Напоминание

Специфика работы концертмейстера в инструментальном классе и хоровом коллективе.


Автор: Зверева Ольга Ивановна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МКУ ДО
Населённый пункт: п. Новоселки Мелекесский район Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Специфика работы концертмейстера в инструментальном классе и хоровом коллективе.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Зерносовхозская детская школа искусств

Мелекесского района Ульяновской области

Методическая разработка

Специфика работы концертмейстера

в инструментальном классе и хоровом коллективе.

Выполнила:

Зверева Ольга Ивановна

Концертмейстер ДШИ

п. Новоселки

2021

Содержание

1.Введение

2.Специфика работы концертмейстера в классе балалайки

3.Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми

коллективами

4.Заключение

5.Список использованной литературы

Введение

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов.

Спектр

деятельности

концертмейстера

чрезвычайно

широк

это

и

инструментальные классы, и хоровой коллектив, и концертная эстрада, и

хореография…

Без

концертмейстера

не

обойдутся

музыкальные

и

общеобразовательные

школы,

дворцы

творчества,

музыкальные

и

педагогические училища, вузы.

Солист и пианист в художественном смысле являются членами

единого, целостного музыкального организма – это такой ансамбль, в

котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль,

далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и

ритмической поддержки партнера.

Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен

владеть обширным объемом знаний в области музыки: бегло читать с листа,

транспонировать,

подбирать

по

слуху,

редактировать

тексты,

делать

переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением

времени в результате обширной концертмейстерской практики. Личный

концертмейстерский опыт автора составляет более 10 лет. За этот период

нам довелось аккомпанировать большому количеству детей, обучающихся в

школе искусств на домре, балалайке, баяне, а также вокальным и хоровым

коллективам школы.. Все положения, изложенные в работе, возникли в

результате

опыта

общения

с

коллегами,

персонального

опыта

концертмейстера-практика.

Цель

методической

разработки:

изучить

имеющиеся

научные

исследования, методические рекомендации и практический опыт в области

творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы

укрепить

собственные

профессиональные

позиции

в

качестве

концертмейстера.

Задачи методической работы:

1) описать музыкальные способности, умения и навыки, а также

психологические

качества,

необходимые

для

полноценной

профессиональной деятельности концертмейстера;

2) выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях

работы ДШИ при работе в инструментальном классе и в хоровом коллективе.

Задачи концертмейстера в инструментальных классах детской

школы искусств.

Деятельность

концертмейстера

в

инструментальных

классах

начинается

с

самых

первых

уроков.

Вся

работа

над

музыкальным

произведением

от

фрагментарного

прочтения

до

целостного

охвата

композиции

проходит

при

его

непосредственном

участии.

Конечно,

учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает текст, но он твердо знает,

что на уроке он будет выступать как настоящий артист в сопровождении

опытного пианиста. Поскольку исполнение произведения происходит в

условиях иструментального ансамбля (солист и аккомпаниатор), ученику

предстоит знать настолько текст своей партии, чтобы совместная игра

протекала гладко и без срывов. Между учеником и концертмейстером

возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на

раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. По

словам Е.М.Шендерович «…в деятельности концертмейстера объединяются

педагогические, психологические, творческие функции».*

Концертмейстер

помогает

ученику

обогащать

музыкальные

представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения.

Развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения

партий.

Разнообразие

репертуара

обязывает

концертмейстера

владеть

различными приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством

ритма, стиля. Он должен знать специфические особенности солирующего

инструмента:

законы

звукоизвлечения,

дыхания,

техники.

Игра

концертмейстера с взрослым музыкантом отличается от игры с начинающим,

именно

в

этом

возрасте

учащемуся

предлагается

совместно

с

концертмейстером освоить азы метроритма, игры в ансамбле (синхронность

исполнения, темповое соответствие и т. д.).

Работа концертмейстера с учениками в классе балалайки имеет свою

специфику,

обусловленную

особенностями

звучания

инструмента

и

приемами игры. Знание особенностей штриховой и звукоизобразительной

палитры поможет найти

соответствующее звучание,

динамическое и

колористическое соотношение с тембром балалайки.

Балалайка - это инструмент, звучащий, в основном, в высоком

регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему

и низкому регистру,

чтобы

общее

звучание

было

выстроенным

и

гармоничным.

Нельзя

форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает

восприятию партии солиста.

Аккомпанируя балалайке, рекомендуется больше пользоваться

различным туше, умеренной звучностью, работать над тихим звуком, piano,

pianissimo, играть точно и отчетливо, но не давить клавиши после удара, не

делать

большого

размаха

каждым

пальцем,

вырабатывать

ощущение

легкости, свободы, подвижности.

Необходимо выработать умение приспосабливаться к личности и

исполнительской манере ребенка: не ритмично играющего - держать, робкого

- воодушевлять, эмоционального - сопровождать. Важно также и умение

быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать в случае

допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в концертном выступлении,

предугадывать его намерения. В работе концертмейстера крайне важно

чувство меры, слуховой контроль и дирижерское начало, умение переживать

и сопереживать.

Существует несколько этапов подготовки учащегося к выступлению.

Огромный период проходит в классе, это как бы «приучение», «укрощение»

произведения: разбор, многократные повторения фрагментов, работа над

метроритмом, ансамблем, работа над формой произведения. Преподаватель

по специальности совместно с концертмейстером подсказывает ученику

верные образы, настроения музыки. Еще одним этапом является выучивание

произведения, здесь необходима детализация, игра с преувеличением,

установка логических связей. Концертмейстер шаг за шагом проделывает с

учащимся эту трудную, но, безусловно, интересную работу, если все сделано

правильно, то исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для

ученика, так и для концертмейстера. Особую роль в подготовке к

концертным

выступлениям

играют

репетиции

в

зале,

мастерство

концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса,

соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает

воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На

эстраде волнуются все, но каждый по своему, здесь необходимо учитывать

различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к любым

сюрпризам. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющими и

устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.

Об

особенностях

работы

концертмейстера

с

вокальными

и

хоровыми коллективами.

«По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет

столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных

произведений…» - пишет Е. М. Шендерович в книге «В концертмейстерском

классе». Аккомпанемент в вокальных произведениях очень выразителен, это

равноправная

партия,

которая

усиливает

глубину

содержания,

так

называемый поэтический образ.

Работу концертмейстера с вокальным или хоровым коллективом

отличают ряд специфических черт. В обязанности пианиста-концертмейстера

вокального класса входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара.

Творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие:

рабочий процесс и конкретное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа:

1.

Работа над произведением в целом: создание целостного музыкального

образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить.

Задачей

этого

этапа

является

создание

музыкально-слуховых

представлений у учащихся.

2.

Индивидуальная работа над партией аккомпанемента включающая:

разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение

различных

пианистических

приемов,

правильное

исполнение

мелизмов, выразительность динамики и т.п.

3.

Работа

с

вокалистами

-

предполагает

безупречное

владение

фортепианной

партией.

Разучивая

с

учеником

программное

произведение,

концертмейстер

наблюдает

за

точностью

воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка

мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, расстановкой

дыхания.

4.

Рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание

музыкально-исполнительского образа.

Проводя занятия в классе, концертмейстер не только готовит певца к

будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо

в момент выступления на эстраде он является творческим партнером солиста.

В период подготовки произведения певец и пианист совместно проходят ряд

стадий: повторение целого и деталей, остановка в наиболее сложных

эпизодах, апробирование различных темпов и т. п. Еще более сложные

задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходиться

работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партии

каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания

всех голосов требуют от пианиста тщательной тренировки и укрепления

внутренних представлений.

В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует дирижер, роль

которого

частично

выпадает

играть

аккомпаниатору,

здесь

уместно

упомянуть

об

образном

соответствии

фортепианных

вступлений

и

заключений духу исполняемых произведений, о выборе темпа и его

отклонениях

в

процессе

развертывания

произведения,

о

цезурах,

соответствующих технике дыхания вокалистов. Особое значение для

совместных репетиций имеет психологический климат, увлеченность своей

профессией,

любовь

к

музыке,

доброжелательная

манера

разговора,

совместное обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение

наладить

контакт

с

партнерами

помогают

достигать

эффективных

результатов.

Чувствовать

певца

как

себя,

обладать

способностью

к

перевоплощению – одна из задач концертмейстера вокалистов.

Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от

занятий с вокалистами. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру

на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное

дыхание, вибрато и т. д.

Концертмейстер должен обладать следующими качествами:

- уметь играть "под руку" дирижера, то есть понимать жесты и

намерения;

- работать над качеством звука;

- развивать интуицию, предугадывать начало и конец звука;

- в редких случаях брать инициативу в свои руки ("держать хор");

Способность понимать дирижерские жесты и намерения приобретается

с

изучением

основных

приемов

дирижирования,

с

двух-,

трех-,

четырехдольными сетками, с понятиями "ауфтакт", "точки", "снятия звука",а

также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются штрихи

и оттенки.

Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя

не только само исполнение аккомпанемента, но и разучивание с певцом или

хором партий, сольных номеров, участие в подборе репертуара. В нашей

практике встречались случаи, когда необходимо было аккомпанировать

репертуар, записанный в виде одноголосных мелодий с отсутствием

выписанного

аккомпанемента

и

подчас

с

отсутствием

буквенных

обозначений. В этом случае концертмейстеру приходится проявлять сугубо

творческие способности – гармонизовать незнакомую мелодию, оформить

фактурное изложение, придумать вступление и заключение, а также помочь в

подборе второго-третьего голоса..

Часто концертмейстеру приходится

сталкиваться с отсутствием фортепиано в учреждениях, школах т. д.

Владение игрой на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. При игре на

синтезаторе

концертмейстер

становится

еще

и

аранжировщиком,

экспериментирует с тембрами, стилями. В отдельных случаях даже

приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, так как

диапазон инструментов составляет меньшее число октав. В современных

условиях

концертмейстер

должен

уметь

записать

фонограммы

аккомпанементов. Это касается выступлений на открытом воздухе или при

больших аудиториях. Запись фонограммы - процесс сложный, в этом

процессе

помимо

хора,

ансамбля

или

вокалистов

участвует

еще

и

звукорежиссер.

Используя

достижения

технического

прогресса,

у

концертмейстера

появляются

большие

возможности

для

экспериментирования со средствами музыкальной выразительности.

Заключение

Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно

– и по вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип

самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради

выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт,

мастерство, знание стиля композитора, ясное понимание исполняемого

произведения.

Тщательное

прочтение

нотного

и

словесного

текстов,

безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к

точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной

чистоте – таковы основные задачи концертмейстера. Выполнение их дает

возможность совместно с солистами участвовать в воплощении творческого

замысла композитора, передать слушателям образ произведения правдиво,

одухотворенно,

выразительно

и

ярко.

Концертмейстеру

приходиться

приспосабливаться к творческой манере многих преподавателей, в классах

которых

он

работает.

Многообразие

требований

повышает

его

профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко

всему:

всевозможным

импровизациям,

подсказке

забытого

слова,

дублированию мелодии (если солист не держит тональность), проведению

урока

в

отсутствие

преподавателя

по

специальности.

Область

концертмейстерской практики для многих пианистов и для автора этих строк,

в частности, является творческой потребностью, влияет самым благотворным

образом

на

дальнейшее

совершенствование

художественной

индивидуальности. Талант режиссера живет в его фильмах, художника – в

картинах, поэта – в стихах. Исполнительский труд концертмейстера часто

преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.

Список использованной литературы

1.

Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления

педагога.- М. Музыка, 1996г.

2.

Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в

клавирах. – М. Музыка, 1987г.

3.

Бейлина С. З. В классе профессора В. Х. Разумовской. – Л.

Музыка, 1982г.

4.

Методические записки по вопросам музыкального образования:

сб. статей: выпуск 3/ ред. – сост. Лагутин А. –М. Музыка,1991г.



В раздел образования