Напоминание

Музыкальная терапия в работе с детьми с нарушениями интеллекта.


Автор: Масленникова Раиса Халиловна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: АСУ СО «Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Населённый пункт: город Глазов Удмуртская республика
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальная терапия в работе с детьми с нарушениями интеллекта.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальная терапия в работе с детьми с нарушениями

интеллекта.

Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на

профилактику,

психокоррекцию

личностных

отклонений

в

развитии ребёнка с проблемами,

где музыка используется

как

вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на

регуляцию нарушений психосоматических процессов.

Исследованием музыкотерапии занимались Б. В. Асафьев, Л. А.

Батурина, И. В. Темкин, В. М. Бехтерев, А. Н. Борисов, И. М. Догель, С. И.

Консторум, С. С. Корсаков, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, Г. П.

Шипулин, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, И. В. Темкин, В. И. Петрушин,

В. С. Шушарджан.

В своих работах они доказали, что музыкальная терапия регулирует

психовегетативные

процессы,

физиологические

функции

организма,

психоэмоциональное

состояние,

развивают

навыки

эмоциональной

экспрессии, облегчают усвоение новых положительных установок и форм

поведения,

корректируют

коммуникативной

функции,

активизируют

творческие способности.

Музыкальная

терапия

положительно

влияет

на

формирование

личности

детей

с

интеллектуальными

нарушениями.

Музыка

дает

возможность ребенку почувствовать более тонкие оттенки переживаний,

запомнить их и использовать в дальнейшем, тем самым делает эмоции

умственно отсталых более дифференцированными.

Каждая из форм музыкотерапии имеет три вида: рецептивную,

активную и интегративную:

-

рецептивная

(пассивная)

музыкотерапия

прослушивание

музыкальных произведений;

-

активные

методы

музыкальной

терапии

-

пение,

игра

на

музыкальных инструментах.

- интегративная музыкотерапия - сочетание музыки и других видов

искусства: рисование музыкальные игры и др. творческие формы.

Музыкальная терапия может проводиться как в индивидуально, так и

групповой форме.

Примерный конспект занятия для умственно отсталых детей с ДЦП,

ТНР с использованием активной формы музыкальной терапии -

игра на

музыкальных инструментах, пение песни.

Занятие проведено с группой из 5 детей, возраст – 13-15 лет. Диагноз:

ДЦП, тяжелая и умеренная умственная отсталость, у двоих из них тяжелое

нарушение речи.

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Задачи:

активизировать речевые навыки;

активизировать двигательные функции;

развивать мелкой моторику рук;

развивать память, внимание.

Музыкальный материал и инструменты: фонограмма песни «Прыг-

скок, Колобок» Татьяны Морозовой, колокольчик, шумелка с крупой,

деревянные ложки, барабан, бубен.

На занятии мы инсценировали сказку «Колобок» с помощью

шумовых инструментов. Роли и инструменты раздала с учетом двигательных

возможностей рук детей (учитывая пожелание детей, но мягко подводя к

нужному герою): роль Колобка – мальчику с небольшим нарушением речи

(петь песню Колобка), роль зайца – ребенку, способному удержать

деревянные ложки.

При инсценировке сказки, когда дети слышали название своего героя,

они играли на музыкальном инструменте (например, катится Колобок (пауза

- колокольчик) по дороге, навстречу ему Заяц (пауза - деревянные ложки)).

Песню Колобка пели все вместе, а дети с тяжелым нарушением речи

старались пропевать некоторые слова или звуки.

В конце сказки все инструменты играли вместе под весёлую песню

«Прыг-скок, Колобок» (импровизированный оркестр).

Дети с удовольствием принимали участие в инсценировке сказки,

старались внимательно слушать и озвучивать своего героя с помощью

инструмента, это помогло им активизировать речевой аппарат, развить

внимание. С занятия дети ушли в отличном настроении.

Таким

образом,

музыкальная

терапия

в

работе

с

детей

с

интеллектуальными нарушениями необходима как способ эмоционального

воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и

умственных отклонений, как способ коммуникативного взаимодействия.

Литература

1.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.

Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.,

2001.

2.

Введение в музыкотерапию / Г. – Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер

2003. – 208с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники