Автор: Коренная Люция Нажминовна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Ясный Оренбургская обл.
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Разновидности штрихов в исполнительской практике баянистов и аккордеонистов
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка открытого
урока на тему:
«Разновидности штрихов в исполнительской практике
баянистов и аккордеонистов»
Выполнила:
Коренная Л.Н.
преподаватель по классу баяна
МБУ ДО ДШИ
г.Ясный, Оренбургская обл.
20.02.2021 г.
г. Ясный
Преподаватель
Коренная Люция Нажминовна
Ученица 8 класса Макеева Айдана
Дата и время 20.02. 2021год.
Тема: «Разновидности штрихов в исполнительской практике баянистов и
аккордеонистов»
Цель урока: Сформировать представление об артикуляционных приёмах
исполнения основных штрихов в классе баяна и аккордеона ДШИ
Задачи:
Образовательные
Выработать у учащегося навыки исполнения основных штрихов
выстроить общий исполнительский план произведения.
Развивающие
развить воображение, внимание, мышление, речь и память.
развивать творческую активность.
Воспитывающие
укреплять мотивацию и интерес к обучению в классе баяна.
воспитывать чувство ответственности к работе.
Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: индивидуальный
Форма урока: индивидуальное занятие в классе баяна и аккордеона, направленное
на теоретическое и практическое освоение музыкального произведения
.
Методы, использованные на уроке:
Когнитивный (познавательный)
Комплексный
Наглядно-иллюстративный, мультимедийный
(
рассказ, описание, беседа, игра на
инструменте).
Словесный.
Творческо-поисковый
(
беседа с последующим закреплением в практической
деятельности).
Практический.
Техническое оснащение урока:
Музыкальные инструменты: баяны и аккордеоны.
Пюпитры.
Нотный материал.
Комбинированный урок
Основные этапы:
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
проверка домашнего задания;
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
изложение нового материала;
первичное закрепление изученного;
подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Пояснительная записка.
Одной из основных задач, которые решаются в классе баяна и аккордеона, является
овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. На начальном
периоде обучения следует обращать внимание на качество звучания инструмента,
связывая это с образами исполняемой музыки, одновременно закрепляя определённые
движения технического аппарата с определенным характером звукоизвлечения.
«Музыка – это искусство звука», говорил Г.Нейгауз.
Выразительный звук – основа художественного исполнения любого музыкального
произведения. На характер звука влияют: тембр, меховедение (его сила) и способ
звукоизвлечения. Одной из составляющих работы над звуком (формирование туше)
является работа над штрихами.
Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» - это черта. В баянной и аккордеонной
методике существует множество определений понятия «штрих». Этот термин
употребляется в разных значениях, в зависимости от того, в каком виде искусства
применяется. В живописи – это мазок кисти, в поэзии – слово, в музыке – конечно
звук. Несмотря на то, что в разных видах искусства понятие штриха различное, между
тем штрихи имеют и общую характеристику – все они являются результатом
(продуктом) действия, а не самим действием.
Трактовка штриха на разных инструментах чаще всего относится к изменению
характера звука и зависит от определённого движения руки (кисти, пальцев,
предплечья).
В баянной и аккордеонной практике ещё не сформировались единые
определения понятия штрихов и приёмов игры.
К приёмам игры можно отнести специфические приёмы игры мехом (тремоло,
рикошет, вибрато и др.) и приёмы звукоизвлечения - туше.
Штрих, по сравнению с приемом вбирает в себя атаку, ведение, снятие и
соединение звуков, а также специфические характеристики звучания,
порождаемые взаимодействием этих приемов
.
Б. Егоров дает следующее определение: «Штрихи – это характерные формы звуков,
получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от
интонационно – смыслового содержания музыкального произведения».
Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих – обусловленный конкретным
образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной
артикуляции».
М. Имханицкий считает, что «штрих – это характерная деталь артикуляции,
определяющая в ней меру связности – раздельности и акцентности – безакцентности
каждого из сопряженных между собой звуков».
В.Ушенин определил: «Штрихом следует называть звуковой результат
определенного сочетания приемов атаки, ведения, снятия и соединения звуков».
Изучив и проанализировав все эти определения, приходишь к мнению, что все они
сводятся к одному: «Штрих даёт полную характеристику звука (определяя его
характер) при определённой артикуляции».
Артикуляция – способ исполнения последовательности звуков; определяется
слитностью или расчлененностью последних .
На баяне – аккордеоне в результате
различных сочетаний ведения меха и туше
возникают разнообразные приемы исполнения штрихов.
Звук - независимо от того, на каком инструменте он извлекается, - включает в
себя три фазы: начало (атака звука), основную часть (развитие звука) и окончание
(снятие звука).
Техника извлечения звука на любом инструменте связана с определенными
движениями. На баяне и аккрдеоне она зависит от навыков ведения меха и
характера соприкосновения пальцев с клавиатурой (туше).
Мех участвует во всех стадиях звукоизвлечения.
Определённый способ ведения меха (увеличение или уменьшение давления в
меховой камере), воздействия на клавишу (открытие или закрытие клапана) и
сочетания этих параметров (скорость воздушной струи, устремленной на голос)
обуславливает специфические особенности звучания на баяне и аккордеоне.
Звук на баяне и аккордеоне извлекается при нажиме на клавиши с
предыдущим, одновременным или последующим движением меха.
Способы атаки, ведения, снятия и соединения звуков составляют основу
технических приемов звукоизвлечения, из которых происходит техника
исполнения штрихов.
Способы ведения меха.
Основу артикуляционных средств баяниста составляют двигательно-игровые
способы управления мехом и клапанами. Различные способы ведения меха и
различные виды туше в исполнительстве на баяне всегда применяются
одновременно.
Существует три способа исполнения, взаимодействия работы пальцев и
ведения меха:
Артикуляция мехом
Пальцевая артикуляция
Мехо-пальцевая артикуляция
Способы ведения меха и виды туше при игре на баяне впервые систематизировал П.
Гвоздев.
Ровное ведение — обеспечивает поддержание постоянного уровня давления
воздушной струи на язычки. Возможно на всех основных динамических градациях
от рр — рр до ff — ff.
Ускорение и замедление движения — приводит к соответствующему увеличению
или уменьшению уровня давления воздушной струи на язычки и в реальном
звучании соответствует crescendo и diminuendo.
Рывок мехом — концентрация различных уровней давления струи воздуха на
язычки в определенный момент. В большинстве случаев он может совпадать с
началом (атакой) звука (при исполнении акцентов, sforzando), но вполне возможны
случаи, когда такая концентрация может приходиться на различные периоды
стационарной части звука и при окончании звука (снятие звука с акцентом). Этот
прием возможен на самых различных динамических уровнях звучания.
Пунктирное ведение - чередование ведения меха с полной его остановкой в
однонаправленных режимах, либо только «разжим», либо «сжим». При таком
приеме уровень давления струи воздуха будет колебаться от необходимого в
каждом конкретном случае (на различных динамических уровнях) до нулевого.
Окончание звука будет выполнено либо только мехом, либо мехом и пальцем
одновременно.
Способ прикосновения пальцев к клавишам – туше. Toucher (фр.) – трогать,
прикасаться, ощупывать, осязать.
Основные виды туше.
Нажим – отпускание. Применяется в медленных разделах музыкальных
произведениях, для связного звучания. Замаха кисти и пальцев не происходит,
пальцы располагаются очень близко к клавишам, с мягким в неё погружением и с
таким же плавным отпусканием. Каждая следующая клавиша нажимается так же
плавно, причём, нажимая последующую клавишу, предыдущая мягко возвращается
в исходное положение. Очень важную роль играет слуховой контроль. Этот вид
туше применяется при игре legato.
Толчок – снятие. Так же, как и нажим не требует замаха пальцев. Но здесь
палец быстро погружается в клавишу до упора и быстрым кистевым движением от
неё отталкивается (быстрое снятие). И это движения должны сопровождаться
коротким рывком меха. С помощью этого вида туше достигаются штрихи типа
staccato (non legato, partamento, marcato).
Удар – отскок. Здесь обязателен замах (всей руки, пальца, кисти или того и
другого вместе) и последующий отскок от клавиатуры, который является замахом
для следующего удара. Это вид туше применяется в раздельных штрихах (от non
legato – staccato до staccatissimo).
Взаимодействие приемов туше и способов ведения меха дает возможность получать
множество разнообразных звучаний, которые используются для достижения
выразительной, красочной игры.
Наиболее полная систематизация штрихов дана Б. Н. Егоровым. Он выделил 17
штриховых градаций. Ф. Р. Липс, представил 10 штриховых градаций, которые на
практике наиболее точно отвечают конкретным задачам исполнительства.
Поскольку же категория раздельных штрихов достаточно обширна, ее, в свою очередь,
следует разбить на три группы по степени краткости или выдержанности разделяемых
звуков:
1.
группа «связных» штрихов – legatissimo, legato, portato, detache;
2.
группа – выдержанных штрихов – tenuto, marcato,non legato;
3.
группа отрывистых штрихов – staccato, martele, staccatissimo.
Рассмотрим эти штрихи на примере музыкальных произведений.
План урока
1.
Исполнение гаммы As– dur (ля бемоль мажор) разными штрихами, цепочкой
из четвертей, восьмых, триолей и 16-ых.
2.
Исполнение арпеджио (короткие и длинные), аккорды.
3.
В.Переселенцев «Этюд»(a-moll). Практическая работа (работа над сочетанием
штрихов legato в верхнем голосе, в мелодии,staccato,сопровождающее
мелодию, создавая аккомпонемент).
4.
Практическая работа над пьесой В.Савёлов «Экспромт»(работа над темпом,
штрихами, динамическими оттенками).
5.
Исполнение р.н.п. «Отрада» обр. Л.Малиновского Ю.Давыдова (работа над
чёткой артикуляцией в вариации, характеристика музыкального образа,
исполнение произведения в характере).
6.
Просмотр презентации к уроку.
Ход урока.
Урок проводим с ученицей 8 класса Макеевой Айданой.
Одной из основных задач, которые решаются в классе баяна и аккордеона является
овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. На начальном
периоде обучения следует обращать внимание на качество звучания инструмента,
связывая это с образами исполняемой музыки, одновременно закрепляя определённые
движения технического аппарата с определенным характером звукоизвлечения.
«Музыка – это искусство звука», говорил Г.Нейгауз.
Педагог:
Главная основа художественного исполнения – выразительный звук.
На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения.
Одной из
составляющих работы над звуком (формирование туше) является работа над
штрихами
Техника извлечения звука на любом инструменте связана с определенными
движениями. На баяне и аккордеоне она зависит от навыков ведения меха и
характера соприкосновения пальцев с клавишами (туше)
Педагог: Скажи, пожалуйста, что такое туше?
Ученик: Toucher ( с фр.яз ) – трогать, прикасаться, ощупывать, осязать.
Способ прикосновения пальцев к клавишам – туше. Выделяют четыре основных
способа туше: нажим, толчок, удар, скольжение (glissando).
Педагог:
Разнообразные
виды
туше
связанны
с
различными
музыкально-
художественными задачами, стоящими перед исполнителем.
В. Ушенин так описывает туше: «Скорость открытия клапана связанная с
определенной манерой воздействия на клавишу - с так называемым туше»
Педагог:
Трактовка штриха на разных инструментах чаще всего относится к
изменению характера звука и зависит от определённого движения руки (кисти,
пальцев, предплечья).
В баянной и аккордеонной практике ещё не сформировались
единые определения понятия штрихов и приёмов игры. Многие задаются вопросом:
«Есть ли разница между способом игры и приёмом, между приёмом и штрихом?».
К приёмам игры можно отнести специфические приёмы игры мехом (тремоло,
рикошет, вибрато и др.) и приёмы звукоизвлечения - туше.
Под понятием способ, как правило, подразумевают комплекс действий
(рациональных), направленных на реализацию различных штрихов и приёмов.
Штрих, по сравнению с приемом вбирает в себя атаку, ведение, снятие и
соединение звуков, а также специфические характеристики звучания,
порождаемые взаимодействием этих приемов
.
Что же такое штрих?
Ученик: «Штрихом –это способ(приём и метод) исполнения нот, образующих звук.
Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.
«Штрих даёт полную характеристику звука (определяя его характер) при
определённой артикуляции».
Педагог: Молодец, верно!
Педагог: Айдана, скажи, пожалуйста, а в результате чего возникают штрихи ?
Ученик: На баяне – аккордеоне в результате различных сочетаний ведения меха и
туше возникают разнообразные приемы исполнения штрихов.
Педагог: Дай понятие артикуляции?
Ученик: Артикуляция – способ исполнения последовательности звуков;
определяется слитностью или расчлененностью этих звуков. Основа артикуляции
на баяне мехо-пальцевая.
Педагог: Верно.
Основу артикуляционных средств баяниста составляют двигательно-игровые
способы управления мехом и клапанами (т.е. прикосновение пальцев к клавишам и
ведение меха).
Техника извлечения звука на любом инструменте связана с определенными
движениями. На баяне она зависит от навыков ведения меха и характера
соприкосновения пальцев с клавиатурой (туше)
Мех участвует во всех стадиях звукоизвлечения.
Определённый способ ведения меха (увеличение или уменьшение давления в
меховой камере), воздействия на клавишу (открытие или закрытие клапана) и
сочетания этих параметров (скорость воздушной струи, устремленной на голос)
обуславливает специфические особенности звучания на баяне и аккордеоне.
Звук на баяне и аккордеоне извлекается при нажиме на клавиши с
предыдущим, одновременным или последующим движением меха.
Способы атаки, ведения, снятия и соединения звуков составляют основу
технических приемов звукоизвлечения, из которых произрастает техника
исполнения штрихов.
Различные способы ведения меха и различные виды туше в исполнительстве на
баяне и аккордеоне всегда применяются одновременно. Они дополняют друг
друга.
Существует три способа исполнения, взаимодействия работы пальцев и
ведения меха:
Артикуляция мехом
Пальцевая артикуляция
Мехо-пальцевая артикуляция (является основой звукоизвлечения на
баяне.
Виды движения меха.
Ровное ведение меха, ускоренное или замедленное движение меха, пунктирное
ведение меха, рывок мехом.
I.
Исполнение гаммы As – dur (Ля бемоль мажор) различными
штрихами (характеристика штрихов).
Штрихи пальцев исполняются за счет изменения характера работы пальцев. Сюда
относятся все виды легато, стаккато и нон легато.
legato
non legato
staccato
два звука на legato и два на staccato
исполнение пунктирным ритмом
исполнение дуолями legato (на один бас-два звука в правой руке)
исполнение триолями legato (на один бас-три звука в правой руке)
Цель: активизировать слуховой контроль и внимание ученика, развивать
ощущение клавиатуры.
Методические указания: преподавателю необходимо обратить внимание на
сохранение единой ритмической пульсации в исполнении гаммы разными
штрихами.
Ученик начинает исполнение гаммы в одну октаву, четвертными длительностями в
умеренном темпе, смену меха производит через октаву.
Затем увеличивает количество звуков на один мех, ускорение темпа.
Ученик исполняет гамму восьмыми длительностями, смену меха производит через
2 октавы.
Далее исполняет гамму в три октавы триолями шестнадцатыми длительностями .
Темп подвижный. Затем ускоряет темп и проигрывает гамму в две октавы на одно
движение меха шестнадцатыми длительностями.
а). Штрих legato
(от итал. «legare» - связывать, связно, протяжно)
плавный
переход от одного звука к другому, звуки как бы вытекают один из другого
"связываются, пропеваются". Относится к группе залигованных штрихов.
Атака – мягкая. При таком способе исполнения палец не снимается с
клавиши до тех пор, пока другой палец не нажмет следующую клавишу. В
нотах легато обозначается дугообразной линией, называемой лигой.
Важно чутко осязать поверхность клавиши кончиками пальцев. “Клавишу
нужно ласкать! Клавиша любит ласку! На нее только она отвечает
красотой звука!” – говорил Н.Метнер.
Исполняя гамму на легато следить за ровным движением меха на разжим и сжим.
Следить за свободной, мягкой, гибкой кистью. Клавиша нажимается без пальцевого
замаха, с помощью движения кисти, которая опирается на пальцы. Точка опоры
кисти при игре переходит с одного пальца на другой. Не следует давить на клавиши,
а только опираться на пальцы. Кисть свободная. Чаще прием легато исполняется
совмещенными пальцевыми и кистевыми движениями
(огромное значение имеет правильно
выбранная аппликатура).
Педагог объясняет ученику, что сила звука не зависит от силы нажатия клавиши.
Вполне достаточно той силы, которая преодолевает сопротивление пружинки и
удерживает клавишу в положении упора
( сила ведение лев. руки)
б).
Штрих
staccato
(итал. staccato — оторванный, отделённый) — Группа
отрывистых штрихов, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один
от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука
(артикуляции), противопоставляемый легато.
Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.
Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато
клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое
исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) —
короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.
Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем
случае уменьшение её примерно вдвое.
Отрывистые штрихи, как и прерывистые, разделяются на пальцевые (кистевые), в
которых мех распределяется на несколько нот, выполняет функцию
соединительную, и меховые - в них движения меха реагируют на каждую ноту.
Мягкое пальцевое стаккато. Исполняется посредством активного пальцевого
замаха при спокойном положении кисти. Замах пальца и его отталкивание от
клавиатуры здесь менее активны, чем при кистевом стаккато. И хотя пальцы быстро
отталкиваются от клавиш, их не следует поднимать высоко, так как при быстром
темпе амплитуда замаха потребует дополнительное время. Ряд звуков или созвучий
выполняется на одно движение меха (разжим или сжим). Итак, стаккато
предусматривает отрывистое, краткое звучание, где длительность сокращается вдв
в) Штрих non legato. Этому штриху характерно раздельное, но певучее
исполнение, движение меха постоянное (разжим- сжим). Небольшая
подчеркнутость атаки за счет энергичного нажима или легкого пальцевого удара и
слегка пунктирного ведения меха. Начало звука и его окончания имеют одинаковую
форму.
Далее идёт сочетание двух штрихов legato – staccato. Способ исполнения как
сказано выше. Слуховой контроль со стороны ученика, контролировать чёткое
чередование исполняемых штрихов.
3.
Исполнение дуолий, триолий. Исполненипе на legato. Выполнение фразировки,
движение меха ускоренное и замедленное.
4.
Исполнение коротких и длинных арпеджио. Следить за ровным ведением меха.
Исполнение на legato. Смену меха производить в зависимости от темпа.
Длинное арпеджио с применением большого пальца. Ученик исполняет в три
октавы с динамическими оттенками, выполняет фразировку (исполнение
арпеджио рассматриваем как небольшую фразу, движение звука к Q - тонике).
5.
Аккорды исполняет в 3 октавы, штрих staccato. Ученик выполняет акцент
>(рывок мехом) на сильную долю (меховое staccato). Смену меха производит
через три аккорда, т.е. через октаву. Аккорд исполнять на акцент (рывок
меха). Ударение производится на основную часть звука (созвучия), выделяется
весь звук.
II.
В.Переселенцев «Этюд» Практическая работа (работа над
сочетанием штрихов legato в мелодии ,
Staccato во втором голосе в партии правой руки).)
Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная
пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо
трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования
техники исполнителя.
Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую
художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.
Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность,
форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и
т.д.).
Данный этюд на отработку штриха legato в мелодии , которая сопровождается
штрихом staccato во вторм голосе партии правой руки и на применение
пятипальцевой апиликатуры .
Цель:добиваться плавного , напевного, мелодичного исполнения , штриха legato в
верхнем голосе «Этюда» и очень лёгкое, не нарушающее мелодию,
сопровождающее мелодию, аккомпонемент staccato.Закрепить аппликатуру с
применением большого пальца.
Методические указания: преподавателю совместно с учеником необходимо
сделать устный анализ произведения (тональность, лад, размер, форма и т.д.)
Определить какие средства выразительности композитор использует для
воплощения образа (штрихи, темп, ритм, динамика).
Этюд исполняется штрихом legato, направлен на развитие техники с применением
пятипальцевой аппликатуры. Тональность a-moll, размер четыре четверти, форма
куплетная (два периода с повторами, где окончания различные). (Ученик
демонстрирует сказанное на примере мотива). Staccato может быть пальцевым,
кистевым или меховым. Часто идёт совмещение пальцевого и кистевого staccato.
Преподаватель и учащийся постоянно должны вести контроль, т.к. этот приём
особенно трудно поддаётся отработке. При исполнении следует обращать внимание
на другие средства выразительности, такие как динамические оттенки.
Трудность «Этюда» состоит из того, что нужно совместить два штриха в партии
правой руки. Выводить мелодию первого голоса штрихом legato в сопровождении
staccato во втором голосе партии правой руки, при этом следить за меховедением,
добиваться единой мелодической, звуковой линии. Добиваться ровного управления
меха, не нарушая мелодическую линию.
III. В Савёлов «Экспромт»
Цель: выработать навыки исполнения различных штрихов. Развить
музыкальные и творческие способности.
Методические указания: словесный, наглядный, практический.
Ученице предлагается сыграть произведение. Первая часть – одноголосная
мелодия, исполняется на staccato. Этот прием основан на независимых свободных
движениях пальцев. Заключается он в том, что палец выдерживает длительность
ноты почти полностью. Затем его следует приподнять(кисть при этом спокойна) и
без толчков нажать другим пальцем следующую клавишу. Между звуками должен
быть небольшой перерыв. При штрихе нон легато ноты должны звучать раздельно,
но не коротко. Пальцы мягко нажимают клавиши и как бы шагают по ним. Центр
тяжести кисти в кончиках пальцев. Нажимая клавиши, пальцы не должны
прогибаться в суставах. Нельзя поднимать пальцы слишком высоко над
клавиатурой. Присутствуют залигованные четвертные (через тактовую черту), здесь
необходимо следить за чётким снятием этих лиг (слуховой контроль, внимание,
нельзя менять направление меха при исполнении залигованных нот (лигу рвать нельзя, если уж начали
играть на разжим, продолжайте пока не закончится фраза).
(Ученик демонстрирует сказанное на
примере мотива).
Вторая часть - это аккордовое проведение основной темы.
Чтобы прослушать мелодическую линию, ученик проигрывает только верхние звуки
аккордов, где прослеживается тема. Аккордовое изложение исполняется на более
плотном и ровном ведении меха. Нужно следить за точным попаданием в звуки
аккордов, как можно ближе и более связно исполнять аккорды на legato.
Аккордовое легато характеризуется тем, что пальцы переносятся с одних клавиш на
другие. Кистевое движение направляет перенос и помогает осуществлять его без
замаха пальцев, этим обеспечивая соединение, близкое к легато. Так же следить за
снятием лиг (залигованные четвертные).
IV. Исполнение р.н.п. «Отрада» обр. Ю.Давыдова
Цель: работа над чёткой артикуляцией в вариации, через средства музыкальной
выразительности передать характер произведения.
Методические указания: добиться от ученика свободного, яркого,
эмоционального исполнения.
Ученик свободно исполняет произведения, точно передает образ и
характер исполняемого произведения через динамику, штрихи. Используемые
штрихи legato, non legato. Форма вариационная. Основная тема проходит в трёх
вариациях. И первое её проведение исполняется штрихом legato.
Вариация шестнадцатыми исполняется на non legato, чтобы сохранить внятную
артикуляцию при быстром темпе. Также ученик исполняет её на legato.
Используемая литера
1.
Говорушко П. «Основы игры на баяне.»- М. - Л., 1969.
2.
Егоров Б. «К вопросу о систематизации баянных штрихов.» // Баян и баянисты. –
1984. - №6.
3.
Имханицкий М. « Новое об артикуляции и штрихах на баяне.» РАМ им.
Гнесиных, 1997.
4.
Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1998.
5.
А.Алексеев «Методика преподавания игры на баяне» Москва 1985г.
6.
А.Крупин, А.И.Романов « Теория и практика звукоизвлечения на баяне»
Новосибирск 1995г.
7.
В.Мотов « О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне» Москва 1980г.
6