Напоминание

"ТРИЗ - как метод развития креативного мышления"


Автор: Черепенникоава Валентина Анатольевнпа
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО ДДТ Омутнинского района Кировской области
Населённый пункт: город Омутнинск Кировской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "ТРИЗ - как метод развития креативного мышления"
Дата публикации: 25.02.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




В.А. Черепенникова педагог д.о.

МКУ ДО ДДТ Омутнинского района

МАСТЕР-КЛАСС «ТРИЗ - КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ

КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Я рада видеть вас на моём мастер-классе.

Если позволите, я начну свой мастер-класс с небольшой задачи.

В кафе встретились три друга: инженер Белов, конструктор Чернов и

учитель физики Рыжов.

"Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие

волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его

фамилия", - заметил черноволосый.

А ведь верно, но мне подошла бы твоя фамилия, - подтвердил Белов.

Какой цвет волос у учителя физики Рыжова?

Друзья

Цвет волос

Белые

Рыжие

Черные

Белов

-

+

-

Рыжов

-

-

+

Чернов

+

-

-

Вы нашли правильное решение. И в очередной убеждаюсь в том, что вы

действительно творческие люди, или употребляя современную терминологию,

креативные.

Как Вы думаете, почему я выбрала для Вас эту задачу?

Ответ. Принимается любой.

Да, сегодня хочу поделиться с Вами приемами, которые я использую в

своей педагогической деятельности.

Тема

моего

мастер-класса

«Применение

технологии

ТРИЗ

для

развития креативных способностей человека».

Креативные люди всегда находят выход из любой ситуации, они сейчас

очень востребованы рынком труда, они свободны в своем творчестве и в своей

профессии.

Для

развития

креативных

способностей

необходимо

применять

современные педагогические технологии.

Одной из таких технологий является технология ТРИЗ - Теория решения

изобретательских задач. Это структура законов, алгоритмов и методов, которая

позволяет находить нестандартные решения различных ситуаций.

ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы

находить лучшее и максимально эффективное решение.

Считается что ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) одна из

самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а

кто-то до сих пор не может разобраться, что это такое и как это работает.

Разбираемся. Откуда взялась ТРИЗ.

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих

Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые

изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией

решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к

моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации

оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое

эффективное

решение

задачи

достигается

при

помощи

ресурсов

(материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее),

которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.

Где применяется ТРИЗ – технология.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70–80-х годах XX

века широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский

сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из

семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми

школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в

подготовительную группу. Это недоразумение позволило для себя способности

детей-дошкольников и, как следствие, новый возраст приобщения ребенка к

решению изобретательских задач.

ТРИЗ – технологии могут применяются как на занятиях в детском саду,

как на уроках в школе, так и на занятиях в системе дополнительного

образования и при обучении студентов в ВУЗах и СУЗах.

Приёмы решений по ТРИЗ

Принцип дробления

Разделить объект на независимые части.

Выполнить объект разборным.

Увеличить степень дробления объекта.

Принцип объединения

Соединить однородные или смежные объекты.

Объединить во времени однородные или смежные операции.

Один объект разместить внутри другого.

Принцип посредника

Использовать

промежуточный

объект,

передающий

или

переносящий действие.

На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например,

вредные или опасные) на большой скорости.

Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить

дорогой

объект

набором

дешёвых

объектов,

поступившись

при

этом

некоторыми качествами (например, долговечностью).

Рассмотрим кратко методы ТРИЗ.

ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

МЕТОДЫ активизации мышления.

МЕТОДЫ развития творческого воображения.

(АТРИЗ) Адаптивная теория решения.

Ну а сейчас - порешаем немного задачи.

Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими

участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов

решения задачи, в том числе самых фантастичных.

Задача №2.

Уборка пола в квартире никому не доставляет удовольствия. Последним

крупным достижением в этой области был пылесос. Предложите 10 способов,

упрощающих уборку пола.

Задача №3.

Вы подъехали к магазину на велосипеде. Вам надо зайти в магазин. Как

предотвратить угон велосипеда?

Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства

между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в

проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

Задача №4.

Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их

закрытыми?

Одно из решений — найти лоскуток и перемотать им кроссовок

вместе с подошвой.

Второе — пришить крючки или даже пуговицы.

Третье — склеить части кроссовках с помощью скотча, лоскутка

ткани или просто пришить липучку.

Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной

жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды

репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения

какой-то подобной задачи.

Метод фокальных объектов - поиск ассоциаций исследуемого объекта

со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не

связанных с ним объектов.

Так на слайде мы можем увидеть различные варианты кроссовок –

высокой подошве, на застежках, светящиеся, на колесиках и другие.

Задача №5.

Огромные окна в офисных зданиях необходимо часто мыть. Стекла

пачкаются быстро, а услуги клининга стоят дорого. Идеально, если бы окна

очищались сами. Или грязь не приставала к окнам. Или сам воздух вокруг окон

способствовал бы очищению стекол.

Постоянно мыть такие стекла — очень дорогостоящее мероприятие.

Все приведенные выше «фантазии» – примеры ИКР. Какими бы

абсурдными они порой ни казались, именно они ближе всего подводят нас к

решению задачи. В данном случае одно из таких решений – покрыть окна

специальной прозрачной пленкой, которая легко сбрасывает пыль при

малейшем дуновении ветра.

Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей

задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель.

Данный пример – один из самых простейших. Мы не будем сейчас

рассматривать материалы, форму, функциональность и др.

Овладев самим принципом морфологического анализа, вы без труда

сделаете это сами при необходимости.

Попробуем.

Делаем сетку. Пишем столбик любые компоненты.

В строчку 3-4 их свойства.

Затем выбираем и записываем в единую строчку.

Создаем.

Системный оператор

- поиск связей между объектами, которые в

дальнейшем можно связать в систему.

Для решения системных задач используется анализ и синтез.

На сайте продается дорогой и сложный продукт. Длинные простыни

текста люди читать не будет, но и двумя строчками не обойтись, продукт

нужно показать с разных сторон. Как быть?

Используется прием “объединение”. В один раздел можно поместить

больше информации, для этого группируем тексты по общим признакам, и

помещаем их в один раздел.

Прием объединение.

На складе имеется 20 видов различной продукции: кефир, молоко,

сметана, творог, кальмары, рыбные палочки, рыбные консервы, селедка,

конфеты, зефир, мармелад, шоколад, булочки, кексы, печенье, вафли, колбаса,

сосиски, буженина, ветчина. Необходимо на каждую коробку наклеить

этикетку, обозначающую определенный номер.

Однако у менеджера склада имеется 5 видов этикеток.

Помогите ему обозначить товар

Как применять ТРИЗ

Сформулируйте изобретательскую задачу.

Определите, к какому виду противоречий она относится.

Сформулируйте идеальный конечный результат.

Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть

использованы для ее решения.

Примените один из приемов решений одним из методов решения.

Нужно помнить о том, что принципы ТРИЗ формулировались именно для

технических систем, и их нельзя бездумно применять по отношению ко всем

задачам, которые хотелось бы решить.

Любую находку нужно проверять логикой и статистикой. Применение

ТРИЗ может приводить к недорогим и элегантным решениям, а иногда может

оказаться бесполезным – и это нормально, идеального рабочего алгоритма для

решения других задач не существует.

Предлагаю Вам структуру занятия. (См приложение)

В данной структуре я на каждом этапе подготовила для вас приемы

методы технологии ТРИЗ.

Для каждого этапа занятия подобраны приемы и методы ТРИЗ –

технологии. Используя их Вы сможете сделать любое свое занятие более

интересным.

А сейчас мы быстро составим паспорт технологии ТРИЗ.

Проводиться рефлексия мастер-класса

Литература.

Для разработки данного мастер-класса использованы материалы из сети

интернет.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники