждый человек, родившийся, получает от матушки- природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом. При обучении пению , надо идти от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительного мастерства. В работе по пению с детьми на начальном этапе следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. На занятиях также используются музыкально-ритмические движении Их главная задача научить ребят эмоционально откликаться на музыку с помощью движения. Педагог наблюдает, как дети двигаются под музыку, определяет их музыкальность. На первоначальном этапе движения должны быть обличены в игровую форму. Любое задание, связанное с движением должно иметь четкую задачу. Дети должны выдерживать закономерности музыкального исполнения (громкая музыка – громко маршировать, тихая – тихо). Методические приемы 3
варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений и направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности. В работе с детьми методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:  Наличие различных видов деятельности – музыкальные игры, хороводы, упражнения;  Особенности содержания и построения игры, упражнений и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передачи интонации, подражании легко воспринимают образное содержание сказок, песен, музыкальных пьес. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Активным средством развития творческой деятельности обучающихся являются творческие задания в форме игры. Постепенное усложнения условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей детей. На музыкальных занятиях важно создать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все ребята должны испытать радость творчества, которые развивают эмоциональную отзывчивость на музыку. В изучении музыкальных способностей, использованы необходимые критерии: 1.Развитие познавательной активности в творческой деятельности. Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни: Высший: присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей. Средний: испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходимы педагоги. 4
Низкий: интереса к творчеству не проявляет. Отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем. 2.Уровень сформированности развития навыков пения. Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни, разработанные зав. Кафедрой МГУ О.П Рядыновой: Высший: точно передает мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поет выразительно. Качество звука- чистый, громкий, протяжный, четкое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох- 12-17 сек., диапазон си/м-ре/п. Средний: точно передает мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – не громкий, не протяжный, средний вокальный слух, не четкое произношение согласных. Фональных выдох – 6-11 сек., диапазон до /1-си/1. Низкий: интонирует не точно, поет равнодушно. Качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция. Фональный выдох 1 – 5 сек., диапазон ре/1/соль/1. 3.Уровень эмоциональной эстетической настроенности. Высокий: распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально- выразительные движения рук, адекватно использует жесты, высокий уровень включенности в образ. Средний: видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить мимикой и жестом, не проникая в образ. Низкий: подавленный, напряженный общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Для определения музыкальных способностей были проведены диагностики: фонационного выхода, диапазона и эмоционально – эстетической настроенности детей. 5
Для увеличения уровня музыкальных способностей, в течении учебного года проводилась работа над правильным вдохом и выдохом. Для этого детям давались необходимые задания.
Задание 1
. встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Опять вдохнуть и выдохнуть. После этого сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук у вас закончится, поднять руку. У тех ребят, которых средний уровень предлагались дополнительные дыхательные упражнения. У кого низкий уровень – усиленные дыхательные тренировки.
Задание 2
. Пропеть гамму от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ку, ду постепенно двигаясь к верхнему регистру. В качестве проверки уровня развития ритмического слуха служили упражнения, при которых ведущий отбивает ритм загаданной им песней, а остальные пытаются ее отгадать. В этом возрасте дети в принципе не способны долго удерживать свое внимание на чем то одном, поэтому непременным условием успешной работы с ним будет достаточно частая, но оправданная смена упражнений в течении одного занятия. В освоении ритмов используются маленькие игры, такие как ритмический спектакль. Проведя такую работу в течении учебного года, на лицо были положительные изменения у ребят. При целенаправленном и систематическом развитии певческих навыков увеличивается количество детей с высоким уровнем музыкальных способностей. Методологической основой настоящего исследования является деятельный подход в развитии личности, т.е. музыкальные способности развиваются в певческой деятельности. Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Роль в развитии детей самого педагога огромна, особенно на начальном этапе. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, 6
педагога. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быт звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, выраженный в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. 7

Список литературы
1 Белкина.В.Н, Васильева.Н.Н.; « Там, где музыка живет» 2. Гульянц. Е. . « Музыкальная грамота» 3. Грузина И.В; « Тетрадь по музыке». 4. Журавленко Н.И.; « Праздники в начальной школе» 5 Крайнова Г; . « Развитие музыкальных способностей у детей». 6. Макшанцева Д.А; « Уроки пения 1-3 классы», 7. Макшанцева. Е.В. . « Скворушка» сборник музыкально – речевых игр 8. Михайлова М.А, Горбина Е.В; . « Песенки для детей», 9. Михайлова М.А; « Песенные узоры» Русские народные песни, игры. 10. Медведева.М. А; « Обучаем и развиваем», 11. Попов. Т.С ; « Музыкальные жанры»; 12. Пляцковский М; . « Музыка», 13. Полухин.Ю.К . « От пяти до десяти»; 14. Радынова С.М ; .« Слушаем музыку»; 15. Орлова В,С,, « Учите детей петь» . 16. Ригина Г.В ; Нотная хрестоматия ; 17. Ригина Г.В « Музыка» 1 класс ; 8


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники