Напоминание

"Начальный этап работы над произведением по классу гитары"


Автор: Носкова Надежда Ростиславовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "Светогорская школа искусств"
Населённый пункт: г. Светогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Начальный этап работы над произведением по классу гитары"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Светогорская школа искусств"

Методическая разработка открытого урока

«Начальный этап работы над произведением»

Составитель

Носкова Надежда Ростиславовна,

преподаватель по классу «Гитара»

2021 г

Цель занятия: познакомить ученика с музыкальным

произведением,

объяснить цели и задачи работы над музыкальным произведением на

начальном этапе.

Предмет: специальность «Гитара шестиструнная»

Форма обучения: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Нотная литература:

Пьеса М.Александровой «У нас нонче, субботея»

Класс - 4 класс

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Используемое оборудование:

- ноутбук,

- музыкальный инструмент гитара.

Задачи:

Обучающие:

1.

Познакомить

ученика с понятием «Вариация»

2.

Научить

играть

правильную

аппликатуру

и

способы

звукоизвлечения.

Развивающие:

1.

Развить творческие способности ребенка

2.

Помочь ученику составить образ, идею произведени

Воспитательные:

1.

Прививать ребенку любовь к музыке

2.

Формирование

творческого

подхода

к

инструменту,

и

его

специфическим возможностям.

Ход урока:

Вводная часть - организационно подготовительная

цель: Подготовить ребенка к занятию, познакомить с целью и содержанием

урока.

Основная - практическая часть

цель: научить ученика определять «тему» и начало вариации, разобрать

в медленном темпе произведение, научить играть новые способы игры.

Заключительная часть - подведена итогов, задание на дом.

1

часть

Вводная, теоретическая часть урока:

-

Здравствуй,

Саша,

на

сегодняшнем

уроке

мы

познакомимся

с

произведением М.Александровой, написаным в форме вариации «У нас,

нонче субботея» Так, что же такое Вариация. Вариация с перевода с

латинского

обозначает

«изменение».

В

музыке

называется

такое

произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином

характере. Иногда меняется только её сопровождение, но чаще и она сама, её

ритм, темп отдельные обороты. Однако на всём протяжении пьесы

сохраняется

близкий

начальному

характеру,

музыкальный

образ

обогащается, но остается узнаваемым.

- Теперь немного о композиторе: Маргарита Владимировна Александрова

родилась в Москве, окончила в 1983 году Российскую Академию музыке

имени Гнесиных по классу классическая гитара. Очень много и плодотворно

сочиняет. Сейчас преподает класс гитары в Центральной Московской ДМШ

или Гнесиных (просмотр фотографий Академи имени Гнесеных, портрет

М.А.Александровой).

На

уроке

мы

разберем

строение

Вариации,

тональный

план,

аппликатуру. Познакомимся с новыми способами игры.

2. Основная Практическая часть.

- Сейчас я сыграю тебе произведение. Внимательно слушай, постарайся

услышать, сколько прозвучало вариации и какого они характера, а так же

обрати на ритмический рисунок мелодии.

- Правильно. Это произведение состоит из темы и трех вариации.

- Определим тональность произведения, при ключе стоит один знак, значит,

начинается произведение в соль-мажоре, но вот 2 часть играется в

параллельной тональности - это ми-минор. В конце каждой вариации

играется аккорд Доминант септ аккорд от соль, который переводит мелодия

опять в соль мажор. Это особенность народной музыки: чередование мажора

и минора. Этот тональный план не меняется на протяжении всей вариации.

- Приступим к разбору основной темы, начнем играть в медленном темпе,

обрати внимание на аппликатуру, проставленную автором. Внимательно

следи за ритмическим рисунком, основной темы, обрати внимание, что

ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента не всегда совпадает.

- Определи сколько в теме музыкальных фраз

- Правильно 4 фразы; Вторая повторяет 1, а четвертая третью. Если это ты

услышала то будет легче заучивать произведения наизусть. Также обрати

внимание, что 1 и 2 -играется в соль-мажоре, а 3-4 -в ми-миноре. Проиграй

несколько раз, добиваясь правильного ритма и чистого звучания.

Перейдем к разбору 1- вариации.

- Назови длительности, которыми написана данная вариация.

- Правильно. В основном это шестнадцатые ноты. Твоя задача в этой

Вариации сыграть шестнадцатые нотки ровно, не замедляя и не ускоряя

темп. Обрати внимание на бас, он у нас играет здесь главную роль, поэтому

его нужно играть более четко, при этом выдержать как четвертную

длительность. Так мы выделим мелодию - основную тему произведения. В

конце 2 ого такта, появляется мелодия в верхнем голосе, обрати на это

внимание. В третьей и четвертой фразах появляется аккорд, который придает

более игривый характер произведения.

Перейдем к разбору 2 ой Вариации. В первой и второй фразах происходит

как бы перекличка между басом и верхним голосом. Бас выдержан, не

снимается с лада, но и верхний голос хоть и играем «тр»- но достаточно

четко выделяет верхние ноты. В третьей и четвертой фразах используется

выразительное средство, которое называется «глиссандо» 4 пальцем. Сейчас

я тебе покажу, как этот прием играть. Обрати внимание, что в данном случае

нельзя ослаблять нажим на струну, иначе звук пропадет и «глиссандо» не

получится.

Отдельно

отработать

этот

прием

с

учеником,

добиться

правильного исполнения данного приема. Сыграть вариацию от начала до

конца в медленном темпе, обратить внимание на оттенки, третьей и 4 фразы.

Переходим к разбору третьей вариации.

- В данном вариации очень важна аппликатура, а также проведение мелодии

(темы). Она проходит в верхнем голосе и попадает на палец (а) правой руки.

Поэтому надо добиться четкого, громкого исполнения. Очень важно

исполнить ритмический рисунок темы.

- В этой вариации используется прием который называется арпеджиато. Он

исполняется большим пальцем (р), по всем струнам от нижней к верхней.

- Вот послушай, как этот прием должен звучать Отдельно отработать и

прием с учеником, добиваясь правильного исполнения.

- Обрати внимание, что на 4 фразу у нас приходит кульминация всех

вариации, поэтому как четко и правильно ты будешь играть этот прием

зависит заключительная часть произведении. Теперь еще раз сыграй эту

вариацию обрати внимание на оттенки, - это очень важно в раскрытии

характера данного произведения.

3- Заключительная часть:

- Ну вот мы разобрали с тобой произведение от начала, до конца.

- Что не понятно в данном произведении.

- Давай повторим строение данной пьесы, объясни понятие «Вариация».

Сколько в данной пьесе вариаций? Также запомни два новых способа приема

игры.

- Задание на дом: играть Вариацию на тему р. «У нас нонче субботия» в

медленном темпе, выполняя все нюансы, штрихи ,дослушивая длительности,

выделяя основную мелодию(тему). Выставить мотивированную оценку за

работу на уроке.

- Каждый урок с учеником представляет собой своего рода звено в цели

занятий. Задача педагога обеспечить непрерывность работы учащегося,

приучить его к систематическим занятиям. Каждый урок должен давать

ученику творческий импульс к дальнейшим занятиям. Такова общая цель

урока на всех этапах работы учащегося.



В раздел образования