Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Кривошеева Ирина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в

начальной школе.

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и

настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.

Чтение и работа с текстом – это основа современных образовательных технологий.

Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его

смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о

прочитанном.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения .

1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его

героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту

иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,

психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. .

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или

комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными

и индивидуальными возможностями учащихся.

2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его

отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное

чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

3. Беседа по содержанию в целом . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих

вопросов.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,

дискуссия.

2 . Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.

Добиваться навыка быстрого чтения помогают упражнения, направленные на развитие

скорочтения.

1 Упражнение «Шторка»

На что направлено: развитие периферического зрения, устранение эффекта возврата взгляда к уже

прочитанному ранее.

В чём суть: Берем плотный лист бумаги и кладем на страницу книги над текстом. Вы начинаете

читать текст, передвигая «шторку» сверху вниз так, чтобы прочитанный текст исчезал под ней.

Глаза будут привыкать видеть только область под «шторкой», а слова по краям вашего листа

бумаги помогут расширить угол зрения. После прочтения первых тренировочных страниц начните

передвигать «шторку» быстрее комфортной скорости чтения. Так постепенно начнете

увеличивать темп.

«Чтение наоборот»

Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот - от последнего к первому. Для того чтобы

он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины. Можно

прикрыть нижнюю половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых на

90, 180 градусов. Или заготовить текст, в котором слова наползают одно на другое или пересечены

какими-то линиями, мешающими восприятию.

Виды упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов.

“Игра в прятки”:

Ведущий начинает читать не сначала, а где не говорит, только называет страницу, партнер

должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень

радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся

в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской

грамотности.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно

быть интересно».

А. Н. Толстой



В раздел образования