Напоминание

ОСНОВЫ ПЕРВЫХ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЕХОМ


Автор: Иванова Людмила Ивановна
Должность: преподаватель аккордеонист
Учебное заведение: ГБОУДОГС
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОСНОВЫ ПЕРВЫХ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЕХОМ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСНОВЫ ПЕРВЫХ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЕХОМ.

Культура ведения меха, напрямую связана с культурой звука, что есть

техника красивого тона. Учащиеся с первых же дней занятий должен

вырабатывать этот важный элемент-аккуратное ведения меха. Рекомендуется

с первоначальных уроков вести разговор о мехе и звуке, а только потом о

нотах. Приобретение навыков ведения меха при активном слуховом

контроле, является важным этапом освоения инструмента. Начальный

период работы над ведением меха осуществляется без помощи ремней.

Правой рукой необходимо поддерживать равновесие инструмента, положив

её на верхний край грифа. Нижний край грифа опирается на внутреннюю

часть бедра. Целесообразно начинать формирование двигательных навыков

именно с постановки левой руки, хотя детям интереснее с правой руки. С

движением

меха

связаны

важнейшие

особенности

звукообразования-

певучесть, динамическая гибкость, раздельная артикуляция. Ученик на

первом этапе обучения должен понять, что громкость звука на аккордеоне не

зависит от силы удара или нажатия клавиши. Звук меняется за счёт

различного

ведения

меха.

Для

аккордеона

(баяна)

мех

играет

первоначальную роль, поэтому необходимо на всех стадиях обучения

постоянно уделять пристальное внимание. Ведение меха осуществляется

левой рукой, мех при этом должен двигаться веерообразно. Просунув кисть

левой руки под ремень на левом полу корпусе, нужно нажать кнопку

воздушного клапана и спокойно, и плавно повести мех на разжим. При

движении на разжим мех в большей степени раскрывается в верхней части

инструмента и в меньшей степени нижней.

При ведении меха на сжим, точка приложения силы находится в основании

ладони левой руки. Сжимая мех, нет необходимости поднимать левый полу

корпус инструмента. Чтобы инструмент не смещался вправо, очень важно

почувствовать опору нижнего угла грифа. После приобретения навыков

свободного ровного, плавного ведения меха без плечевых ремней на разжим

и

сжим,

при

сохранении

исходных

навыков

посадки

и

установки

инструмента, можно переходить к исполнению некоторых упражнений на

изобразительные звуковые эффекты с нажатым воздушным клапаном:

«лёгкий ветерок», «сильный ветер», «шум леса», «морской прибой» и т.д.

Давление на мех должно быть достаточно сильным. Если не уделять этому

внимание, возникнут проблемы слабого звука. Для большей устойчивости

инструмента, выполняя эти упражнения, необходимо использовать плечевые

ремни. Для усиления или ослабления звукового эффекта в этих упражнениях,

мех ведётся с постепенным ускорением или замедлением. Эти упражнения

помогают закрепить в сознании ученика условного значения «ниточка»-

слабее, «верёвочка»- сильнее давление на мех, добиваясь от ученика ровного

и плавного ведения меха, чтобы «ниточки» и «верёвочки» не рвались, были

длинными без узелков.

Следующим этапом работы над ведением меха является игра длинными

нотами, подключая слуховой аппарат. Центральное внимание остаётся на

управление мехом. Долго задерживаться на ровном звуке вредно, т.к.

теряется ощущение связи между движением меха и слуховым контролем. С

самого начала занятий нужно стремиться, чтобы учащийся научился себя

слышать и плавно вести мех, а также чистой смены меха. Первоначально

перед каждой сменой движения меха на разжим или сжим необходимо делать

небольшую остановку в звучании т.к. смена движения меха на звучащей ноте

превращает её в два звука. Нельзя также резко менять темп и громкость

звучания при сиене движения меха. Не нужно на первых уроках требовать от

ученика выполнения сразу нескольких указаний. Пусть каждое из них в

отдельности

не

вызывает

затруднений,

не

нарушая

принципа

последовательности, делает их невыполнимыми. На начальных уроках нужно

внимательно следить чтобы ученик не перенапрягался, что отразится на

качестве ведения меха и как следствие на звуке и музыкальном восприятии.

Поэтому нужно следить чтобы:

-Размер инструмента должен соответствовать росту учащегося.

-Левый плечевой ремень должен быть на 5 см короче от правого.

-Растяжение меха соответствовало естественному движению левой руки и её

длине.

-Учащийся не двигал ногами и не помогал ими движению меха.

-Не раскачивался в стороны по ходу движения меха

-Не спускал левое плечо при разжиме.

-Не менять мех на звуке.

-Не менять мех во время высказывания музыкальной мысли в середине

музыкальной фразы, сравнивая с речью человека, когда «обрыв» на

полуслове невозможен.

-Не прижимал подбородком корпус инструмента.

Посадка учащегося влияет на движение меха. В посадке не должно быть

скованности, что также приводит к излишнему перенапряжению и как итог -

неровное движение меха- рывки, толчки, выкрики. Не рекомендуется

сжимать и разжимать мех до предела. Учащийся должен понимать, что

главная цель не только попадать на клавишу, а умение извлекать и

контролировать на слух звучание каждой ноты.

Звукообразование на аккордеоне напрямую зависит от способов нажатия

клавиши-туше и способов ведения меха. От ведения меха зависит атака звука

твёрдая или мягкая. Предварительное движение (натяжение) меха, а затем

нажатие клавиши позволяют получить яркий, активный звук (твёрдая атака).

Педагогу необходимо следить не только за началом звука, но также за его

продолжением и окончанием. Завершение звука –снятие- зависит от способов

ведения меха. Если сначала остановить мех, а затем отпустить клавишу-

окончание звука получится мягким и наоборот- завершение будет резким,

если отпустить клавишу, не останавливая мех.

Устройство инструмента таково, что оно позволяет делать тонкое лёгкое

пиано, большие крещендо, извлекать очень громкие сочные звуки. Диапазон

силы звука и палитра звуковой окраски у аккордеона больше чем у любого

другого инструмента (кроме органа). Однако следует помнить, что при очень

сильном нажатии на мех, образуется звуковая перегрузка, голоса при этом

по-разному повышают своё звучание и при их сочетании получается

общестройное фальшивое звучание.

Мех- душа аккордеона. И умело пользуясь им, исполнитель достигает

необходимого характера звучания.

Методическая литература:

П. Н .Кустинский « Методика преподавания в музыкальных школах по

классу аккордеона» 1972 г.

Вл.Кузовлёв, Д. Самойлов «Азбука баяниста»

А. Мирек «Школа игры на аккордеоне»

В. Буринский «Школа игры на аккордеоне»

Интернет ресурсы



В раздел образования