Напоминание

Роль подвижных игр в физическом развитии детей


Автор: Володин Федор Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ЦДО "Дземги"
Населённый пункт: Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Роль подвижных игр в физическом развитии детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль подвижных игр в физическом воспитании

дошкольников.

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием

физических качеств — одна из основных задач современного

общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и

демократических принципах, здоровье человека является высшей

ценностью, важнейшим достоянием государства, оно —

бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса

общества.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма —

одна из основных проблем в современном обществе. В период

дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,

всесторонней физической подготовленности и гармонического

физического развития. В то же время, сложившиеся система

дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические

нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных

качеств и навыков.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания

детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся

удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться,

действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются

движения, развиваются такие качества, как инициатива и

самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются

согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале,

конечно, примитивные) правила.

Целью физического развития дошкольников является формирование у

детей основ здорового образа жизни. В процессе физического развития

осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные

задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и

укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие,

совершенствование функций организма, повышение активности и

общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в

более конкретной форме: помогать формированию изгиба

позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-

суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в

особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей

тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и

дыхательной системы.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей

двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли

физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления

собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у

детей двигательные навыки формируются сравнительно легко.

Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на

велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство

передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей

(умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у

них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими

упражнениями. Система физического развития дошкольников строится

с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так

тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период

дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,

долголетия всесторонней двигательной подготовленности и

гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А.

Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно

организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что

позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем

всестороннее гармоническое развитие личности.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают

наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных,

образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у

детей положительные эмоции и усиливают все физиологические

процессы.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод

воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм

обыденное становится необычным, а потому особенно

привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго

дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с

инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально,

стимулирует двигательную активность. В игре используются

естественные движения большей частью в развлекательной

ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и

поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в

развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в

жизнерадостных движениях.

Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем.

Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры,

особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии

стойкой ремиссии заболевания), больше, чем другие формы физической

культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении,

способствуют всестороннему, гармоничному физическому и

умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых

качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости,

меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и

других важных качеств. Через подвижные игры достигается наиболее

гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний

благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения,

интеллектуального развития.

Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени

детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме

того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния

здоровья, характера функциональных изменений организма, степени

физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры

на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению

организма ребенка.

Игры классифицируются по анатомическому признаку, в зависимости

от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с

преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с

общим воздействием.

В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные

и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с

общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые

состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно

делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на

равных условиях.

Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение

играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры

можно разделить на:

· игры на месте (статические игры), в которых ребенок не меняет своего

положения в отношении окружающих его предметов, а только

передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения

стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и

главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По

сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая

физическая нагрузка;

· малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в

различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно

их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и

нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше

эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и

подвижными играми;

· подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет

положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти

игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются

различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и

т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений,

выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на

организм, вызывая значительные изменения функций мышечной,

дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх

физическая нагрузка больше, они требуют более высоких

функциональных и физических возможностей со стороны детей [8].

Также все подвижные игры можно разделить на четыре группы с

учетом примерной пс ихофизической нагрузки в них: 1 группа — с

незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной нагрузкой; III

группа — с тонизирующей нагрузкой; IV группа — с тренирующей

нагрузкой.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого

материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами

спорта.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный

или сказочный эпизод. Дошкольники с увлечением передают игровой

образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в

зависимости от последних подразделяются на игры типа

перебежек, ловишек, пятнашек и т. д.;игры с элементами соревнования:

“Чье звено скорее построится?”, “Кто скорее к флажку прибежит?” и

т. п.; несложные игры-эстафеты: “Кто скорее передаст мяч?”; игры с

предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками;

игры-забавы для самых маленьких: “Ладушки”, “Сорока”, “Коза

рогатая” и др.

Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх,

ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

Педагогу необходимо помнить, что все перечисленные подвижные игры

способствуют не только совершенствованию движения играющих,

развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной

реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в

расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них

воспитываются такие качества личности, как решительность,

настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к

участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое

развитие ребенка.

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства

психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального

воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с

окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора

действий, что является необходимым для качественной подготовки

детей.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую

роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в

дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к

трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся

здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.



В раздел образования