Напоминание

Многозначные слова (2 класс)


Автор: Нуркаева Гульнур Флитовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: город Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: Разработка урока родного языка
Тема: Многозначные слова (2 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нуркаева Гульнур Флитовна

Конспект урока родного языка

(2 класс)

Тема урока: Однозначные и многозначные слова

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: дать представление о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Предметные УУД:

-научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;

- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем;

Метапредметные УУД:

Познавательные

- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

-соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные

– развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

Регулятивные

- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам

русского языка.

Оборудование урока: тетради, толковые словари.

1

Ход урока

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный

момент

Приветствие. Этический заряд:

Настроение каково? Во!

Улыбаемся мы как? Вот так!

Раз, два! Выше голова!

Три, четыре! Руки шире!

Пять, шесть! Тихо сесть!

Семь, восемь! Лень отбросим!

-Ребята, готовы к уроку?

А начать его мне хочется со

стихотворения М. Данилова.

<Рисунок 1>

«Я ко всем наукам ключ имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».

- Ребята, скажите, что значит

владеть русским языком?

- Правильно.

Отвечают на вопросы учителя.

(Правильно и красиво говорить, …)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

2.Актуализация

Словарная работа.

- Отгадайте загадки, напишите

отгадки. <Рисунок 2 и 3>

1.

Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была.

(сорока)

2.

Птичка--невеличка

Хочет сделать шажок

(Словарь: сорока, воробей, соловей,

ворона, карандаш, ручка.)

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли.

2

Получается прыжок.

(воробей)

3.

Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье

Голосистый ….(соловей)

4.

Очень умная птица

Не сова и не синица,

Она песен не поёт,

А советы раздаёт.

(ворона)

5.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь.

Солнце, море или пляж

Что же это?...

(карандаш)

6.

Я могу любое слово

на бумаге написать.

Помогу тебе задачки

очень трудные решать.

Не забудь меня, мой друг,

Без меня ты как безрук.

(ручка)

- А проверим написание словарных

слов с помощью интерактивной

доски.

-Найдите среди этих слов лишние и

объясните почему?

(ручка и карандаш)

3.Постановка цели урока

<Рисунок 4> М/медиа

- Очень расстроились ручка и

карандаш, что оказались лишними,

Регулятивные:

целеполагание- способность принять

учебную (практическую) задачу на

3

и пошли искать себе друзей.

Вышли они к озеру. А на его берегу

стоят два домика, из которых

доносились разные слова.

Из первого - кисть, ключ, лист.

Из второго – пирог, портфель,

терем.

Опять задумались ручка и

карандаш, в какой домик им

постучать?

Почему слова не живут вместе?

А вы, ребята, можете ответить на

этот вопрос?

Вот это мы и постараемся выяснить

сегодня на уроке.

А сейчас прослушайте

стихотворение А.Л.Барто «Разговор

мамы с дочкой».

(Чтение стихотворения)

Разговор мамы с дочкой.

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

И в летние денечки?

– Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: – Я поняла! -

И тащит одеяло.

- Как вы думаете, что дочка

понимала под словом теплота?

- А мама?..

- Откройте толковые словари и

прочтите лексическое значение

Дети высказывают свои

предположения.

Дети высказывают свои

предположения.

Пользуются толковым словарем,

находят значения слова теплота.

основании того, что уже известно и усвоено,

и того, что неизвестно.

Коммуникативные: формулирование темы,

гипотез.

планирование учебного сотрудничества.

4

слова теплота.

- Прочтите лексическое значение

слова терем.

- Что вы можете сказать об этих

словах? Сколько значений имеет 1

слово и сколько 2-е?

- Как вы думаете, как называются

слова с одним значением?

- ….а с двумя и более?

(однозначные, многозначные)

- Теперь помогите мне назвать

тему урока.

Пользуются толковым словарем,

находят значения слова терем

Формулируют тему урока.

- Тема урока: «Слова с несколькими

значениями.» (некоторые ученики

могут сказать «Многозначные

слова».)

- Цель :

Познакомиться со словами

имеющими несколько значений.

Учиться использовать в речи слова

с несколькими значениями.

4.Первичное восприятие

и усвоение нового

теоретического

материал

- Ребята, сегодня я по пути в школу

встретила Лунтика. Он был

расстроен, у него порвалась

пуговица , а иголки нет. Вот если

бы рядом была Баба Капа, она

пришила бы иголку.

-Что можно сделать?

- А давайте напишем письмо Бабе

Капе, чтобы она принесла иголку.

- Вам предлагаю составить

предложение из этих слов.

(ИГОЛКА, НУЖНА, МНЕ – слова

напечатаны, нужно расставить их в

нужном порядке).

Заходит Шерш и несет ветку сосны.

Мне нужна иголка.

Регулятивные : планирование,

прогнозирование;

познавательные: моделирование,

логические- решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение гипотез и их

обоснование;

коммуникативные: инициативное

сотрудничество в поиске и выборе

информации.

5

- Ребята, видимо дед Шерш

прочитал сообщение. Нам подойдет

сосновая иголка?

- А может ему подойдет иголка,

которых много у ёжика на спине?

-А какая нам нужна?

- Почему Шерш не принес нужный

предмет?

- А какие могут быть иголки?

- Что нужно добавить в сообщение?

Получаем:

Заходит Баба Капа, несёт швейную

иголку.

-Такая иголка нам подойдет?

-Как можно назвать слова, которые

имеют много значений?

Т.к. он мы не сказали, КАКУЮ

иголку надо, ДЛЯ ЧЕГО?

Швейная иголка, сосновая иголка,

иголка ёжика, иголка кактуса и т.д.

Швейная

Мне нужна швейная иголка

Многозначные слова

5.Динамическая пауза

Физминутка

Регулятивные:умение перестроиться, снять

статическое напряжение

6.Первичное

закрепление материала .

Заполнить таблицу: Однозначные и

многозначные слова.

книга, ручка, холодильник, коса,

лист, бабочка, ножницы.

Заполняют таблицу

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

Личностные: осознание эстетической

ценности русского языка.

7.Вторичное

закрепление материала

(Самостоятельное

использова

ние

сформированных умени

й и навыков)

-Вставь пропущенные слова:

1.Петя позвонил в …….

2.Мой любимый цветок……

3.Мама купила в магазине

«Головные уборы» новую

модную…

4. Я узнал подосиновик издалека по

его яркой красной… …

(колокольчик, шляпка)

Выполняют задание.

Некоторые ученики читают

получившиеся предложения.

Познавательные: умение строить

высказывание, структурирование знаний,

поиск информации.

Коммуникативные:, умение выражать свои

мысли, , планирование учебного

сотрудничества.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование, контроль, коррекция.

6

Проверка. Оценивание.

-Кто прочитает первое

предложение? Все согласны?(и т.д.)

- Как вы думаете зачем нужны

многозначные слова?

- Поднимите руку кто выполнил

задание. Верно.

-Поднимите руку у кого есть

ошибки.

- Поднимите руку кто вообще не

справился с заданием.

Теперь поиграем, закрепляя

изученное.

1) Каким ключом нельзя отвернуть

гайку? (который бьет из земли, по-

другому его называют родник)

2) Какую соль не кладут в суп?

(ноту «соль»)

3) Из какого крана не льется вода?

(из подъемного)

5) Какой лук не кладут в суп? (лук

– оружие)

6) Какая гусеница не годится для

танка? (насекомое)

-использование многозначных слов

делает нашу речь яркой, образной,

поэтичной.

8.Итог урока

- А теперь вернёмся к нашим

героям и попробуем им помочь.

- Почему слова не живут вместе?

- А в какой домик пойдут жить

наши друзья?

- Докажите свой ответ.

- Молодцы! Вы помогли нашим

героям найти друзей.

- Теперь давайте вернёмся к

нашему эпиграфу.

Одни многозначные, другие

однозначные

В разные, ручка к многозначным,

карандаш к однозначным

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли.

7

Найдите в нём многозначные слова.

Оценивание.

Ключ, язык

9.Рефлексия

деятельности

Нарисовать смайлики.

Домашнее задание:

Записать 3 примера многозначных

слов.

Выполняют указания учителя.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

8



В раздел образования