Автор: Носкова Надежда Ростиславовна
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУДО "Светогорская школа искусств"
Населённый пункт: г Светогорск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Совершенствование навыков игры на гитаре в ансамбле»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
"Светогорская школа искусств"
Утвержден на Методическом
объединении
Протокол № _______
От «___» ________ 20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДШИ
______________ Родионова Е.В.
«___» ________ 20____ г.
План-конспект открытого урока с учащимися 5 и 6 класса по
классу гитары Норбаевой Камиллой, Мефодьевым Егором,
Сулимовым Артемом, Колищак Львом
по теме:
«Совершенствование навыков игры на гитаре в ансамбле»
Апрель 2021 г.
Составитель: преподаватель ДШИ
Носкова Н.Р.
г. Светогорск
Конспект открытого урока
Тема: Совершенствование навыков игры на гитаре в ансамбле.
Характеристика урока: Открытый урок
Тема урока: Совершенствование навыков игры на гитаре в ансамбле.
Гитара в аккомпанементе.
Методические приемы:
- словесный, наглядный, практический;
- активация слуха, обращение к музыкальному восприятию учащихся;
-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать
воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать
ритмический рисунок.
Цель: Формирование, развитие навыков совместного исполнительства.
Развитие художественного вкуса учащегося, воспитание музыкально –
эстетического чувства, умение грамотного исполнения произведения в
ансамбле.
Задачи:
1. Научить слушать и слышать друг друга в ансамбле, т.е. слаженность
при исполнении.
2. Развивать ритмическую точность. Играть синхронно, в едином темпе.
3. Работа над художественным исполнением: точное исполнение тембра,
динамических оттенков, авторских указаний.
ПЛАН УРОКА:
1. Введение
2. Работа над музыкальными произведениями:
- Елена Поплянова. Регтайм «Счастливые башмаки»,
- Андалузская народная песня, обработка Ф.Пилси,
3. Заключение. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1. Введение
Сегодня открытый урок я проведу с учащимися 5 и 6 класса по классу гитары
Норбаевой Камиллой, Мефодьевым Егором, Сулимовым Артемом, Колищак
Львом.
Ансамбль – это совместное музицирование двух и более музыкантов -
исполнителей.
Игра в ансамбле – один из приятных способов музицирования.
Сейчас я хотела бы, чтобы мы послушали замечательное произведение
«Счастливые башмаки», над которым мы с вами работаем, в исполнении
ансамбля гитаристов.
***** Слушание (Регтайм «Счастливые башмаки»)
Умение играть в ансамбле - важнейший этап в развитии любого
музыканта. Так как это учит по-настоящему слышать не только себя, но
и других. Ансамблевое исполнительство развивает ритмическую точность и
динамизм во всех его оттенках, вырабатывает умение соразмерять свою
художественную индивидуальность, свои технические приёмы с
индивидуальностью, стилем и приёмами игры партнёров, что даёт
слаженность, стройность и высокую художественную ценность исполнения
в целом.
2. Работа над музыкальными произведениями
Развитие ансамблевой игры
Мы покажем работу игры в ансамбле.
При работе над произведением обращаю внимание учащихся на следующие
моменты:
аккомпанемент должен быть точным и четким. Очень важно соблюсти
пунктирный ритм, слушать переклички первой и второй партии, правильно
сыграть позиции, синкопированную часть, ритмично и точно простучать удар
по всем струнам всей кистью правой руки. И очень важно выдержать в итоге
характер произведения. Регтайм играется бодро и подвижно. Привожу слова
для большего понимания характера произведения композитора Елены
Попляновой: «Два счастливых башмака весело шагали, всем, кто встретится,
счастье раздавали. Раздавали целый день, и ещё осталось, Танцевало все
вокруг, и земля смеялась».
Ведется работа над тем, чтобы было единство исполнения в ансамбле. Очень
важно слушать партию друг друга и точно исполнять свою партию.
Динамика является одним из самых действенных выразительных
средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий
характер музыки, её эмоциональное содержание. Поэтому при работе
над динамикой с учащимися в ансамбле, отдельно работаем над каждой
фразой, частью пьесы.
В процессе работы учащиеся стараются добиваться яркого, насыщенного,
эмоционального исполнения всей пьесы.
Работа над вторым музыкальным произведением – Андалузская народная
песня, обработка Ф.Пилси.
Это очень яркая, эмоциональная испанская народная музыка.
В процессе работы обращаем внимание на следующие моменты: точное
произношение аккордов в позиции, точная игра триолей, яркое ведение
мелодии (1 партия), ведение мелодии в аккомпанементе, синхронность
исполнения, работа над нотным текстом и динамикой, единством
исполнения начала и окончания.
3. Заключение. Домашнее задание.
Подведём итог и сделаем вывод. Мы работали сегодня над музыкальными
произведениями.
Это «Счастливые башмаки», Е. Поплянова и Андалузская народная мелодия,
обр. Ф.Пилси.
Данный урок посвящён совершенствованию навыков игры на гитаре
в ансамбле. На этом занятии с учащимися 5 и 6 года обучения игре по классу
гитары закреплён ранее изученный материал.
Для того, чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать,
слушать друг друга. Играя в ансамбле, учащиеся с каждым занятием
совершенствуют свою игру, добиваются хорошего результата. Учащиеся
показывают осмысленную игру на инструменте, работая в ансамбле.
Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в
каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в
коллективе, находить общий язык друг с другом.
В результате по предмету «ансамбль» учащиеся приобретают следующие
знания, умения и навыки: постоянный слуховой контроль, ансамблевое
музицирования, понимание функций каждой партии, умение слушать
партнера и исполнять свою партию в контакте с ним, ясно представлять
себе значение и характер каждой партии и разбираться в тематическом
материале изучаемого произведения, грамотное прочтение текста и
выразительное исполнение музыкального произведения, чтение с листа и
ансамблевое музицирование.
Домашнее задание
Работа над нотным текстом, динамикой, аппликатурой, чистотой звучания.
Закрепление пройденного материала на уроке.
Используемая литература:
1.
Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре.
2.
Н.А. Иванова-Крамская. Школа исполнительского мастерства юного
гитариста.
3.
Программа по учебному предмету «Ансамбль». Разработчик Носкова
Н.Р.