Автор: Горбан Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интонационная природа музыки. Понятие интонации в музыке.
Раздел: дополнительное образование
ИНТОНАЦИОННАЯ ПРИРОДА МУЗЫКИ
ПОНЯТИЕ ИНТОНАЦИИ В МУЗЫКЕ
«Искусство интонируемого смысла», - так афористически определил музыку
Б.Асафьев. И в самом деле, природа музыки – не звуковая, а интонационная.
Слово «интонация» в истории музыкального искусства бытует давно и имеет
различные
значения.
Интонацией
назывались
вступительная
часть
перед
григорианским песнопением, вступительное прелюдирование на органе перед
пением
хорала,
определенные
упражнения
по
сольфеджио,
интонация
в
исполнительском искусстве – основанная на звуковысотных микросоотношениях
чистая или фальшивая игра на нетемперированных инструментах, чистое или
фальшивое пение, интонация в современном смысле слова, к которой мы
переходим, - явление иной природы, несравненно более широкого характера.
Открытие
этого
смысла
интонации
принадлежит
исключительно
русскому
музыкознанию. Свою лепту внесли Л.Сабанеев (его книга 1923 г. «Музыка речи»),
Б.Яворский (употребление термина «интонация» в работе «Конструкция ладового
процесса», 1929 г., также в других, в том числе рукописных материалах). Но цельную
интонационную концепцию музыки разработал Б.Асафьев, благодаря которому
«интонация» стала каждодневным словом в практике отечественных музыкантов,
распространилась в этом значении и за рубежом. В асафьевском понимании смысл
музыкальной интонации был связан со значением интонации речевой и, кроме того,
с немецким понятием «Ton», относившимся к звуку музыкальному в отличие от
звука физического, акустического – «Klang». Его определения таковы : «Вот явление
или «состояние тонового напряжения», обусловливающие и «речь словесную», и
«речь музыкальную», я называю интонацией». «Крайне необходимо, преподавая
сольфеджио, указывать ученикам на то, что речевая и чисто музыкальная интонация
– ветви одного звукового потока. Отсюда естественно вытекает обязанность
наблюдения за оттенками и изгибами человеческой речи и за проявлениями тесной
связи мелодической линеарности и мелодической конструктивности с движением и
динамикой речевого потока».
Асафьев в явлении интонации увидел и осмыслил столько сторон, что
некоторые при жизни ученого выглядели как странные парадоксы и получили
объяснение лишь на позднем этапе развития музыкознания. Кроме того, идея
постоянно находилась у него в движении, и ученый не оставил достаточно емкой
формулировки этого фундаментального понятия. Хотя Асафьев всячески сближал
словесную и музыкальную интонацию, также интонацию «движенческую», его
концепция на деле высветила специфичность музыкальной интонации на фоне
словесной и жестовой, кроме того, для самой музыки – специфичность интонации
как явления лексического порядка в сравнении с интервалом, звукорядом и т.д. как
явлениями грамматического порядка. Сущность этого понятия, сконцентрировалась
в такое определение как:
Интонация в музыке – выразительно-смысловое единство, существующее в
невербально-звуковой форме, функционирующее при участии музыкального
опыта и внемузыкальных ассоциаций.
Историческая новизна асафьевской «интонации» состоит в том, что ученый,
может быть, впервые ввел в теорию музыки понятие, принадлежащее не
композиционному «ряду», а широкой полосе, координирующей музыку с жизнью.
По Асафьеву, «музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с
танцем, ни с мимикой (пантомимой)…»,
она
есть
«осмысление звучания»,
принадлежит
«конкретной
социальной
среде»
и
т.д.
Будучи
единицей
неструктурного порядка, она не ограничивается какой-либо протяженностью во
времени, может иметь длительность и одного интервала, и песни, и симфонии:
интервал как соотношение тонов «есть наименьший интонационный комплекс»,
песня
–
«лаконичнейшая
интонация,
действующая
на
коротком
звуковом
пространстве», симфония – «две-три ‘’сущностные‘, лаконичные интонации-тезисы,
действующие
во
взаимопритяжениях
и
взаимоотталкиваниях
на
больших
звукопространственных расстояних». Какое может быть количество интонаций в
музыке? Асафьев считает, что «область интонаций как смыслового звуковыявления
безгранична» и регламентируется по принципу стилистики. Интонации развиваются
в
социально-историческом
плане,
проделывают
жизненный
цикл
развития:
введение
в
практику,
с
преодолением
сопротивления,
впервые
найденных
интонаций, далее открытое движение в данном направлении, вхождение их во
всеобщее употребление, наконец, в той ситуации, когда композитор работает с
интонациями,
распространенными в
массовом
слухе,
его
музыка
достигает
реалистической доходчивости.
Разработка
Афанасьевым
интонации
как
смысловой
единицы
музыки
заложила фундамент языково-семантическому подходу к музыкальному искусству.
Надо сказать, что ученый, по всей вероятности, первым в советской науке выдвинул
понятие «музыкальная семантика». Но пришел он к этой идее рано – тогда
отечественное музыкознание было еще не готово решать семиотическую проблему.
Асафьевский
термин
«музыкальная
семантика»
стал
наполняться
такими
самодеятельными значениями, что в книге «Интонация» (1942 -1947гг.) автор
вынужден был от него отказаться. Вернулся он в музыкознание лишь несколько
десятилетий спустя.
Новый этап развития асафьевской интонационной концепции наступил в 70 -
80-е годы, когда музыкознание вступило в контакт с целым спектром смежных наук
– лингвистикой, семиотикой, психологией, теорией информации, системным
подходом и др.
В
частности,
заслуживает
специального
внимания
разработка
В.Медушевского, осуществленная в целом комплексе его работ. Если Асафьев
исходил, как уже подчеркивалось, из сближения музыки с речью, теоретик музыки
следующего
поколения
рассмотрел
музыкальную
интонацию
именно
как
невербальный, непонятийный способ выражения (хотя соприкосновения с речью не
упускал из виду).
Одной
из
основ
теории
Медушевского
стала
идея
современной
нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
(левое «заведует» речью и логическими операциями, правое – целостным
чувственно-образным восприятием). Хотя «левый» и «правый мозг» сложно
взаимодействуют друг с другом, в осознании музыки решающую роль играет правое
полушарие. Механизмы управления речью и музыкой оказываются, таким образом,
локализированными в различных центрах мозга и органически разделенными.
Использование нейропсихологических научных данных позволяет подвести под
явления
музыки
прочную
материальную
базу.
«Музыкальная
интонация
воспринимается как живая потому, - пишет исследователь, что в ней отражен живой
человек. Живой – значит прежде всего обладающий плотью. Музыкальная
интонация телесна уже по своей форме, она промысливается дыханием, связками,
мимикой, жестами – целостным движением тела. Звук и смысл замыкаются отнюдь
не в ratio - эти две стороны интонации соединяются еще в теле. Любой музыкально-
пластический знак или интонация – это одновременно и дыхание, и напряжение
мышц,
и
биение
сердца.
Целостная
звукосмысловая
интонация
музыки
осмысливается правым мозгом уже как телесная интонация». «Внутренний мир
музыки
распредмечивается
втайне
от
вербального,
“левополушарного
“
мышления».
В связи с тем, что музыка «управляется» правым полушарием мозга,
обладающим способностью к одновременному, симультанному охвату образа,
Медушевским выделяется фундаментальное свойство музыкальной интонации –
принципиальная целостность. Интонация сама по себе не разложима на элементы
– мелодическую линию, интервалику, ритмический рисунок, тембровую окраску и
т.д.; последние привносятся в осознание музыки с помощью аналитических
операций, совершаемых не правым, а левым мозгом. И чтобы различать в музыке
интервалы, аккорды, ритмические обороты и другие композиционные элементы,
требуется специальное обучение – долголетнее, порой мучительное, - как в
нынешних музыкальных школах и училищах.
Целостность же музыкальной интонации при ее теоретическом анализе
порождает такие проблемы, которые еще не отважились решить современное
музыкознание.
Дело
в
том,
что
целостность
предполагает
непременно
одномоментность восприятия. А как же одномоментность восприятия уживаться с
«временной природой музыки», кажущейся столь аксиоматичной? Мысль о
способности музыкального содержания представать в двух временных состояниях –
свернутом и развернутом – проведена еще в работах советского психолога
Б.Теплова. Нейропсихология подтверждает, что мозг (правое полушарие) способен
к
особо
емким
формам
синтеза
в
одновременности.
По
Медушевскому,
«одномоментный образ будущего произведения вспыхивает с первых же тактов и в
душе слушателя, руководит его восприятием: из несметных запасов памяти
готовность к действию – перцептивному в данном случае – психологи называют
установкой);
звучащее
воссоединяется
с
отзвучившим.
Действие
механизма
свертывания
распространяется
и
за
пределы
произведения:
благодаря
ему
музыканты и слушатели хранят в себе образы целых стилей, жанров, музыкальных
эпох! Всем понятный случай свертывания музыкальной интонации, даже целого
музыкального произведения, на который ссылается Медушевский, таков: пианист,
подходящий к роялю, чтобы сыграть сочинение, помнит его именно в свернутом
виде, в одномоментности.
Медушевский, осмысливший асафьевскую интонацию на основе современных
наук,
ввел
интонационное
понятие
максимального
текстуального
охвата
–
«генеральная интонация». Он оттолкнулся от понятия из области биологии –
целостное,
«генеральное»
состояние
живого
существа.
Генерализирующая
интонация
–
обобщающая
интонацию
целого,
законченного
музыкального
произведения,
которое
может
быть
и
достаточно
крупным.
Ценная
идея
Медушевского
требует
некоторого
развития.
Генеральная
интонация
непосредственнее
всего
выражается
в
исполнительстве.
Музыкальное
произведение должно обладать вместе с единством замысла также и единой,
ощутимой слухо-пластической выразительно-смысловой окраской. Поразительной
стойкости,
выдержанности
этой
смысловой
окраски
достигают
величайшие
музыканты-исполнители. По их интерпретации видно, как при всем многообразии
оттенков экспрессии произведения в нем все время звучит как бы одно и то же.
Единая выразительно-смысловая окраска, с самого начала избираемая певцом,
пианистом и т.д., проходит через многообразие ее преломлений в композиции
произведения и создает чудо целостности высказывания автора (исполнителя),
целенаправленной и огромной по объему ее выражения.
В качестве генеральной интонационной окраски в исполнительской практике
выступает
какая-либо
эмоциональная
«тональность»
музыки,
например
возвышенной
отрешенности,
светлой
печали,
иронии,
скерцозной
остроты,
драматической
патетики,
величавости,
бурного
волнения
и
т.п.
Как
же
функционирует в произведении столь длительная интонация, если интонации
свойственно возникать одновременно, как вспышке? «Механизм» состоит в том, что
на целое произведение распространяется выразительно-смысловая семантика
каких-то ключевых, определяющих для произведения попевок. Например, если
начальные интонации арии Кутузова в финале оперы Прокофьева «Война и мир»
заключают
в
себе
благородно-возвышенную
и
величавую
лирику,
эта
эмоциональная окраска продолжается и во всем оперном номере, несмотря на
смену конкретных мотивов, интервалов, гармоний. Или в «Танце рыцарей» из
балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» интонация тяжеловесного шага рыцарей,
задаваемая с первых тактов, окрашивает собой весь балетный номер. Генеральная
интонация – это интонационная вспышка, которая светит одним светом на
протяжении целой музыкальной формы или целого произведения. Это тот
наивысший уровень выявления основных интонаций, то звуко-пространственное
«расстояние» всего произведения, о котором говорит Асафьев в связи с единым
интонационным охватом симфонии.
Если существует, с одной стороны, генеральная интонация, с другой –
интонация
величиной
в
интервал,
попевку,
мотив,
то
имеются
и
другие,
промежуточные
между
ними
масштабные
уровни
интонации.
Ведущим
интонационным уровнем принято считать масштаб мотивов, попевок, фраз – он
соответствует уровню слов, лексем в языке словесном.