Авторы: Соболева Татьяна Геннадьевна, Соболеава Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ № 18
Населённый пункт: НЕРЮНГРИ
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Доброе сердце-добрые дела"
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Доброе сердце – добрые дела»
для 1-4классов
Авторы программы:
Ионова Вера Степановна.
Педстаж:41год.
Квалификационная категория:
высшая.
Соболева Татьяна Геннадьевна.
Педстаж:14 лет.
Квалификационная категория:
первая.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности «Доброе сердце – добрые дела» разработана в соответствии с требованиями Закона
Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Концепции ду-
ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Чуткость и доброта, милосердие и сострадание – это те черты характера, которые являются неотъемлемыми составляющими духовно-
нравственного воспитания современного школьника. Ученика младшей ступени обучения необходимо научить испытывать выше перечислен-
ные качества не только к себе, но и к окружающему миру. Л. Н.Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть нау-
ка о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра». Становление взрослого человека происходит через призму восприятия мира в
детском возрасте. Ранний жизненный опыт, впечатления, открытие окружающего мира делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой
жизни. Маленький человечек приходит в школу. Он готов последовать за своим наставником-учителем в тот мир, который преподаватель
откроет для него. В нем будет все: зло и добро, удачи и неудачи, победы и поражения, потому что невозможно оградить ребенка от всех сторон
окружающего мира. Задача учителя начальных классов начать работу по становлению духовной личности ребенка
Программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на об-
щечеловеческих ценностях . Выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет основу данной программы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:
Младшие школьники в процессе семейного, дошкольного и школьного воспитания получают достаточно много информации о ду-
ховно-нравственных человеческих ценностях. Они хорошо знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но при этом знание правил хорошего
тона дети не применяют в повседневной жизни. Поэтому комплексный подход формирования добросердечия, порядочности, чуткости, мило-
сердия и сострадания приведет классного руководителя к решению поставленных целей.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
:
создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника;
2
обучение формам сотрудничества и партнёрства;
формирование, развитие и распространение идей добра, милосердия, толерантности в детской подростковой среде;
показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на
помощь, нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
:
вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс;
развить у детей чувство ответственности за себя, за окружающих;
направлять сознание ребенка на желание совершать добрые дела.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
литературный час;
беседы и наблюдения;
часы общения;
экскурсии;
тематические праздники;
школа доброты;
викторины;
творческий час.
РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ
:
приобретение и дальнейшее развитие положительного жизненного опыта детей;
становление социальной и гражданской позиции воспитанников;
развитие детьми навыков общения со взрослыми и сверстниками;
повышение уровня общей культуры младших школьников.
3
повышенная социальная активность воспитанников;
потребность в чтении художественной литературы и желание подражать положительным героям;
потребность в самовоспитании и саморазвитии;
развитие чувства уважения к правам и обязанностям человека;
потребность в воспитании и саморазвитии;
чувство уважения к правам и обязанностям человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС
Литературный час. Сказки народов мира, раскрывающие понятия добра и зла, приносящие осознание того, что добро всегда побеждает зло.
(«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др).
Час общения. «Что такое доброта», «Мы – гости и помощники природы», «Добрые дети – лучшие на свете», «Поступки по секрету», «Бе-
реги книгу».
Праздники. «Доброта с оружием в руках» (Защитникам Отечества посвящаем), «Посвящение в первоклассники».
Творческий час. «Какого цвета доброта». Выставка рисунков, «Подарок другу» (изготовление закладки для книги), «Принимай, родная
школа» (изготовление новогодних игрушек), «Домик для птиц – своими руками», «От сердца к сердцу» (изготовление и дарение одноклассникам бумаж-
ных корабликов.).
Школа доброты. «Осенний бал», «Не оставляй друзей в беде» (развешивание кормушек и наполнение их кормом, «Подарю я маме радост-
но», Гостевой визит к ветерану «Как живешь, ветеран?», «Добрый гном».
Викторина. «Как зимуют птицы?»
Экскурсия. «Кто хочет на загадки находить отгадки»
Проект. «Подари улыбку миру»
2 КЛАСС
Литературный час «Рассказы В. Осеевой о добре». «Детская организация А.П. Гайдара».
Час общения. «Дорога добра», «Все нужны на земле», Школа вежливости. Правила поведения в школе для первоклассников.
4
Творческий час. «Подарки школе» (изготовление новогодних игрушек), «Прими подарок» ( подарок первокласснику своими руками), Путе-
шествие в кладовую народной мудрости. Масленичная неделя.
Школа доброты. «Чтим великий день победы».
Праздник. Доброе сердце матери (подготовка и проведение праздника), «Примите наши поздравления». «Вот и стали мы на год взрослей».
Экскурсия. «Хочу все знать» (экскурсия в городскую детскую библиотеку.)
Проект. «Старость надо уважать».
Викторина «Планета Земля в опасности». «Книга -лучший друг». «Знание – сила»
3 КЛАСС
Литературный час. Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками, знакомство с
рассказом Е.Пермяка «Надежный человек», Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Доброта и смелость.
Час общения. «Культура общения», «Добро и зло вокруг нас», «Добро что солнце», практическое занятие. Учимся общаться.
Творческий час. Подарок однокласснику. Участие в школьном конкурсе новогодних поделок.
Школа доброты. «Великий май! Победный май!
Праздник. «Милой мамочке моей» (подготовка и проведение праздника), « Наши поздравления». «Земля – наш общий дом».
Экскурсия. Экскурсия в городской парк «Помоги пернатым друзьям».
Проект. Организация консультативного центра для неуспевающих «Спешите делать добро».
Викторина «Вот и осень к нам пришла и подарки принесла», «Научи свое сердце добру».
4 КЛАСС
Литературный час
Знакомство с книгой С. Баруздина «Морской котик». Беседа-размышление. Знакомство с рассказом В Осеевой
«Бабка».
Обсуждение рассказа
.
Т. Фиш «Леня и авторитет». Беседа-рассуждение. В. Крапивина «Товарищи». Беседа-размышление.
Час общения. «Чувства…Что мы знаем о них», «Птицы Якутии под нашей защитой».
Беседа-диалог «Загляните в мамины глаза»
Творческий час. « Сюрприз в коробочке»
(
изготовление подарка)
.
Экскурсия. Экскурсия в городской парк «Не оставим пернатых в беде».
5
Праздники «Обниму я маму радостно», «Джентельмен-шоу», «Мисс Очарование», «В гости к Масленице», «Прощай, начальная школа».
Викторина «Планета друзей».
«Приметы осени».
Проект «Они защищали Родину».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 33 часа, 2–4 классы по 34 часа год в каждом классе, 1 час в неделю.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Тема
Количество ча-
сов
Форма занятия
1.
Что такое доброта
1
Час общения
2.
Лучше добрым в мире быть
1
Литературный час
3
Добросердечие
1
Час общения
4
Бескорыстие
1
Час общения
5-6
Посвящение в первоклассники
2
Праздник
7
Мы – гости и помощники природы
1
Час общения
8-9
Кто хочет на загадки находить отгадки
2
Виртуальная экскурсия
10-11
Осенний бал
2
Школа доброты
12
Добрые дети – лучшие на свете
1
Час общения
13-14
Принимай, родная школа (изготовление новогодних игрушек
2
Творческий час
15-16
Домик для птиц – своими руками
2
Творческий час
17
Как зимуют птицы?
1
Викторина
18-19
Береги книгу. Организация классной библиотеки.
2
Час общения. Творческий час
20
Доброта с оружием в руках (Защитникам Отечества посвящаем
1
Праздник
21-22
Подарю я маме радостно
2
Школа доброты
23-24
Подарок другу (изготовление закладки для книги).
2
Творческий час
25
Не оставляй друзей в беде
1
Школа доброты
26
Поступки по секрету
.1
Час общения
27-28
Создание проекта «Подари улыбку миру»
2
Школа доброты. Проект
6
29-31
Как живешь, ветеран?
3
Школа доброты. Гостевой визит к ве-
терану
32-33
Добрый гном
3
Школа доброты
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
Тема
Количество ча-
сов
Форма занятия
1-2
Хочу все знать
2
Экскурсия в городскую детскую биб-
лиотеку
3
Книга – лучший друг
1
Викторина
4
«Рассказы В. Осеевой о добре»
1
Литературный час
5
«Дорога добра»
1
Час общения
6-9
Доброе сердце матери (подготовка и проведение праздника)
4
Праздник
10
«Все нужны на земле»
1
Час общения
11-12
«Помоги животным пережить зиму»
2
Экскурсия в городской парк
13-14
«Подарки школе» (изготовление новогодних игрушек, стенгазет)
2
Творческий час
15-16
«Детская организация А.П. Гайдара».
2
Литературный час
17-18
«Старость надо уважать»
2
Школа доброты. Проект
19
Правила поведения в школе для первоклассников.
1
Час общения. Школа вежливости
20-21
«Прими подарок». (подарок первокласснику)
2
Творческий час
22-25
«Примите наши поздравления» (23.02 и 08.03)
4
Праздник
26-27
Путешествие в кладовую народной мудрости. Масленичная неделя.
2
Творческий час
28-29
Планета Земля в опасности
2
Час общения.
Викторина
30
Чтим великий День Победы
1
Школа доброты. Литературный час
7
31
Знание - сила
1
Викторина
32-34
«Вот и стали мы на год взрослей»
3
Праздник
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3КЛАСС
№
Тема
Количество ча-
сов
Форма занятия
1
«Культура общения»
1
Час общения
2
Организация консультативного центра для неуспевающих «Спешите
делать добро»
1(в течение
года)
Школа доброты.
Проект
3
«Добрый гном»
1
Игра - викторина
4
«Добро и зло вокруг нас»
1
Час общения
5
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и
примерах». Работа с картинками.
1
Литературный час
6
Практическое занятие. Учимся общаться.
1
Час общения
7
«Добро что солнце»
1
Час общения
8-10
«Вот и осень к нам пришла и подарки принесла»
3
Праздник
11
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».
1
Литературный час
12
«Подарок однокласснику своими руками»
1
Творческий час
13-15
«Научи свое сердце добру»
3
Праздник
16-17
Участие в школьном конкурсе новогодних поделок
2
Творческий час.
18-19
«Помоги пернатым друзьям»
2
Экскурсия в городской парк
20-23
«Примите наши поздравления» (23.02, 8.03)
4
Праздник
8
24-26
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Доброта и смелость.
3
Литературный час.
27-29
«Земля – наш общий дом»
3
Праздник
30-31
Великий май! Победный май!
2
Школа доброты. Литературный час
32-34
«С каждым годом мы взрослей»
3
Праздник
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
Тема
Количество
часов
Форма занятия
1
«Чувства…Что мы знаем о них»,
1
Час общения
2
« Сюрприз в коробочке»
(
изготовление подарка)
1
Творческий час
3
Конференция с первоклассниками «Я расскажу вам о школе»
1
Школа доброты. Конференция
4
Ролевая игра «Планета друзей»
1
Игра - викторина
5-6
Знакомство с книгой С. Баруздина «Морской котик». Беседа-раз-
мышление.
2
Литературный час.
7-8
Конкурсно-игровая программа «Приметы осени»
2
Игра- викторина
9
Беседа-диалог «Загляните в мамины глаза»
1
Час общения
10-11
«Обниму я маму радостно»
2
Праздник
12-13
Знакомство с рассказом В Осеевой «Бабка». Обсуждение рассказа.
2
Литературный час
14-16
«Подарок школе». Участие в школьном конкурсе новогодних поде-
лок
3
Творческий час.
17-18
«Не оставим пернатых в беде»
2
Экскурсия в городской парк
19-20
Литературный час. В. Крапивина «Товарищи». Беседа-размышление.
2
Литературный час.
9
21-22
«Джентельмен-шоу»
2
Праздник
23-24
«Мисс Очарование»
2
Праздник
25-26
«В гости к Масленице»
2
Праздник
27
«Птицы Якутии под нашей защитой».
1
Час общения
28-29
«Они защищали Родину»
2
Школа доброты. Проект
30-31
Литературный час. Т. Фиш «Леня и авторитет». Беседа-рассуждение.
2
Литературный час.
32-34
«Прощай, начальная школа»
3
Праздник
10