Автор: Пешкова Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ ВО
Населённый пункт: город Грязовец, Вологодская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе ФГОС НОО ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
по теме «Проектная деятельность в начальной школе ФГОС НОО ОВЗ».
Пешкова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов.
В
современном
российском
обществе
возрастает
потребность
в
людях
неординарно
мыслящих,
творческих,
активных.
Поэтому
Федеральные
государственные образовательные стандарты рекомендуют использовать проектную
деятельность
для
развития
индивидуальных
способностей
каждого
ученика.
Проектная деятельность - один из методов обучения, направленный на выработку
самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе
учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы
разработки проекта.
Исходный этап. Разработка проектного задания:
- определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности,
анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть
затруднение?»);
- формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно
стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого
добиться?»);
- определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы:
-
определение
сроков
выполнения
проекта,
составление
плана
и
графика
промежуточной отчетности;
- выбор средств и методов выполнения;
- обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;
- выбор способа оформления результатов и сценария презентации;
- выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.
Реализация проекта:
- сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;
- проведение исследования, выполнение расчетов;
- подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем,
фотографий, видеоматериалов и т.д.);
-
оформление
материалов
для
презентации
(заключение,
статья,
доклад,
компьютерная презентация, выставка и т.д.);
- контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта:
- общественная презентация проекта;
- экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;
- рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных
достижений.
Особенности проектная деятельности в начальной школе.
Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной
деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в
проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем
школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений.
Если
это
обстоятельство
не
учитывается,
если
этот
возраст
рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается
преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности
обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь
желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать
возрастные
и
психолого-физиологические
особенности
младших
школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов
или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что
для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая
младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых
проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их
представления
о
таких
проблемах,
скорее
всего,
малодифференцированы,
одноплановы.
Проблема
проекта,
обеспечивающая
мотивацию
включения
школьников
в
самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся
и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может
быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных
занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по
овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например,
можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения
этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом
вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии
применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного
приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином
проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не
«навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например:
«Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо
получить?
К
каким
источникам
информации
следует
обратиться
(Интернет,
справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно
в
процессе
работы
над
проектом
проводить
с
младшими
школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте
представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для
которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует
завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно
помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также
нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита)
проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о
проделанной ими работе.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий
характер.
Школьников,
добившихся
особых
результатов
в
выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при
этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в
выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с
присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы
каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.
Подводя итог, хочу сказать, что проектная деятельность обогащает учебную
деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон
личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к
труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную деятельность. Много
времени и сил учителя, родителей и учеников требуется для создания проектов. Но это
того стоит.
Но, нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных
педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять
классно-урочную
систему
и
становиться
некоторой
панацеей,
его
следует
использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Проектная деятельность не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и
расширяет ее.