Автор: Масленникова Раиса Халиловна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: АСУ СО «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская республика
Наименование материала: Презентация
Тема: Коррекция демонстративного поведения у детей с нарушением интеллекта
Раздел: дополнительное образование
Коррекция
демонстративного
поведения у детей с
нарушением интеллекта
Умственная
отсталость
у
детей
–
это низкие
интеллектуальные
и
познавательные
способности,
обусловленные патологиями головного мозга.
Наиболее значительные трудности у детей с умственной
отсталостью
вызывает
формирование
правильного
поведения.
В
процессе
общения
этим
детям
присущи немотивированные
колебания
настроения:
раздражительность,
озлобленность, агрессивность с
разрушительными
действиями, двигательная
расторможенность.
Основная цель детей с демонстративным поведением –
это привлечь внимание взрослых любыми способами.
Дети с умственной отсталостью нуждаются в психолого-
педагогической
помощи.
В
коррекционно-развивающей
работе с такими детьми игра имеет большое значение.
Коррекционные
возможности
игры
помогают
эффективно купировать проявления демонстративности, а
также
использовать
демонстративное
поведение
для
лучшего осознания ребен
ком самого себя.
Игра
помогает
сгладить
негативные
черты
личности,
такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В КОРРЕКЦИИ
ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Преимущество сюжетно-ролевых
игр в
коррекции
демонстративного
поведения
(по
сравнению
с
другими
типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра
является активной формой экспериментального поведения
и,
следовательно,
обладает
мощным
социа лизирующим
эффектом.
Коррекционно-развивающий
потенциал
сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в
старшем дошкольном и младшем школь ном возрасте на
первый
план
для
детей
выступает
не
столько
функциональное исполнение роли, сколько ее личностные
характеристики.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Что я люблю делать… »
Цель: дать возможность детям рассказать что-нибудь о
себе, проявив при этом оригинальность и артистизм.
Инструкция: Я хочу, чтобы мы лучше узнали друг
друга. Один из нас выбирает что-то, что он очень любит
делать, и начинает без слов нам показывать это. Все
остальные внимательно смотрят и пытаются угадать, что
нам хочет сказать выступающий. Мы с вами молчим.
Когда пантомима закончится, мы выскажем свои догадки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Зеркало»
Перед
началом
игры
проводится
"разминка".
Взрослый
становится
перед
детьми
и
просит
как
можно
точнее
повторять
его движения.
Он
демонстрирует
легкие
физические
упражнения,
а
дети
воспроизводят
его
движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая
пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой
паре
один
совершает
какое-либо
действие
(например, хлопает
в
ладоши
или
поднимает
руки,
или
делает наклон в сторону), а другой пытается как можно
точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая
пара
сама
решает,
кто
будет
показывать,
а
кто
воспроизводить движения.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в
горах
или
в
большом
пустом
помещении;
увидеть
его
нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые
странные
звуки. После этого
дети
разбиваются на две
группы, одна из которых изображает путников в горах, а
другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке)
"путешествует по комнате" и по очереди издает разные
звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у",
или: "Тр-р-р-р", и т.п. Дети второй группы прячутся в
разные
места комнаты,
внимательно
прислушиваются
и
стараются
как
можно
точнее
воспроизвести
все,
что
услышали.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Волшебные очки».
Взрослый
торжественно
объявляет,
что
у
него
есть
волшебные
очки,
в
которые
можно
разглядеть
только
хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда
прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие
вы
все
красивые,
веселые, умные!"
Подходя
к
каждому
ребенку,
взрослый
называет
какое-либо
его
достоинство
(кто-то
хорошо
рисует,
кто-то
хорошо
застилает
свою
кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки,
посмотрит
на
других
и постарается
увидеть
как
можно
больше
хорошего
в
каждом.
Может
быть,
даже
то,
чего
раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные
очки и называют достоинства своих товарищей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Конкурс хвастунов»
Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов.
"Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы
будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно -
иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно
на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что
в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки
совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это
конкурс.
Выиграет
тот,
кто
лучше
похвалится
своим
соседом,
кто
найдет
в
нем
больше достоинств". После
такого вступления дети по кругу называют преимущества
своего соседа и хвастаются его достоинствами.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Связующая нить»
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток
так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями о том,
что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый,
показывая
тем
самым пример.
Затем
он
обращается
к
детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда
клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого
натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они
составляют одно целое, что каждый из них важен и значим
в этом целом.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«Царевна Несмеяна»
Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и
предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей
будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети
по
очереди подходят
к
царевне Несмеяне и
стараются
утешить ее и рассмешить.
Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться.
Выигрывает
тот,
кто
сможет
вызвать
улыбку
царевны.
Затем дети меняются ролями.
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПАССИВНОГО УЧАСТИЯ
Инсценировка с игрушками «Готовое решение»
С помощью игрушек либо персонажей настольного или
пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая
те
стороны
жизни,
в
которых
ребенку
необходимо
разобраться
и
получить
представление
о
правильном
поведении: «Как Мишка бабушке помог», «Не забывай
волшебные слова», «Как Кукла Катя и Зайка делились
игрушками»,
«Как
Лисичка
и
Петушок
помирились».
Детям
предлагаются
способы
правильного
решения
бытовых ситуаций общения.
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше
проводить
после
показа
инсценировок
с
готовым
решением.
Полученные
ранее
представления
помогут
детям правильно разрешить новую проблему. Персонажи
обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, просят
показать, какие действия нужно предпринять, какие слова
сказать,
чтобы
решить
проблему
(например,
как
познакомиться с новым человеком, как вежливо попросить
о помощи, как успокоить обиженного).
Успех работы по коррекции демонстративного поведения
детей с нарушением интеллекта с использованием игры во
многом зависит от того, насколько умело педагог-психолог
организует игровой процесс и руководит им. Прогресс
будет заметен, если созданы такие условия, в которых идет
систематическое
и
планомерное
обращение
к
игровым
технологиям.