Автор: Ихисеева Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №35
Населённый пункт: г. Улан - Удэ Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по русскому языку ..
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: Что такое текст «текст».
Тема: Знакомство с понятием «текст».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
ознакомление с понятием «текст»; развитие умения отличать текст от набора предложений.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к
овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Метапредметные:
личностные: формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль,
самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую
цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической
речи.
.
Оборудование: раздаточный материал - тексты, мультимедиа, презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Орг. момент.
Мотивация к
учебной
деятельности.
Приветствие учащихся.
Проверьте готовность к уроку
Открываем тетради, запишем число и классная
работа.
-Для того чтобы узнать тему нашего урока,
проведем
минутку чистописания.
Минутка чистописания. Запись на доске:
г д з т в
класс
дерево
а о у т е
м к л н р й
- Из первой строки выписать лишнюю букву.
- В слове второй строки найти орфограмму.
Выписать эту букву.
- Из слова третьей строки выписать безударную
гласную в корне слова.
- Из четвертой строки выписать лишнюю букву
- И пятой строки выписать букву, обозначающую
парный глухой согласный звук.
- Из полученных букв составьте цепочки, должно
получиться слово.
Приветствуют учителя, проверяют
готовность к уроку.
Учащиеся оформляют запись в
тетради.
Дети : Буква т она обозначает глухой
согласный звук, а остальные –
звонкие звуки.
Дети: с
Дети : е
Дети : буква т, она обозначает
согласный звук, остальные – гласные.
Дети : к
Дети: (тсетк ) текст
Р - организация своего
учебного места;
Л- освоение роли ученика;
К - соблюдать простейшие
нормы речевого этикета.
Л - интерес к урокам
русского языка, уважение к
нему, понимание его
богатства; положительное
отношение к учению,
учебно-познавательный
интерес, готовность
преодолевать школьные
затруднения;
П- осознавать
познавательную задачу.
II. Актуализация
опорных знаний.
1- Приходилось ли вам слышать слово «текст»?
- Что такое текст? Ваше предположение?
- Как назвать тему нашего урока?
Кто из вас поможет сформулировать цель нашего урока?
-
Назовите задачи нашего урока.
-Дети отвечают на вопрос, делятся
своими мыслями.
Дети: познакомиться с понятием « текст»
Дети отвечают на вопросы учителя.
П- понимать информацию,
представленную в разных
формах: схематичной,
изобразительной,
модельной; переводить её в
словесную;
К- вступать в учебное
сотрудничество с учителем
и одноклассниками,
2. – Посмотрите на эти две записи и сравните их : чем
похожи и в чем их отличие?
Обсудите в парах
Медведь – это животное. Мальчик любит свою
собаку. Художник нарисовал зверя.
Медведь – это дикое животное. Живет в лесной
зоне. Зимой впадает в спячку. Любит мед и ягоды.
Работа в парах/
Сходство – каждая запись состоит из
слов.
Различие – первая запись отдельные
предложения, вторая запись –
предложения, связанные по смыслу.
Как вы думаете, вторая запись – это
группа предложений или текст?
Почему?
Вывод : Текст состоит из
предложений, которые связаны по
смыслу.
.
осуществлять совместную
деятельность;
П- проводить анализ,
синтез, аналогию,
сравнение, классификацию,
обобщение.
IV. Введение в
тему урока.
Постановка
проблемы.
П- читать и слушать,
извлекать нужную
информацию;
умение отвечать на
вопросы; сравнивать,
находить общее.
К-участвовать в диалоге, в
общей беседе, выполняя
принятые нормы речевого
поведения, культуры речи.
V. Работа над
новой темой.
-
Упр. 1, с. 10
-Прочитайте.
-То, что вы прочитали, – это отдельные предложения
или текст?
-Об одном явлении или о разных говорится в
предложениях?
-О ком и о чем говорится в каждом предложении?
-Можно сказать, что во всех предложениях говорится
о приближении весны? Какие картинки можно
нарисовать к тексту?
-Какой заголовок из данных может подойти к тексту и
картинкам: «Первый весенний денек», «Скоро
весна!», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок
С.120, упр.235. Читаем хором.
- Так о чём или о ком говорится в нашем первом
предложении?
- О чём же мы продолжим речь?
Дети отвечают на вопросы.
Придумывают заголовок.
Дети: Это текст. Потому что каждое
предложение продолжает мысль
предыдущего и сообщает новые
сведения.
-
П-умение ориентироваться в
учебнике, находить нужную
информацию;
структурировать
информацию, фиксировать
её различными способами.
К - умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
обеспечить развитие
монологической и
диалогической речи.
П - умение анализировать с
целью выделения главных
признаков текста, обобщать,
сравнивать, строить
логическую цепь
рассуждения, приводить
доказательство
высказанной мысли.
Р - планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
- Давайте посмотрим, как сам автор Н.Н.Носов
продолжил свою мысль.
Откройте тетради-задачники на стр. 53 упр.
236. Если в каждом следующем предложении
развивается мысль предыдущего предложения,
будем показывать это стрелкой. Вот так.
(Показ на слайде)
Читаем хором.
- Сколько здесь предложений?
- Как эти предложения связаны друг с другом?
- Что нового сообщается о коротышках во втором
предложении?
- В третьем предложении?
- Как же называется такой набор предложений?
- Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую
новую единицу речи мы получили.
- Где вы встречались с тексами?
- Найдите место данному слову в нашей логической
цепочке.
Вставляем в логическую цепочку:
ЗВУК-БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
ТЕКСТ.
- Докажите, что новая единица правильно заняла
своё место.
- Как называется тема урока?
-Какую еще цель поставим на уроке?
- Новая единица речи - текст.
Учащиеся вставляют слово в цепочку.
Рассуждение детей.
- Это несколько предложений, в
которых говорится об одном и том же
и раскрывается общая мысль.
- Предложения связаны по смыслу,
каждое следующее предложение
является логическим продолжением
предыдущего.
- Так что же такое текст?
- Какие признаки у текста?
- Кто сможет дать определение ТЕКСТА?
(На экране появляются основные слова: ТЕКСТ –
НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ – ОБ ОДНОМ И ТОМ
ЖЕ – ОБЩАЯ МЫСЛЬ.)
- Как предложения связаны между собой в тексте?
VI. Физминутка
доктора
Пилюлькина.
Выполни эти упражнения!
1.
Подними руки вверх и сделай два хлопка.
2.
Опусти руки на плечи и сделай наклоны
головы.
3.
Поставь руки на пояс и сделай два прыжка
Выполняют действие.
К-умение слушать и
понимать речь.
VIII. Первичное
закрепление.
- Прочитаем продолжение в упр. 237.
- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.
- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о
чём говорится в отрывке.
А сейчас, спишем 3 предложения из текста о
Цветочном городе, решая орфографические задачи.
- С какими задачами справились, объясните…
- Да.
Дети читают.
- Да. Предложения говорят об одном и
том же и каждое следующее
являются продолжением
предыдущего предложения.
- О городе коротышек (или о
Цветочном городе).
Дети работают с текстом в тетрадях.
К- участвовать в диалоге,
отвечать на вопросы,
вступать в учебное
сотрудничество с учителем
и одноклассниками,
осуществлять совместную
деятельность.
Р – осуществлять
самоконтроль,
самокоррекцию
собственной деятельности.
П - развитие умения
анализировать,
обобщать,сравнивать,
строить логическую цепь
рассуждения.
Дома подпишите названия улиц города.
IX. Включение в
систему знаний и
повторение.
Работа в парах.
- Скажите, ребята, где мы будем применять новые
знания? Почему у нас возникла необходимость
изучить данную тему?
- Любая ли группа предложений может быть
текстом?
- Работа в парах.
- На парте перед вами карточки с группами
предложений. Ваша задача - определить являются
ли они текстами. Постарайтесь вести рассуждения
вместе, учитывая мнение каждого.
Карточка №1.
Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают
ягоды, грибы. Каждый зверёк тоже делает свои
запасы.
Карточка №2.
Деревья в парке были большие. За полем виднеется
деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.
Карточка №3.
Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте
руки перед едой!
Карточка №4.
На улице жара. В такую жару Вася и Олег
отправились на пляж. Море было тёплым, а купание
веселым!
- Проверим, как вы справились с работой. Покажите
номера карточек, где настоящий текст.
- А на каких карточках предложения не являются
- Когда будем выражать свои мысли, и
одного предложения нам будет мало.
- Нет.
Дети работают в парах.
- 1 и 4 – это тексты.
- 2 и 3 – это просто предложения.
Нет
К- осознание практической
значимости учебного
материала; участвовать в
работе группы; допускать
возможность различных
точек зрения, стремиться
понимать позицию
собеседника, высказывать и
аргументировать свою
позицию.
П - развитие умения
анализировать с целью
выделения главных
признаков текста, обобщать,
сравнивать, строить
логическую цепь
рассуждения, приводить
доказательство
высказанной мысли
.
текстом?
- Любую группу предложений можно назвать
текстом?
XI. Итог урока,
рефлексия.
- Какие цели ставили сегодня на уроке?
- Смогли ли мы их достичь?
- Что такое «текст»?
- Назовем признаки текста.
- Докажите это.
Если вам все понятно было на уроке по теме –
зеленые карточки поднимаем.
Если еще не совсем - желтые
Не понятно – красные
- Найти место новому понятию в
цепочке единиц речи и научиться
отличать текст от набора
предложений.
- Да.
Дети отвечают.
- Текст состоит из нескольких
предложений, каждое из которых
является продолжением
предыдущего.
Дети отвечают.
Р – адекватно оценивать
свои достижения.
Домашнее задание
Оценивание
Упр. 239, правило