Автор: Нуркаева Гульнур Флитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: город Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: Разработка урока родного языка
Тема: Многозначные слова (2 класс)
Раздел: начальное образование
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нуркаева Гульнур Флитовна
Конспект урока родного языка
(2 класс)
Тема урока: Однозначные и многозначные слова
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Предметные УУД:
-научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;
- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;
- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем;
Метапредметные УУД:
Познавательные
- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;
-соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
коммуникативные
– развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
Регулятивные
- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам
русского языка.
Оборудование урока: тетради, толковые словари.
1
Ход урока
Основные этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный
момент
Приветствие. Этический заряд:
Настроение каково? Во!
Улыбаемся мы как? Вот так!
Раз, два! Выше голова!
Три, четыре! Руки шире!
Пять, шесть! Тихо сесть!
Семь, восемь! Лень отбросим!
-Ребята, готовы к уроку?
А начать его мне хочется со
стихотворения М. Данилова.
<Рисунок 1>
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
- Ребята, скажите, что значит
владеть русским языком?
- Правильно.
Отвечают на вопросы учителя.
(Правильно и красиво говорить, …)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
2.Актуализация
Словарная работа.
- Отгадайте загадки, напишите
отгадки. <Рисунок 2 и 3>
1.
Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
(сорока)
2.
Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
(Словарь: сорока, воробей, соловей,
ворона, карандаш, ручка.)
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли.
2
Получается прыжок.
(воробей)
3.
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)
4.
Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.
(ворона)
5.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...
(карандаш)
6.
Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.
(ручка)
- А проверим написание словарных
слов с помощью интерактивной
доски.
-Найдите среди этих слов лишние и
объясните почему?
(ручка и карандаш)
3.Постановка цели урока
<Рисунок 4> М/медиа
- Очень расстроились ручка и
карандаш, что оказались лишними,
Регулятивные:
целеполагание- способность принять
учебную (практическую) задачу на
3
и пошли искать себе друзей.
Вышли они к озеру. А на его берегу
стоят два домика, из которых
доносились разные слова.
Из первого - кисть, ключ, лист.
Из второго – пирог, портфель,
терем.
Опять задумались ручка и
карандаш, в какой домик им
постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на
этот вопрос?
Вот это мы и постараемся выяснить
сегодня на уроке.
А сейчас прослушайте
стихотворение А.Л.Барто «Разговор
мамы с дочкой».
(Чтение стихотворения)
Разговор мамы с дочкой.
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки?
– Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! -
И тащит одеяло.
- Как вы думаете, что дочка
понимала под словом теплота?
- А мама?..
- Откройте толковые словари и
прочтите лексическое значение
Дети высказывают свои
предположения.
Дети высказывают свои
предположения.
Пользуются толковым словарем,
находят значения слова теплота.
основании того, что уже известно и усвоено,
и того, что неизвестно.
Коммуникативные: формулирование темы,
гипотез.
планирование учебного сотрудничества.
4
слова теплота.
- Прочтите лексическое значение
слова терем.
- Что вы можете сказать об этих
словах? Сколько значений имеет 1
слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются
слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?
(однозначные, многозначные)
- Теперь помогите мне назвать
тему урока.
Пользуются толковым словарем,
находят значения слова терем
Формулируют тему урока.
- Тема урока: «Слова с несколькими
значениями.» (некоторые ученики
могут сказать «Многозначные
слова».)
- Цель :
Познакомиться со словами
имеющими несколько значений.
Учиться использовать в речи слова
с несколькими значениями.
4.Первичное восприятие
и усвоение нового
теоретического
материал
- Ребята, сегодня я по пути в школу
встретила Лунтика. Он был
расстроен, у него порвалась
пуговица , а иголки нет. Вот если
бы рядом была Баба Капа, она
пришила бы иголку.
-Что можно сделать?
- А давайте напишем письмо Бабе
Капе, чтобы она принесла иголку.
- Вам предлагаю составить
предложение из этих слов.
(ИГОЛКА, НУЖНА, МНЕ – слова
напечатаны, нужно расставить их в
нужном порядке).
Заходит Шерш и несет ветку сосны.
Мне нужна иголка.
Регулятивные : планирование,
прогнозирование;
познавательные: моделирование,
логические- решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их
обоснование;
коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе
информации.
5
- Ребята, видимо дед Шерш
прочитал сообщение. Нам подойдет
сосновая иголка?
- А может ему подойдет иголка,
которых много у ёжика на спине?
-А какая нам нужна?
- Почему Шерш не принес нужный
предмет?
- А какие могут быть иголки?
- Что нужно добавить в сообщение?
Получаем:
Заходит Баба Капа, несёт швейную
иголку.
-Такая иголка нам подойдет?
-Как можно назвать слова, которые
имеют много значений?
Т.к. он мы не сказали, КАКУЮ
иголку надо, ДЛЯ ЧЕГО?
Швейная иголка, сосновая иголка,
иголка ёжика, иголка кактуса и т.д.
Швейная
Мне нужна швейная иголка
Многозначные слова
5.Динамическая пауза
Физминутка
Регулятивные:умение перестроиться, снять
статическое напряжение
6.Первичное
закрепление материала .
Заполнить таблицу: Однозначные и
многозначные слова.
книга, ручка, холодильник, коса,
лист, бабочка, ножницы.
Заполняют таблицу
Познавательные: структурирование знаний.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли.
Регулятивные: самокоррекция.
Личностные: осознание эстетической
ценности русского языка.
7.Вторичное
закрепление материала
(Самостоятельное
использова
ние
сформированных умени
й и навыков)
-Вставь пропущенные слова:
1.Петя позвонил в …….
2.Мой любимый цветок……
3.Мама купила в магазине
«Головные уборы» новую
модную…
4. Я узнал подосиновик издалека по
его яркой красной… …
(колокольчик, шляпка)
Выполняют задание.
Некоторые ученики читают
получившиеся предложения.
Познавательные: умение строить
высказывание, структурирование знаний,
поиск информации.
Коммуникативные:, умение выражать свои
мысли, , планирование учебного
сотрудничества.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция.
6
Проверка. Оценивание.
-Кто прочитает первое
предложение? Все согласны?(и т.д.)
- Как вы думаете зачем нужны
многозначные слова?
- Поднимите руку кто выполнил
задание. Верно.
-Поднимите руку у кого есть
ошибки.
- Поднимите руку кто вообще не
справился с заданием.
Теперь поиграем, закрепляя
изученное.
1) Каким ключом нельзя отвернуть
гайку? (который бьет из земли, по-
другому его называют родник)
2) Какую соль не кладут в суп?
(ноту «соль»)
3) Из какого крана не льется вода?
(из подъемного)
5) Какой лук не кладут в суп? (лук
– оружие)
6) Какая гусеница не годится для
танка? (насекомое)
-использование многозначных слов
делает нашу речь яркой, образной,
поэтичной.
8.Итог урока
- А теперь вернёмся к нашим
героям и попробуем им помочь.
- Почему слова не живут вместе?
- А в какой домик пойдут жить
наши друзья?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли нашим
героям найти друзей.
- Теперь давайте вернёмся к
нашему эпиграфу.
Одни многозначные, другие
однозначные
В разные, ручка к многозначным,
карандаш к однозначным
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли.
7
Найдите в нём многозначные слова.
Оценивание.
Ключ, язык
9.Рефлексия
деятельности
Нарисовать смайлики.
Домашнее задание:
Записать 3 примера многозначных
слов.
Выполняют указания учителя.
Познавательные: рефлексия деятельности.
Личностные: самоопределение, самооценка.
8