Автор: Шаталова Наталья Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация творческих педагогов в учреждении дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Мотивация творческих педагогов
в учреждении дополнительного образования.
Содержание.
1.
Понятие о мотивах. Мотивы и потребности.
2.
Мотивационные факторы и регуляторы мотивации
3.
Принципы и методы мотивирующей организации труда.
1.
Понятие о мотивах. Мотивы и потребности
Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое
активизирует, стимулирует, направляет его действия к поставленной цели.
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость
удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то,
что вызывает состояние дискомфорта).
Потребности могут быть (по А.Маслоу):
1.
Естественные
– физиологические (в пище, воде). Один из важнейших
стимулов к удовлетворению этих потребностей – деньги, перспектива экономической
самостоятельности.
Высокий
заработок
обеспечивает
достойное
человеческое
существование. Но, если базовые жизненные потребности удовлетворены, мотивация
перестает играть свою роль. В силу вступают потребности следующего, более высокого
уровня.
2.
В безопасности – человек хочет избежать болезней и травм, сохранить
здоровье и работоспособность, быть уверенным в завтрашнем дне. Этим потребностям
отвечают такие стимулы, как гарантированная работа, социальное страхование. Когда
сохранение работы оказывается под угрозой, сотрудник становится более активным, но если
постоянно держать его в страхе увольнения, это может привести к поиску другого места
работы. Поэтому лучше защитить сотрудника и создать мотивы для удовлетворения
потребностей следующего уровня.
3.
Социальные
– потребности в контактах, эмоциональной привязанности.
Человек может удовлетворять эти потребности в рабочем коллективе и вне работы.
Сокращение социальных взаимосвязей является очень значимым фактором при потере
работы. Поэтому обеспечение психологического комфорта в коллективе – задача, напрямую
связанная с повышением мотивации к труду.
4.
В уважении и самоуважении – люди хотят пользоваться уважением и
признанием со стороны окружающих, испытывать чувство собственной значимости,
нужности для организации. Если порученное дело приведет человека к ощущению своей
очевидной значимости, если он увидит, что его ценят, то в большинстве случаев он будет
работать с большим желанием.
5.
В самореализации – стремление человека найти себя, раскрыть свои
способности, творческий потенциал. Сотрудник должен чувствовать свою незаменимость и
необходимость. «Просто не знаю, чтобы мы делали без Вас!», «Вы делаете самое важное
дело, от которого зависит все остальное!»- говорите это как можно чаще. Делайте признание
искренне, это лучший способ поддержать сотрудника и стимулировать лучше.
Выделяется
три
уровня
удовлетворенности
потребностей:
минимальный
(обеспечивающий выживание), нормальный (поддерживающий у работника способность с
должной отдачей трудиться), уровень роскоши (удовлетворение потребностей становится
самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения).
При осознании потребностей у педагога возникает желание их удовлетворить и интерес
к тому, что позволит это сделать.
Интересы классифицируются:
1.
По содержанию – материальные, духовные, профессиональные.
2.
По направленности – на деятельность или результат.
3.
По широте – концентрированные и распределенные.
4.
По устойчивости – длительные и кратковременные.
Интересы могут быть обусловлены стремлением человека обладать какими – то
объектами или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже
имеющегося у него объекта, который он желает сохранить, или избавиться от него.
Например, интересная работа приносит человеку наслаждение, он готов часто трудиться
буквально даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы её не делать.
Однако интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в
случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под
воздействием множества обстоятельств, «включаются под влиянием стимулов. Стимулы
могут быть:
- внутренними (отношение к делу, моральные обязательства);
- внешними (действия других людей, представляющиеся возможности).
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее,
тратят меньше сил, лучше усваивают знания и задания. Но внутреннее побуждение к
действию является результатом взаимодействия совокупности потребностей, которые
постепенно меняются, и, чтобы мотивировать, надо определить эти потребности и найти
способ их удовлетворения.
Добиться желаемого поведения можно двумя путями: подобрать человека с заданным
уровнем внутренней мотивации или воспользоваться внешней. По содержанию стимулы
бывают:
- экономическими;
- неэкономическими.
Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения
требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды повышающие их
благосостояние. Они могут прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчают
получение прямых (свободное дополнительное время позволяющее заработать в другом
месте). Однако чисто экономический подход не состоятелен. Принцип максимизации
собственной выгоды нельзя абсолютизировать, так как против него «работают» стремление
к
благотворительности;
эффект
насыщения
потребностей;
субъективное
восприятие
полезности материальных благ; психология коллективных действий.
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное
влияние
на
мотивацию
оказывает
информирование
об
успехах,
планирование
профессионального развития и карьеры регулярная оценка, продвижение по службе. Четкой
грани между стимулами не существует. Например, повышение в должности и связанный с
ним
рост
денежного
вознаграждения
дают
не
только
возможность
приобретения
дополнительных материальных благ, но и известность, уважение, почет.
Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на
его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения
задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов является
стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия
подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные
последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу.
Положительные последствия увеличивают вероятность желательного поведения;
отрицательные – уменьшают; нейтральные – ведут к медленному затуханию такого
поведения. Но нужно иметь ввиду, что на одинаковые стимулы разные люди реагируют
неодинаково и с различной степенью интенсивности, а одни и те же результаты могут быть
получены и за счет вознаграждения, и за счет наказания.
Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от
заданных параметров, или заслужить поощрение, человек сохраняет стабильность поведения
или изменяет его в требуемую сторону. Исследования показывают, что поощрение улучшают
работу в 89% случаев, а наказание – в 11%, и в 11% - ухудшает; угрозы же на 99%
игнорируются, и, кроме того, они сами по себе унизительны для обеих сторон.
2.
Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
(на примере работы с педагогами)
Все
факторы
мотивационной
среды,
влияющие
на
мотивацию
педагогов,
и,
следовательно, на эффективность их деятельности можно разбить на две группы (по Ф.
Херцбергу):
1.
Пассивные мотивационные факторы:
Гарантия сохранения работы (при хорошей, творческой работе, большом
количестве детей, участии и высоких достижениях обучающихся, своевременной подачи
отчетной документации),
Социальный статус,
Трудовая политика организации,
Условия труда (создание комфортных условий для занятий с детьми;
улучшение материально – технического оснащения; при возможности учитываются
пожелания педагогов при составлении расписания, графиков работы (преимущественно
педагогам с высокими результатами работы)),
Отношения с непосредственным начальником (с педагогами –тактичное,
уважительное
общение,
одновременно
проявление
настойчивости
при
решении
поставленных задач),
Личные склонности работника,
Межличностные отношения в коллективе (погашение конфликтов, нахождение
компромиссов),
Заработная плата.
Перечисленные факторы имеют преимущественно психологический характер. Но их
отсутствие приводит к снижению мотивации.
2.
Активные мотивационные факторы (регуляторы мотивации)
Трудовые успехи (заполнение карт эффективности по заслугам, выделение
средств из ФМС),
Признание заслуг сослуживцами и руководством (объявления о достигнутых
результатах на совещаниях отдела, педсоветах, награждения грамотами и благодарностями
различного уровня),
Степень ответственности,
Служебный рост (прохождение аттестаций, возможность повышения),
Профессиональный рост (участие в конкурсах и фестивалях различного
уровня, участие в конкурсах педагогических достижений, прохождение курсов повышения
квалификации, посещение городских учебно – методических объединений (ГУМО) по
профилю)
Наличие активных мотивационных факторов ведет к росту удовлетворенности
человека работой и усиливает мотивацию.
Организационные способы мотивации включают в себя, прежде всего, привлечение
педагогов к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется
право голоса при решении ряда проблем. Такие вопросы рассматриваются на совещаниях
отдела, педсоветах. Выслушиваются мнения и пожелания.
Важную роль играет мотивация перспективой приобрести новые знания и навыки, что
делает педагогов более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в
завтрашнем дне. Это может быть реализовано с помощью курсов повышения квалификации
и посещением городских учебно – методических объединений по профилю.
Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям
более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы. Она должна
соответствовать их личным интересам и склонностям, быть с широкими перспективами
должностного и профессионального роста, давать возможность проявить свои творческие
способности, осуществлять контроль над условиями собственного труда.
Морально – психологические методы включают следующие основные элементы:
1.
Создание условий, при которых педагоги испытывают профессиональную
гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к
ней,
личную
ответственность
за
ее
результаты,
ощущают
ценность
результатов,
конкретную важность для кого – то. Для того, чтобы работа приносила удовлетворение,
задание должно содержать известную долю риска и возможность добиться успеха.
2.
Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем
месте показать свои способности, выразить себя в работе, в её результатах, иметь
доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить
имя своего создателя. Например, детский коллектив может иметь название, которое
утверждает педагог.
3.
Признание, которое может быть личным и публичным. Особо отличившиеся
сотрудники упоминаются на административных совещаниях. Педагоги – люди творческие,
с богатым внутренним миром и сильными эмоциональными переживаниями и как никто
другой
нуждаются
в
поощрении,
похвале.
Образцовое
выполнение
обязанностей,
повышение качества и достижений, продолжительная и безупречная работа, новаторство в
работе и другие достижения вознаграждаются объявлением благодарности, почетной
грамотой. Правилами внутреннего распорядка могут быть предусмотрены и другие
поощрения.
За
особые
трудовые
заслуги
педагогов
представляют
к
поощрению,
награждению почетными грамотами, присвоению почетных званий. Поощрение призвано
стимулировать не только получающего награду, но и других педагогов. Для этого оно
должно восприниматься коллективом как справедливое, поэтому представление на
награждение почетным званием должно обсуждаться на педсовете и выбираться
голосованием. Представители высшего звена управления обязательно должны участвовать
в поощрении сотрудников.
4.
Высокие цели, которые воодушевляют людей.
5.
Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения
разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны
коллег и руководства.
3.
Принципы и методы мотивирующей организации труда.
1.
Любые действия должны быть осмысленны. Цель – является мотивом, движущей силой,
побуждающей человека действовать.
2.
Результат работы должен быть значимым для кого-то конкретно. Большинство людей
стремятся удовлетворить потребность в личной причастности к результату.
3.
Большинство педагогов хочет показать свои способности и свою значимость. Они
негативно относятся к тому, когда решение по вопросам, в котором компетентны именно
они, принимается без их участия.
4.
Каждый педагог стремится выразить себя, доказать, что он может что-либо сделать.
Лучше, если это «что-либо» получит имя своего создателя. Если это затруднительно,
можно дать возможность педагогу, успешно справившемуся с работой, самому доложить
о результатах вышестоящему начальнику.
5.
Возможность педагогу изложить свою точку зрения.
6.
Искренняя благодарность позволяет педагогу почувствовать свою значимость, важность
своего труда для общего дела.
7.
Каждый человек стремится к успеху. Успех – это реализованные цели. Успех учреждения
будет успехом педагога тогда, когда он принимает непосредственное участие в
постановке целей организации.
8.
Успех без признания приводит к разочарованию. Ощущение успеха возникает не только
при достижении цели, но и тогда, когда результаты труда педагога видят и признают
окружающие.
9.
По способу, форме и скорости получения информации педагоги оценивают, какова их
реальная значимость в глазах непосредственного руководителя. Если доступ к
информации затруднен, она поступает с опозданием,
педагоги чувствуют себя
униженными.
10. Педагогам, как правило, не нравится, когда решения об изменениях в их работе и на
рабочих местах, даже позитивные, принимаются без их ведома, без учета их мнения,
знаний и опыта.
11. Большинство педагогов стремятся в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому
завышенное требование, дающее шанс дальнейшего развития, принимается гораздо
лучше, чем заниженное.
12. Педагоги остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят к тому,
что их еще больше нагружают, особенно если это не компенсируется моральным или
материальным поощрением. Поручать в такой ситуации все больше и больше работы
ответственным, добивающимся успеха сотрудникам – не лучший способ действия, так кА
он убивает инициативу.
13. Педагоги принимают во внимание: позволяет ли работа быть самому себе шефом. Если у
человека есть «свободное пространство» для инициативы в учреждении, он имеет
возможность для самовыражения, для самостоятельного принятия решений, то это
значительно повышает заинтересованность в труде, и соответственно, отдачу.