Автор: Ушакова Людмила Михайловна
Должность: Методическая разработка "Участие младших школьников в конкурсах как условие их творческого потенциала"
Учебное заведение: МО ГО "Смирныховский" Сахалинской области
Населённый пункт: МО ГО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Участие младших школьников в конкурсах как условие их творческого потенциала"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт. Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
Методическая разработка
«Участие младших школьников в конкурсах
как условие их творческого потенциала»
Подготовила: Ушакова Людмила Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт.Смирных
2021 г.
1
Актуальность
Одним из ключевых направлений развития общего образования в рамках реализации
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является система
поддержки талантливых детей. Создание среды для развития способностей ученика и
выявления одаренных детей это главная задача современной школы. В программе ФГОС
второго поколения говорится: «Образование должно быть ориентировано на развитие
индивидуального потенциала каждого ученика, создание условий, обеспечивающих
полноценное развитие индивидуальных способностей каждого ученика, психологический
комфорт, выполняющий творческий настрой и мотивацию учения и других видов
деятельности».
Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Перед учителем начальных классов стоит задача создать условия для развития свободной
творческой личности. Очень важно, чтобы ученики получали в школе не только
качественные знания, но имели активную жизненную позицию, устойчивую потребность
в знаниях, были адаптированы к современной жизни в мире информационных технологий.
Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую
личность и формирует ее. Творческий процесс чрезвычайно сложен и во многом
определяется индивидуальными особенностями личности.
Методологическая основа
Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и
педагоги: Выготский Л. С., Ушинский К. Д., Шацкий С. Т., Сухомлинский В.
А., Макаренко А. С. Известны работы и современных ученых: Кузьминой Н.
В., Марковой А. К., Богоявленской Д. Б., Кан-Калика В. А., Караковского В.
А., Хуторского А. В. и др. Огромное внимание уделял развитию детской фантазии,
воображения, как основе творчества, писатель Дж. Родари.
Педагогическая цель методической разработки
Раскрытие творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных
условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
изучить и проанализировать научно-методическую литературу;
обеспечить диагностику развития творческих способностей;
определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших
школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности
Новизна
Новизна состоит в развитии учебно-познавательной компетенции обучающихся с
целью формирования творческих способностей младших школьников через применение
инновационных средств и изменение содержания образования. У обучающихся
развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной
жизни реальные проблемы. Учитель управляет творческой деятельностью и
самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к
усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Предполагаемый результат
Процесс развития творческих способностей младшего школьника будет более
эффективным, если созданы максимальные условия, способствующие развитию личности,
как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Участники: обучающиеся 1 - 4 классов, учитель начальных классов, педагог-психолог,
родители.
Описание : стратегия и механизмы достижения поставленных целей
2
Урочная деятельность
- «работа с пословицами и крылатыми выражениями»;
«задания на включение воображения»;
«сочинения - описания (загадки)»;
сочинение сказок (историй, стихов);
составление загадок, фантастических сюжетов, ребусов, кроссвордов и их разгадывание;
3
решение задач на смекалку и развитие логического мышления;
задание проблемного характера.
Внеурочная деятельность
проектная деятельность;
участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, акциях различного уровня.
Внеклассная работа
4
классные часы, праздники, экскурсии.
Виды, формы проведения творческих мероприятий, способствующих развитию
творческих способностей:
изобретательская, работа в малых группах (2-5чел.);
коллективные проекты, индивидуальный творческий проект;
все виды театрализованной деятельности, конкурсные программы, внеклассные
мероприятия и т.д.
Этапы реализации методической разработки:
1 этап - Подготовительный
Изучение научно-методической литературы
Анкетирование, собеседование
2 этап - Практический
Реализация поставленной цели и задач
Создание системы уроков, презентаций, дидактических материалов, обеспечивающих
формирование информационной, коммуникативной, проблемно-исследовательской
компетенции, оформление проектной работы
3 этап – Контрольно - аналитический
Анализ полученных результатов
Результаты реализации методической разработки:
Участие в предметных олимпиадах
Участие в творческих конкурсах
Доля учащихся, посещающих кружки
Материалы, полученные в результате работы:
Разработки уроков с презентациями
Разработки классных часов и внеклассных мероприятий
Разработки родительских собраний
Презентации детских проектов
Творческие работы обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность (творческие проекты, монопроекты)
Оценка эффективности методической разработки
повышение мотивации к обучению, потребность в познании, творческой активности;
расширение кругозора, интеллектуальное развитие обучающихся;
выявление талантливых и одарённых детей;
5
улучшение результатов участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах различного
уровня;
повышение эмоциональной устойчивости обучающихся;
получение опыта разрешения проблемных ситуаций, обретут умение анализировать,
сравнивать, обобщать;
научатся общаться, вести диалог, выражать своё мнение;
усовершенствуются навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.
Вывод
Творческий подход к обучению и воспитанию детей, приобщение их к участию в
олимпиадах и конкурсах помогли решить ряд задач, а именно:
повысить качество знаний, развить самостоятельное мышление, воображение, речь;
помогли установить доверительные отношения между ребёнком и взрослыми;
позволили ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и
самокритичность, свободно выражать свое мнение, т.е. способствовали развитию
творческого потенциала личности младших школьников.
Используемая литература
1. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., «Дидакт», 1993г.
2.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи.
М., Издательство АСТ Премьера, 2001г.
3. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.
М., «Просвещение», 1992г.
4. Рамзаева Т.Г. (под редакцией). Методические основы языкового образования и
литературного развития младших школьников. Санкт – Петербург, «Специальная
литература». 1997г.
5. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В.,
Детская риторика в рассказах и рисунках. 3класс. С-ИНФО.Баллас., 2000г
6. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальных классах. Москва, ACADEMIA, 2002г.
7. Шаронин Ю., Безюлева Г. Психолого – педагогические предпосылки развития
творческой активности, учащихся в условиях непрерывного образования. Школа, 2, 1997г.
8. Шаронин Ю. «Механизм», обеспечивающий непрерывность в образовании. Школа, 6,
1996г.
6