Напоминание

«Мероприятия по социальной реабилитации детей с ОВЗ, направленные на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество».


Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: «Мероприятия по социальной реабилитации детей с ОВЗ, направленные на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мероприятия по социальной реабилитации детей с ОВЗ, направленные

на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса,

достижении им материальной независимости в будущем, социальной

адаптации и интеграции в общество

Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей -

инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного

общества.

Реабилитация - это медицинские, психологические, социально -

экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более

полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением

здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация детей - инвалидов является длительным, динамичным

процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и

микрофакторов.

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс

восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой

деятельности.

Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде

процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,

установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей

социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в

качестве активного субъекта общественных отношений.

Социально-бытовая реабилитация включает: социально-бытовую

ориентацию; социально-бытовое образование; социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовая ориентация означает процесс ознакомления ребенка-

инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.

Социально-бытовое образование – это обучение ребенка-инвалида бытовым

навыкам, утраченным в результате физического или сенсорного дефекта, а также

выраженных последствий психического заболевания.

В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно

несколько вариантов, в зависимости от степени выраженности ограничений

жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных)

возможностей, с другой:

возможность обучения (переобучения) детей-инвалидов пользованию

обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью

за счет сохранившихся функциональных способностей;

обучение детей-инвалидов пользованию переоборудованными приборами,

утварью, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами и

другими устройствами;

обучение детей-инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными

техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

проведение социально-средовой диагностики;

обучение навыкам самостоятельного проживания и социального общения на

различных уровнях;

определение потребностей инвалида в различных видах социальных услуг,

налаживание контактов с социальными службами и структурами;

формирование информационно-правового поля действия инвалида с учетом

особенностей развития его личности и специфики его проблем;

проведение занятий по физической культуре и спорту.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

социально-бытовую диагностику, которая оценивает возможности

независимой жизнедеятельности;

организацию и проведение адаптационного обучения ребенка-инвалида;

формирование у личности ребенка-инвалида мотивационных установок на

активную деятельность с учетом патологии;

подготовку и обучение ребенка-инвалида к независимому образу жизни

(обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация

жизни в быту);

подбор ребенку-инвалиду технических средств реабилитации (основных или

вспомогательных) и обучение пользованию ими;

возможную адаптацию жилищно-коммунальных условий ребенка-инвалида к

его потребностям.

Приоритетные задачи социальной реабилитации:

подготовка и освоение ребенком-инвалидом новой социальной роли,

адаптированной к его патологии;

содействие активному независимому образу жизни на всех уровнях общения;

повышение социального статуса;

интеграция ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.

Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум

основным направлениям - социально-бытовому и социально-средовому.

В ходе адаптации в одних случаях используются возможности

приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам,

условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с

использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются

специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-

бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и

включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под

влиянием совокупности многих условий, как социально - контролируемых, и

направленно - организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление,

адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее

возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и

общества. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее

ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья

заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности,

бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с

природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного

образования.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив,

как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои

дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает

неравенство возможностей.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог

всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям,

неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных

случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в

обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность.

Включает:

- развитие духовных и физических способностей ребенка;

- содействие в получении соответствующей школы образования, включая

подготовку к нему;

- обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности

окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим

навыкам; содействие в выполнении соответствующей деятельности, при

невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении

неквалифицированной работы);

- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и

моральных сил, а также душевного равновесия;

- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение

свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

- заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и

мотивационно - окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом

восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с

ним смыслового поля.

В задачи социального развития также входят:

умственное развитие детей;

формирование навыков правильного поведения;

трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;

физическое воспитание;

самообслуживание;

бытовая ориентировка и социальная адаптация;

знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении

жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;

получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино

и других видах искусства.

В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация

рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с

различными социальными группами, институтами, организациями, в результате

которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Таким образом, социальная реабилитация личности - сложный,

противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни.

Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее

результаты во многом зависят от активности самой личности.



В раздел образования