Напоминание

«Творческий союз учителя и ученика – залог успеха»


Автор: Самоделкина Галина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАПСОДИЯ» ГОРОДА КИРОВА
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Творческий союз учителя и ученика – залог успеха»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАПСОДИЯ» ГОРОДА КИРОВА

Методическая работа

«Творческий союз учителя и ученика – залог успеха»

Подготовила:

преподаватель по классу фортепиано

Самоделкина Галина Викторовна

Киров, 2021

Содержание

1.

Введение.

2.

Слагаемые успешного воспитания юного музыканта.

3.

Особенности работы в школе искусств.

4.

Внеклассная работа.

5.

Заключение.

6.

Список использованной литературы.

Введение.

Самое главное в воспитании Человека и Музыканта - контакт ученика и

учителя. Когда в класс приходят малыши, у одних в глазах вопрос и недоверие,

у других - интерес и решимость узнать этот незнакомый и такой при-

влекательный мир Музыки. Очень важно "войти" в жизнь ребенка, стать его

единомышленником в осмыслении того неведомого, что ждет впереди. Музыка

должна стать близкой и понятной неназойливо, естественно.

Я имела горький опыт первой неудачи. Поступив в школу с прекрасными

музыкальными данными, попала в класс начинающего педагога, к окончанию

учебного года у меня был панический страх перед инструментом. В 1-й класс я

была зачислена к одному из ведущих преподавателей школы, и весь мир

музыки изменился необычайно. Всегда тактична, корректна, в меру добра и

требовательна, грамотна, она стала достойным примером для меня на всю

жизнь.

Атмосфера занятий музыкой должна быть радостной, непринужденной,

пробуждать воображение. Искусство преподавателя - создать такие условия,

при которых каждый урок будет праздником и взаимным творческим поиском.

Начинающий педагог должен посещать уроки опытных педагогов музыкальных

школ, в преподавании которых непосредственное творческое взаимодействие с

учеником строится на основе

исполнительского

анализа произведений.

Изучение чужого опыта должно сочетаться с анализом своей педагогической

работы и умением принимать практические решения.

Венец педагогического процесса - помочь своему ученику «найти себя»,

не навязывая собственное мнение, а подсказывая правильный путь в музыке.

Надо развивать артистическое мышление, подчеркивая, что бывает «безликое»

исполнение, а бывает яркое, образное, передающее стиль и характер

исполняемого произведения.

При этом очень важно привить любовь к работе. Недаром говорится:

«Гений есть труд!». Опытный педагог создает такую атмосферу урока, когда

даже самый средний ученик начинает думать. Умение сочетать вдохновение с

постепенно зарождающейся способностью понимать музыку является одним из

условий творческого сближения педагога и воспитанника.

Для достижения такого творческого единства педагогу необходимо:

знать

общие

и

музыкально-психологические

особенности

ученика,

"улавливать"

реакцию

ребенка

на

поставленные

перед

ним

творческие учебные задачи;

методически последовательно подводить ученика к секретам

овладения исполнительским мастерством, грамотно подбирать репертуарный

план;

воспитывать музыканта, умеющего самостоятельно работать;

проводить работу с родителями и внеклассные мероприятия.

Слагаемые успешного воспитания юного музыканта

Главным видом деятельности детей школьного возраста является умение,

состоящее в приобретении знаний, умений и навыков. С психологической

точки зрения обучение - процесс двусторонний, в нем принимают участие два

лица:

учитель

и

ученик.

Учитель

передает

знания

ученику,

ученик

воспринимает то, что дает педагог. При этом воспитанник должен быть дея-

тельным, думающим, активным.

Дети младшего возраста воспринимают музыку непосредственно, эмо-

ционально. В связи с их ограниченной возможностью сосредотачиваться на

отдельных деталях нотного текста, педагог - воспитатель должен постоянно

стимулировать интерес к новому, давать толчок к воображению. Старшие же

ученики понимают связь пианистических приемов с выразительностью зву-

чания. Их чувственное восприятие опирается на эмоции и носит все более

осознанный характер. Общаясь с учеником, педагог должен выявить особен-

ности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в испол-

нении разучиваемых произведений. На этой основе зарождается индивиду-

альный подход, важный для дальнейшего успешного продвижения в развитии

музыканта.

Процесс обучения на всех этапах работы должен быть методически

грамотным. Удачный подбор репертуара - основной фактор в исполнительском

формировании музыканта. Знание художественных достоинств музыкальных

произведений школьной программы приходит в результате многолетней работы

с учениками разных способностей. Педагог должен не только досконально

изучать произведения, непосредственно прорабатываемые в классе, но и по-

стоянно знакомиться с новым репертуаром, подбирая пьесы разных стилей и

жанров

с

установкой

на

развитие

отдельных,

чаще

всего

длительно

формирующихся навыков. При этом надо учитывать особенности каждого

ученика,

то

есть

подходить

к

подбору

индивидуальной

программы

дифференцированно. Для особо одаренных детей возможны отступления от

традиционной программы. Сознательно включая в их индивидуальный план

произведения, значительно превышающие уровень трудностей данного класса,

следует, однако, осторожно вводить сложные в жанрово-стилистическом

отношении пьесы, так как дети еще не могут постичь их образно-

эмоциональное содержание, что наносит ущерб развитию художественной

индивидуальности. Должен преобладать принцип постепенности усложнения

художественных и пианистических задач.

Если в первые годы обучения возможности проявления самостоятель-

ности при разучивании произведений или овладении исполнительскими

приемами крайне ограничены, то у учащихся старшего возраста активизируется

стремление к самостоятельному прочтению нотного текста хотя бы таких

произведений, которые близки им по музыкальному языку и приемам

пианистического изложения. Опасны все еще существующие формы обучения,

когда ребенку все "расшифровывается". Это и есть "натаскивание", которого

нужно избегать.

Здесь нельзя не сказать о том, как важно научить ученика читать с листа.

Чем совершеннее музыкально-слуховые представления, тем точнее двига-

тельные функции исполнительского аппарата, и наоборот: чем выше уровень

игровых навыков, тем ярче музыкальные представления. Эта взаимосвязь и

обусловливает качество чтения нот.

С первых шагов начинающего ученика необходимо приучать осмыс-

ленно, грамотно разбирать нотные тексты. План работы необходим, гак как

разбор, как правило, занимает у учеников много времени из-за бессистемной

домашней работы. Главная цель при этом заключается в том, чтобы как можно

быстрее перейти от разрозненного процесса "складывания" отдельных звуков к

слитному процессу исполнения. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство,

первое впечатление, первое ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало

интерес, а не гасило его. С этой целью полезна своеобразная "разведка

глазами", в ходе которой ученик определяет: жанр, регистры, характер

произведения, ключи, знаки альтерации, размер, темп, затакт, ритм, паузы,

мотивы, фразы, аппликатура, динамические оттенки.

Чем опытнее педагог, тем больше значения он придает навыкам разбора.

Он знает, что недостаточное внимание к этому виду работы в дальнейшем

затруднит процесс обучения. Совершенствовать эти навыки надо системати-

чески. Трудно переоценить практическое значение умений и навыков чтения

нот с листа как важнейшего средства воспитания художественного вкуса.

Особенности работы в школе искусств.

Школа искусств рассматривается как дополнительное образование, на

первом месте общеобразовательная школа и только оставшееся время,

учащиеся посвящают Музыке. Чаще родители приводят своих детей для

«общего» развития. В школе искусств определённые учебные предметы - это

сольфеджио,

музыкальная

литература,

хор,

музыкальный

инструмент,

ансамбль. Нагрузка достаточно велика, и поэтому, приходя на урок, ученики

нередко говорят в свое оправдание: "Не успел позаниматься". Урок должен

быть взаимным творчеством, а мы часто занимаемся "черновой" работой.

Фортепьянное отделение школы работает по федеральным программам -

воспитываем пианистов-профессионалов. Требования предъявляются на вы-

соком

уровне.

Наши

воспитанники

участвуют

во

всех

городских,

региональных, областных, российских и международных конкурсах. Но это те

ученики, кто увлечен музыкой и живет ею. Основной же контингент - так

называемые "заурядные" дети. Вот о них и хочется сказать.

Общение с ребенком, не обладающим яркими музыкальными данными,

но любящим музыку и стремящимся ее познать, протекает иначе. В этом случае

педагогу приходится искать такие возможности, которые представляли бы

художественный интерес для ученика и были бы ему доступны и понятны.

Трудность работы заключается в том, чтобы то звено в обучении, которое

тормозит развитие ученика, было выявлено. У этого типа учащихся ответная

реакция на предлагаемые задания, как правило, замедленная и выражена, по-

рой, в неестественности исполнения. Надо проявлять исключительный такт при

оценке отрицательных сторон услышанного исполнения. Упреки в адрес

ученика, даже в случаях лености последнего, не способствуют усилению

авторитета педагога, а рождают у ребенка чувство неуверенности в себе,

подавляют

его

инициативу.

Заинтересовать

его

музыкой

можно

через

относительно самостоятельно выполняемые задания, постепенно расширяя

рамки изучаемого репертуара.

У нас в школе учатся дети с разными возможностями. Бывает, поступив в

школу с прекрасными музыкальными данными, такие дети развиваются мед-

ленно, учатся лениво, не имея стремления к ученью. И наоборот, те, кто при-

ходит в школу с удовлетворительными данными, но имея большое желание к

познанию, прекрасно осваивают учебный материал. Если ученик трудолюбив -

он умеет работать, умеет работать - есть результат, есть результат - есть

желание учиться.

Внеклассная работа

Общая задача педагогов - воспитание культурного человека и музыканта.

Поэтому органичным продолжением урока становятся внеклассные занятия.

Внеклассная работа - это работа не только с учащимися класса, но и с

родителями. Большую роль на начальном этапе обучения играет домашнее

окружение. Если в семье заинтересованы в воспитании музыканта, создается

атмосфера, которая помогает преодолеть все трудности на пути к мастерству.

Если мама и папа любят малыша, они могут стать незаменимыми помощниками

в ежедневном обучении. Только с такой помощью Музыка становится самой

жизнью. За время моей педагогической деятельности таких родителей были

единицы.

Чаще бывает так: 1-й класс - родители водят ребенка на урок и органи-

зуют домашние занятия, 2-й класс - просто контроль домашней работы, с 3-го

класса родители считают, что ребенок уже достаточно самостоятелен и

контролировать его подготовку к уроку не надо. Теперь все зависит от

грамотности педагога и работоспособности ученика. Вот почему так важна

работа с родителями - главными помощниками в воспитании музыканта. С этой

целью мы проводим родительские собрания. Назовем некоторые темы таких

встреч: «Как организовать домашние занятия», «Формы работы на уроке»,

«Изобразительные средства в музыке», «Музыкальные жанры» и т.д.

По сути дела, музыкально-эстетическое воспитание родителей идет па-

раллельно с воспитанием ребенка. Важным моментом являются посещения

родителей с детьми концертов в филармонии и в школе, что положительно

влияет на развитие кругозора ученика и приобретение опыта музыканта –

исполнителя.

Полезной школой искусства преподавания являются обсуждения вы-

ступлений ученика на концертах. Их необходимым условием должны быть

профессионализм и доброжелательность к исполнителю. Выявленные при этом

положительные

и

отрицательные

стороны

исполнения

заставляют

пре-

подавателя вновь пересмотреть методы своей работы.

Раз в четверть проводим классные собрания. Дети исполняют пьесы, над

которыми в данный момент идет работа. Готовятся всегда очень серьезно и

заинтересованно. Ставят друг другу оценки. Цель таких концертов: умение

анализировать исполнение товарища и свое собственное. Учитывается все:

умение выйти к инструменту, художественно и грамотно исполнить про-

изведение, красиво уйти со сцены. Ведь публичные выступления выявляют

достоинства и недостатки каждого исполнителя, учат тому особому напря-

жению и волевой выдержке, которые так важны в становлении музыканта.

Всегда успеваем поговорить о том, что интересует детей в данный момент.

Смотрим музыкальные сказки с последующим обсуждением, то есть просто

общаемся. При этом удается лучше узнать своих учеников.

Заключение.

Сближение педагога с учеником в значительной мере зависит от мастерства

педагога и меры самостоятельности ученика. Воспитание самостоятельности

должно быть неустанной заботой педагога, начиная с младших классов.

Не случайно выдающиеся педагоги подчеркивают: «Путь развития му-

зыканта во многом зависит от того, как сложатся отношения учителя и ученика.

Можно без преувеличения сказать, что личность педагога играет значительную

роль. Он «растворяется» в ученике, отдавая себя бескорыстно и безвозмездно.

Талант учителя подразумевает дар общения, умение влиять по-музыкантски и

по-человечески, способность вникать в духовный мир каждого ученика. В

системе отношений учитель - ученик есть своя стройность, справедливость,

гармония, ибо отдавший — приобретает. Педагогическое творчество, как и

всякое иное, преобразует самого творца, обогащает его. Успех ученика - вот

конечная цель педагога. Она достигнута, когда он чувствует, что больше не

нужен своему подопечному, потому что привел его к независимости и

самостоятельности

мышления,

то

есть

к

венцу

всякого

воспитания»

(В. Горностаева).

Независимо от того, выбрали наши выпускники путь музыканта -

профессионала или нет, они выросли духовно интересными, эстетически гра-

мотными, культурными людьми и творческими личностями.

Список используемой литературы

1.

Горностаева В. «Два часа после концерта».

Дубна, 1993; М.,1973.

2.

Милич К. «Воспитание ученика - пианиста». Киев, 1979;

3.

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога».

(1987)

4.

Хентова С. «В фортепьянных классах музыкальной школы».



В раздел образования