Автор: Ильичева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ №12
Населённый пункт: г.о.Домодедово
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел: начальное образование
СТАТЬЯ
НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнила: учитель начальных классов
МАОУ Домодедовской СОШ №12
Ильичева Ольга Николаевна
Домодедово - 2020
Содержание:
Введение...................................................................................................................3
§1. Понятие и структура педагогической технологии. Современные
педагогические технологии....................................................................................4
§2. Инновационные технологии начального общего образования.....................8
Заключение............................................................................................................19
Список используемых источников:.....................................................................20
Введение.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной
задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается
от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды
деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной
образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с
принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего
новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает
значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому
предмету в образовательном учреждении.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель
образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема –
превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний,
умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения
новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды
и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов
деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы
здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в
зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня
подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их
образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
§1. Понятие и структура педагогической технологии. Современные
педагогические технологии.
Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство,
мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в
буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве,
мастерстве. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая
технология» существуют большие разночтения, среди которых можно
выделить четыре позиции:
1.
Педагогические технологии как средство. Педагогические технологии
как средство обучения, то есть как производство и применение
методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и
ТСО для учебного процесса.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
2.
Педагогические технологии как способ. Вторую позицию выдвигают
В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, А.М.
Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Они считают, что
педагогическая технология – это процесс коммуникации (способ
выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме,
программе, системе взаимодействия участников педагогического
процесса. Близко к данной позиции понимание педагогической
технологии и как искусства, мастерства преподавания, воспитания.
3.
Педагогические технологии как научное направление. Представители
третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р.
Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию
как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных,
управленческих и естественных наук.
Технология обучения (педагогическая технология) - новое направление в
педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных
обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И.
Пидкасистый).
4.
Педагогические технологии как многомерное понятие. Четвертая
позиция представляет многоаспектный подход и предлагает
рассматривать педагогические (образовательные) технологии как
многомерный процесс
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей [2].
Педагогическая (образовательная) технология – это система
функционирования всех компонентов педагогического процесса,
построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в
пространстве и приводящая к намеченным результатам [4].
Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это
категория педагогики, обладающая большой степенью общности,
обобщенности, многомерности. Пользуясь терминологией В.В. Давыдова,
педагогическую технологию можно рассматривать как содержательное
обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных определений,
включая генетические корни понятия. Разнообразные трактовки понятия
«педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это
качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата»
педагогики [4].
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве
науки (область педагогической теории), исследующей и проектирующей
наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов,
способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса
обучения и воспитания. Она может быть представлена либо всем комплексом
своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо
описанием алгоритма (программы) действий, либо реально
осуществляющимся в практике процессом.
Современные педагогические технологии – это набор операций по
конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с
поставленными целями. Это системная категория, структурными
составляющими которой являются: цели ,содержание обучения, средства
педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик,
учитель, результат деятельности. Эффективность процесса образования
находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую
мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения
поставленных целей
Использование современных технологий достижения планируемых
результатов на уроках в начальной школе
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность
ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий
выделяют:
1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса:
-педагогика сотрудничества (реализация гуманно-личностного подхода к
ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися
образовательного маршрута) и гуманно-личностная технология Ш. А.
Амонашвили
2.Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся:
-игровые технологии (в результате систематического использования игровых
форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность
учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной
задачи.);
-проблемное обучение;
-проектно-исследовательская технология ;
3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса:
-технология уровневой дифференциации обучения;
-групповые технологии обучения; (предоставление возможностей каждому
ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска
(результата);
-информационно-компьютерные технологии (обучение работе с разными
источниками информации, готовности к самообразованию и возможному
изменению образовательного маршрута ).
4.Здоровьесберегающая технология.
Также широко применяются в учебно-воспитательном
процессе коммуникативные технологии, технология портфолио, технология
развития критического мышления, модульное обучение, дистанционное
обучение, тестовые технологии, технология выявления и поддержки
одаренных детей.
При грамотном применении современных образовательных технологий
повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес
к предмету, а значит, образование младших школьников становится
качественным, отвечающим требованиям новых образовательных
стандартов.
§2. Инновационные технологии начального общего образования.
Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс.
Инновационное образование же несет собой новые основы развивающего
образования, как основной модернизирующий фактор образования.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс
из трех взаимосвязанных составляющих:
1.
Современное содержание, которое передается обучающимся,
предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие
компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание
должно быть хорошо структурированным и представленным в виде
мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью
современных средств коммуникации.
2.
Современные методы обучения — активные методы формирования
компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении
в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3.
Современная инфраструктура обучения, которая включает
информационную, технологическую, организационную и
коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать
преимущества дистанционных форм обучения.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном
образовании с использованием элементов компьютерных технологий дает
возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов
предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое
управление учебным процессом.
Все современные технологии обучения в качестве важного компонента
содержат
применение
элементов
информационных
технологий.
В
тематическое планирование включается перечень электронных учебных
материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам
курса. В нашей школе
все кабинеты начальных классов оснащены
компьютерами. При планировании урока применяется иллюстративный
материал, тренировочные или контрольные задания на различных этапах
урока в соответствии с дидактическими целями. Применение элементов
компьютерных технологий индивидуализирует и дифференцирует учебный
процесс.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях
эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Технология перспективно - опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный
подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное
условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над
уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий
для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить
незнающего).
С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить
объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их
введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в
какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом.
Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — опорные схемы, или просто
опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе
объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков.
Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ),
снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом
рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание
или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание
причинно-следственных зависимостей.
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только
ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то
вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и
совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе,
делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;
-его внеклассной работе.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в
обеспечении
эмоционально-приподнятой
обстановки
воспроизведения
знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра
моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей,
вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения
героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в
разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть
бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить,
придумать диалоги для беседы.
Технологии проблемного обучения.
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при
решении теоретических и практических задач в создающихся для этого
проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены
самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику,
разъясняет проблему, формулирует ее и решает.
Проблемное обучение включает такие этапы:
осознание общей проблемной ситуации;
ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную
проверку их);
проверку правильности решения.
Информационно – коммуникационная технология.
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного
развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве,
приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям
современных технологий и обладающей информационной культурой, а
также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих
задач:
· использовать информационные – коммуникационные технологии в
учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к
самообразованию;
· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования
положительной мотивации к учению;
· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный
выбор жизненного пути.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в образовании. Это не только новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс
повышает авторитет педагога в коллективе, так как преподавание ведется на
современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого
педагога, развивающего свои профессиональные компетенции.
Здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период
обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку
с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух,
оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил
техники безопасности;
· рациональная плотность урока/занятия (время, затраченное школьниками
на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· построение урока с учетом работоспособности учащихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и
эмоциональные разрядки;
· профилактика стрессов:
· работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
"слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование
учащихся к использованию различных способов решения, без боязни
ошибиться и получить неправильный ответ;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой
части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках;
улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение
родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение
концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей,
уровня тревожности.
Технология интегрированного обучения.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это
возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной
области. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию
логики, мышления, коммуникативных способностей [1].
Преимущества интегрированных уроков:
Способствуют повышению мотивации учения, формированию
познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира
и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи,
формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать
выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор.
Но и способствуют формированию разносторонне развитой,
гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между
фактами, которые подтверждают или углубляют определённые
выводы. Наблюдения учащихся.
Развивающая технология Л.В. Занкова.
Целевые установки данной технологии:
- общее психическое развитие личности;
- создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования делает акцент на богатом содержании начального
образования, которое обеспечивает обучающимся объективную картину мира
на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Основу успешной реализации технологии Л.В. Занкова составляют
следующие взаимосвязанные принципы: принцип обучения на высоком
уровне трудности; принцип ведущей роли теоретических знаний; принцип
осознания школьниками процесса учения; принцип работы над развитием
всех обучающихся; принцип продвижения в изучении материала быстрым
темпом.
Развивающая технология Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Обозначим основные принципы реализации данной технологии:
- принцип, обеспечивающий обучение через «врастание ребенка в культуру»,
опирающийся на «достижения естественного созревания»;
- принцип, провозглашающий обучение источником развития (обучение
происходит в зоне ближайшего развития);
- принцип субъектности ребенка в учебном процессе;
- принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
К особенностям методики обучения мы относим:
- дедуктивный способ подачи учебной информации;
- проблемность подачи нового материала как условие мотивации
обучающихся;
- моделирование в процессе обучения [1].
Технология портфолио.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и
аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов
обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет
учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее
спланированная и специально организованная индивидуальная подборка
материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и
достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов
обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях
в различных областях за определенный период времени. Иными словами –
это форма фиксации самовыражения и самореализации.
Данная технология реализует следующие функции в образовательном
процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей
за определенный период времени);
● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные
стандартом);
● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к
взаимодействию и достижению положительных результатов);
● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и
выполняемых работ);
● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и
воспитания от класса к классу);
● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить:
● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической
компетентности);
● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом
и обществом рамках).
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Анализ различных информационных источников показал, что к целевым
ориентирам технологии Ш.А. Амонашвили следует отнести:
- становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека через
раскрытие его личностных качеств;
- облагораживание души и сердца ребенка;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и
умений;
- идеал воспитания – самовоспитание.
Образовательные интерактивные технологии.
Интерактивные технологии строятся на основе диалога, коммуникации.
Поэтому под образовательными интерактивными технологиями мы будем
понимать систему способов организации взаимодействия педагога и
обучающихся в форме учебных игр, которая обеспечивает эффективное
познавательное общение и создающее условия для переживания
обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и
взаимообогащение их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и
других сфер.
Целью реализации образовательных интерактивных технологий является:
активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся и
развитие у них коммуникативных качеств [1].
Технологии уровневой дифференциации.
Ведущими принципами технологии уровневой дифференциации являются:
- обучение в едином разнородном коллективе;
- формирование опоры, обеспечивающей всем обучающимся независимо от
их способностей, овладение базовой системой знаний, умений;
- выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса
уровня обязательной подготовки;
- введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может»;
- учебный процесс не должен быть ограничен обязательными требованиями и
результатами обучения;
- явное, а не искусственно-формальное признание права ребенка на выбор
уровня усвоения материала и отчетности;
- соответствие содержания, контроля и оценивания знаний уровневому
подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать
проверку у всех обучающихся достижения уровня обязательной подготовки,
дополненной проверкой усвоения материала на более высоком уровне.
Целью технологии уровневой дифференциации является обеспечение
достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки по предмету и
создание условий, проявляющим им развивать интерес и способности к
изучаемым предметам на более высоком уровне [1].
Дистанционные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые
в основном с применением информационных и телекоммуникационных
технологий «на расстоянии».
К достоинствам образовательного процесса с применением дистанционных
технологий можно отнести:
- технологичность: обучение с использованием современных программных и
технических средств делает электронное образование более эффективным. -
доступность и открытость обучения;
- индивидуальность образования: обучающиеся сами определяют темп
обучения, могут возвращаться по несколько раз к отдельным занятиям,
темам, разделам, вопросам; и т.д.;
- творческий характер образовательной деятельности.
Заключение.
Опыт современного российского образования располагает широчайшим
арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.
Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в
общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива
воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной
деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией
гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного
подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать
личные достижения каждого субъекта образовательного процесса:
обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений
обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации
саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-
концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
При грамотном применении современных образовательных технологий
повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес
к предмету, а значит, образование младших школьников становится
качественным, отвечающим требованиям новых образовательных
стандартов.
Список используемых источников:
1. Алмазова И.Г. Современные технологии начального образования: учебное
пособие / И.Г. Алмазова, Е.В. Долгошеева, С.Н. Числова. – Елец : ЕГУ им.
И.А. Бунина, 2019. – 94 с.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ
зарубежного опыта / М.В. Кларин. — Москва : Наука, 2014. 32 с.
3. Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Л.Я.Кульбякина // Начальная
школа. – 2002. — № 2. – С.110.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. –
В 2 т. – Т.1.– Москва : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с