Автор: Володин Федор Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ЦДО "Дземги"
Населённый пункт: Комсомольск–на–Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Роль подвижных игр в физическом развитии детей
Раздел: дополнительное образование
Роль подвижных игр в физическом воспитании
дошкольников.
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием
физических качеств — одна из основных задач современного
общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и
демократических принципах, здоровье человека является высшей
ценностью, важнейшим достоянием государства, оно —
бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса
общества.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма —
одна из основных проблем в современном обществе. В период
дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,
всесторонней физической подготовленности и гармонического
физического развития. В то же время, сложившиеся система
дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические
нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных
качеств и навыков.
Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания
детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся
удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться,
действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются
движения, развиваются такие качества, как инициатива и
самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются
согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале,
конечно, примитивные) правила.
Целью физического развития дошкольников является формирование у
детей основ здорового образа жизни. В процессе физического развития
осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные
задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и
укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие,
совершенствование функций организма, повышение активности и
общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в
более конкретной форме: помогать формированию изгиба
позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-
суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в
особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей
тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной системы.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей
двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли
физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления
собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у
детей двигательные навыки формируются сравнительно легко.
Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на
велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство
передвижения.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей
(умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у
них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими
упражнениями. Система физического развития дошкольников строится
с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так
тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период
дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,
долголетия всесторонней двигательной подготовленности и
гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А.
Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно
организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что
позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем
всестороннее гармоническое развитие личности.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают
наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у
детей положительные эмоции и усиливают все физиологические
процессы.
Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод
воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм
обыденное становится необычным, а потому особенно
привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго
дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с
инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально,
стимулирует двигательную активность. В игре используются
естественные движения большей частью в развлекательной
ненавязчивой форме. Игра — естественный спутник жизни ребенка и
поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в
развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в
жизнерадостных движениях.
Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем.
Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры,
особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии
стойкой ремиссии заболевания), больше, чем другие формы физической
культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении,
способствуют всестороннему, гармоничному физическому и
умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых
качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости,
меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и
других важных качеств. Через подвижные игры достигается наиболее
гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.
Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний
благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения,
интеллектуального развития.
Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени
детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме
того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния
здоровья, характера функциональных изменений организма, степени
физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры
на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению
организма ребенка.
Игры классифицируются по анатомическому признаку, в зависимости
от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с
преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с
общим воздействием.
В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные
и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с
общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые
состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно
делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на
равных условиях.
Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение
играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры
можно разделить на:
· игры на месте (статические игры), в которых ребенок не меняет своего
положения в отношении окружающих его предметов, а только
передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения
стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и
главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По
сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая
физическая нагрузка;
· малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в
различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно
их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и
нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше
эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и
подвижными играми;
· подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет
положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти
игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются
различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и
т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений,
выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на
организм, вызывая значительные изменения функций мышечной,
дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх
физическая нагрузка больше, они требуют более высоких
функциональных и физических возможностей со стороны детей [8].
Также все подвижные игры можно разделить на четыре группы с
учетом примерной пс ихофизической нагрузки в них: 1 группа — с
незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной нагрузкой; III
группа — с тонизирующей нагрузкой; IV группа — с тренирующей
нагрузкой.
Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого
материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами
спорта.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный
или сказочный эпизод. Дошкольники с увлечением передают игровой
образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.
Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в
зависимости от последних подразделяются на игры типа
перебежек, ловишек, пятнашек и т. д.;игры с элементами соревнования:
“Чье звено скорее построится?”, “Кто скорее к флажку прибежит?” и
т. п.; несложные игры-эстафеты: “Кто скорее передаст мяч?”; игры с
предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками;
игры-забавы для самых маленьких: “Ладушки”, “Сорока”, “Коза
рогатая” и др.
Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх,
ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.
Педагогу необходимо помнить, что все перечисленные подвижные игры
способствуют не только совершенствованию движения играющих,
развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной
реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в
расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них
воспитываются такие качества личности, как решительность,
настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к
участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое
развитие ребенка.
Таким образом, подвижные игры необходимы для единства
психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального
воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с
окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора
действий, что является необходимым для качественной подготовки
детей.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую
роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в
дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к
трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся
здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.