Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО"


Автор: Толстых Тамара Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств им. В.В. Силина
Населённый пункт: ул.Космонавтов д.20 г Нововоронеж, Воронежская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

городского округа город Нововоронеж

«Детская школа искусств им. В.В. Силина»

Методическая разработка

По теме: «Формирование и развитие навыков

самостоятельной работы у учащихся в классе

фортепиано».

Выполнила:

Преподаватель 1 категории

МАУДО «ДШИ им. В.В. Силина»

Толстых Тамара Ивановна.

2021

ПЛАН

1. Введение.

2. Комплекс средств, предусматривающий развитие самостоятельности

обучающегося.

3. Задачи формирования навыков самостоятельной работы у ученика при

работе над музыкальным произведением.

4. Заключение.

Введение

Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть

ненужным ученику…, т.е. привить ему… самостоятельность мышления,

методов работы, самопознания и умения добиваться цели». Работа педагога –

это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность

профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач,

стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность

нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к

работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Воспитание

самостоятельности ученика является важнейшей частью преподавательской

работы. Таким образом, работа педагога включает большой комплекс средств

воздействия на обучающегося, предусматривающий, в том числе, и развитие

его самостоятельности.

Воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога,

начиная с первого урока и вплоть до выпускного экзамена. Творчеству

нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы

стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении

знаний, любовь к труду.

Способность, активное стремление к приобретению навыков, умений, знаний

развивается, прежде всего, в самостоятельной работе учащегося.

Самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, при котором в

условиях

систематического

уменьшения

прямой

помощи

педагога

выполняются учебные задания.

Самостоятельная работа обучающегося – это часть учебного процесса,

состоящая из двух разделов:

В

первом

разделе

самостоятельная

работа

ученика-пианиста

непосредственно на самом уроке;

Во втором – домашняя работа. Качественная самостоятельная работа ученика

на уроке, эффективней и плодотворней в домашних условиях.

Навыки самостоятельной работы:

Умение думать

Умение слушать

Умение понимать

Умение видеть нотный текст

Продуктивная

и

качественная

самостоятельная

работа обучающегося основана на четкой постановке задач, стоящих перед

ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит

последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних

занятий ученика. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам

самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание,

предлагаемое

для самостоятельной

проработки должно

опираться на

усвоенное ранее под руководством педагога.

Я. Каменский говорил: «Все занятия должны располагаться таким образом,

чтобы

последующее

всегда

основывалось

на

предшествующем,

а

предшествующее укреплялось последующим».

Мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся.

Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к

обучению, т.е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики

получали не готовые знания, а участвовали в процессе «открытия».

Цель разработки – формирование учебного процесса, способствующего

развитию навыков самостоятельной работы у обучающегося фортепианного

класса.

Задачи:

-

определение

основных

условий,

способствующих

эффективности

самостоятельной работы обучающегося;

- закрепление полученных знаний;

- грамотное задание на дом.

Основные условия развития навыков самостоятельной работы у

учащихся

1. Важность самостоятельной домашней подготовки к уроку.

2. Регулярность домашних заданий.

3. Распределение рабочего времени.

Ленинградская пианистка и педагог Н.Голубовская говорила: «Люди,

которые играют по десять часов в день, - самые большие лентяи. Играть по

десять часов с полным напряжением внимания – доступно лишь единицам.

Обычно же подобная «усидчивость» есть ни что иное, как стремление

подменить работу сознания механическим действием, не требующим

целенаправленного внимания».

Подчеркну, что тренировка на уроке ни в коем случае, как это часто бывает,

не

должна

подменять

домашнюю

работу

ленивого,

неаккуратного,

невнимательного, небрежного ученика; через это он делается еще ленивее,

еще невнимательнее. Если ученик не умеет работать, нужно сделать его

прежде всего работоспособным, а для этого – заставлять полусамостоятельно

работать в своем присутствии.

Все мы прекрасно понимаем, что есть такая категория обучающихся, с

которыми работа сводится только к работе над текстом. Но, если достигнут

результат самостоятельности и ребенок в итоге все-таки сам провел эту

работу,

значит

время

потрачено

не

зря,

независимо

от

потери

художественности.

Начиная с первых уроков, необходимо нацеливать ребенка на формирование

навыков самостоятельности в домашней работе, умении выполнять задание.

А для этого, работа на уроке является «генеральной репетицией» домашней

работы. Все теоретические знания, пианистические навыки, приобретаемые и

вырабатываемые на уроке, ребенок должен учиться «переносить» в

домашнюю работу. Ясность поставленной цели и знание, которое ребенок

получил на уроке – является залогом в успешной работе. Но часто

обучающиеся не вникают в прочитанное задание, прочитали и забыли.

Один из практикующих педагогов говорит: «…Я спрашиваю, что задано

конкретно, если ребенок не знает, то записываю в дневник следующее:

«Прочитать задание и выполнить его».

«Боязнь» плохой оценки мешает обучающемуся заниматься в полную силу.

Необходимо объяснить ребенку, что даже «хорошую», «крепкую» тройку

заработать можно только упорным трудом.

Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за

минимум сделанного. Но иногда и отрицательная оценка толкает к

самостоятельности.

Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к

изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным,

ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Всякая

новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос,

как выход из той или иной проблемной ситуации. Или же мысль должна быть

подана ученику во внешне заинтересовывающей форме, подавляющей

недоуменное

«а

зачем

это

нужно?».

Необходимый

тип

мотивации

определяется как возрастом ребенка, так и содержанием самого материала.

4.

Распределение

времени

повышает

эффективность

самостоятельной

домашней работы обучающегося. Можно обговорить о затрате времени на

каждый вид домашнего задания. Например: гаммы – 20,30мин., этюды –

30,40мин., художественный материал – 1час.

5. Помощь и контроль родителей – одно из средств самостоятельной работы

обучающегося.

На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что

наступило время занятий, и следить за тем, чтобы ученик действительно

занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребёнок

должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует

соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать ученика. Домашним

необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания,

которое нелегко выработать.

В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав,

подчёркивая всю важность создания необходимого режима домашних

занятий.

В

конечном

итоге

такое

распределение

времени

должно

дисциплинировать,

организовать

учащегося

и

дать

положительный

результат.

6. В максимальное осознание процесса самостоятельной работы должно быть

наличие слухового самоконтроля, «самокритики» и незамедлительного

устранения замеченных недостатков. «Во время своей игры, - говорила

выдающаяся русская пианистка и педагог А.Н.Есипова, - всё время к ней

прислушивайтесь, как будто вы слышите чужую игру и должны критиковать

её».

Прежде чем приступить к занятиям, учащемуся всегда необходимо

представить, как должен звучать тот или иной отрывок изучаемого

произведения или сочинение целиком. Приступать к работе непосредственно

за инструментом, минуя этот этап, «всё равно, что начать постройку дома, не

располагая его проектом». Для того чтобы ученик мог представить звучание

произведения, на уроке как правило проигрывается пьеса и вместе с

ребёнком разбирается характер каждой части и всего сочинения, как, в

конечном итоге, ученик должен будет его исполнить.

«Я предлагаю ученику, - пишет Г.Г.Нейгауз, - изучить фортепианное

произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру – не только

в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные части –

гармоническую структуру, полифоническую, отдельно просмотреть главное

например,

мелодическую

линию,

«второстепенное»,

-

например

аккомпанемент… ученик начинает понимать, что каждая «подробность»

имеет смысл, логику, выразительность, что она является органической

«частицей целого». Работая над деталями произведения в медленном темпе,

никогда нельзя забывать его образно-эмоциональную сторону. Проще говоря,

основной темп и характер. В противном случае будет потерян главный

критерий,

направляющий

работу

над

деталями.

Интересно замечание А.Б.Гольденвейзера относительно воспроизведения

нотного текста. Он пишет: «Общее свойство множества людей, играющих на

фортепиано, - от учеников музыкальных школ до зрелых пианистов,

выступающих на эстраде, - то, что они с большой точностью берут ноты там,

где они написаны, и с такой же неточностью снимают их. Не утруждают себя

и изучением динамических указаний автора».

Подобные высказывания выдающихся педагогов заставляют нас задуматься

над важностью правильной, тщательной работы над музыкальным текстом.

7. Ритм первооснова музыки. А.Н.Римский-Корсаков подчёркивал, что

«музыка может быть без гармонии и даже без мелодии, но без ритма –

никогда».

основные истины в работе над ритмом:

- в начале работы над произведением текст необходимо поставить на точные

ритмические

«рельсы».

В

противном

случае

неизбежна

ритмическая

неустойчивость;

- ритмический пульс, как правило, находится в той руке, где меньше нот.

«Надо почувствовать в себе текучесть, ритм движения и, только ощутив его,

начать исполнение пьесы. Иначе сперва обязательно получится ряд

беспорядочных

звуков,

а

не

живая

линия».-

Гольденвейзер

А.;

- триольный ритм никогда не должен превращаться в пунктирный, а

пунктирный – в триольный;

- следует помнить мудрый совет Э.Петри: «Играйте конец пассажа так, будто

вы хотите сделать ritenuto, - тогда он выйдет точно в темпе» - в

кульминационных

моментах

торопливость

недопустима;

- пауза – не всегда разрыв звучания, она может означать молчание,

задержанное и взволнованное дыхание и т.д. Её ритмическая жизнь всегда

зависит от характера произведения, его образного строя. Продолжительность

паузы

обычно

дольше

длительности

аналогичной

ноты.

8. Динамические указания всегда нужно рассматривать в органическом

единстве с другими выразительными средствами (темпом, фактурой,

гармонией и др.) это поможет глубже понять и вникнуть в образно-

смысловое содержание музыки.

9. При заучивании произведения наизусть играть нужно непременно

медленно, во избежание технических трудностей, отвлекающих внимание от

главной цели. В каждый данный момент нужно учить на память не то, что

трудно, а то, что легко, а для того, чтобы было легко, следует учить

медленно. Нужно учить на память то, что можно до конца охватить

сознанием и что не представляет препятствий. Ни в коем случае нельзя

техническую работу производить по нотам. В преодолении технических

трудностей память слуха и пальцев играет подчас решающую роль.

Не владея в достаточной степени текстом произведения, не следует

«подключать» эмоции, так как кроме примитивного «полуфабриката»,

«черновика

с

переживаниями»

вы

ничего

не

получите.

10. Работая

над

пьесами

кантиленного

характера,

пианисту

следует

позаботиться о сохранении идеи вокальности. Необходимо стремиться

воспитать

в

себе

ощущение

вокальной

упругости,

напряжённости

мелодических интервалов.

В моторных произведениях, где обе руки играют в одинаково быстром

темпе необходимо одну из них

(желательно левую) ощутить как бы

«ведущим колесом».

11. Прежде, чем приступить к детальному изучению полифонического

произведения, чрезвычайно важно тщательно выучить каждый голос.

12. Подготовку к концерту даже повторного репертуара необходимо

обязательно проводить по нотам. Такой вид занятий позволит избавиться от

неточностей и небрежности, которыми обрастает со временем произведение,

и обнаружить, почувствовать новое

«дыхание» музыкального образа.

Необходимо запомнить, что выступить случайно плохо можно, а сыграть

случайно

хорошо

нельзя.

Это

призывает

к

постоянному

самосовершенствованию.

Довольно часто в предконцертный период перед учащимся возникает

вопрос: должен ли иметь место жёсткий самоконтроль на эстраде? Конечно

же, присутствие самоконтроля на эстраде необходимо, но характер его

должен

быть

скорее

«регулировочным»,

направляющим

музыку.

Это

основные

условия,

способствующие

развитию

навыков

самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса.

Формирование навыков самостоятельной работы у ученика при работе

над музыкальным произведением

Чтобы была понятна теоретическая часть – расскажем, как применять её в

практической, как можно формировать навыки самостоятельной работы у

учащихся фортепианного класса.

Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям

учащегося, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно

нравилось ребёнку. Для любого типа учеников важнейшую роль играет

выбор

репертуара.

Нужно

подобрать

пьесы,

близкие

им

по

духу,

вызывающие интерес и стремление их освоить.

Как правило педагог проигрывает произведение, чтобы ученику было

понятно, как оно должно звучать. Затем, вместе с учащимся желательно

сделать план, по которому он будет работать дома. Этот план будет являться

своеобразным

опорным

пособием

для

развития

самостоятельности

в

домашней работе ученика.

Общий план работы:

1.

Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на

клавиатуре, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и

характерные термины, находим образ.

2. Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и

фразы.

3. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой –

аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по

голосам,

находим

главную

тему,

подголоски

и

т.д.

4. Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как

пунктирный

ритм,

несовпадение

долей

в

каждой

руке,

синкопы,

залигованные ноты.

5. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их

построение.

6. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах –

ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз

движение по трезвучиям, скачки на октаву.

7. Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при

этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно

контролировать качество звучания, для этого призывайте ребёнка всё время

внимательно

слушать

свою

игру,

осуществлять

самоконтроль.

8. Когда ученик будет хорошо знать текст в каждой руке, приступаем к

соединению обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и

целиком, не забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая

длительности

и

точно

снимать

руки

на

окончаниях

фраз.

9. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать

динамику, эмоции, образность, работу с темпом.

10.

Начинаем

учить

наизусть

и

готовить

к

выступлению.

Условием успешной самостоятельной работы дома является конкретность

поставленных

задач

на

уроке,

«доминантность

требований».

Когда с учеником прорабатывается этот план, когда становится понятна

поочерёдность действий, тогда задается самостоятельная работа на дом.

Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже без плана

– самостоятельно.

Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём

работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно

задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или

предложения и т.д.

Заключение

Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого

ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит

в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и

ставить перед собой исполнительские задачи.

В конечном итоге, когда ребёнок освоит эти навыки, они будут помогать

ему при подготовке к экзамену, в котором нужно показывать самостоятельно

выученное произведение, где помощь учителя исключена.

Урок должен вооружать ученика ясными представлениями о тех способах,

которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой. Во

многих случаях – но отнюдь не всегда – бывает необходимо, чтобы вновь

поставленные задачи были частично разрешены на уроке, при помощи

педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно. Очень часто

самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной

работы

ученика.

Совершенно

не

допустимо,

чтобы

урок

подменял

самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и

закреплению того, что уже было достигнуто на уроке. Если по началу работы

над пьесой видно, что ученик ясно понял стоящие перед ним задачи,

целесообразнее предоставить ему самостоятельно продолжить работу дома.

Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое

«натаскивание», оно подавляет активность ученика. Когда педагог слишком

много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает; в этом случае

ученик перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается как бы в

технический аппарат, реализующий замысел педагога.

Конечный

результат

сложного

учебного

процесса

это

воспитание

музыканта-исполнителя,

понимающего

высокое

назначение

искусства.

Именно исполнитель даёт жизнь произведению, отсюда – ответственность

его перед автором, перед слушателями, обязывающая его глубоко постигать

и уметь выразить значительность вложенных в данное сочинение идей.

Приложение

Общий план работы

над музыкальным произведением:

1.

Определяем тональность, размер, смотрим знаки и находим их на

клавиатуре,

- определяем какие используются приёмы игры, динамика, темповые и

характерные термины, находим образ.

2. Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и

фразы.

3. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой –

аккомпанемент.

Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим

главную тему, подголоски и т.д.

4. Точно просчитываем и прохлопываем ритм.

5. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их

построение.

6. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах –

ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз

движение по трезвучиям, скачки на октаву.

7. Начинаем разбор каждой рукой, со счётом вслух, в медленном темпе, при

этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Постоянно контролируем

качество звучания (слушаем свою игру).

8. Когда уже хорошо знаем текст в каждой руке, приступаем к соединению

обеих рук по фразам, затем по предложениям, по частям и целиком, не

забывая выполнять всё выученное ранее, точно выдерживая длительности и

точно снимать руки на окончаниях фраз.

9. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать

динамику, эмоции, образность, работу с темпом.

10. Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Помощь и контроль родителей – одно из средств самостоятельной работы

обучающегося.

На первых порах родители учащегося могут напоминать ему о том, что

наступило время занятий, исследить за тем, чтобы ученик действительно

занимался в течение предписанного ему времени. В дальнейшем ребенок

должен сам помнить об этом. В часы занятий на фортепиано следует

соблюдать тишину; ничто не должно отвлекать ученика. Домашним

необходимо помнить, что занятия музыкой требуют большого внимания,

которое нелегко выработать.

В своих беседах с родителями ученика педагог всегда будет прав,

подчеркивая всю важность создания необходимого режима домашних

занятий.

В

конечном

итоге

такое

распределение

времени

должно

дисциплинировать, организовать учащегося и дать положительный

результат.

Составить

такой

режим

домашней

работы

ребенка,

при

котором

соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;

• приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;

• в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком;

• контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания;

• постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка к

самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;

• строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий

за фортепиано;

• соблюдать режим освещения (слева сверху);

• хорошо проветривать помещение перед занятием;

• использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку

для ног;

• соблюдать тишину во время занятий музыкой;

• внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию

ребенка;

• проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;

• посещать годовые концерты для родителей;

• своевременно производить настройку инструмента

Несомненно, считаю, что тесный контакт с родителями является мощным

двигателем развития самостоятельных навыков.

Список использованной литературы:

1. Барсукова, С.Б. Весёлые нотки 1 кл. сборник пьес для фортепиано. [Ноты]:

(Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса)/ С.Б.Барсукова. – Учебно-

методическое пособие. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2006. – 43с.

2. Коган, Г. Работа пианиста. [Текст]/ Г.Коган. – Учебное пособие. – М.:

Музыка, 1979. – 256с.

3. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. [Текст]/

Н.К.Метнер. – Учебно-методическое пособие. – М.: Музыка, 1963. -157с.

4. Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики. [Текст]/ В.А.Натансон,

Л.В.Рощина. – Методическое пособие. – М.: Музыка. 1984. – 133с.

5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. [Текст]/ Г.Нейгауз. –

Методическое пособие. – М.: Музыка, 1988. – 187с.

6. Тимакин,

Е.М.

Воспитание

пианиста.

[Текст]/

Е.М.Тимакин.

Методическое пособие. – М.: Советский композитор. 1989. – 143с.

7. Халабузарь,

П.В.

Методика

музыкального

воспитания.

[Текст]/

Е.М.Халабузарь, В.С.Попов, Н.Н.Добровольская. – Учебное пособие. – М.:

Музыка. 1990 – 173с.

8. Щапов,

А.П.

Фортепианная

педагогика.

[Текст]/

А.П.Щапов.

Методическое пособие. – М.: Советская Россия, 1960. – 169с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники