Урок русского языка на тему: Простая и сложная формы будущего времени глаголов
Автор: Курылева Ольга Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 35 Населённый пункт: Братск Наименование материала: конспект Тема: Урок русского языка на тему: Простая и сложная формы будущего времени глаголов Раздел: начальное образование
:
формировать
у
обучающихся
умение
образовывать
формы
глагола
будущего
времени
.
Задачи
:
1. C
оздать
условия
для
формирования
представлений
об
образовании
глаголов
будущего
времени
;
создать
условия
для
формирования
умений
образовывать
будущую
сложную
и
будущую
простую
формы
глаголов
;
2. C
оздать
условия
для
развития
регулятивных
УУД
(
целеполагание
,
планирование
,
оценивание
)
и
коммуникативных
УУД
(
правильное
построение
речевых
высказываний
,
согласование
действий
с
партнёром
);
создать
условия
для
развития
общеучебных
умений
и
навыков
(
развитие
внимания
,
сравнительных
умений
и
навыков
,
умения
обобщать
и
делать
выводы
);
3. C
оздать
условия
для
воспитания
дружеских
партнёрских
отношений
,
любви
к
книге
,
патриотизма
.
Методы
обучения
:
1.
проблемные
;
2.
частично
-
поисковые
;
3.
наглядные
.
Формы
организации
познавательной
деятельности
:
1.
фронтальная
;
2.
коллективная
;
3.
групповая
;
4.
в
парах
;
5.
индивидуальная
.
Средства
обучения
:
1.
ИКТ
.
Презентация
по
теме
.
2.
Карточки
.
Ход
урока
.
1.
Мотивация
к
учебной
деятельности
.
-
Ребята
,
я
желаю
всем
нам
удачи
и
новых
открытий
.
Вперёд
за
знаниями
!
-
Отгадайте
загадку
.
Он
и
весел
,
и
незлобен
,
Этот
милый
чудачок
.
С
ним
хозяин
–
мальчик
Робин
И
приятель
–
Пятачок
.
Для
него
прогулка
–
праздник
.
И
на
мёд
особый
нюх
.
Этот
плюшевый
проказник
–
Медвежонок
… (
Винни
-
Пух
.)
-
Что
Вы
знаете
о
Винни
-
Пухе
?
Кто
его
придумал
? (
Он
любил
мёд
,
сочинял
стихи
.
Этого
героя
придумал
Алан
Милн
.)
Ровно
60
лет
назад
Борис
Заходер
перевёл
историю
о
Винни
на
русский
язык
,
и
весь
мир
узнал
нашего
Винни
-
Пуха
.
2.
Актуализация
знаний
и
фиксация
затруднения
в
пробном
действии
.
-
Прочитайте
стихотворение
,
которое
он
сочинил
.
Что
Вы
заметили
?
Хорошо
быть
медведем
,
ура
!
Хорошо
быть
медведем
,
ура
!
Побежу
...
Нет
,
победю
!
Победю
я
жару
и
мороз
,
Лишь
бы
мёдом
был
вымазан
нос
!
Победю
...
Нет
,
побежду
!
Побежду
я
любую
беду
,
Лишь
бы
были
все
лапки
в
меду
!..
-
Какое
слово
Винни
-
Пух
произносит
по
-
разному
?
А
как
правильно
?
Давайте
разберёмся
в
этом
вопросе
.
3.
Выявление
места
и
причины
затруднения
.
-
Что
Вы
можете
сказать
об
этом
слове
? (
Глагол
)
Докажите
. (
Глагол
-
это
часть
речи
,
которая
обозначает
действие
и
отвечает
на
вопросы
:
что
делать
?
что
сделать
?
и
другие
)
Что
ещё
вы
знаете
о
глаголе
? (
Глагол
изменяется
по
временам
.)
-
В
каком
времени
стоит
этот
глагол
?
Докажи
. (
В
будущем
,
так
как
отвечает
на
вопрос
:
что
сделаю
?
и
обозначает
действие
,
которое
произойдёт
.)
-
Чему
посвящён
наш
урок
?
О
каком
времени
мы
будем
говорить
? (
Будущему
времени
).
-
Попробуйте
поставить
этот
глагол
в
неопределённую
форму
.
Запишите
.
Сколько
глаголов
получилось
?
что
делать
?
побеждать
что
сделать
?
победить
-
Почему
получилось
два
глагола
? (
отвечают
на
разные
вопросы
)
-
Что
же
делать
дальше
?
В
форму
какого
времени
надо
поставить
эти
глаголы
?
(
Попробуем
поставить
эти
глаголы
в
будущее
время
.)
Запишите
,
что
получилось
.
что
буду
делать
?
буду
побеждать
что
сделаю
?
-
Смогли
ли
мы
помочь
Винни
выбрать
правильную
форму
глагола
? (
Можно
сказать
«
буду
побеждать
»)
Что
же
делать
с
глаголами
,
отвечающими
на
вопрос
:
что
сделать
?
Неужели
у
них
нет
формы
будущего
времени
?
4.
Построение
проекта
выхода
из
затруднения
.
-
Что
Вы
предлагаете
? (
Нужно
поставить
другие
глаголы
в
будущее
время
)
Может
это
прояснит
ситуацию
?
Поможете
мне
?
-
Пусть
каждый
ряд
выберет
себе
по
2
глагола
и
поставит
его
в
будущее
время
:
читать
,
прочитать
,
дружить
,
подружиться
,
прыгать
,
попрыгать
.
-
Что
Вы
можете
сказать
об
этих
глаголах
? (
Это
глаголы
в
неопределённой
форме
)
Докажите
.
На
какие
группы
можно
их
разделить
? (
Эти
глаголы
отвечают
на
разные
вопросы
).
-
Постарайтесь
записать
все
варианты
.
Предлагаю
для
удобства
записывать
в
таблице
.
я
ты
он
мы
вы
они
Дети
работают
в
тетради
по
рядам
.
-
Что
получилось
?
Сравни
свою
работу
с
работой
товарища
по
парте
.
Проверьте
по
шаблону
.
Если
есть
ошибки
,
исправьте
.
Поставьте
оценку
на
полях
себе
и
товарищу
. (
Таблица
появляется
на
экране
.)
я
буду
читать
прочитаю
ты
будешь
читать
прочитаешь
он
будет
читать
прочитает
мы
будем
читать
прочитаем
вы
будете
читать
прочитаете
они
будут
читать
прочитают
я
буду
дружить
подружусь
ты
будешь
дружить
подружишься
он
будет
дружить
подружится
мы
будем
дружить
подружимся
вы
будете
дружить
подружитесь
они
будут
дружить
подружатся
я
буду
прыгать
попрыгаю
ты
будешь
прыгать
попрыгаешь
он
будет
прыгать
попрыгает
мы
будем
прыгать
попрыгаем
вы
будете
прыгать
попрыгаете
они
будут
прыгать
попрыгают
-
Что
заметили
? (
Глагол
в
будущем
времени
может
быть
выражен
одним
словом
или
двумя
.)
-
Как
можно
назвать
глаголы
1-2
столбиков
? (
Ответы
детей
).
В
русском
языке
для
них
есть
специальное
название
:
будущее
сложное
и
будущее
простое
.
-
Сделайте
вывод
.
Сравните
образование
будущего
простого
и
будущего
сложного
времени
. (
От
глагола
,
отвечающего
на
вопрос
:
что
делать
?,
образуется
сложная
форма
будущего
времени
.
Такие
глаголы
отвечают
на
вопрос
:
что
буду
делать
?
и
другие
.
От
глагола
,
отвечающего
на
вопрос
:
что
сделать
,
образуется
простая
форма
будущего
времени
.
Такие
глаголы
отвечают
на
вопрос
:
что
сделаю
?
и
другие
)
-
Что
можно
сказать
о
простой
форме
будущего
времени
глагола
? (
Все
глаголы
с
приставками
).
-
Как
образуется
глагол
будущего
сложного
времени
? (
Изменяется
первый
глагол
:
быть
,
а
второй
глагол
–
глагол
в
неопределённой
форме
.)
-
Как
можно
назвать
первый
глагол
,
который
изменяется
?
Он
главный
или
помогает
?
Какую
роль
он
выполняет
?
-
В
русском
языке
его
назвали
вспомогательным
.
5.
Реализация
построенного
проекта
.
-
Давайте
вернёмся
к
первому
стихотворению
Винни
.
Как
же
сказать
правильно
?
-
От
глагола
,
отвечающего
на
вопрос
:
что
делать
?
образуется
сложная
форма
будущего
времени
;
от
глагола
,
отвечающего
на
вопрос
:
что
сделать
,
образуется
простая
форма
будущего
времени
.
-
Ребята
,
а
мы
можем
образовать
простую
форму
будущего
времени
? (
нет
)
Как
же
нам
поступить
? (
образовать
сложную
форму
будущего
времени
)
Правильно
сказать
:
буду
побеждать
.
Составление
алгоритма
.
1.
Образуй
неопределённую
форму
глагола
.
2.
Задай
вопрос
.
3.
Если
глагол
отвечает
на
вопрос
ЧТО
ДЕЛАТЬ
?,
образуется
сложная
форма
будущего
времени
.
4.
Если
глагол
отвечает
на
вопрос
ЧТО
СДЕЛАТЬ
?,
образуется
простая
форма
будущего
времени
.
5.
Если
нельзя
образовать
простую
форму
будущего
времени
,
то
можно
использовать
сложную
форму
будущего
времени
.
6.
Первичное
закрепление
во
внешней
речи
.
-
Ребята
,
помогите
Винни
-
Пуху
сочинить
ещё
одно
стихотворение
.
Раскройте
скобки
и
поставьте
глаголы
в
будущее
время
.
Должно
получиться
красивое
стихотворение
. (
Работа
в
парах
по
карточкам
)
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!
-
Что
получилось
?
Проверьте
в
паре
.
Прочитайте
для
всех
.
-
Объясните
,
как
вы
подбирали
нужную
форму
глагола
будущего
времени
.
(
Алгоритм
)
-
От
глагола
,
отвечающего
на
вопрос
:
что
делать
?
образуется
сложная
форма
будущего
времени
;
от
глагола
,
отвечающего
на
вопрос
:
что
сделать
,
образуется
простая
форма
будущего
времени
.
7.
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
по
эталону
.
-
Выполним
упражнение
по
учебнику
.
Откройте
учебники
на
странице
40,
упражнение
33.
Прочитайте
задание
. (
Каждый
ряд
по
1
глаголу
, 3
ученика
работают
у
доски
)
Повторение
алгоритма
.
8.
.
-
Ребята
,
вы
такие
молодцы
!
Дома
попробуйте
поиграть
в
игру
«
Что
я
буду
делать
,
когда
вырасту
?
Что
сделаю
особенного
?»
Запишите
ответы
. (
Пример
от
Винни
-
Пуха
:
Я
буду
летать
.
Я
полечу
на
Луну
.)
-
Ребята
,
вот
и
закончился
наш
урок
.
А
к
нам
пришёл
друг
Винни
-
Пуха
-
Пятачок
.
-
Он
очень
расстроился
,
что
не
попал
к
нам
на
урок
.
Давайте
поделимся
с
ним
своими
впечатлениями
.
-
Что
Вы
сегодня
открыли
для
себя
?
Чем
заинтересовались
?
Что
Вас
удивило
?
-
Оцени
свою
работу
. (
За
работу
вместе
,
за
работу
в
тетради
,
за
работу
в
паре
)
Что
получилось
?
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!
Мирно
и
радостно
мы
(
жить
),
Вместе
(
играть
),
Крепко
(
дружить
),
Мы
(
подарить
)
друг
другу
смех
и
цветы
,
И
(
исполнить
)
в
жизни
все
наши
мечты
!