Напоминание

Р Шуман. Вокальное творчество .Вокальный цикл Елисаветы Кульман


Автор: Агапий Людмила Васильевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: КУДО Школа духовой музыки г.Донецк
Населённый пункт: город Донецк, ДНР
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Р Шуман. Вокальное творчество .Вокальный цикл Елисаветы Кульман
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

КУДО Школа духовой музыки г.Донецка

Методическая работа

«

Роберт Шуман. Вокальное творчество.

Вокальный цикл на стихи

Елисаветы Кульман »

Работу выполнила

преподаватель Агапий Л.В.

Донецк

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение стр. 3

2.Вокальное творчество Р Шумана. стр.4.

2.1.Отношение к поэтическому тексту для песен. Поэты. стр.5

2.2. Основные черты вокальной музыки Р. Шумана:

2.3 Вокальный цикл Р.Шумана «Семь песен Елисаветы Кульман. стр.6

На память о поэтессе»

2.4 Творческий портрет Е.Кульман. стр.7

2.5. Характеристика вокального цикла « Семь песен Е. Кульман». стр.8

2.6 Русские композиторы о Р. Шумане. стр.11

3. Заключение стр. 12

4. Литература стр.13

Введение.

Слова Шумана «освещать глубину человеческого сердца — вот назначение

художника» — прямой путь к познанию его искусства. Мало кто может

сравниться с Шуманом в проникновенности, с которой он звуками передает

тончайшие нюансы жизни человеческой души. Мир чувств — неиссякаемый

родник его музыкально-поэтических образов

Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с

его обостренным вниманием к воплощению сложных психологических

процессов человеческой жизни. Фортепианные и вокальные циклы Шумана,

многие

из

камерно-инструментальных,

симфонических

произведений

открыли

новый

художественный

мир,

новые

формы

музыкального

выражения.

Музыку

Шумана

можно

представить

себе

как

череду

удивительно емких музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые

и очень тонко показанные душевные состояния человека. Это могут быть и

музыкальные портреты

1840 г. — год долгожданного соединения с Кларой — стал для Шумана

годом песен. Необыкновенная чуткость к

поэзии, глубокое знание

творчества

современников

способствовали

осуществлению

в

многочисленных песенных циклах и отдельных песнях истинного союза с

поэзией, точному воплощению в музыке индивидуальной поэтической

интонации Г. Гейне («Круг песен» ор. 24, «Любовь поэта»), И. Эйхендорфа

(«Круг песен» ор. 39), А. Шамиссо («Любовь и жизнь женщины»), Р. Бернса,

Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. И впоследствии область

вокального

творчества

продолжала

пополняться

замечательными

произведениями («Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием — 1850,

«Песни из „Вильгельма Мейстера“ И. В. Гете» — 1849 «Семь песен

Элизабет Кульман» - 1851 и др.).

Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. протекали в чередовании

подъемов и спадов, во многом связанных с приступами душевной болезни,

первые признаки которой появились еще в 1833 г. Взлетами творческой

энергии отмечены начало 40-х гг., конец дрезденского периода (в столице

Саксонии Шуманы жили в 1845-50 гг.), совпавший с революционными

событиями в Европе, и начало жизни в Дюссельдорфе (1850). Шуман много

сочиняет, преподает в открывшейся в 1843 г. Лейпцигской консерватории, с

того же года начинает выступать как дирижер. В Дрездене и Дюссельдорфе

он руководит также и хором, с увлечением отдаваясь этой работе.

Из немногочисленных гастрольных поездок, осуществленных вместе с

Кларой, наиболее продолжительной и принесшей много впечатлений, была

поездка в Россию (1844). Начиная с 60-70-х гг. музыка Шумана очень быстро

стала неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Ее любили М.

Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и особенно

П.Чайковский,

считавший Шумана самым выдающимся современным композитором.

Гениальным исполнителем фортепианных произведений Шумана был А.

Рубинштейн.

Шуман принадлежит ко второму поколению музыкантов-романтиков,

пришедшему на смену Веберу, Шуберту. Шуман во многом отталкивался от

позднего Шуберта, от той линии его творчества, в которой элементы лирико-

драматические и психологические играли определяющую роль.

Основная творческая тема Шумана — мир внутренних состояний человека.

Есть в облике шумановского героя черты, родственные шубертовскому, есть

и много нового, присущего художнику иного поколения, с усложненным и

противоречивым строем мыслей, чувств. Художественно-поэтические образы

Шумана, более хрупкие и утонченные, рождались в сознании, остро

воспринимающем все возрастающие противоречия времени. Ни у кого из

западноевропейских современников Шумана, кроме Шопена, нет такой

страстности и многообразия эмоциональных нюансов

К вокальной лирике Шуман обратился в годы наивысшего творческого

подъема. Он пришел к ней во всеоружии композиторского опыта и

мастерства, обогащенным жизнью зрелым художником. В предшествующие

годы Шуман мало уделял внимания вокальной музыке. В юности он написал

несколько песен на тексты Т. Кернера, Дж. Байрона; в 30-е годы обращался

исключительно к фортепиано, а к вокальной музыке, в которой, как казалось

ему, текст налагает оковы на творческую фантазию, относился как к жанру

второстепенному

Расцвет песенного творчества Шумана часто связывают с событиями его

личной жизни, с наступившими для него годами семейного счастья. В этом

есть доля истины. Песня, наиболее чутко резонирующая, способная к

непосредственному отображению душевных движений, стала в этот период

особенно близкой Шуману. Но и как романтик и демократический художник

Шуман не мог пройти мимо песни, и его обращение к ней вполне

естественно и закономерно.

Интерес к песне включается в общий круг возросших творческих

потребностей и не исчерпывается только любовной лирикой. Вокальные

жанры творчества Шумана весьма разнообразны: среди них песни народного

склада, баллады, детские песни, хоры, ансамбли. В тематике песен есть и

темы дружбы, отчизны, мир эпоса и сказки.

Общая тенденция романтической поэзии и музыки — в лирических

высказываниях поведать повесть личной жизни художника — свойственна и

Шуману. Шуман, как до него

Шуберт, как поэт Гейне и многие другие,

создает

серии

вокальных

лирических

миниатюр

своего

рода

автобиографических повествований, дневников, исповедей.

Так же, как в фортепианном творчестве, Шуман связывает вокальные

миниатюры

в

циклы,

объединяет

их

либо

сюжетной

линией,

либо

художественно-поэтическими образами. Так, в цикле «Любовь и жизнь

женщины» шаг за шагом раскрывается жизненная эпопея героини: девушки,

возлюбленной, невесты, жены, матери, вдовы. В «Любви поэта» — история

одной любви; та же идея лежит в основе цикла «Бедный Петер». Песни таких

циклов взаимосвязаны, их последовательность внутренне обусловлена, как

это было в «Карнавале». Но есть и другие, например, «Круг песен» на слова

Эйхендорфа, девять песен из «Вильгельма Мейстера» Гете, «Мирты» на

тексты разных поэтов. Здесь цикл возникает из общности поэтического

настроения.

Р.Шуман — человек высокой художественной культуры, сам поэт и

талантливый писатель — тщательно и строго относился к отбору текстов для

своих песен.

Вокальная лирика принадлежит к высшим достижениям Шумана. Она

идеально соответствовала его творческой натуре, поскольку Шуман обладал

не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Его отличал большой

литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а

также

собственный

опыт

писателя.

Шуман

человек

высокой

художественной культуры, сам поэт и талантливый писатель — тщательно и

строго относился к отбору текстов для своих песен. о,

Шуман

хорошо

знал

творчество

поэтов-современников

И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона,

Г. X. Андерсена и др. Но самым любимым поэтом композитора был Г. Гейне,

на стихи которого он создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания

ни одному другому автору («Круг песен» ор. 24, «Любовь поэта», песня

«Лотос» из цикла «Мирты»).

Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840году

(«году песен»). В этот счастливый год Шуман женился на известной

пианистке Кларе Вик и написал 138 песен. Однако вокальное творчество

пополнялось и в дальнейшем. Общая тенденция романтической поэзии и

музыки — в лирических высказываниях поведать повесть личной жизни

художника — свойственна и Шуману. Шуман, как до него Шуберт, как поэт

Гейне и многие другие, создает серии вокальных лирических миниатюр —

своего рода автобиографических повествований, дневников, исповедей.

В

своей

вокальной

музыке

Шуман

продолжал

традиции

своего

музыкального кумира Ф. Шуберта. Вместе с тем, его творчество отмечено

целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.

Основные черты вокальной музыки Шумана:

* разнообразие оттенков лирики (вплоть до горькой иронии и мрачного

скепсиса, которых не было у Шуберта);

* выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого

художественного уровня;

* явное предпочтение новейшей романтической поэзии;

* обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для

раскрытия поэтического образа. Стремление «передать мысли стихотворения

почти дословно», подчеркнуть каждый штрих, а не только общее настроение;

* в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных

элементов;

* точное соответствие музыки и слова. Песни Шумана на слова одного поэта

(Гейне, Эйхендорфа, Рюккерта, Ленау, Шамиссо, Бёрнса) всегда отличаются

от его же песен, связанных с другим первоисточником.

Вокальный цикл РШумана «Семь песен Елисаветы Кульман.

На память о поэтессе»

Элизабет Кульман родилась 5 (17) июля 1808 года в Петербурге на

Васильевском острове в немецкой семье; ее предки происходили из Эльзаса.

Она была последним и очень поздним ребенком в многодетной семье

отставного капитана

Бориса Федоровича Кульмана и его жены Марии

(урожд. Розенберг). Отец умер вскоре после ее рождения, а семерых братьев

и сестру, намного старше ее, она практически не знала: шестеро братьев

погибли или умерли от последствий ранений во время Отечественной войны

1812

года.

В

пять

она

оказалась

вдвоем

с

матерью,

окруженная

воспоминаниями и призраками дорогих умерших. Они были очень близко, но

их соседство совсем не пугало маленькую девочку: оно было желанно и

радостно и давало надежду на скорую встречу.

Элизабет знала о своих исключительных дарованиях,

а, точнее,

избранности. Она владела, кроме немецкого (который был ее родным

языком) и русского, французским, английским, итальянским, испанским,

португальским,

новогреческим,

латинским,

древнегреческим

и

церковнославянским языками; писала стихи на немецком, русском и

итальянском языках и занималась литературными переводами. Среди ее

крупнейших работ – переводы од древнегреческого поэта Анакреонта на

восемь языков. Перу Элизабет принадлежит также перевод на немецкий язык

всех

трагедий

В.А.Озерова

недооцененного

потомками

поэта.

,Звездный час Элизабет наступил, когда ей было тринадцать лет. В тайне от

ученицы К-Ф.Гроссгенрих послал несколько ее немецких и итальянских

стихотворений на суд самого Гете, который в ответном письме отозвался с

похвалой о сочинениях юной поэтессы и предрек ей великое будущее

Некоторое время ей казалось, что мечты ее осуществимы. Однако в

ноябре 1824 года во время наводнения 16-летняя Элизабет простудилась,

потом у нее началась чахотка (туберкулез легких), и вскоре ей стало ясно,

что это конец. Единственным утешением для нее были мечты о славе – уже

посмертной:

«Все кончено. И чуда

Не стоит больше ждать.

Лишь о посмертной славе

Могу еще мечтать».

В одном из последних стихотворений она писала, что забвение страшит ее

больше, чем смерть. Однако не теряла надежду, что когда-нибудь некий

библиофил найдет ее стихи. «Потомки не так завистливы, как современники.

Часто слава приходит вслед за смертью»,

- Наиболее заметным в истории культуры откликом на ее стихи стали два

вокальных цикла Роберта Шумана, сочиненные в 1851 году: один из них –

«Девичьи песни» (Maedchen-Lieder, opus 103) включает четыре произведения

для двух женских голосов и фортепиано; другой – «Семь песен»

(Sieben Lieder, opus 104) – содержит произведения для женского голоса и

фортепиано. Почему Р.Шуман, относившийся очень внимательно к выбору

текстов, которые собирался положить на музыку, обратил внимание именно

на стихи Элизабет? Ответ - в одном из его писем: «Это воистину блаженный

остров, всплывший из хаоса нашей современности».

Данная фраза объясняет не только причину выбора, но и его специфику. В

него вошли или сугубо детские стихи о природе, или стихи, отражающие

просветленную печаль и примирение со смертью. Отчасти выбор можно

объяснить и тем, что ко времени создания вокального цикла Р.Шуман был

отцом пятерых детей – двух мальчиков и трех девочек, старшей из которых

было десять лет. Таким образом, он мог воспринимать Элизабет как пример

для своих маленьких дочерей, которых он хотел видеть цельными, не

знающими душевных смут созданиями.

Издание песен на стихи Э.Кульман включает написанные Р.Шуманом

посвящение и послесловие, а также комментарии к каждому произведению.

.

«Семь песен Елисаветы Кульман. На память о поэтессе» соч. 104 –

представляет собой весьма необычную композицию, в структуру которой

помимо

поэтического

текста

вокальной

партии

входят

и

другие

литературные компоненты: «Посвящение», предисловия к каждой песне и

послесловие. В них Шуман кратко излагает историю жизни героини. А

героиней является реальный человек – Елисавета Кульман, чьи стихи

послужили

поэтической

основой

песен,

поэтесса,

жившая

в

Санкт-

Петербурге в первой четверти ХIX века.

О Кульман Р.Шуман так отозвался в письме : «… по моему мнению, она

существо исключительное, и не только как поэтесса». О Собрании

стихотворений Кульман, напечатанном на немецком языке Шумана сказал:

«То, что предстаёт нам здесь – чудо».

В 1851 году Шуман сочинил на стихи Кульман два произведения: «Девичьи

песни» соч. 103 для двух голосов и фортепиано, и «Семь песен Елисаветы

Кульман. На память о поэтессе» соч. 104 для голоса и фортепиано (в общей

сложности одиннадцать композиционных единиц). Принципиально важно,

что, создавая цикл соч. 104, композитор ставил перед собой и специальную

(пропагандистскую) задачу: сделать имя Кульман широко известным.

Текст «Посвящения» уместно привести здесь полностью. «Посвящение»

много сообщает о замысле произведения (и о настроении Шумана). Поэтесса

интересовала

Шумана

не

как

представительница

определенного

литературного

стиля,

но

именно

как

личностно-уникальный

образ.

Несомненно, именно поэтому Шуман сосредоточился исключительно на

личностно

окрашенных

лирических

миниатюрах,

располагая

их

по

определенном сюжетном порядке. Это и превращает реальное историческое

лицо – поэтессу Елисавету Кульман в героиню музыкального спектакля.

«Посвящение.

Эти скромные песни посвящены памяти девочки, которой давно уже нет

среди нас и имя которой известно совсем немногим. Она была, однако, из

тех чудесно одаренных созданий, которые являются в мир весьма редко.

Уроки высшей мудрости в искусном поэтическом выражении даются здесь

устами ребенка; сами стихи говорят о том, как жизнь ее, протекавшая в

тихой безвестности и глубочайшей бедности, бывала богата радостями.

Вся ее жизнь была поэзией, из этого богатого бытия могли быть выбраны

лишь отдельные моменты.

Если бы эти песни могли сделать ее имя известным в тех многочисленных

кругах, где о ней до сих пор не слыхали, я бы считал свою цель достигнутой.

Я верю, что поэтесса, которая три десятилетия назад была знакома на

Севере лишь единицам, рано или поздно будет встречена в Германии как

светозарная звезда, и сиянье ее широко разольется над всеми странами.

Дюссельдорф, 7-го июня 1851 г.»35.

Шуман сделал этими песнями нечто совсем иное, чем авторы статей и книг о

поэтессе, то, что может сделать лишь музыкант, – он первый поделился

переживанием поэзии Кульман.

№ 1. «Мой месяц, милый месяц…»

Поэтесса, родившаяся 5 июля 1808 года в Санкт-Петербурге, рано

потеряла отца, а в битвах 1812-1814 годов-шестерых братьев. У нее

осталась только мать, которую она нежно и благоговейно любила до

самого своего конца. Матери посвящено и следующее стихотворение.

Тишина ночи. Ощущение легкой таинственности, завороженности.

Медленно

плывут

призрачные

образы

фантазии

ребенка.

Звучание

приглушенное, полу- шепот. Интонации детской речи лишь слегка намечены

(например, характерными повторами нот в первой фразе), но не выдержаны

на всем протяжении: ведь это не столько речь, сколько медленное течение

мысли, мысленное общение с луной, одухотворенной фантазией.

Сопровождение тихо и прозрачно: его звуки не должны разбудить тишину и

спугнуть слабые блики фантастических видений. Чувство грусти. Мягкие

переходы в разные ее оттенки достигаются весьма тонкой и сложной

организацией фактуры, лишь на первый взгляд кажущейся простой. Басовый

голос не только определяет гармонию, но сам по себе складывается в

выразительную мелодию.

№ 2. «Вам, ласточки-певуньи, счастливого пути!»

Поэтесса без конца воспевает красоты северного неба. Следующее

стихотворение-этому доказательство.

Песня сильно контрастирует предыдущей. После ночного полумрака и

мягкого света луны – ослепительный солнечный блеск, ударяющий в глаза

при взгляде на улетающих птиц, блеск осеннего солнца, резко яркого, но не

теплого. При условии достаточно быстрого темпа исполнения, характер

движения – ровными короткими и отрывистыми нотами B-dur. В основе

лежит характерный мотив прощания поэтессы с отлетающими на зиму

птицами, которые, возвратившись весной, уже не застанут ее в живых

№ 3. «Меня назвал ты бедной…»

По видимому, неразумные дети порой упрекали ее в бедности ;следующая

песня-ответ на это.

В третьей части цикла воплощено характерное для эстетики Шумана резкое

противопоставление будничного, приземленного мира обывателей и сферы

идеального, возвышенного, к которой устремлен взор художника, –

противопоставление, устроенное чисто музыкальными средствами: с одной

стороны ничем не примечательная, нарочито просто оформленная фактурно

и ритмически аккордовая последовательность, сопровождающая обращение к

воображаемому собеседнику (такты 1–8), и с другостороны – типично

шумановская обостренная гармония, «парящая» фактура (такты 9–20).

№ 4. «Чижик»

Песня, сложенная ею в раннем детстве, быть может, лет в

11.Стихотворения,относящиеся к этому времени(их около сотни)так

прелестно-наивны. В них особенно глубоко отражен окружающий ее мир.

Единственная песня цикла, в которой ощущение веселья и счастья ничем не

омрачено, выполняет роль скерцозного интермеццо. Фактура этой весьма

несложной пьесы в свернутом виде содержит характерные атрибуты . Под

поверхностным реальным слоем наивного детского стихотворения – в

фортепианной партии, как в глубинах подсознания, – скрыты сигналы

охотничьих рогов (например, так называемый «золотой ход валторн» в

тактах 6–7, 12–13, 18–19) Поскольку Шуман расположил тексты Кульман

хронологически, в первых четырех песнях цикла собраны стихотворения

времен ее детства; они воплощают мысль Шумана ): «В каждом ребенке

кроется чудесная глубина».

№ 5. «Дай ,облако, мне руку...»

Часто в ее стихах зримо присутствуют образы тех, кто навсегда разлучен

с нею. С сердечной любовью привязана к этому миру ,его цветам,

сверкающим созвездиям, благородным людям, повстречавшимся ей на

коротком жизненном пути. Но она предчувствует, что должна будет

скоро покинуть их.

Драматическая кульминация цикла, находящаяся в зоне «золотого сечения».

Сцена бури. Героине кажется, будто грозовое небо готово протянуть к ней

руку – молнию, которая поднимет и унесет ее с Земли. Обращает на себя

внимание в этой песне, – странная, но крайне выразительная гармония

(диссонирующее созвучие, оставленное без разрешения), которая возникает в

начале третьего такта на слове облако. С одной стороны, она несет

изобразительную

нагрузку

(звуковое

пятно

облако

с

нечеткими

очертаниями и причудливой игрой цветовых оттенков) и, с другой стороны,

выражает обостренную напряженность, томящее желание взлететь ввысь.

Мелодия вокальной партии начинается от верхнего кульминационного звука,

№ 6. «Цветы давно увяли…»

.Стихотворение, полное мрачных предчувствий смерти, относится к

последнему году ее жизни. Возле ее хижины был маленький сад, в котором

она из года в год растила цветы. Вблизи стоял тополь.

Мгновение тишины перед вспышкой отчаяния. Содержание: печаль по

увядающей жизни, сожаление и прощальный привет. Чтобы увидеть всё, о

чем сказано в тексте, достаточно бросить взгляд. Чтобы выговорить –

достаточно двух слов: «Увы. Прощай» Динамика и темп: едва слышное

пианиссимо, темповая заторможенность В этой песне – «тихая кульминация»

цикла.

№ 7. «Смирить не в силах чёлн мой…»

Написано, вероятно, незадолго до кончины. Скорая смерть казалась ей

неизбежной, лишь мысль об оставляемой матери причиняла ей глубочайшую

боль.

Печаль расставания исчезла: ее развеял ужас конца. Авторское обозначение

темпа и характера исполнения отсутствует. Однако, ясно, что интенсивность

переживания предельна, взрывоподобна. И как всякий интенсивный процесс,

эта

вспышка

отчаяния

кратковременна.

Исчерпывая

себя,

отчаянная

судорожная порывистость утихает, умиротворяется. Ей на смену приходит

безмятежное спокойствие. Блаженная мечта занимает последние мгновения

жизни, полностью поглощает сознание. Героиня перестает произносить

слова. Вокальная партия прерывается, но мелодия еще живет. Естественная

постепенность, медлительность перехода к последнему аккорду. Звуки,

разрешающиеся вверх, как бы постепенно облегчаются, освобождаясь от

удерживавшей их тяжести. Звучание не обрывается вдруг, а медленно угасает

на фермате.

Она умерла семнадцати лет 19-го ноября 1825 года, до последних своих

минут поглощённая творчеством.

Заключение.

Вокальный цикл «Семь песен Елисаветы Кульман-произведение искренне

эмоциональное,

благородно

сдержанное,

истинно

шумановское

по

настроению и тону.

Цикл соч. 104 – шедевр позднего стиля Шумана,

насыщенный

романтической

образностью

Р.Шуман сделал этими песнями нечто совсем иное, чем авторы статей и книг

о поэтессе, то, что может сделать лишь музыкант, – он первый поделился

переживанием поэзии Е.Кульман.

Р.Шуман адресовал произведение не музыкантам. Он обращался к

культурным, образованным, читающим людям, которые во все эпохи

музыкально грамотны и могут самостоятельно музицировать. Многие зрелые

вещи Шумана относительно просты в техническом отношении и легко

доступны исполнителям-непрофессионалам. К числу таких сочинений

относится и цикл на стихи Елисаветы Кульман.

П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским

периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела

главное в искусстве его времени — ее содержанием стали «таинственно-

глубокие

процессы

духовной

жизни»

человека,

ее

назначением

проникновение в «глубины человеческого сердца».

Литература:

1. Галацкая, В.С. Великий немецкий композитор Роберт Шуман. - М.: Знание,

1956.

2.Гинзбург Г. Театрализация в вокальных циклах Роберта Шумана: - М.,

2012.

3.Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России. — М., 1962.

4.Житомирский Д. В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. — М., 1964.

5.Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. тр /

Сост. Г. И. Ганзбург. — Х., 1997.

6. Томан И.Б. Немецкие поэты в России. М., 2009. Елисавета Кульман:жизнь

и миф.

7.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко;

СПб.: Лениздат, 1998



В раздел образования