Автор: Остапенко Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Керчи
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру во 2 классе . УМК "Перспективная начальная школа"
Тема: "Земноводные"
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕМА: «Земноводные».
Цели: расширить представления о земноводных; обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, тритонов; продолжить
формирование умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных. Обучение
умению высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма; закрепление умений
обучающихся умению приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего
вида и жизни животных. Развитие умения систематизировать полученные знания, расширять кругозор, наблюдательность и словарный
запас. Привитие интереса и любви к окружающему миру. Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе и
элементарной экологической культуры.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать понятие земноводных, как части живой природы. Отличительные признаки земноводных,
-уметь высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма.
Регулятивные:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями ее реализации;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные:
-описывать на основе иллюстрации объекты живой природы (земноводных);
- под земноводных) на основе выделения понятие (существенных признаков.
- строить сообщения в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при
указании количества групп;
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
Личностные
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесные, наглядные, исследовательский, объяснительно-иллюстративный
Оборудование:
цветные карандаши; фотографии и рисунки с изображением земноводных; кроссворд «Амфибия»; загадки о
земноводных, презентация.
Ход урока
I.
Организационная часть.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Давайте дружно прочитаем
Эпиграф к уроку (на доске):
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
-Сегодня мы продолжим путешествие в мир природы и поборемся за звание «Знатоки природы». Ведь природа – самое удивительное из
того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны.
2.Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки.
У воды живет плутовка
И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам
Не уйти от этой крошки.
(Лягушка.)
Эта в нашем огороде
На охоту ночью ходит.
Слизнякам пришла беда –
Расползайтесь кто куда!
(Жаба.)
– Что вы знаете о пользе этих животных для человека?
– К какой природе животных относятся лягушка и жаба? (К земноводным.)
– Что вы знаете о жизни земноводных? (Все они часть жизни проводят на суше, а часть – в воде.)
– Тема нашего урока – «Земноводные».
II. Повторение ранее изученного.
1.
Игра «Найди лишнее»
- Назовите отличительные признаки каждой получившейся группы.
(Насекомые – 6 ног, на голове находится пара усиков. Рыбы – тело покрыто чешуёй и слизью. Птицы – тело покрыто перьями. Звери –
тело покрыто шерстью, они умеют сохранять тепло.)
III.Физкультминутка (слайд 5)
- Давайте представим, что мы рыбы и отправимся на дно водоёма.
IV.Работа над новым материалом.
1.Работа по учебнику.
– Каких животных относят к земноводным? Приведите примеры.
– От чего зависит температура тела земноводных? (От температуры окружающей среды.)
П а р н а я р а б о т а по тексту учебника.
Учащиеся договариваются друг с другом, кто из них будет рассказывать о внешнем виде земноводного, нарисованного в учебнике
справа (зеленой жабе), а кто – о животном, нарисованном слева (гребенчатом тритоне).
– Выделите черты сходства и различия зеленой жабы и гребенчатого тритона.
Учащиеся выделяют следующие п р и з н а к и:
1) жаба, как и лягушка, – бесхвостое земноводное, а тритон – хвостатое;
2) у тритона короткие ноги, плавать в воде ему помогает длинный хвост;
3) у лягушки и жабы задние ноги развиты больше передних, а между пальцами задних ног имеются перепонки;
4) несмотря на то что лягушки и жабы относятся к одной группе земноводных, они отличаются формой тела и кожей.
– К земноводным относят бесхвостых лягушек и жаб, хвостатых тритонов и саламандр. Кожа у них лишена защитного покрова.
Дышат они лёгкими и влажной кожей. Питаются червями, слизнями, многоножками, гусеницами и разными насекомыми, которых
ловят длинным липким языком. В холодных краях земноводные на зиму засыпают, укрывшись под листьями, в норках, гнилых пнях
или на дне водоёмов.
– Наблюдали ли вы этих животных? Почему их называют земноводными?
– Найдите на рисунке червягу. На кого похоже это земноводное? (На дождевого червя.)
– Чем интересно строение тела червяги? (Нет ног.)
– Прочитайте текст о червяге. Обитает ли это земноводное в нашей стране? (Не обитает.)
– Расскажите по рисунку о питании земноводных.
– Прочитайте текст о питании земноводных. Как питаются все взрослые земноводные? (Это хищные животные.)
– Чем питаются тритоны? (Улитками, червяками, слизнями, насекомыми.)
– Чем питаются жабы? (Поедают слизней и гусениц.)
– Чем питаются лягушки? (Ловят пролетающих мимо насекомых, выбрасывая изо рта длинный липкий язык.)
– Язык у лягушки прикреплен не задней частью, как у человека, а передней. Поэтому лягушка и может выбрасывать его далеко
вперед. На кончике языка посередине – глубокая выемка. Покрыт язык клейкой слизью, находится во рту в сложенном состоянии. Но
когда нужно, лягушка молниеносно выбрасывает его вперед и действует как хлопушкой, выбрасывая в длину на 5 см. Питаются
лягушки нежными комариками, горькими божьими коровками, древесными клопами.
– Назовите земноводных родного края. Как они передвигаются по воде и по суше? Какие звуки умеют издавать? Где и в какое
время года их можно наблюдать?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Работа по хрестоматии.
– Впишите в крестословицу названия земноводных и вы узнаете, как еще их называют. (К л ю ч е в о е с л о в о – «амфибия».)
Работа с крестословицей.
а
1
с
а
л
а
м
а
н
д
р
а
ф
2
т
р
и
т
о
н
3
ж
а
б
а
и
4
л
я
г
у
ш
к
а
Учащиеся читают рассказ «Чем земноводные отличаются от амфибий?».
– Как еще называют земноводных? (Амфибия.)
– О каких земноводных вы прочитали? (Саламандре, червяге.)
– Назовите отличительные признаки земноводных. (Голая кожа, которая участвует в дыхании.)
– Расскажите о жизни потомства. (Большинство земноводных рождается в воде и до превращения во взрослое животное дышит
жабрами.)
– Как дышит взрослое земноводное? (С помощью кожи и с помощью особых органов дыхания – легких.)
– От чего зависит температура тела земноводных? (От температуры окружающей среды.)
Далее учитель рассказывает о земноводных нашей страны.
– Самые распространенные в нашей стране – лягушка озерная и прудовая. Обе называются зелеными. Они действительно
зеленые. Хотя бывают и темно-оливковые, а иногда даже серо-зеленые. Живут в воде и у воды. Обычно дальше, чем на 10 метров, от
воды не отходят. Сидят на берегу, чтобы в случае опасности оказаться в воде. Прудовая лягушка прыгнет – и сразу на дно, затаится. А
озерная нырнет и тут же выставит голову, чтобы посмотреть, кто ее напугал. Озерные лягушки – самые крупные в нашей стране, могут
достигать 17 см в длину, длина же прудовых не превышает 9 см.
Широко распространенны также травяная и остромордая лягушки. Их называют бурыми. К воде они приходят лишь для того,
чтобы отложить там икру. Остальное время проводят на суше. Травяная лягушка похожа на остромордую, но крупнее, достигает 9 см, в
то время как остромордая никогда не бывает больше 8 см. У травяной лягушки тупая мордочка, не зря ее сестра – остромордая.
В Сибири и на Дальнем Востоке водится сибирская лягушечка. Она маленькая, редко бывает больше 6 см в длину. На брюшке у
нее красные пятна. Жизнь ее мало чем отличается от жизни других лягушек. Разве что она более морозоустойчива. Еще сибирская
лягушечка молчалива. В сырых лесах, на кочковатых лугах, в степях не услышишь ее голоса, хотя увидеть можно: активна она и днем и
ночью.
А вот дальневосточная лягушка – крикун. Весной там, где она живет, часто раздаются голоса самцов. Услышать ее можно
только на Дальнем Востоке и в долинах Амура. Больше нигде эта небольшая бурая лягушка не встречается.
Жители Сибири и Камчатки, Сахалина и Курильских островов хорошо знают углозуба сибирского. Это животное внешне похоже
на ящерицу, но без привычных признаков пресмыкающихся – чешуек на коже; его относят к земноводным. От воды они далеко не
уходят, но в воду забираются только весной, чтобы отложить икру. (По Ю. Дмитриеву, Н. Пожарицкой, А. Владимирову, В.
Порудоминскому.)
Учащиеся читают рассказы «Как отличить жабу от лягушки?» и «Зачем тритону хвост?» по цепочке. – Найдите в тексте
признаки, отличающие лягушек от жаб.
– Почему надо немедленно вымыть руки, если случайно дотронулись до жабы? (Через кожу жаба выделяет жгучую, едкую
жидкость. Эта жидкость вызывает раздражение кожи и слизистой оболочки гла
V.Закрепление пройденного.
1.Работа в тетрадях
З а д а н и е 13. Написать в кружках около рисунка цифру, соответствующую названию животного. (Тритон, лягушка, жаба.)
З а д а н и е 14. Выделить признаки взрослых земноводных.
1) Кожа голая, слизкая;
2) две пары ног;
3) дышат легкими и влажной кожей.
З а д а н и е 15. Написать в скобках ответы «да» или «нет».
Неверные высказывания: земноводные живут в воде, а размножаются на суше; взрослые лягушки и жабы питаются растениями;
кожа у жаб гладкая, а у лягушек с бородавками.
Остальные высказывания верные. Их надо пронумеровать так, чтобы получился последовательный рассказ.
З а д а н и е 16. Учащиеся работают самостоятельно.
VI.Обобщение.
- Что же мы узнали о земноводных?
Земноводные - древнейшая группа животных, распространённая по всему земному шару.
Тело покрыто голой кожей. Поэтому живут земноводные рядом с водой, во влажных местах.
Дышат земноводные лёгкими и кожей.
Все земноводные – хищники. Питаются слизнями, насекомыми, гусеницами, дождевыми червями, уничтожают насекомых-вредителей
и слизняков, которые поедают стебли и листья растений.
Земноводные умеют прыгать, плавать, летать.
Размножаются земноводные, как и рыбы, откладывая икру. Их личинки – головастики – развиваются в воде, и без воды жить не могут.
Когда головастики повзрослеют, у них развиваются лёгкие и отрастают две пары ног для прыгания по земле.
На зиму земноводные прячутся в земляных норах, под прелой листвой, в гнилых пнях, на дне водоёмов.
Земноводных по-другому называют - амфибии («ведущие двойной образ жизни»)
VII. Итог урока.
– Перечислите признаки земноводных.
– Назовите группы земноводных по способу питания.
Домашнее задание (пояснения по выполнению домашнего задания)
VIII . Релаксация.
Ребята, найдите у себя на парте «солнышко» и «тучку».
Поднимите картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на уроке , узнали еще один
секрет природы . И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы (объявить оценки за работу). Я тоже хочу подарить вам
солнышко (слайд ) и всем присвоить звание «Знатоки природы» (детям вручаются эмблемы).