Напоминание

Традиции и Обряды


Автор: Нерсисян Араик Володяевич
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО АВШ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 51
Наименование материала: Армянская кукла "Нури"
Тема: Традиции и Обряды
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значении традиционной народной куклы в аспекте сохранения

традиций и культуры.

Куклы <<Нури>>

Педагог МБОУ ДО АВШ Нерсисян А.В.

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до наших дней,

первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них передавали

систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с обрядами,

выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Назначение куклы

многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное. Главная ценность

традиционной народной куклы заключается в том, что она обретает жизнь при помощи

воли создателя и сохраняет в своём образе самобытность, черты

народа. По

предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы:

обрядовые, куклы-обереги и игровые.

Куклоделие – одно из распространенных видов рукодельного искусства в Армении,

которое имеет древнюю историю. Поначалу армянскими мастерами создавались

глиняные, позже деревянные, а в дальнейшем бронзовые, каменные и серебряные

статуэтки. В старину в Армении даже на пасху готовили куклы, причем съедобные: вместо

головы у них было крашеное яйцо, а остальные части тела готовились из зелени.

Армяне создавали куклы для особых обрядов. Обрядовые куклы являются обобщением

мышления народа. Люди наделили обрядовых кукол магической силой, которая борется

со злом и приносит удачу. Эти куклы были важной частью традиционных армянских

праздничных ритуалов, каждая из которых имела свою историю. Обычно армянские

обрядовые куклы изготавливались женщинами. Для этого использовались самые разные

материалы, например: дерево, нитки, глина, металл, кожа, мех, волосы, тесто. Такие,

использовавшиеся в обрядах, куклы были особенно важны для армян. Их готовили из

поставленных крест-накрест деревянных палок, из отрезков карпета, кожи или из соломы,

иногда наряжались ложка или половник.

Одна из подобных кукол была связана с дождем и

засухой. У этой куклы были разные названия в разных провинциях, но самый популярный вариант

названия—Нури или невеста дождя.

Нури была милая, красивая, пестрая, цветистая. Она была добра и милосердна.

У Нури обязательно были длинные волосы и большие миндалевидные глаза, и именно

слёзы из этих больших глаз оживляли природу.

Нури была единственным спасением крестьян во время засухи. Когда люди и животные

страдали от нехватки воды, а почва высыхала и трескалась, Нури начинала плакать и

слезы ее смачивали землю и поля, вся природа оживала и покрывалась ростками и

цветами. Во время праздника Вербного Воскресенья Нури танцевала и пела в руках

маленьких девочек.

Группы мальчиков и девочек во всех областях Армении делали Нури из деревянных

палочек или метелок.

На голову всегда одевали венок, полностью украшенный цветами.

Нури была женственной, лицо ее делалось из белой ткани с подчеркнуто

выразительными глазами и бровями, носом и ртом. Для одеяния куклы был характерен

цветной пояс и вуаль. На голову Нури возлагался венок из цветов, и в целом кукла

полностью украшалась цветами. Маленькие девочки пели и танцевали с куклой Нури в

руках, заходя в дома, собирая для кукол муку, продукты.

Старшая женщина в доме

дарила девочкам разные продукты: кто-то дарил яйцо, муку, кто-то хлеб или сыр. Люди

из окон и дверей наливали воду на куклу Нури. Дети веселились, организовали застолье

из собранного добра, или же продавали продукты и на собранные деньги заказывали

кузнецу металлическую куклу Нури, которую оставляли в местном святилище.

Обряд, сопровождающий куклу Нури, имел важное значение для армянских крестьян.

Даже в настоящее время эта кукла не забыта и используется в быту в некоторых деревнях.

Чобанян, Л. А. Расширение представления об обрядах (на примере кукол) Молодой

ученый. — 2016г.

Комаров, А. А. Традиционные народные куклы в образовательном процессе

Междунар. науч. конф. 2011г.



В раздел образования