Автор: Носкова Надежда Ростиславовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "Светогорская школа искусств"
Населённый пункт: г. Светогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Начальный этап работы над произведением по классу гитары"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Светогорская школа искусств"
Методическая разработка открытого урока
«Начальный этап работы над произведением»
Составитель
Носкова Надежда Ростиславовна,
преподаватель по классу «Гитара»
2021 г
Цель занятия: познакомить ученика с музыкальным
произведением,
объяснить цели и задачи работы над музыкальным произведением на
начальном этапе.
Предмет: специальность «Гитара шестиструнная»
Форма обучения: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Нотная литература:
Пьеса М.Александровой «У нас нонче, субботея»
Класс - 4 класс
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Используемое оборудование:
- ноутбук,
- музыкальный инструмент гитара.
Задачи:
Обучающие:
1.
Познакомить
ученика с понятием «Вариация»
2.
Научить
играть
правильную
аппликатуру
и
способы
звукоизвлечения.
Развивающие:
1.
Развить творческие способности ребенка
2.
Помочь ученику составить образ, идею произведени
Воспитательные:
1.
Прививать ребенку любовь к музыке
2.
Формирование
творческого
подхода
к
инструменту,
и
его
специфическим возможностям.
Ход урока:
Вводная часть - организационно подготовительная
цель: Подготовить ребенка к занятию, познакомить с целью и содержанием
урока.
Основная - практическая часть
цель: научить ученика определять «тему» и начало вариации, разобрать
в медленном темпе произведение, научить играть новые способы игры.
Заключительная часть - подведена итогов, задание на дом.
1
часть
Вводная, теоретическая часть урока:
-
Здравствуй,
Саша,
на
сегодняшнем
уроке
мы
познакомимся
с
произведением М.Александровой, написаным в форме вариации «У нас,
нонче субботея» Так, что же такое Вариация. Вариация с перевода с
латинского
обозначает
–
«изменение».
В
музыке
называется
такое
произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином
характере. Иногда меняется только её сопровождение, но чаще и она сама, её
ритм, темп отдельные обороты. Однако на всём протяжении пьесы
сохраняется
близкий
начальному
характеру,
музыкальный
образ
обогащается, но остается узнаваемым.
- Теперь немного о композиторе: Маргарита Владимировна Александрова
родилась в Москве, окончила в 1983 году Российскую Академию музыке
имени Гнесиных по классу классическая гитара. Очень много и плодотворно
сочиняет. Сейчас преподает класс гитары в Центральной Московской ДМШ
или Гнесиных (просмотр фотографий Академи имени Гнесеных, портрет
М.А.Александровой).
На
уроке
мы
разберем
строение
Вариации,
тональный
план,
аппликатуру. Познакомимся с новыми способами игры.
2. Основная Практическая часть.
- Сейчас я сыграю тебе произведение. Внимательно слушай, постарайся
услышать, сколько прозвучало вариации и какого они характера, а так же
обрати на ритмический рисунок мелодии.
- Правильно. Это произведение состоит из темы и трех вариации.
- Определим тональность произведения, при ключе стоит один знак, значит,
начинается произведение в соль-мажоре, но вот 2 часть играется в
параллельной тональности - это ми-минор. В конце каждой вариации
играется аккорд Доминант септ аккорд от соль, который переводит мелодия
опять в соль мажор. Это особенность народной музыки: чередование мажора
и минора. Этот тональный план не меняется на протяжении всей вариации.
- Приступим к разбору основной темы, начнем играть в медленном темпе,
обрати внимание на аппликатуру, проставленную автором. Внимательно
следи за ритмическим рисунком, основной темы, обрати внимание, что
ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента не всегда совпадает.
- Определи сколько в теме музыкальных фраз
- Правильно 4 фразы; Вторая повторяет 1, а четвертая третью. Если это ты
услышала то будет легче заучивать произведения наизусть. Также обрати
внимание, что 1 и 2 -играется в соль-мажоре, а 3-4 -в ми-миноре. Проиграй
несколько раз, добиваясь правильного ритма и чистого звучания.
Перейдем к разбору 1- вариации.
- Назови длительности, которыми написана данная вариация.
- Правильно. В основном это шестнадцатые ноты. Твоя задача в этой
Вариации сыграть шестнадцатые нотки ровно, не замедляя и не ускоряя
темп. Обрати внимание на бас, он у нас играет здесь главную роль, поэтому
его нужно играть более четко, при этом выдержать как четвертную
длительность. Так мы выделим мелодию - основную тему произведения. В
конце 2 ого такта, появляется мелодия в верхнем голосе, обрати на это
внимание. В третьей и четвертой фразах появляется аккорд, который придает
более игривый характер произведения.
Перейдем к разбору 2 ой Вариации. В первой и второй фразах происходит
как бы перекличка между басом и верхним голосом. Бас выдержан, не
снимается с лада, но и верхний голос хоть и играем «тр»- но достаточно
четко выделяет верхние ноты. В третьей и четвертой фразах используется
выразительное средство, которое называется «глиссандо» 4 пальцем. Сейчас
я тебе покажу, как этот прием играть. Обрати внимание, что в данном случае
нельзя ослаблять нажим на струну, иначе звук пропадет и «глиссандо» не
получится.
Отдельно
отработать
этот
прием
с
учеником,
добиться
правильного исполнения данного приема. Сыграть вариацию от начала до
конца в медленном темпе, обратить внимание на оттенки, третьей и 4 фразы.
Переходим к разбору третьей вариации.
- В данном вариации очень важна аппликатура, а также проведение мелодии
(темы). Она проходит в верхнем голосе и попадает на палец (а) правой руки.
Поэтому надо добиться четкого, громкого исполнения. Очень важно
исполнить ритмический рисунок темы.
- В этой вариации используется прием который называется арпеджиато. Он
исполняется большим пальцем (р), по всем струнам от нижней к верхней.
- Вот послушай, как этот прием должен звучать Отдельно отработать и
прием с учеником, добиваясь правильного исполнения.
- Обрати внимание, что на 4 фразу у нас приходит кульминация всех
вариации, поэтому как четко и правильно ты будешь играть этот прием
зависит заключительная часть произведении. Теперь еще раз сыграй эту
вариацию обрати внимание на оттенки, - это очень важно в раскрытии
характера данного произведения.
3- Заключительная часть:
- Ну вот мы разобрали с тобой произведение от начала, до конца.
- Что не понятно в данном произведении.
- Давай повторим строение данной пьесы, объясни понятие «Вариация».
Сколько в данной пьесе вариаций? Также запомни два новых способа приема
игры.
- Задание на дом: играть Вариацию на тему р. «У нас нонче субботия» в
медленном темпе, выполняя все нюансы, штрихи ,дослушивая длительности,
выделяя основную мелодию(тему). Выставить мотивированную оценку за
работу на уроке.
- Каждый урок с учеником представляет собой своего рода звено в цели
занятий. Задача педагога обеспечить непрерывность работы учащегося,
приучить его к систематическим занятиям. Каждый урок должен давать
ученику творческий импульс к дальнейшим занятиям. Такова общая цель
урока на всех этапах работы учащегося.