Напоминание

«ИНТЕРВАЛЫ» – из опыта работы.


Автор: Трунина Наталья Ильинична
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ" №2
Населённый пункт: г.о.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: методическая Разработка
Тема: «ИНТЕРВАЛЫ» – из опыта работы.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

прпеподавателя «ДМШ №2» г. Саранска Труниной Натальи Ильиничны

«ИНТЕРВАЛЫ» – из опыта работы

Музыкальные интервалы – это

«строительный материал» любого

музыкального

произведения.

Овладение

интервалами

в

ДМШ

длительный путь и работа должна вестись на протяжении всего курса

сольфеджио.

При

изучении

темы

«интервал»

следует

сначала

подготовить учащихся. На этом этапе они уже должны знать понятия

«тон», «полутон». Затем учащиеся должны научиться считать заданное

количество звуков в интервале в нужном направлении и находить

интервал на клавиатуре и петь. Упражнения с интервалами полезно петь

на каждом уроке наряду с пением гамм и ступеней. Можно петь их

хором,

чтобы

ученики

слышали

правильное

звучание,

и,

лишь

постепенно, переходить к пению индивидуально.

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что понятие интервалы в

музыке дети легче воспринимают через игру, через сказку. Сказка – это

то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к

объекту изучения. На первых уроках я использую игровые элементы,

которые потом помогают детям при изучении интервалов. С названиями

интервалов знакомимся через сказку «Спящая красавица», где каждая

фея имеет имя – интервал, т.е. прима, секунда, терция …. Затем

объясняю, что эти названия старинные, пришли из латинского языка,

языка книг и встречаются они также в музыке, ими обозначаются

интервалы. Даю общее определение, что такое интервал вмузыке – это

расстояние от одного звука до другого. Сравниваю интервалы с

кирпичиками, из которых складывается любая музыкальная пьеса. Как

дом

складывается

из

маленьких

кирпичей,

так

любая

мелодия

складывается из интервалов. Интересуюсь - слышали ли дети это слово

раньше.

Вспоминаем, где в жизни используется слово интервал.

Правила про интервалы раздаю детям в печатном виде, их вклеиваем в

тетрадь. Например:

Интервал – это созвучие из двух звуков,

взятых вместе или последовательно.

Названия всех простых интервалов даю также в таблице, которую

заполняем по мере изучения каждого интервала.

Дома предлагаю детям

выучить

латинские слова по порядку. Некоторым

ученикам

трудно

запомнить

сочетание

кварта,

квинта.

Предлагаю

упражнение

«Лягушка»

на

запоминание

порядк

а

названий - поем попевку («Ква, ква – кви,

кви»).

Знакомимся с Консонансами

и Диссонансами,

Мелодическими

и

Гармоническими. Слушаем музыкальные примеры. В тетрадях пишем

только буквы Д и К. Понятие Широкие и узкие интервалы также

закрепляем в подобных упражнениях – диктантах, играх, пишем Ш, У).

Это

упражнение

можно

проводить

с

заранеее

заготовленными

карточками с соответствующими буквами.

Следующий этап – учимся считать количество ступеней в интервале.

Выполняем

короткие устные задания на

клавиатуре:

сыграть

и

определить количество ступеней в интервале например: (до-соль),

письменно - в тетрадях пишем цифру. Устно или на карточках. К этому

упражнению

также

должны

быть

карточки

с

цифрами.

Затем

анализируем упражнения из учебника сольфеджио устно.

Для закрепления этой темы играем в игру «Интервалы». Описание

игры: Все играющие строятся вдоль стены в одну линию. Ведущий по

очереди каждому называет интервал. Задача игрока назвать и сделать

столько шагов, сколько содержится в названном интервале. Если игрок

ошибается, то остается на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до

ведущего.

Ш

У

К

Д

На следующем этапе работы я объясняю, что интервал - это не только

подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка.

Каждый интервал имеет свой образ, своё настроение. Играю для

сравнения несколько интервалов, анализируем характер интервалов.

Рисуем картинки к интервалу на карточках. Прима – капелька или

точка. Секунда малая – колючий кактус, большая - ежик. Терция малая

– ночь, звезды; большая терция – машина, т.к. большая терция

напоминает сигнал автомобиля.

Кварта – флаг России.

Квинта

малинка (песня «По малину в сад пойдем»), иногда рисуем русскую

березку и т.д.

Такую методику разработал музыкант, преподаватель

Владимир Викторович Кирюшин. У В.В. Кирюшина есть сказка «О

длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах».

Есть замечательные пособия Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну

интервалов», Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», С.Белецкого «Азбука

музыки»,

где на каждый интервал дана выразительная песенка про

персонажа-животного. В сборнике

Л.Алексеевой

«От примы до октавы»

- на примерах ярких песен, пьес других авторов, заимствованных из

профессиональной, народной музыки, автор создаёт определённые

образные ассоциации

учащихся, позволяющие легко и быстро

запомнить мелодию и характер звучания интервала.

В пособии

С.Белецкого «Азбука музыки в вопросах и ответах или маленькие

секреты большой музыки» тоже включены интересные авторские

песенки на интервалы. Но со временем песенки забываются, поэтому

важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику

звучания каждого интервала. Нужно, чтобы для них основным методом

слухового анализа являлось определение точного «звукового образа»,

через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти»

голосовых связок. При проигрывании интервалов нужно всё время

активизировать

внимание

учащихся,

например,

ставить

задачи:

«определить из шести проигранных интервалов, сколько прозвучало

малых секунд, или диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в

мелодическом расположении, в восходящем порядке и т.д.

Приступая

к

изучению

каждого

интервала,

сначала

вспоминаем

знакомые песни.

Слушаем и анализируем интервалы, с которых

начинаются любимые и знакомые мелодии. Записываем их названия,

поем

с

аккомпанементом.

Многие

педагоги

-

сольфеджисты

рекомендуют изучение интервалов начинать с квинты. Это очень

наглядно и образно. При таком подходе правильно формируются

слуховые восприятия, учащиеся хорошо слышат основание и вершину

интервала. Затем рекомендуют изучать узкие интервалы секунду,

терцию,

потом

-

кварту,

октаву.

Интервал

сексту

и

септиму

рекомендуется изучать в третьем классе.

Знакомство с интервалом секундой происходит задолго до

изучения темы «Интервалы». Слуховое восприятие секунды начинается

в первом классе при изучении темы тон и полутон. Я применяю игру

«Звери идут к озеру». Эта игра помогает запомнить интонации малой и

большой секунды.

Описание игры «Звери идут к озеру»: Дети, выстраиваются вдоль

стены. Каждый имитирует какого-либо животного, которые идут к озеру

на водопой. Игроки двигаются по очереди, делая шаг или полушаг.

Педагог играет тон или полутон индивидуально каждому играющему.

Выигрывает тот, кто первым придет к озеру. Полезно петь малую

секунду как разрешение VII

ступени в первую во всех мажорных

тональностях.

А

также

в

гармонических

минорных

гаммах.

При знакомстве с терцией, надо обращать на мажорную и

минорную окраску интервалов, объяснить роль терций в мажорном и

минорном трезвучии. Пение попевок «Вот мажор» и «Вот минор»

помогает запомнить и различать характер терций. Провожу игру

«Мажор и Минор». Двигаемся под музыку определенными шагами:

мажорная – подскоки, легкий бег. Минорная музыка – спокойный шаг.

Важно

обращать

внимание

на

написание

и

обозначение

интервалов. Буква должна прописная и маленькая, а цифра – большая

и выше чем буква. Записывать интервалы сначала рекомендую в

мелодическом варианте, а затем приучать писать гармонически.

Анализ интервалов в нотном тексте желательно

начинать со

ступеневого - цифрового анализа, так как для детей - это более простой

способ обозначения интервалов на начальном этапе. В мелодии под

нотами пишем

лигу и только цифру, обозначающую количество

ступеней.

Для закрепления темы рекомендую играть простейшие примеры, песни

на детских ксилофонах, т.к. это оживляет урок и очень нравится детям.

Еще один любимый вид работы - это игра своих произведений из

репертуара по специальности и анализ интервалов в этих произведениях.

Это говорит о том, что изучение и освоение интервалов в классе

сольфеджио

имеет

большое

значение

и

не

только

для

совершенствования навыка чтения с листа, для записи диктантов, но и

для более успешного исполнения своих произведений по специальности.



В раздел образования