Напоминание

Коррекция демонстративного поведения у детей с нарушением интеллекта


Автор: Масленникова Раиса Халиловна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: АСУ СО «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская республика
Наименование материала: Презентация
Тема: Коррекция демонстративного поведения у детей с нарушением интеллекта
Раздел: дополнительное образование





Назад




Коррекция

демонстративного

поведения у детей с

нарушением интеллекта

Умственная

отсталость

у

детей

это низкие

интеллектуальные

и

познавательные

способности,

обусловленные патологиями головного мозга.

Наиболее значительные трудности у детей с умственной

отсталостью

вызывает

формирование

правильного

поведения.

В

процессе

общения

этим

детям

присущи немотивированные

колебания

настроения:

раздражительность,

озлобленность, агрессивность с

разрушительными

действиями, двигательная

расторможенность.

Основная цель детей с демонстративным поведением –

это привлечь внимание взрослых любыми способами.

Дети с умственной отсталостью нуждаются в психолого-

педагогической

помощи.

В

коррекционно-развивающей

работе с такими детьми игра имеет большое значение.

Коррекционные

возможности

игры

помогают

эффективно купировать проявления демонстративности, а

также

использовать

демонстративное

поведение

для

лучшего осознания ребен

ком самого себя.

Игра

помогает

сгладить

негативные

черты

личности,

такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В КОРРЕКЦИИ

ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Преимущество сюжетно-ролевых

игр в

коррекции

демонстративного

поведения

(по

сравнению

с

другими

типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра

является активной формой экспериментального поведения

и,

следовательно,

обладает

мощным

социа лизирующим

эффектом.

Коррекционно-развивающий

потенциал

сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в

старшем дошкольном и младшем школь ном возрасте на

первый

план

для

детей

выступает

не

столько

функциональное исполнение роли, сколько ее личностные

характеристики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Что я люблю делать… »

Цель: дать возможность детям рассказать что-нибудь о

себе, проявив при этом оригинальность и артистизм.

Инструкция: Я хочу, чтобы мы лучше узнали друг

друга. Один из нас выбирает что-то, что он очень любит

делать, и начинает без слов нам показывать это. Все

остальные внимательно смотрят и пытаются угадать, что

нам хочет сказать выступающий. Мы с вами молчим.

Когда пантомима закончится, мы выскажем свои догадки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Зеркало»

Перед

началом

игры

проводится

"разминка".

Взрослый

становится

перед

детьми

и

просит

как

можно

точнее

повторять

его движения.

Он

демонстрирует

легкие

физические

упражнения,

а

дети

воспроизводят

его

движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая

пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой

паре

один

совершает

какое-либо

действие

(например, хлопает

в

ладоши

или

поднимает

руки,

или

делает наклон в сторону), а другой пытается как можно

точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая

пара

сама

решает,

кто

будет

показывать,

а

кто

воспроизводить движения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в

горах

или

в

большом

пустом

помещении;

увидеть

его

нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые

странные

звуки. После этого

дети

разбиваются на две

группы, одна из которых изображает путников в горах, а

другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке)

"путешествует по комнате" и по очереди издает разные

звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у",

или: "Тр-р-р-р", и т.п. Дети второй группы прячутся в

разные

места комнаты,

внимательно

прислушиваются

и

стараются

как

можно

точнее

воспроизвести

все,

что

услышали.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Волшебные очки».

Взрослый

торжественно

объявляет,

что

у

него

есть

волшебные

очки,

в

которые

можно

разглядеть

только

хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда

прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие

вы

все

красивые,

веселые, умные!"

Подходя

к

каждому

ребенку,

взрослый

называет

какое-либо

его

достоинство

(кто-то

хорошо

рисует,

кто-то

хорошо

застилает

свою

кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки,

посмотрит

на

других

и постарается

увидеть

как

можно

больше

хорошего

в

каждом.

Может

быть,

даже

то,

чего

раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные

очки и называют достоинства своих товарищей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов.

"Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы

будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно -

иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно

на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что

в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки

совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это

конкурс.

Выиграет

тот,

кто

лучше

похвалится

своим

соседом,

кто

найдет

в

нем

больше достоинств". После

такого вступления дети по кругу называют преимущества

своего соседа и хвастаются его достоинствами.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток

так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том,

что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый,

показывая

тем

самым пример.

Затем

он

обращается

к

детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда

клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого

натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они

составляют одно целое, что каждый из них важен и значим

в этом целом.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и

предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей

будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети

по

очереди подходят

к

царевне Несмеяне и

стараются

утешить ее и рассмешить.

Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться.

Выигрывает

тот,

кто

сможет

вызвать

улыбку

царевны.

Затем дети меняются ролями.

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПАССИВНОГО УЧАСТИЯ

Инсценировка с игрушками «Готовое решение»

С помощью игрушек либо персонажей настольного или

пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая

те

стороны

жизни,

в

которых

ребенку

необходимо

разобраться

и

получить

представление

о

правильном

поведении: «Как Мишка бабушке помог», «Не забывай

волшебные слова», «Как Кукла Катя и Зайка делились

игрушками»,

«Как

Лисичка

и

Петушок

помирились».

Детям

предлагаются

способы

правильного

решения

бытовых ситуаций общения.

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше

проводить

после

показа

инсценировок

с

готовым

решением.

Полученные

ранее

представления

помогут

детям правильно разрешить новую проблему. Персонажи

обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, просят

показать, какие действия нужно предпринять, какие слова

сказать,

чтобы

решить

проблему

(например,

как

познакомиться с новым человеком, как вежливо попросить

о помощи, как успокоить обиженного).

Успех работы по коррекции демонстративного поведения

детей с нарушением интеллекта с использованием игры во

многом зависит от того, насколько умело педагог-психолог

организует игровой процесс и руководит им. Прогресс

будет заметен, если созданы такие условия, в которых идет

систематическое

и

планомерное

обращение

к

игровым

технологиям.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники