Автор: Самоделкина Галина Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАПСОДИЯ» ГОРОДА КИРОВА
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Творческий союз учителя и ученика – залог успеха»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАПСОДИЯ» ГОРОДА КИРОВА
Методическая работа
«Творческий союз учителя и ученика – залог успеха»
Подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Самоделкина Галина Викторовна
Киров, 2021
Содержание
1.
Введение.
2.
Слагаемые успешного воспитания юного музыканта.
3.
Особенности работы в школе искусств.
4.
Внеклассная работа.
5.
Заключение.
6.
Список использованной литературы.
Введение.
Самое главное в воспитании Человека и Музыканта - контакт ученика и
учителя. Когда в класс приходят малыши, у одних в глазах вопрос и недоверие,
у других - интерес и решимость узнать этот незнакомый и такой при-
влекательный мир Музыки. Очень важно "войти" в жизнь ребенка, стать его
единомышленником в осмыслении того неведомого, что ждет впереди. Музыка
должна стать близкой и понятной неназойливо, естественно.
Я имела горький опыт первой неудачи. Поступив в школу с прекрасными
музыкальными данными, попала в класс начинающего педагога, к окончанию
учебного года у меня был панический страх перед инструментом. В 1-й класс я
была зачислена к одному из ведущих преподавателей школы, и весь мир
музыки изменился необычайно. Всегда тактична, корректна, в меру добра и
требовательна, грамотна, она стала достойным примером для меня на всю
жизнь.
Атмосфера занятий музыкой должна быть радостной, непринужденной,
пробуждать воображение. Искусство преподавателя - создать такие условия,
при которых каждый урок будет праздником и взаимным творческим поиском.
Начинающий педагог должен посещать уроки опытных педагогов музыкальных
школ, в преподавании которых непосредственное творческое взаимодействие с
учеником строится на основе
исполнительского
анализа произведений.
Изучение чужого опыта должно сочетаться с анализом своей педагогической
работы и умением принимать практические решения.
Венец педагогического процесса - помочь своему ученику «найти себя»,
не навязывая собственное мнение, а подсказывая правильный путь в музыке.
Надо развивать артистическое мышление, подчеркивая, что бывает «безликое»
исполнение, а бывает яркое, образное, передающее стиль и характер
исполняемого произведения.
При этом очень важно привить любовь к работе. Недаром говорится:
«Гений есть труд!». Опытный педагог создает такую атмосферу урока, когда
даже самый средний ученик начинает думать. Умение сочетать вдохновение с
постепенно зарождающейся способностью понимать музыку является одним из
условий творческого сближения педагога и воспитанника.
Для достижения такого творческого единства педагогу необходимо:
знать
общие
и
музыкально-психологические
особенности
ученика,
"улавливать"
реакцию
ребенка
на
поставленные
перед
ним
творческие учебные задачи;
методически последовательно подводить ученика к секретам
овладения исполнительским мастерством, грамотно подбирать репертуарный
план;
воспитывать музыканта, умеющего самостоятельно работать;
проводить работу с родителями и внеклассные мероприятия.
Слагаемые успешного воспитания юного музыканта
Главным видом деятельности детей школьного возраста является умение,
состоящее в приобретении знаний, умений и навыков. С психологической
точки зрения обучение - процесс двусторонний, в нем принимают участие два
лица:
учитель
и
ученик.
Учитель
передает
знания
ученику,
ученик
воспринимает то, что дает педагог. При этом воспитанник должен быть дея-
тельным, думающим, активным.
Дети младшего возраста воспринимают музыку непосредственно, эмо-
ционально. В связи с их ограниченной возможностью сосредотачиваться на
отдельных деталях нотного текста, педагог - воспитатель должен постоянно
стимулировать интерес к новому, давать толчок к воображению. Старшие же
ученики понимают связь пианистических приемов с выразительностью зву-
чания. Их чувственное восприятие опирается на эмоции и носит все более
осознанный характер. Общаясь с учеником, педагог должен выявить особен-
ности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в испол-
нении разучиваемых произведений. На этой основе зарождается индивиду-
альный подход, важный для дальнейшего успешного продвижения в развитии
музыканта.
Процесс обучения на всех этапах работы должен быть методически
грамотным. Удачный подбор репертуара - основной фактор в исполнительском
формировании музыканта. Знание художественных достоинств музыкальных
произведений школьной программы приходит в результате многолетней работы
с учениками разных способностей. Педагог должен не только досконально
изучать произведения, непосредственно прорабатываемые в классе, но и по-
стоянно знакомиться с новым репертуаром, подбирая пьесы разных стилей и
жанров
с
установкой
на
развитие
отдельных,
чаще
всего
длительно
формирующихся навыков. При этом надо учитывать особенности каждого
ученика,
то
есть
подходить
к
подбору
индивидуальной
программы
дифференцированно. Для особо одаренных детей возможны отступления от
традиционной программы. Сознательно включая в их индивидуальный план
произведения, значительно превышающие уровень трудностей данного класса,
следует, однако, осторожно вводить сложные в жанрово-стилистическом
отношении пьесы, так как дети еще не могут постичь их образно-
эмоциональное содержание, что наносит ущерб развитию художественной
индивидуальности. Должен преобладать принцип постепенности усложнения
художественных и пианистических задач.
Если в первые годы обучения возможности проявления самостоятель-
ности при разучивании произведений или овладении исполнительскими
приемами крайне ограничены, то у учащихся старшего возраста активизируется
стремление к самостоятельному прочтению нотного текста хотя бы таких
произведений, которые близки им по музыкальному языку и приемам
пианистического изложения. Опасны все еще существующие формы обучения,
когда ребенку все "расшифровывается". Это и есть "натаскивание", которого
нужно избегать.
Здесь нельзя не сказать о том, как важно научить ученика читать с листа.
Чем совершеннее музыкально-слуховые представления, тем точнее двига-
тельные функции исполнительского аппарата, и наоборот: чем выше уровень
игровых навыков, тем ярче музыкальные представления. Эта взаимосвязь и
обусловливает качество чтения нот.
С первых шагов начинающего ученика необходимо приучать осмыс-
ленно, грамотно разбирать нотные тексты. План работы необходим, гак как
разбор, как правило, занимает у учеников много времени из-за бессистемной
домашней работы. Главная цель при этом заключается в том, чтобы как можно
быстрее перейти от разрозненного процесса "складывания" отдельных звуков к
слитному процессу исполнения. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство,
первое впечатление, первое ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало
интерес, а не гасило его. С этой целью полезна своеобразная "разведка
глазами", в ходе которой ученик определяет: жанр, регистры, характер
произведения, ключи, знаки альтерации, размер, темп, затакт, ритм, паузы,
мотивы, фразы, аппликатура, динамические оттенки.
Чем опытнее педагог, тем больше значения он придает навыкам разбора.
Он знает, что недостаточное внимание к этому виду работы в дальнейшем
затруднит процесс обучения. Совершенствовать эти навыки надо системати-
чески. Трудно переоценить практическое значение умений и навыков чтения
нот с листа как важнейшего средства воспитания художественного вкуса.
Особенности работы в школе искусств.
Школа искусств рассматривается как дополнительное образование, на
первом месте общеобразовательная школа и только оставшееся время,
учащиеся посвящают Музыке. Чаще родители приводят своих детей для
«общего» развития. В школе искусств определённые учебные предметы - это
сольфеджио,
музыкальная
литература,
хор,
музыкальный
инструмент,
ансамбль. Нагрузка достаточно велика, и поэтому, приходя на урок, ученики
нередко говорят в свое оправдание: "Не успел позаниматься". Урок должен
быть взаимным творчеством, а мы часто занимаемся "черновой" работой.
Фортепьянное отделение школы работает по федеральным программам -
воспитываем пианистов-профессионалов. Требования предъявляются на вы-
соком
уровне.
Наши
воспитанники
участвуют
во
всех
городских,
региональных, областных, российских и международных конкурсах. Но это те
ученики, кто увлечен музыкой и живет ею. Основной же контингент - так
называемые "заурядные" дети. Вот о них и хочется сказать.
Общение с ребенком, не обладающим яркими музыкальными данными,
но любящим музыку и стремящимся ее познать, протекает иначе. В этом случае
педагогу приходится искать такие возможности, которые представляли бы
художественный интерес для ученика и были бы ему доступны и понятны.
Трудность работы заключается в том, чтобы то звено в обучении, которое
тормозит развитие ученика, было выявлено. У этого типа учащихся ответная
реакция на предлагаемые задания, как правило, замедленная и выражена, по-
рой, в неестественности исполнения. Надо проявлять исключительный такт при
оценке отрицательных сторон услышанного исполнения. Упреки в адрес
ученика, даже в случаях лености последнего, не способствуют усилению
авторитета педагога, а рождают у ребенка чувство неуверенности в себе,
подавляют
его
инициативу.
Заинтересовать
его
музыкой
можно
через
относительно самостоятельно выполняемые задания, постепенно расширяя
рамки изучаемого репертуара.
У нас в школе учатся дети с разными возможностями. Бывает, поступив в
школу с прекрасными музыкальными данными, такие дети развиваются мед-
ленно, учатся лениво, не имея стремления к ученью. И наоборот, те, кто при-
ходит в школу с удовлетворительными данными, но имея большое желание к
познанию, прекрасно осваивают учебный материал. Если ученик трудолюбив -
он умеет работать, умеет работать - есть результат, есть результат - есть
желание учиться.
Внеклассная работа
Общая задача педагогов - воспитание культурного человека и музыканта.
Поэтому органичным продолжением урока становятся внеклассные занятия.
Внеклассная работа - это работа не только с учащимися класса, но и с
родителями. Большую роль на начальном этапе обучения играет домашнее
окружение. Если в семье заинтересованы в воспитании музыканта, создается
атмосфера, которая помогает преодолеть все трудности на пути к мастерству.
Если мама и папа любят малыша, они могут стать незаменимыми помощниками
в ежедневном обучении. Только с такой помощью Музыка становится самой
жизнью. За время моей педагогической деятельности таких родителей были
единицы.
Чаще бывает так: 1-й класс - родители водят ребенка на урок и органи-
зуют домашние занятия, 2-й класс - просто контроль домашней работы, с 3-го
класса родители считают, что ребенок уже достаточно самостоятелен и
контролировать его подготовку к уроку не надо. Теперь все зависит от
грамотности педагога и работоспособности ученика. Вот почему так важна
работа с родителями - главными помощниками в воспитании музыканта. С этой
целью мы проводим родительские собрания. Назовем некоторые темы таких
встреч: «Как организовать домашние занятия», «Формы работы на уроке»,
«Изобразительные средства в музыке», «Музыкальные жанры» и т.д.
По сути дела, музыкально-эстетическое воспитание родителей идет па-
раллельно с воспитанием ребенка. Важным моментом являются посещения
родителей с детьми концертов в филармонии и в школе, что положительно
влияет на развитие кругозора ученика и приобретение опыта музыканта –
исполнителя.
Полезной школой искусства преподавания являются обсуждения вы-
ступлений ученика на концертах. Их необходимым условием должны быть
профессионализм и доброжелательность к исполнителю. Выявленные при этом
положительные
и
отрицательные
стороны
исполнения
заставляют
пре-
подавателя вновь пересмотреть методы своей работы.
Раз в четверть проводим классные собрания. Дети исполняют пьесы, над
которыми в данный момент идет работа. Готовятся всегда очень серьезно и
заинтересованно. Ставят друг другу оценки. Цель таких концертов: умение
анализировать исполнение товарища и свое собственное. Учитывается все:
умение выйти к инструменту, художественно и грамотно исполнить про-
изведение, красиво уйти со сцены. Ведь публичные выступления выявляют
достоинства и недостатки каждого исполнителя, учат тому особому напря-
жению и волевой выдержке, которые так важны в становлении музыканта.
Всегда успеваем поговорить о том, что интересует детей в данный момент.
Смотрим музыкальные сказки с последующим обсуждением, то есть просто
общаемся. При этом удается лучше узнать своих учеников.
Заключение.
Сближение педагога с учеником в значительной мере зависит от мастерства
педагога и меры самостоятельности ученика. Воспитание самостоятельности
должно быть неустанной заботой педагога, начиная с младших классов.
Не случайно выдающиеся педагоги подчеркивают: «Путь развития му-
зыканта во многом зависит от того, как сложатся отношения учителя и ученика.
Можно без преувеличения сказать, что личность педагога играет значительную
роль. Он «растворяется» в ученике, отдавая себя бескорыстно и безвозмездно.
Талант учителя подразумевает дар общения, умение влиять по-музыкантски и
по-человечески, способность вникать в духовный мир каждого ученика. В
системе отношений учитель - ученик есть своя стройность, справедливость,
гармония, ибо отдавший — приобретает. Педагогическое творчество, как и
всякое иное, преобразует самого творца, обогащает его. Успех ученика - вот
конечная цель педагога. Она достигнута, когда он чувствует, что больше не
нужен своему подопечному, потому что привел его к независимости и
самостоятельности
мышления,
то
есть
к
венцу
всякого
воспитания»
(В. Горностаева).
Независимо от того, выбрали наши выпускники путь музыканта -
профессионала или нет, они выросли духовно интересными, эстетически гра-
мотными, культурными людьми и творческими личностями.
Список используемой литературы
1.
Горностаева В. «Два часа после концерта».
Дубна, 1993; М.,1973.
2.
Милич К. «Воспитание ученика - пианиста». Киев, 1979;
3.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога».
(1987)
4.
Хентова С. «В фортепьянных классах музыкальной школы».