Автор: Панасенко Юлия Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Приморско-Ахтарский СРЦН"
Населённый пункт: г. Приморско-Ахтарск, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их последствия"
Раздел: начальное образование
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ»
Цель: формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Задачи: сформировать общее представление о здоровом образе жизни;
формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Материалы и оборудование: анаграммы, фломастеры, маленькая коробоч-
ка, 2 одноразовых стакана, краски акварель, ручки, бумага А 4, анкеты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть (приветствие / беседа)
Педагог. Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего занятия «Здоровый об-
раз жизни. Вредные привычки и их последствия». Давайте же с вами поговорим
о здоровом образе жизни, что значит быть здоровым? (Ответы детей).
Педагог: хорошо! И начнем наше занятие с беседы о здоровом образе жиз-
ни.
Здоровый образ жизни, ЗОЖ – образ жизни человека, направленный на
сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого ор-
ганизма в целом. ЗОЖ – это комплекс полезных привычек, только положитель-
но влияющих на жизнедеятельность человека. С его помощью можно укрепить
здоровье, увеличить длительность жизни и быть счастливым. Ведение ЗОЖ по-
могает каждому заботиться и ухаживать за своим организмом. Он способствует
его укреплению, устойчивости и силе. Какие должны быть условия для того,
чтобы человек был здоровым? (отсутствие вредных привычек, активный образ
жизни, правильное и полноценное питание, личная гигиена, наличие общения,
друзей, позитивный жизненный настрой).
Итак, мы с вами выяснили, что здоровый человек – это не только человек,
не имеющий вредных привычек, не имеющий болезней, но и так же человек,
который ведет активный образ жизни, правильно питается, соблюдает режим
дня, имеет круг общения и видит во всем позитив.
Основная часть.
Ведущий: сейчас мы с вами выполним упражнение (разминка).
Упражнение (разминка) «Анаграммы».
Инструкция: на бумаге А 4 напечатаны анаграммы (приложение 1), каж-
дому ребенку необходимо индивидуально на листе написать слово связанное со
здоровьем.
ЗКУЛЬФИТРАУ –физкультура
ДРЯЗАКА – зарядка
ЛКАЗАКА – закалка
ЕНГИАГИ – гигиена
ЛКАПРОГУ – прогулка
ПОТИВЗИ – позитив
Педагог: молодцы, ребята!
Беседа-рассуждение «Вредные привычки».
Цель: формирование негативного отношения к вредным привычкам.
«Курение». Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Хри-
стофором Колумбом в XV веке и получили название «табак». У курящих бы-
стро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак
успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сей-
час доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них
– яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным при-
вычкам.
Педагог: хорошо ли курить? Да или нет? Если – нет, то почему? (Ответы
детей).
Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство
не могут бросить курить? Ведь знают: курить – здоровью вредить.
Почему подросток начинает курить?
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить
подростки (приложение 2).Каждый участник занятия фломастером ставит га-
лочку около выбранной причины. Педагог обобщает ответы детей.
Игра «Коробочка».
Педагог: предлагаю поиграть. Я держу в руках коробочку и говорю: «То,
что лежит в этой коробочке – плохо, нельзя. Сейчас будем ее передавать по
кругу. Каждый из вас может сделать с этой коробочкой все, что хочет».
Потом коробочку передают по кругу. Как обычно в группе есть дети, кото-
рые из любопытства посмотрят, что лежит в коробочке.
Обсуждение: «Что вы чувствовали, когда держали такую коробочку в ру-
ках? Многие из вас знали, что это плохо, нельзя, но все равно посмотрели. По-
чему?».
Точно так же происходит,
когда
подростки
начинают курить.
В
большинстве случаев ими движет интерес. Многие подростки, когда пробуют
закурить, считают, что всегда могут бросить, когда захотят. Но статистика по-
казывает, что более чем у 50 % ребят курение становится вредной привычкой,
от которой потом очень тяжело избавиться. Появляется зависимость от табака –
постоянное желание закурить. Когда люди бросают курить, то некоторое время
чувствуют себя очень плохо.
Педагог: особенностью каждого человека является способность привыкать
к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать
рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Мож-
но привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям. Привычки формиру-
ются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает
одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
– Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?
– Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно
влияют на здоровье? (Положительные привычки). Перечислите их (чистить
зубы, делать зарядку, правильно питаться в одно и то же время и др.).
Педагог: и для примера полезных привычек, предлагаю вам выполнить
упражнение-разминку.
Физкультминутка.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
Педагог: – А какие привычки могут принести вред нашему здоровью?
(Вредные). Иногда человек совсем не задумывается, что читать лежа – это вред-
ная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Но наиболее серьез-
ное и опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя,
наркотиков.
«Алкоголь».
Алкоголь.
Алкоголь называют «похитителем рассудка».
Слово «алкоголь» означает «одурманивающий». Алкоголь действует на клетки
головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой
контроль, становится психически неуравновешенным. Алкоголь – это внутри-
клеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека –
печень, сердце, мозг. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и
«взрослые» дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалид-
ности при поражении головного мозга.
Демонстрация опыта.
Педагог: перед вами 2 неполных стакана с подкрашенной акварельной
краской водой – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здо-
ровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как
солнце – источник жизни.
Начнем: в стакан с желтой жидкостью добавлять синюю. Что будет проис-
ходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере
вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение
желтого и синего цветов дает зеленый цвет), и наконец наступит такой момент,
когда вся жидкость в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит с орга-
низмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать
восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и
систем.
«Наркотики». Наркотики – это химические вещества растительного и хи-
мического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьяне-
ние, а люди называются наркоманами. К наркотикам привыкают очень быстро,
а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая
галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую
зависимость организма, а это часто смертельное заболевание. Наркотики убива-
ют ум, здоровье, силы человека.
Упражнение «Модель здорового и нездорового человека».
Цель: формирование негативного отношения к вредным привычкам.
Педагог: чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы де-
тей).
Педагог: ребята, выберите слова для характеристики здорового и нездоро-
вого человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, строй-
ный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый.
Педагог: как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чув-
ствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы детей).
Педагог: и так делаем вывод, что человек, ведущий здоровый образ жизни
чувствует себя гораздо лучше.
Педагог: на этом наше занятие заканчивается. Вы молодцы, хорошо спра-
вились со всеми заданиями. Давайте подведем итоги.
Заключительная часть.
Устная рефлексия занятия. Вспоминаем, какие выполняли упражнения?
Что больше всего понравилось, было интересно? Что нового вы узнали для себя
на этом занятии?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗКУЛЬФИТРАУ
ДРЯЗАКА
ЛКАЗАКА
ЕНГИАГИ
ЛКАПРОГУ
ПОТИВЗИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МОТИВЫ, ПО КОТОРЫМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЧАЩЕ ВСЕГО
НАЧИНАЮТ КУРИТЬ ПОДРОСТКИ
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд,
чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать □
модно □
за компанию □
любопытство □
успокаивает □
хочется быть взрослым □
для снятия напряжения □
помогает похудеть □
поднимает настроение □
просто так □
баловство □
затрудняюсь ответить □
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд,
чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать □
модно □
за компанию □
любопытство □
успокаивает □
хочется быть взрослым □
для снятия напряжения □
помогает похудеть □
поднимает настроение □
просто так □
баловство □
затрудняюсь ответить □
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд,
чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать □
модно □
за компанию □
любопытство □
успокаивает □
хочется быть взрослым □
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд,
чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать □
модно □
за компанию □
любопытство □
успокаивает □
хочется быть взрослым □
для снятия напряжения □
помогает похудеть □
поднимает настроение □
просто так □
баловство □
затрудняюсь ответить □
для снятия напряжения □
помогает похудеть □
поднимает настроение □
просто так □
баловство □
затрудняюсь ответить □
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд,
чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать □
модно □
за компанию □
любопытство □
успокаивает □
хочется быть взрослым □
для снятия напряжения □
помогает похудеть □
поднимает настроение □
просто так □
баловство □
затрудняюсь ответить □
Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд,
чаще всего начинают курить подростки:
от нечего делать □
модно □
за компанию □
любопытство □
успокаивает □
хочется быть взрослым □
для снятия напряжения □
помогает похудеть □
поднимает настроение □
просто так □
баловство □
затрудняюсь ответить □