Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей, инвалидность которых обусловлена соматическими заболеваниями».
Раздел: дополнительное образование
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей,
инвалидность которых обусловлена соматическими заболеваниями.
По данным Росстата в Российской Федерации дети-инвалиды составляют
2,1% к общей численности детского населения. Как известно, дети-инвалиды
представляют собой достаточно разнородную группу не только по характеру и
тяжести заболеваний, особенностям психофизического развития, но и по своим
образовательным потребностям, в том числе определяемыми возможностями
обучаемости.
Так, одни из них способны полноценно освоить содержание основной
общеобразовательной программы, нуждаясь лишь в щадящем режиме
обучения (адаптированной под возможности такого ученика организации
учебных занятий, дозированной учебной нагрузке). Это преимущественно дети,
причиной инвалидности которых являются соматические заболевания.
Содержание и организация их комплексного сопровождения в рамках
деятельности
ППМС-центра
должны
выстраиваться
на
основе
дифференцированного и индивидуального подходов, ориентированных на
создание условий для реализации потенциала способностей ребенка-инвалида,
его успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации.
Среди детей-инвалидов, дети с различными соматическими заболеваниями, в
том числе заболеваниями (включая пороки развития) внутренних органов:
болезнями органов дыхания, пищеварения, а также сердечно-сосудистой,
эндокринной,
мочеполовой
и
иммунной
систем,
составляют
достаточно
большую группу.
Любое соматическое заболевание, острое либо хроническое, всегда в той или
иной степени влияет на человека, на его мозг и психическую деятельность в
диапазоне от временного ухудшения общего самочувствия до состояния
нетрудоспособности, дающего право на получение «больничного листка» и даже
инвалидности.
В
работах
великих
отечественных
ученых
врачей
М.Я.Мудрова,
С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и др. уже давно было показано единство организма,
психики и личности, находящихся в состоянии сложного взаимовлияния между
собой.
Соматическое
и
психическое,
являясь
качественно
различными
категориями, одновременно представляют тесно связанные между собой
компоненты единого «целого» – живого человека.
Соматические заболевания влияют на человека и его психику посредством
интоксикации и нарушений обмена веществ, воздействуя на центральную
нервную систему, снижая или искажая качество ее функционирования. При
этом, на течение и прогноз соматических нарушений сказывается реакция
личности человека на болезнь, его взгляд на степень её тяжести и возможные
последствия. Отсюда нередко возникает своеобразный «порочный круг», когда
соматические расстройства порождают невротические реакции, которые, в свою
очередь, отягощают течение соматического заболевания, и т.д..
Наиболее
типичным
нарушением
психической
деятельности
при
соматических заболеваниях является соматогенная астения. Основным и
постоянным
проявлением
соматогенной
астении
является
психическая
истощаемость (утомляемость), которая наступает даже при относительно
несложных занятиях (легком чтении, просмотре телепередач, разговоров с
друзьями).
Признаками
наступающего утомления являются рассеянность,
внутреннее напряжение, а также возникающие неглубокие вегетативные
расстройства – головные боли, потливость и др. Вторым классическим
проявлением
астении
является
раздражительность
(раздражительность
и
утомляемость часто объединяют в раздражительную слабость), которая может
выражаться во вспышках гнева, мгновенном и долгом ухудшении настроения.
При
заметно
выраженной
астении
раздражительность
охватывает
и
непереносимость внешних раздражений (громких звуков, резких запахов,
неожиданных прикосновений, внезапного включения света и др.). При астениях
нарушено внимание, причем все его свойства – концентрация, переключаемость,
объем.
Степень астенических проявлений зависит от тяжести и длительности
заболевания, отношения ребенка к заболеванию и его последствиям, а также от
нарастающих
школьных
трудностей.
Это
относится,
прежде
всего,
к
заболеваниям с хроническим течением, эндокринным нарушениям.
На фоне астенического симптомокомплекса могут возникать депрессивные
(подавленность,
плаксивость,
чувство
безысходности),
апатические
(безразличие, вялость), истерические (привлечение к себе максимума внимания в
связи с болезнью), фобические (страх перед резким ухудшением соматического
состояния), эйфорические (немотивированное веселье) и другие включения.
Для
эндокринных
заболеваний
часто
отмечается
психоэндокринный
синдром,
при
котором
наблюдаются
снижение
памяти,
нарушения
интеллектуальной
деятельности,
расстройства
инстинктивной
сферы
и
мотивации.
В исследованиях многих авторов отмечается, что хронические заболевания в
детском возрасте сопровождаются патологическим формированием личности,
формируются задержки общего и психического развития, к нарушениям
эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, учитывая особенности нарушений психической деятельности
при
соматических
заболеваниях
должен
осуществляться
комплекс
реабилитационных и абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА
для этой группы детей-инвалидов.
Мероприятия
ИПРА
ребенка-инвалида
по
социальной
реабилитации
предусматривают:
1) социально-средовую реабилитацию, включающую обучение пользования
приборами, с применением технических средств реабилитации;
2)
социально-бытовую
адаптацию,
включающую
обучение
ребенка
социально-бытовым навыкам, в том числе с использованием технических
средств реабилитации (при необходимости);
3)
социально-психологическую
реабилитацию,
направленную
на
формирование у ребенка адекватного отношения ребенка к болезни, установки
на
восстановление
здоровья
собственными
тренировочными
усилиями,
восстановление утраченных функций и способности к обучению;
4) физкультурно-оздоровительные мероприятия, проведение которых должно
осуществляться с учетом показаний и противопоказаний.
При
осуществлении
комплексного
сопровождения
детей-инвалидов
с
соматическими заболеваниями особое внимание должно уделяться организации
психологической помощи.
Сложность и своеобразие психического развития детей с соматическими
заболеваниями требует особого подхода к его анализу и разработки программ
психологической коррекции, психологического сопровождения и поддержки.
При этом важными составляющими психологической помощи детям-инвалидам
с соматическими заболеваниями, помимо консультирования, психологической
коррекции
и
психотерапии,
являются
психологическое
сопровождение,
психологическая
поддержка,
а
также
психологическая
диагностика
и
прогностика.
При
осуществлении
психологической
помощи
детям-инвалидам
с
соматическими
заболеваниями
следует
учитывать
их
индивидуально-
личностные особенности. Так, изучена негативная роль тревожности личности
ребенка, которая обусловливает готовность к возникновению тревожных
реакций и приводит к нарушению адаптивного поведения в период болезни и
лечения.
Кроме
тревожности
выделяются
такие
качества
личности
как
эмоциональность, которая проявляется в позитивных или негативных реакциях
ребенка на его окружение. При определенных условиях, эмоциональность может
играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального
напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим
расстройствам.
Сложность, многообразие и специфика психических нарушений у детей с
соматическими заболеваниями предполагают системный подход к разработке
программы психокоррекционной работы, которая должна быть, прежде всего,
направлена на гармонизацию личностной структуры.
В
практике
психологического
сопровождения
детей-инвалидов
с
соматическими
заболеваниями
используются
различные
методы
психологической коррекции и психотерапии. Выбор конкретных методов
психологической коррекции определяется с учетом возраста ребенка, уровня его
интеллектуального развития, личностных особенностей, особенностей самого
заболевания, его тяжести и стадии.
Важнейшей
составляющей
психолого-педагогического
сопровождения
детей-инвалидов с соматическими заболеваниями является работа специалистов
ППМС-центров с ближайшим окружением таких детей. Это, прежде всего,
педагоги, осуществляющие обучение ребенка. С педагогами необходимо
обсуждать вопросы организации учебного процесса, дозирования учебной
нагрузки,
использования
методов
и
приемов
обучения
с
учетом
психофизического состояния ребенка. В процессе осуществления психолого-
педагогического
сопровождения
детей-инвалидов
с
соматическими
заболеваниями
в
условиях
общеобразовательного
учреждения
должен
осуществляться постоянный мониторинг, предполагающий систематическое
отслеживание динамики развития и школьной адаптации ребенка (подростка).
Сама система комплексного сопровождения должна быть направлена на
организацию жизнедеятельности ребенка-инвалида с учетом его психических и
физических
возможностей
и
своевременное
оказание
необходимой
психологической помощи.
На
основании
всего
вышеизложенного
можно
отметить
следующие
особенности комплексного сопровождения детей, инвалидность которых связана
с соматическим заболеванием:
1. Необходимость организации постоянного взаимодействия специалистов
ППМС-центров с медицинскими специалистами, осуществляющими лечение
ребенка-инвалида, а также учителями, осуществляющими его обучение, и
родителями.
2. Использование организационных форм (индивидуальных, групповых,
смешанных) и технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка-
инвалида с учетом особенностей соматического заболевания, рекомендаций
ИПРА ребенка-инвалида, условий обучения (в классе, надомном обучении,
обучении в медицинской организации при длительном лечении).
3. Выбор
направлений и методов коррекционной работы
с учетом
имеющихся нарушений психического развития; специфики ВКБ и личностных
особенностей детей-инвалидов; особенностями микросоциального окружения
ребенка.
4. Обеспечение особой психологизации образовательной среды на основе
постоянного наблюдения за психофизическим состоянием ребенка-инвалида,
информирования
учителей
об
особенностях
его
работоспособности,
эмоциональной сферы, возможных поведенческих реакциях, осуществления
психокоррекционной работы по преодолению и предупреждению трудностей
обучения, а также психологической поддержки учащегося в образовательном
процессе.