Авторы: Трунова Елена Юрьевна, Елена Юрьевна Трунова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №35 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Самообразование - важный аспект в развитии профессиональной деятельности педагогов
Раздел: начальное образование
Трунова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ "Лицей №35 г.Челябинска"
Самообразование - важный аспект в развитии профессиональной
деятельности педагогов
Требования, предъявляемые учителю в наступившем столетии, отличаются, прежде
всего, наличием у педагогов ключевых компетенций, отражающих с одной стороны,
качество педагогического образования, а с другой конкурентоспособность педагога
на рынке труда, так как заказчиком образовательных услуг сегодня является не
только государство, но и родители, и дети.
Согласно стратегии ФГОС НОО, современному учителю необходимо отказаться от
«знаниевой парадигмы» образования и перейти к его новому содержательному
аспекту,
ориентированному
на
личностное,
социальное,
познавательное
и
коммуникативное развитие учащихся.
Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как
качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры,
национального самосознания.
Повышение профессионального мастерства учителя – это одна из задач нашего
методического
объединения.
Эффективность
работы
педагогов
МО
можно
определить через мониторинг педагогической деятельности учителя, который
включает в себя разделы:
1.
Уровень повышения профессиональной квалификации (курсовая подготовка,
аттестация, индивидуальный план профессионального развития учителя).
2.
Степень участия в методической работе (семинары, практикумы, круглые
столы, консультации, работа творческих групп, открытые уроки).
3.
Уровень качества обучения (степень обученности по предметам, качественная
успеваемость класса, результативность участия учащихся в конкурсах,
олимпиадах).
4.
Обобщение
опыта
работы
(выступления
на
МО,
пед.советах
школы,
выступления на конференциях, пед.чтениях, участие в «Панораме открытых
уроков», участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие
публикаций, разработка методической продукции, разработка дидактических
материалов).
Одной из функций руководителя методического объединения в рамках ФГОС
НОО является организация методической, экспериментальной, инновационной
работы в школе.
Современному учителю сегодня недостаточно просто хорошо работать и знать
свой предмет. Для успешной педагогической деятельности в свете современных
требований и запросов общества необходимо постоянно обновлять и обогащать
свой профессиональный уровень. Наши педагоги считают, что самообразование -
это важный аспект в деятельности методического объединения. Чтобы оставаться
профессионалом, необходим непрерывный процесс самообразования. Педагог, по
словам А.Дистервега, "лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и
образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и
образованием".
С введением ФГОС НОО наши педагоги, работая в творческих группах
предложили различные подходы к разработке плана по самообразованию и
выбрали единый: "Индивидуальный план профессионального развития педагога".
Он имеет ряд преимуществ:
-
разрабатывается на пересечении индивидуальных потребностей и
возможностей педагога;
-
содействует
самоопределению
педагога
в
проблемных
зонах
профессиональной деятельности;
-
является основой самоанализа работы педагога;
-
выступает основанием и дополнением портфолио педагога в период
подготовки к аттестации и (или) профессиональным конкурсам;
В "Индивидуальный план профессионального развития педагога"
включены следующие разделы:
Титульный лист.
Цели и задачи.
1.
Изучение литературы.
2.
Разработка методических материалов.
3.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
4.
Участие в системе методической работы.
5.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации (вне школы).
6.
Результаты деятельности учителя, по привлечению младших школьников
к участию в мероприятиях различного уровня.
7.
Участие в профессиональных конкурсах.
Приложение.
Самоанализ.
Такой подход к реализации "Индивидуального плана профессионального
развития педагога" позволяет всегда планировать и проводить самоанализ
профессиональной деятельности.
Таким образом, важным условием профессионального роста педагога является
правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию,
тщательный анализ своей деятельности, выявление причин успехов и неудач. В
свою
очередь,
руководитель
методического
объединения
способствует
созданию
условий
для
повышения
квалификации
педагога,
согласно
самоанализу каждого педагога, оказывает посильную методическую помощь.