Напоминание

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей, инвалидность которых обусловлена соматическими заболеваниями».


Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей, инвалидность которых обусловлена соматическими заболеваниями».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности психолого-педагогического сопровождения детей,

инвалидность которых обусловлена соматическими заболеваниями.

По данным Росстата в Российской Федерации дети-инвалиды составляют

2,1% к общей численности детского населения. Как известно, дети-инвалиды

представляют собой достаточно разнородную группу не только по характеру и

тяжести заболеваний, особенностям психофизического развития, но и по своим

образовательным потребностям, в том числе определяемыми возможностями

обучаемости.

Так, одни из них способны полноценно освоить содержание основной

общеобразовательной программы, нуждаясь лишь в щадящем режиме

обучения (адаптированной под возможности такого ученика организации

учебных занятий, дозированной учебной нагрузке). Это преимущественно дети,

причиной инвалидности которых являются соматические заболевания.

Содержание и организация их комплексного сопровождения в рамках

деятельности

ППМС-центра

должны

выстраиваться

на

основе

дифференцированного и индивидуального подходов, ориентированных на

создание условий для реализации потенциала способностей ребенка-инвалида,

его успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации.

Среди детей-инвалидов, дети с различными соматическими заболеваниями, в

том числе заболеваниями (включая пороки развития) внутренних органов:

болезнями органов дыхания, пищеварения, а также сердечно-сосудистой,

эндокринной,

мочеполовой

и

иммунной

систем,

составляют

достаточно

большую группу.

Любое соматическое заболевание, острое либо хроническое, всегда в той или

иной степени влияет на человека, на его мозг и психическую деятельность в

диапазоне от временного ухудшения общего самочувствия до состояния

нетрудоспособности, дающего право на получение «больничного листка» и даже

инвалидности.

В

работах

великих

отечественных

ученых

врачей

М.Я.Мудрова,

С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и др. уже давно было показано единство организма,

психики и личности, находящихся в состоянии сложного взаимовлияния между

собой.

Соматическое

и

психическое,

являясь

качественно

различными

категориями, одновременно представляют тесно связанные между собой

компоненты единого «целого» – живого человека.

Соматические заболевания влияют на человека и его психику посредством

интоксикации и нарушений обмена веществ, воздействуя на центральную

нервную систему, снижая или искажая качество ее функционирования. При

этом, на течение и прогноз соматических нарушений сказывается реакция

личности человека на болезнь, его взгляд на степень её тяжести и возможные

последствия. Отсюда нередко возникает своеобразный «порочный круг», когда

соматические расстройства порождают невротические реакции, которые, в свою

очередь, отягощают течение соматического заболевания, и т.д..

Наиболее

типичным

нарушением

психической

деятельности

при

соматических заболеваниях является соматогенная астения. Основным и

постоянным

проявлением

соматогенной

астении

является

психическая

истощаемость (утомляемость), которая наступает даже при относительно

несложных занятиях (легком чтении, просмотре телепередач, разговоров с

друзьями).

Признаками

наступающего утомления являются рассеянность,

внутреннее напряжение, а также возникающие неглубокие вегетативные

расстройства – головные боли, потливость и др. Вторым классическим

проявлением

астении

является

раздражительность

(раздражительность

и

утомляемость часто объединяют в раздражительную слабость), которая может

выражаться во вспышках гнева, мгновенном и долгом ухудшении настроения.

При

заметно

выраженной

астении

раздражительность

охватывает

и

непереносимость внешних раздражений (громких звуков, резких запахов,

неожиданных прикосновений, внезапного включения света и др.). При астениях

нарушено внимание, причем все его свойства – концентрация, переключаемость,

объем.

Степень астенических проявлений зависит от тяжести и длительности

заболевания, отношения ребенка к заболеванию и его последствиям, а также от

нарастающих

школьных

трудностей.

Это

относится,

прежде

всего,

к

заболеваниям с хроническим течением, эндокринным нарушениям.

На фоне астенического симптомокомплекса могут возникать депрессивные

(подавленность,

плаксивость,

чувство

безысходности),

апатические

(безразличие, вялость), истерические (привлечение к себе максимума внимания в

связи с болезнью), фобические (страх перед резким ухудшением соматического

состояния), эйфорические (немотивированное веселье) и другие включения.

Для

эндокринных

заболеваний

часто

отмечается

психоэндокринный

синдром,

при

котором

наблюдаются

снижение

памяти,

нарушения

интеллектуальной

деятельности,

расстройства

инстинктивной

сферы

и

мотивации.

В исследованиях многих авторов отмечается, что хронические заболевания в

детском возрасте сопровождаются патологическим формированием личности,

формируются задержки общего и психического развития, к нарушениям

эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, учитывая особенности нарушений психической деятельности

при

соматических

заболеваниях

должен

осуществляться

комплекс

реабилитационных и абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА

для этой группы детей-инвалидов.

Мероприятия

ИПРА

ребенка-инвалида

по

социальной

реабилитации

предусматривают:

1) социально-средовую реабилитацию, включающую обучение пользования

приборами, с применением технических средств реабилитации;

2)

социально-бытовую

адаптацию,

включающую

обучение

ребенка

социально-бытовым навыкам, в том числе с использованием технических

средств реабилитации (при необходимости);

3)

социально-психологическую

реабилитацию,

направленную

на

формирование у ребенка адекватного отношения ребенка к болезни, установки

на

восстановление

здоровья

собственными

тренировочными

усилиями,

восстановление утраченных функций и способности к обучению;

4) физкультурно-оздоровительные мероприятия, проведение которых должно

осуществляться с учетом показаний и противопоказаний.

При

осуществлении

комплексного

сопровождения

детей-инвалидов

с

соматическими заболеваниями особое внимание должно уделяться организации

психологической помощи.

Сложность и своеобразие психического развития детей с соматическими

заболеваниями требует особого подхода к его анализу и разработки программ

психологической коррекции, психологического сопровождения и поддержки.

При этом важными составляющими психологической помощи детям-инвалидам

с соматическими заболеваниями, помимо консультирования, психологической

коррекции

и

психотерапии,

являются

психологическое

сопровождение,

психологическая

поддержка,

а

также

психологическая

диагностика

и

прогностика.

При

осуществлении

психологической

помощи

детям-инвалидам

с

соматическими

заболеваниями

следует

учитывать

их

индивидуально-

личностные особенности. Так, изучена негативная роль тревожности личности

ребенка, которая обусловливает готовность к возникновению тревожных

реакций и приводит к нарушению адаптивного поведения в период болезни и

лечения.

Кроме

тревожности

выделяются

такие

качества

личности

как

эмоциональность, которая проявляется в позитивных или негативных реакциях

ребенка на его окружение. При определенных условиях, эмоциональность может

играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального

напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим

расстройствам.

Сложность, многообразие и специфика психических нарушений у детей с

соматическими заболеваниями предполагают системный подход к разработке

программы психокоррекционной работы, которая должна быть, прежде всего,

направлена на гармонизацию личностной структуры.

В

практике

психологического

сопровождения

детей-инвалидов

с

соматическими

заболеваниями

используются

различные

методы

психологической коррекции и психотерапии. Выбор конкретных методов

психологической коррекции определяется с учетом возраста ребенка, уровня его

интеллектуального развития, личностных особенностей, особенностей самого

заболевания, его тяжести и стадии.

Важнейшей

составляющей

психолого-педагогического

сопровождения

детей-инвалидов с соматическими заболеваниями является работа специалистов

ППМС-центров с ближайшим окружением таких детей. Это, прежде всего,

педагоги, осуществляющие обучение ребенка. С педагогами необходимо

обсуждать вопросы организации учебного процесса, дозирования учебной

нагрузки,

использования

методов

и

приемов

обучения

с

учетом

психофизического состояния ребенка. В процессе осуществления психолого-

педагогического

сопровождения

детей-инвалидов

с

соматическими

заболеваниями

в

условиях

общеобразовательного

учреждения

должен

осуществляться постоянный мониторинг, предполагающий систематическое

отслеживание динамики развития и школьной адаптации ребенка (подростка).

Сама система комплексного сопровождения должна быть направлена на

организацию жизнедеятельности ребенка-инвалида с учетом его психических и

физических

возможностей

и

своевременное

оказание

необходимой

психологической помощи.

На

основании

всего

вышеизложенного

можно

отметить

следующие

особенности комплексного сопровождения детей, инвалидность которых связана

с соматическим заболеванием:

1. Необходимость организации постоянного взаимодействия специалистов

ППМС-центров с медицинскими специалистами, осуществляющими лечение

ребенка-инвалида, а также учителями, осуществляющими его обучение, и

родителями.

2. Использование организационных форм (индивидуальных, групповых,

смешанных) и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка-

инвалида с учетом особенностей соматического заболевания, рекомендаций

ИПРА ребенка-инвалида, условий обучения (в классе, надомном обучении,

обучении в медицинской организации при длительном лечении).

3. Выбор

направлений и методов коррекционной работы

с учетом

имеющихся нарушений психического развития; специфики ВКБ и личностных

особенностей детей-инвалидов; особенностями микросоциального окружения

ребенка.

4. Обеспечение особой психологизации образовательной среды на основе

постоянного наблюдения за психофизическим состоянием ребенка-инвалида,

информирования

учителей

об

особенностях

его

работоспособности,

эмоциональной сферы, возможных поведенческих реакциях, осуществления

психокоррекционной работы по преодолению и предупреждению трудностей

обучения, а также психологической поддержки учащегося в образовательном

процессе.



В раздел образования