Автор: Данилова Аксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РБ Западный МЦ
Населённый пункт: г. Октябрьский
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы и методы работы с семьей"
Раздел: дополнительное образование
Формы и методы работы с семьей
Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда
справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и
упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя
от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто
самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как
заинтересовать родителей в работе детского приюта. Поэтому нам хотелось
быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить
родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но,
главное, показать воспитательные цели, традиции детского приюта. В работе
с родителями мы используем много разных форм, которые сближают
педагога и родителей, помогают определить оптимальные пути воздействия в
воспитательном влиянии на ребенка.
Проведение общих (групповых,
индивидуальных) собраний;
Педагогические беседы с родителями;
Круглый стол с родителями;
Тематические консультации;
Совместные досуги;
Открытые занятия с детьми;
Посещение семьи;
Оформление информационных стендов;
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и
осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Многие родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и
детского приюта потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень
часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих
детей. Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь
выполнению
семьей
функции
воспитания.
Нам
необходимо
было
в
кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а
для этого важно знать каждую семью.
Посещение детей и их родителей – одно из самых важных направлений
во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:
1.Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать
необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой
нуждаются.
2. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания
и обучения детей и помочь членам семьи.
3. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть
установление более тесного контакта с ребенком и семьей. В случае, когда
личный контакт невозможен, используем информационные стенды:
- информация о различных специальных мероприятиях
- описание событий, происходящих в детском приюте;
- благодарности добровольным помощникам;
-информация о последних достижениях ребенка, его успехах.
1. Доски объявлений:
- объявления о предстоящих мероприятиях;
- благодарности родителям.
3. Папки- передвижки: Содержат более подробную информацию о
предстоящем празнике.
4. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений.
Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к приюту,
идеи по оформлению, советы, предложения и т.д. Важное место в работе с
родителями занимают родительские собрания. Вместе с родителями мы
находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации,
на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью
к
саду,
помогают
определить
оптимальные
пути
воздействия
в
воспитательном влиянии на ребенка.
5. Посещение семьи Родители – это союзники воспитателя в
образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям
осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.
Посетив детей и их родителей, мы познакомились с домашней обстановкой.
6.
Родительские
уголки
Используем
самые
формы
работы
с
родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через
родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В
специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для
родителей. Удачной формой работы с родителями использовать закрытые
ящики , в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести
предложения, замечания. На основании этих записей корректируем свою
работу, делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей.
Литература
1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в
ДОУ”//
2. Научно-практический журнал “Управление ДОУ”, (приложение к
журналу “Управление ДОУ”). М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 г. 3.
Научно-практический журнал “Управление дошкольным образовательным
учреждением”, 2004 г. № 5. 4. Образовательные сайты.