Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе ФГОС НОО ОВЗ"


Автор: Пешкова Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ ВО
Населённый пункт: город Грязовец, Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе ФГОС НОО ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

по теме «Проектная деятельность в начальной школе ФГОС НОО ОВЗ».

Пешкова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов.

В

современном

российском

обществе

возрастает

потребность

в

людях

неординарно

мыслящих,

творческих,

активных.

Поэтому

Федеральные

государственные образовательные стандарты рекомендуют использовать проектную

деятельность

для

развития

индивидуальных

способностей

каждого

ученика.

Проектная деятельность - один из методов обучения, направленный на выработку

самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих

способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе

учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы

разработки проекта.

Исходный этап. Разработка проектного задания:

- определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности,

анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть

затруднение?»);

- формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно

стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого

добиться?»);

- определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

-

определение

сроков

выполнения

проекта,

составление

плана

и

графика

промежуточной отчетности;

- выбор средств и методов выполнения;

- обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;

- выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

- выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

- сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

- проведение исследования, выполнение расчетов;

- подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем,

фотографий, видеоматериалов и т.д.);

-

оформление

материалов

для

презентации

(заключение,

статья,

доклад,

компьютерная презентация, выставка и т.д.);

- контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

- общественная презентация проекта;

- экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;

- рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных

достижений.

Особенности проектная деятельности в начальной школе.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной

деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в

проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем

школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и

отношений.

Если

это

обстоятельство

не

учитывается,

если

этот

возраст

рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается

преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности

обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь

желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо

учитывать

возрастные

и

психолого-физиологические

особенности

младших

школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов

или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что

для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая

младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых

проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их

представления

о

таких

проблемах,

скорее

всего,

малодифференцированы,

одноплановы.

Проблема

проекта,

обеспечивающая

мотивацию

включения

школьников

в

самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся

и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может

быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных

занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по

овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например,

можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения

этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом

вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии

применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного

приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином

проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не

«навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например:

«Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо

получить?

К

каким

источникам

информации

следует

обратиться

(Интернет,

справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно

в

процессе

работы

над

проектом

проводить

с

младшими

школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте

представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для

которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует

завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно

помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также

нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита)

проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о

проделанной ими работе.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить

стимулирующий

характер.

Школьников,

добившихся

особых

результатов

в

выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при

этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в

выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с

присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы

каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.

Подводя итог, хочу сказать, что проектная деятельность обогащает учебную

деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон

личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к

труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную деятельность. Много

времени и сил учителя, родителей и учеников требуется для создания проектов. Но это

того стоит.

Но, нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных

педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять

классно-урочную

систему

и

становиться

некоторой

панацеей,

его

следует

использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и

расширяет ее.



В раздел образования