Напоминание

Технологическая карта урока по русскому языку ..


Автор: Ихисеева Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №35
Населённый пункт: г. Улан - Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по русскому языку ..
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема: Что такое текст «текст».

Тема: Знакомство с понятием «текст».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

ознакомление с понятием «текст»; развитие умения отличать текст от набора предложений.

Предполагаемые результаты:

Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к

овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Метапредметные:

личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль,

самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую

цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической

речи.

.

Оборудование: раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент.

Мотивация к

учебной

деятельности.

Приветствие учащихся.

Проверьте готовность к уроку

Открываем тетради, запишем число и классная

работа.

-Для того чтобы узнать тему нашего урока,

проведем

минутку чистописания.

Минутка чистописания. Запись на доске:

г д з т в

класс

дерево

а о у т е

м к л н р й

- Из первой строки выписать лишнюю букву.

- В слове второй строки найти орфограмму.

Выписать эту букву.

- Из слова третьей строки выписать безударную

гласную в корне слова.

- Из четвертой строки выписать лишнюю букву

- И пятой строки выписать букву, обозначающую

парный глухой согласный звук.

- Из полученных букв составьте цепочки, должно

получиться слово.

Приветствуют учителя, проверяют

готовность к уроку.

Учащиеся оформляют запись в

тетради.

Дети : Буква т она обозначает глухой

согласный звук, а остальные –

звонкие звуки.

Дети: с

Дети : е

Дети : буква т, она обозначает

согласный звук, остальные – гласные.

Дети : к

Дети: (тсетк ) текст

Р - организация своего

учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие

нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам

русского языка, уважение к

нему, понимание его

богатства; положительное

отношение к учению,

учебно-познавательный

интерес, готовность

преодолевать школьные

затруднения;

П- осознавать

познавательную задачу.

II. Актуализация

опорных знаний.

1- Приходилось ли вам слышать слово «текст»?

- Что такое текст? Ваше предположение?

- Как назвать тему нашего урока?

Кто из вас поможет сформулировать цель нашего урока?

-

Назовите задачи нашего урока.

-Дети отвечают на вопрос, делятся

своими мыслями.

Дети: познакомиться с понятием « текст»

Дети отвечают на вопросы учителя.

П- понимать информацию,

представленную в разных

формах: схематичной,

изобразительной,

модельной; переводить её в

словесную;

К- вступать в учебное

сотрудничество с учителем

и одноклассниками,

2. – Посмотрите на эти две записи и сравните их : чем

похожи и в чем их отличие?

Обсудите в парах

Медведь – это животное. Мальчик любит свою

собаку. Художник нарисовал зверя.

Медведь – это дикое животное. Живет в лесной

зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мед и ягоды.

Работа в парах/

Сходство – каждая запись состоит из

слов.

Различие – первая запись отдельные

предложения, вторая запись –

предложения, связанные по смыслу.

Как вы думаете, вторая запись – это

группа предложений или текст?

Почему?

Вывод : Текст состоит из

предложений, которые связаны по

смыслу.

.

осуществлять совместную

деятельность;

П- проводить анализ,

синтез, аналогию,

сравнение, классификацию,

обобщение.

IV. Введение в

тему урока.

Постановка

проблемы.

П- читать и слушать,

извлекать нужную

информацию;

умение отвечать на

вопросы; сравнивать,

находить общее.

К-участвовать в диалоге, в

общей беседе, выполняя

принятые нормы речевого

поведения, культуры речи.

V. Работа над

новой темой.

-

Упр. 1, с. 10

-Прочитайте.

-То, что вы прочитали, – это отдельные предложения

или текст?

-Об одном явлении или о разных говорится в

предложениях?

-О ком и о чем говорится в каждом предложении?

-Можно сказать, что во всех предложениях говорится

о приближении весны? Какие картинки можно

нарисовать к тексту?

-Какой заголовок из данных может подойти к тексту и

картинкам: «Первый весенний денек», «Скоро

весна!», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок

С.120, упр.235. Читаем хором.

- Так о чём или о ком говорится в нашем первом

предложении?

- О чём же мы продолжим речь?

Дети отвечают на вопросы.

Придумывают заголовок.

Дети: Это текст. Потому что каждое

предложение продолжает мысль

предыдущего и сообщает новые

сведения.

-

П-умение ориентироваться в

учебнике, находить нужную

информацию;

структурировать

информацию, фиксировать

её различными способами.

К - умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли,

обеспечить развитие

монологической и

диалогической речи.

П - умение анализировать с

целью выделения главных

признаков текста, обобщать,

сравнивать, строить

логическую цепь

рассуждения, приводить

доказательство

высказанной мысли.

Р - планировать свои

действия в соответствии с

поставленной задачей и

условиями её реализации.

- Давайте посмотрим, как сам автор Н.Н.Носов

продолжил свою мысль.

Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр.

236. Если в каждом следующем предложении

развивается мысль предыдущего предложения,

будем показывать это стрелкой. Вот так.

(Показ на слайде)

Читаем хором.

- Сколько здесь предложений?

- Как эти предложения связаны друг с другом?

- Что нового сообщается о коротышках во втором

предложении?

- В третьем предложении?

- Как же называется такой набор предложений?

- Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую

новую единицу речи мы получили.

- Где вы встречались с тексами?

- Найдите место данному слову в нашей логической

цепочке.

Вставляем в логическую цепочку:

ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ –

ТЕКСТ.

- Докажите, что новая единица правильно заняла

своё место.

- Как называется тема урока?

-Какую еще цель поставим на уроке?

- Новая единица речи - текст.

Учащиеся вставляют слово в цепочку.

Рассуждение детей.

- Это несколько предложений, в

которых говорится об одном и том же

и раскрывается общая мысль.

- Предложения связаны по смыслу,

каждое следующее предложение

является логическим продолжением

предыдущего.

- Так что же такое текст?

- Какие признаки у текста?

- Кто сможет дать определение ТЕКСТА?

(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ –

НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ

ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)

- Как предложения связаны между собой в тексте?

VI. Физминутка

доктора

Пилюлькина.

Выполни эти упражнения!

1.

Подними руки вверх и сделай два хлопка.

2.

Опусти руки на плечи и сделай наклоны

головы.

3.

Поставь руки на пояс и сделай два прыжка

Выполняют действие.

К-умение слушать и

понимать речь.

VIII. Первичное

закрепление.

- Прочитаем продолжение в упр. 237.

- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.

- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о

чём говорится в отрывке.

А сейчас, спишем 3 предложения из текста о

Цветочном городе, решая орфографические задачи.

- С какими задачами справились, объясните…

- Да.

Дети читают.

- Да. Предложения говорят об одном и

том же и каждое следующее

являются продолжением

предыдущего предложения.

- О городе коротышек (или о

Цветочном городе).

Дети работают с текстом в тетрадях.

К- участвовать в диалоге,

отвечать на вопросы,

вступать в учебное

сотрудничество с учителем

и одноклассниками,

осуществлять совместную

деятельность.

Р – осуществлять

самоконтроль,

самокоррекцию

собственной деятельности.

П - развитие умения

анализировать,

обобщать,сравнивать,

строить логическую цепь

рассуждения.

Дома подпишите названия улиц города.

IX. Включение в

систему знаний и

повторение.

Работа в парах.

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые

знания? Почему у нас возникла необходимость

изучить данную тему?

- Любая ли группа предложений может быть

текстом?

- Работа в парах.

- На парте перед вами карточки с группами

предложений. Ваша задача - определить являются

ли они текстами. Постарайтесь вести рассуждения

вместе, учитывая мнение каждого.

Карточка №1.

Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают

ягоды, грибы. Каждый зверёк тоже делает свои

запасы.

Карточка №2.

Деревья в парке были большие. За полем виднеется

деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.

Карточка №3.

Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте

руки перед едой!

Карточка №4.

На улице жара. В такую жару Вася и Олег

отправились на пляж. Море было тёплым, а купание

веселым!

- Проверим, как вы справились с работой. Покажите

номера карточек, где настоящий текст.

- А на каких карточках предложения не являются

- Когда будем выражать свои мысли, и

одного предложения нам будет мало.

- Нет.

Дети работают в парах.

- 1 и 4 – это тексты.

- 2 и 3 – это просто предложения.

Нет

К- осознание практической

значимости учебного

материала; участвовать в

работе группы; допускать

возможность различных

точек зрения, стремиться

понимать позицию

собеседника, высказывать и

аргументировать свою

позицию.

П - развитие умения

анализировать с целью

выделения главных

признаков текста, обобщать,

сравнивать, строить

логическую цепь

рассуждения, приводить

доказательство

высказанной мысли

.

текстом?

- Любую группу предложений можно назвать

текстом?

XI. Итог урока,

рефлексия.

- Какие цели ставили сегодня на уроке?

- Смогли ли мы их достичь?

- Что такое «текст»?

- Назовем признаки текста.

- Докажите это.

Если вам все понятно было на уроке по теме –

зеленые карточки поднимаем.

Если еще не совсем - желтые

Не понятно – красные

- Найти место новому понятию в

цепочке единиц речи и научиться

отличать текст от набора

предложений.

- Да.

Дети отвечают.

- Текст состоит из нескольких

предложений, каждое из которых

является продолжением

предыдущего.

Дети отвечают.

Р – адекватно оценивать

свои достижения.

Домашнее задание

Оценивание

Упр. 239, правило



В раздел образования