Автор: Гребенникова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям №1"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: «Мероприятия по социальной реабилитации детей с ОВЗ, направленные на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса, достижении им материальной независимости в будущем, социальной адаптации и интеграции в общество».
Раздел: дополнительное образование
Мероприятия по социальной реабилитации детей с ОВЗ, направленные
на оказание помощи ребенку в формировании его социального статуса,
достижении им материальной независимости в будущем, социальной
адаптации и интеграции в общество
Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей -
инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного
общества.
Реабилитация - это медицинские, психологические, социально -
экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более
полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением
здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация детей - инвалидов является длительным, динамичным
процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и
микрофакторов.
Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс
восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой
деятельности.
Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде
процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей,
установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей
социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в
качестве активного субъекта общественных отношений.
Социально-бытовая реабилитация включает: социально-бытовую
ориентацию; социально-бытовое образование; социально-бытовую адаптацию.
Социально-бытовая ориентация означает процесс ознакомления ребенка-
инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.
Социально-бытовое образование – это обучение ребенка-инвалида бытовым
навыкам, утраченным в результате физического или сенсорного дефекта, а также
выраженных последствий психического заболевания.
В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно
несколько вариантов, в зависимости от степени выраженности ограничений
жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных)
возможностей, с другой:
возможность обучения (переобучения) детей-инвалидов пользованию
обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью
за счет сохранившихся функциональных способностей;
обучение детей-инвалидов пользованию переоборудованными приборами,
утварью, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами и
другими устройствами;
обучение детей-инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными
техническими средствами, отвечающими их потребностям.
Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:
проведение социально-средовой диагностики;
обучение навыкам самостоятельного проживания и социального общения на
различных уровнях;
определение потребностей инвалида в различных видах социальных услуг,
налаживание контактов с социальными службами и структурами;
формирование информационно-правового поля действия инвалида с учетом
особенностей развития его личности и специфики его проблем;
проведение занятий по физической культуре и спорту.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
социально-бытовую диагностику, которая оценивает возможности
независимой жизнедеятельности;
организацию и проведение адаптационного обучения ребенка-инвалида;
формирование у личности ребенка-инвалида мотивационных установок на
активную деятельность с учетом патологии;
подготовку и обучение ребенка-инвалида к независимому образу жизни
(обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация
жизни в быту);
подбор ребенку-инвалиду технических средств реабилитации (основных или
вспомогательных) и обучение пользованию ими;
возможную адаптацию жилищно-коммунальных условий ребенка-инвалида к
его потребностям.
Приоритетные задачи социальной реабилитации:
подготовка и освоение ребенком-инвалидом новой социальной роли,
адаптированной к его патологии;
содействие активному независимому образу жизни на всех уровнях общения;
повышение социального статуса;
интеграция ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.
Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум
основным направлениям - социально-бытовому и социально-средовому.
В ходе адаптации в одних случаях используются возможности
приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам,
условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с
использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются
специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-
бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и
включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под
влиянием совокупности многих условий, как социально - контролируемых, и
направленно - организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление,
адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее
возможным условием нормального функционирования общества.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и
общества. Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее
ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья
заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного
образования.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив,
как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои
дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает
неравенство возможностей.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог
всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям,
неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных
случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в
обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность.
Включает:
- развитие духовных и физических способностей ребенка;
- содействие в получении соответствующей школы образования, включая
подготовку к нему;
- обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности
окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим
навыкам; содействие в выполнении соответствующей деятельности, при
невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении
неквалифицированной работы);
- установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
- поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и
моральных сил, а также душевного равновесия;
- облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение
свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
- заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и
мотивационно - окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом
восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с
ним смыслового поля.
В задачи социального развития также входят:
умственное развитие детей;
формирование навыков правильного поведения;
трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
физическое воспитание;
самообслуживание;
бытовая ориентировка и социальная адаптация;
знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении
жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;
получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино
и других видах искусства.
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация
рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с
различными социальными группами, институтами, организациями, в результате
которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Таким образом, социальная реабилитация личности - сложный,
противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее
результаты во многом зависят от активности самой личности.