Напоминание

О повышении эффективности занятий в классе фортепиано и формировании устойчивой мотивации к обучению


Автор: Тумаренко Светлана Станиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №30
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: О повышении эффективности занятий в классе фортепиано и формировании устойчивой мотивации к обучению
Дата публикации: 23.02.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

города Новосибирска

«Детская школа искусств №30»

О повышении эффективности занятий в классе фортепиано

и формировании устойчивой мотивации к обучению

автор: Тумаренко С.С., преподаватель

первая квалификационная категория

г.Новосибирск

2021г.

О повышении эффективности занятий в классе фортепиано и

формировании устойчивой мотивации к занятиям музыкой

Введение

«Каждый человек, каждый ученик – личность уникальная. Причем,

чаще всего он даже не догадывается об этом, не знает своих способностей и

возможностей. Это убеждение- суть, основа метода». Галина Китайгородская

Если во времена моего обучения в музыкальной школе занятия на

инструменте были, пожалуй, одним из немногим способов занять детей чем-

либо помимо общеобразовательной школы, то сегодня перед ребенком

простирается огромный круг различных школ, студий, кружков, где он может

проявить себя в различных сферах. Кроме того, мы вынуждены отметить, что

обилие гаджетов занимает немало времени у современных детей. В связи с

этим следует отметить, что преподавателю порой стоит больших трудов не

только заинтересовать ребёнка, но и удержать его интерес и мотивировать к

занятиям на протяжении всего времени обучения в школе искусств.

Если музыкальный талант дан ребенку от рождения¸ то качества,

способствующие максимальной реализации творческого потенциала, нужно

развивать - речь идет о волевых качествах, о формировании музыкального

вкуса, собственно игрового аппарата, мотивации к занятиям и т.д. Педагогу

важно об этом помнить, воспитывая пианиста, музыканта, тогда его

первоочередной

задачей

становится

создание

таких

условий

для

формирования творческой личности, которые обеспечивали бы возможность

всестороннего развития ученика, максимально повышали результативность

занятий, а также позволяли правильно выстроить его мотивационную

позицию в музыкальном образовании, не деформируя общее развитие

личности ребенка.

«Кто не хочет что-либо делать, находит причину. Кто хочет что-нибудь

сделать, находит средства» Мишель Монтень, французский философ.

2

Педагогам не нужны доказательства того, что успехи подопечных

зависят во многом от силы их мотивации, а не только от природных

способностей.

Нередко

случается,

что

ученик

со

средними,

вполне

заурядными способностями добивается больших успехов, что объясняется, в

том числе, включением компенсаторного механизма, когда недостаток

способностей восполняется развитием мотивационной сферы. Высокая

мотивация в таких случаях является движущей силой, которая помогает

человеку преодолевать препятствия. Таких примеров из жизни музыкантов,

спортсменов известно немало.

Эта тема очень многогранна, в своей работе я затрону некоторые

вопросы, касающиеся повышения эффективности занятий и формирования

положительной мотивации к занятиям на инструменте.

Концепция о внутренней и внешней мотивации

Мотив

это

«осознанное,

являющееся

свойством

личности,

побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения

потребностей (их осознании)». В широком смысле мотив – это то, что

стимулирует, побуждает человека к какой-либо деятельности.

Мотивация – широкое и многогранное понятие, являющееся предметом

изучения различных наук (социологии, философии, педагогики, психологии

и т. д.). Это система факторов, вызывающих активность организма и

определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие

образования,

как:

потребности,

мотивы,

намерения,

цели,

интересы,

стремления.

Исходя из вышесказанного, мотивация – это динамический

психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и

определяет

его

организованность,

направленность,

устойчивость

и

активность.

Наиболее

последовательно

и

целенаправленно

мотивация

формирующейся личности развивается в процессе школьного обучения и

3

воспитания, являясь предметом заботы и постоянного внимания со стороны

педагогов.

Мотивация

к

музыкальной

деятельности

это

совокупность

потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной,

целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.

Мотивацию принято подразделять на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самой личности, поэтому

человек на ее основе человек учится, занимается на инструменте с

удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя

мотивация

подразделяется

на

положительную

и

отрицательную. Положительная связана с удовлетворением потребностей

социального характера (потребность в уважении, материальных благах и т.д.

Отрицательная

связана

с

потребностью

самозащиты,

характеризует

стремлением избежать осуждения. К отрицательным мотивам относятся

воздействия на личность путем давления, наказаний, критики и других

санкций негативного характера.

Грамотно воздействуя на внутреннюю и внешнюю мотивацию, мы

можем влиять на результативность работы ученика. Существенной стороной

в применении мотивации является то, что один и тот же стимул может давать

различный эффект и у разных учащихся, и это требует индивидуального

подхода к каждому ученику.

Является ли мотивация внешней или внутренней, можно выявить на

основании того, будет ли человек заниматься данным делом, если его за это

не будет ждать ни поощрение, ни наказание. Мотив считается внутренним,

если человек получает удовольствие непосредственно от своей деятельности,

а не от внешних причин.

Увеличение степени личной ответственности ученика может стать

активизирующим

фактором

его

деятельности.

Разучивая,

например,

самостоятельно

выбранное

произведение,

он

проявит

большую

4

заинтересованность и инициативу. Также, ожидание на уроке присутствия

третьих лиц, сподвигнет его на более качественную домашнюю работу.

Невозможно не сказать о роли преподавателя в учебном процессе. Урок

специальности подразумевает индивидуальное общение – в форме диалога

преподавателя и ученика. Общение пронизывает процесс обучения, и в нем

присутствует не только передача исполнительского опыта преподавателя

ученику, но также передача социального, культурного опыта, обмен эмоций.

По-настоящему

увлеченный

педагог

способен

зарядить

воспитанника

энергией и энтузиазмом, вдохновить на победы и еще более кропотливую

работу.

В звене «учитель-ученик» ведущее значение приобретают личностные

качества

преподавателя,

в

которых

главнейшими

оказываются

коммуникативные

и

организаторские

способности.

Коммуникативные

способности включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию

духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение, умение

ясно и четко выражать как содержание предмета, так и собственные чувства,

и

настроения.

Искренность,

эмоциональность,

интонационно

богатое

звучание голоса, выразительные жесты и мимика – все это помогает

установить контакт с учащимся и доброжелательную атмосферу на уроках.

Развитию личности ученика способствует демократический стиль

общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку

зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Данный стиль общения

характеризуется следующими особенностями:

-признанием за учеником права на самостоятельность суждений и

поощрений такой самостоятельности;

-стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы,

для

чего

исключаются

насмешки,

замечания,

раздражительность,

и

нетерпимость;

5

-желанием сплотить своих учеников в коллектив единомышленников,

для чего успехи одних не ставятся в укор другим, и ученики не

противопоставляются друг другу;

-умением видеть трудности переходного периода и способность

преподавателя проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на

основе имеющихся задатков.

Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей

за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету.

Увлеченность ученика является отражением увлеченности педагога, его

энтузиазма, интереса к предмету. В обратном случае воспитать у учащихся

внутреннюю мотивацию практически невозможно.

Как бы ни были замечательны межличностные отношения учителя с

учеником, но огромное значение имеет наличие внутренней мотивации

процесса

познания

предмета.

Следуя

исследованиям

американских

психологов Дж.Аткинса и Д.Маккеланда, которые установили, что данный

мотив складывается из двух видов мотивации- стремления к успеху и

избегания

неудачи.

Первый

вид

оказался

характерным

для

семей,

исповедующих

демократические

принципы

воспитания,

при

котором

высокие требования родителей к своим детям сочетаются с мягкостью и

теплотой в общении. Мотив избегания неудач не ведет к таким высоким

достижениям, как мотив стремления к успеху, и чаще всего он встречается у

детей, растущих в семьях, в которых родители осуществляют жесткий

контроль и директивную опеку действий своего ребенка.

Возникновению внутренней мотивации способствуют:

-ощущение учащимися своей компетентности, когда в процессе

обучения они получают заслуженные награды и похвалы. («От успеха и

крылья вырастают»);

- предоставление учащимся свободного выбора. Это могут быть задачи

для домашней работы, варианты самостоятельной работы;

6

- поддержание равновесия между автономией учащихся и контролем за

их действиями;

- осуществление педагогического воздействия на основе передачи

смысловой, личностно значимой для учащихся информации, а не на основе

контроля за их поведением.

Преподаватель

может

повысить

мотивацию

своего

ученика

в

достижении высоких результатов в учебе также в том случае, если объяснит

ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в

недостаточности приложенных усилий. Люди по-разному могут объяснить

себе и другим причины своего успеха и неуспеха. Одни при этом ссылаются

на действие внешних факторов, к которым относят везение, легкость или

трудность задания. Другие склонны объяснять свои достижения и поражения

действием внутренними факторами, к которым относятся способности и

приложенные усилия. Чаще всего школьники свои успехи приписывают

действию внутренних факторов- своим способностям и усилиям, а свои

неуспехи – трудностью задачи и невезением. С точки зрения психологов

именно причинная схема «неуспех – недостаточность усилий» является

наилучшей для развития мотивации учения. (Например, когда преподаватели

стали говорить своим ученикам: «Ты сможешь сделать лучше, если

приложишь больше усилий», то участники экспериментального обучения

улучшили свои показатели).

Собственные

усилия,

прикладываемые

для

достижения

успеха,

находятся под волевым контролем самого учащегося, в отличии от его

способностей,

данных

от

природы.

Поэтому

приписывание

успеха

собственным усилиям формирует чувство уверенности в себе и высокую

самооценку, в то время как приписывание успеха своим способностям или

везению не способствует формированию подобных качеств личности. Если

преподаватель, видя у своего ученика недостаточность способностей и,

жалея его, ставит ему удовлетворительную отметку, то такое щадящее

7

отношение со временем может привести к снижению уровня притязаний

ученика, таким образом, слишком гуманное отношение может обернуться

пагубным воздействием на формирование личности ученика.

Исследования американского психолога М.Ксикзентмихали позволили

следующим

образом

описать

состояния,

возникающие

у

учащихся,

обладающих внутренней мотивацией действия.

1.

Ощущение полной включенности в действие, выполняемое

в данный момент;

2.

Полная

концентрация

внимания,

мыслей

и

чувств.

Исключение из сознания посторонних мыслей, своеобразное слияние с

выполняемым действием;

3.

Ясное осознание целей работы и конкретных средств и

путей, ведущих к достижению на каждом этапе;

4.

Четкое осознание результатов работы на основе ясной и

определенной обратной связи;

5.

Отсутствие беспокойства по поводу возможных неудач;

6.

Ощущение

того,

что

субъективное

время

как

бы

останавливается, тогда как объективное время идет очень быстро.

Эти состояния были названы ученым «ощущением потока» - согласно

метафоре, которая наиболее часто встречалась в высказываниях испытуемых.

Оно возникает у человека вне зависимости от его социальной, культурной,

расовой

принадлежности

всякий

раз,

когда

он

начинает

получать

удовольствие от выполнения какого-либо дела. Интересно отметить, что

большинство людей европейской культуры довольно редко испытывают это

состояние, если только они не являются представителями творческих

профессий. В восточных же культурах подобные состояния специально

культивируются в процессе освоения техники медитаций.

Особенности работы преподавателя с учащимися дошкольного и

младшего школьного возраста

8

Развитие у дошкольников желания учиться, творить обеспечивается

всеми видами деятельности на различных занятиях, но в большей степени это

проявляется в процессе музыкального воспитания. Такое положение требует

от педагогов необходимых условий для решения проблем, связанных с

использованием

в

процессе

воспитания

возможностей

музыкального

искусства.

В

качестве

основной

выделяется

проблема

формирования

мотивации к музыкально-образовательной деятельности.

Учеными доказано, что учебно-музыкальная деятельность старших

дошкольников побуждается не одним, а совокупностью разнообразных

мотивов. Опираясь на исследования А.Н.Леонтьева, можно выделить шесть

групп мотивов и связанных с ними потребностей, влияющих на отношение

дошкольников к музыкальным занятиям.

Познавательный мотив: интерес к новым знаниям, желание

научиться чему-то новому (играть на музыкальном инструменте);

Оценочный

мотив:

стремление

получить

высокую

оценку

взрослого и сверстников, их одобрение и расположение;

Позиционный мотив: интерес к внешней атрибутике музыканта-

артиста (концертный костюм, собственный музыкальный инструмент);

Внешний мотив: выполнение желания семьи;

Игровой мотив: желание встречаться и общаться с друзьями на

занятиях.

Следует отметить, что специфичными для этого возраста являются

игровые мотивы, готовые превратить в игру любую деятельность.

В

работе

с

детьми

этого

возраста

важно

использовать

яркие

разнообразные мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы, близкие

детям по музыкальным образам и настроениям. В первую очередь они

должны будить воображение, заинтересовывать понятными и яркими

образами, учат понимать, ощущать и переживать музыку различного

9

характера. В этот период важно не только сохранить у ребенка любовь к

музыке, но и развить интерес к домашним занятиям.

Это зависит от многих условий, среди которых важнейшую роль играет

личность педагога и его контакт с учащимся. Учитель для малыша

становится

самым

большим

авторитетом,

олицетворением

идеального

музыканта и человека. Ученик верит учителю и через него еще больше любит

музыку. Если преподаватель, показывая простую песенку, сам поддается ее

обаянию и умеет воодушевится ее настроением, ему легче передать это

настроение

ученику.

Такое

совместное

переживание

музыки

наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов

ученика и в более старшем возрасте.

Е.Тимакин ((1916-2004), ученик К.Игумнова, талантливый пианист-

педагог, воспитал целую плеяду выдающихся исполнителей) советовал «все,

чему преподаватель хочет научить ученика не диктовать, а совместно как бы

заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь

этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и

волнующими. Ребенок должен почувствовать, что учитель разговаривает с

ним на равных. При таком подходе ученик испытывает доверие к учителю и

у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать доверие. С

этого начинается авторитет педагога. Так создается почва для того, чтобы

заинтересовать учащегося музыкальными уроками».

Важнейшей

рекомендацией

будет

не

подчеркивать

недостатки

учащегося. В данном случае внушение- опасный метод, которым следует

пользоваться для воспитания положительных сторон. Педагог должен найти

у ученика положительные стороны и в своей работе опираться на них,

поощрять их и развивать.

Разговаривая с учеником на равных, в то же время не следует забывать,

что

ребенку

свойственно

конкретное

мышление,

поэтому

каждая

музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе,

10

ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить следует меньше, но,

сказанное должно быть конкретным, метким и ясным.

Важнейший успех на этом этапе – пробуждение у ученика стремления

к исполнению. Однако от стремления до самого исполнения проходит этап

разучивания. Именно на этом этапе ослабляется интерес учащегося к

произведению и к занятиям вообще. Часто ему хочется получать от музыки

радость, но он не согласен достигать этого ценой нудной, однообразной

работы.

Главная

задача педагога

-

избавить ученика

от

ощущения

однообразия, сделать так, чтобы труд доставлял радость, а время занятий

проходило незаметно. Важно научить ребенка работать за инструментом, т.е.

наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными

ученику заданиями. Только так можно развить концентрацию внимания и

привить интерес не только к результату, но и к процессу работы. Основная

задача педагога – давать знания и умения, необходимые для самостоятельной

работы.

Часто ученик не имеет желания заниматься дома, по причине того, что

просто не умеет делать это грамотно. Одна из важнейших задач педагога -

научить ученика правильно заниматься. В домашней работе надо ставить

конкретные

задачи

и

стараться

их

выполнить.

Они

должны

быть

максимально простыми, чтобы с ними было легко справиться и увидеть

положительный результат своей работы. Пусть это будет всего одна фраза,

но, доведенная до совершенства. Тогда не пропадет интерес к занятиям.

Е.М.Тимакин

говорил:

«Надо

вынуть

неудачную

фразу,

как

деталь

механизма, исправить, отшлифовать, а затем вставить обратно, связав ее с

предыдущей и последующей».

Особенности работы преподавателя с учащимися среднего и старшего

школьного возраста

11

В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является

особенно важной по причине возрастных особенностей учащихся. В этом

возрасте происходит смещение акцента с процесса (например, мне нравиться

играть, петь и т.д.) на результат (я хочу выиграть конкурс, участвовать в

концерте и т.д.). Подростку особенно присущи:

- потребность в достойном положении в коллективе сверстников

и семье;

- самоутверждение в собственных глазах;

- стремление обзавестись верным другом;

- стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом

коллективе;

- отсутствие авторитета возраста;

- переоценка своих возможностей;

- отсутствие адаптации к неудачам;

- тенденция предаваться мечтаниям;

- требовательность к соответствию слова делу;

Очень важны также оценка и одобрение, желание занять место в

общественных отношениях

Этот период характеризуется выходом ребёнка на качественно новую

социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе.

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к

утверждению

своей

позиции

субъектной

исключительности,

«индивидуальности», стремлением чем-то выделиться. Это может усиливать

познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной

деятельности – ее предметом, средствами, способами решения учебных

задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения,

проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Главным

мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе

12

является стремление найти свое место среди сверстников. Ведущим видом

деятельности подростков является общественно-полезная деятельность и

интимно - личностное общение.

Подросток

стремится

утвердить

свою

независимость

и

самостоятельность, что создаёт благоприятную почву для поиска новых

форм

и

средств

самовыражения,

занятий

творчеством,

развития

самоконтроля и самокритичности, формированию чувства ответственности и

осознанности выбора своих действий, и, в конечном счёте, для развития его

личности. Каждому ребёнку присущи свои возможности, способности и

индивидуальные интересы, поэтому у него и свой собственный успех, и свои

собственные достижения. Именно в сфере интересов ученика лежит ключ

решения многих проблем.

Для повышения внутренней мотивации учащихся можно использовать

мотив достижения, который определяется как устойчивая потребность в

достижении результата работы, как стремление сделать что-то быстро и

хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Заметим, эта потребность

проявляется в любой ситуации и независимо от конкретного её содержания.

На формирование мотивации достижений подростков влияет множество

внешних условий. Для педагога чрезвычайно важно знать не только эти

условия, но и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие

мотивации каждого конкретного ребёнка.

Можно обозначить комплекс условий развития мотивации достижений

учащихся в образовательном процессе:

Поставленные задачи и характер самой деятельности соответствуют

возможностям учеников; при планировании учебных занятий учитывается

сложность и доступность изучаемого материала; возможность выбора

(деятельности, заданий, путей решения); соответствие развивающему уровню

притязаний детей; наличие задач разной степени сложности, которые

создают возможности для переживания ситуации успеха каждому ученику;

13

присутствие новизны, активизирующей мыслительную деятельность и

познавательный интерес подростков, а также возможность использовать

повторы для поднятия у слабо мотивированных детей уверенности в

собственных силах.

В этом возрасте значительно изменяется отношение к отметке как

стимулу.

Оценка

мотивирует

ученика

к

достижениям,

если

она

воспринимается им как объективная и справедливая; помогает выявлять

недостатки и указывает способы улучшения его деятельности и т.д.

Справедливой подростки считают оценку, которая учитывает не только

полученный результат, но и усилия, вложенные в выполнение задания:

отношение с педагогом, поведение, трудолюбие, усидчивость.

В этом

возрасте особенно важно сформировать у подростков позитивную и

устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в

возможность достижений.

В процессе активной исполнительской деятельности интенсивно

развивается психологическая устойчивость юного музыканта (преодоление

сценического волнения), воспитываются навыки самоконтроля во время

выступления. Становясь добровольным участником творческой жизни

школы (как музыкальной, так и общеобразовательной), учащийся неизменно

«вырастает» в собственных глазах (что особенно актуально в период

подростковой неуверенности в себе), а уважение со стороны взрослых –

учителей, педагогов, родителей, родственников, - способствует ещё более

интенсивным занятиям музыкой и достижению ещё более значимого

результата.

Формирование мотивации к музыкальным занятиям

Как бы ни были сложны те или иные педагогические теории обучения,

многие преподаватели в своей работе находят те приемы и методы, которые

повышают мотивацию к занятиям на инструменте. Заражение своего ученика

своим отношением к музыке, предоставление ему самостоятельности и

14

свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании

мастерства, а не ставка на природный талант – все это помогает

всестороннему развитию учащегося-музыканта.

Для того, чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу

необходимо «развивать его фантазию удачными метафорами, поэтическими

образами, аналогиями с явлениями природы и жизни…всемерно развивать в

нем любовь к другим искусствам» (Г.Нейгауз).

Преподаватель,

исповедующий

в

своей

работе

принципы

сотрудничества, строит свои отношения с учащимися на основе диалога, а не

авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога

происходит

интенсивный

обмен

эмоциональными

состояниями,

то

преподавателю необходимо заботиться о том, чтобы эти состояния были

позитивными. Наилучшие условия создаются при взаимном положительном

восприятии учителем своего ученика и учеником своего учителя. Поэтому

преподаватель должен быть самокритичен к себе и по возможности

избавляться от негативных комплексов в виде невротических состояний,

ригидности и т.д.

Урок специальности подразумевает индивидуальное общение – в

форме диалога преподавателя и ученика. Общение пронизывает процесс

обучения, и в нем присутствует не только передача исполнительского опыта,

но также передача социального, культурного опыта, обмен эмоциями,

чувствами. Особое внимание преподаватель должен уделять формированию

мотивации обучения, потому что личностный и профессиональный рост

оказывается

напрямую

связан

с

этой

психологической

величиной.

Предоставление учащимся необходимой свободы, насыщение обучения

личностно значимой информацией – все это положительно сказывается на

мотивации обучения. Сам преподаватель должен постоянно пополнять свой

багаж знаний, чтобы ему всегда было что передать своему ученику. Такой

преподаватель заряжает воспитанников энергией и энтузиазмом, после его

15

уроков хочется «свернуть горы». Его поддержка вдохновляет на более

кропотливую работу.

Кратко

подытожим,

сказанное

ранее

и

попытаемся

изложить

психолого-педагогические принципы, оказывающие влияние на развитие

мотивационной сферы, (которые изложила в своей работе преподаватель

НОККИ А.В.Нуразян «О повышении эффективности занятий в классе

фортепиано и формировании устойчивой мотивации к занятиям музыкой»), и

которым я тоже стараюсь следовать в своей практике.

1.Принцип личностного общения:

Гармоничное развитие учащихся в значительной мере обеспечивается

единством учебной деятельности и общения. В современной педагогике

существует

тенденция

к

слиянию

процессов

обучения

и

общения.

Благоприятные условия для профессионального роста формируются тогда,

когда

учебные

задачи

представляются

ученику

интересными,

удовлетворяющими его собственные потребности. В этом случае мотивация

к выполнению задания усиливается, что позволяет достигнуть высоких

результатов обучения. При этом учебный процесс построен таким образом,

чтобы отношение к изучаемому предмету подкреплялось отношением к

другому человеку (учителю).

Личностное

общение

подразумевает

доверительность,

доброжелательность, честность, тактичность. Основная форма общения на

уроке- диалог Преподавателю важно избегать исключительно авторитарного

стиля преподавания. Задача педагога- научить думать, анализировать. В

процессе обучения существует масса способов построить общение конкретно

с каждым учеником независимо от его способностей, склада характера,

возраста.

2.Принцип игровой организации

Психологи отмечают, что ролевое общение на учебных занятиях

положительно

сказывается

на

мотивации

учащихся,

его

можно

16

рассматривать как своего рода методический прием. Учебная деятельность

может организовываться как своего рода ролевая игра. Художественное

содержание музыкального произведения можно рассматривать с разных

сторон, в зависимости от конкретного произведения, личности ученика,

ситуации и т.д. Можно основываться на переживаемых эмоциях, чувствах,

вызываемых музыкой, представлять природное явление, придумывать сюжет,

искать аналогии с литературными или другими культурными источниками,

анализировать музыкальны язык и т.д. Преподаватель выступает здесь

организатором

ролевого

общения,

организатором

ролевой

игры:

он

предлагает варианты – ученик пробует, находит что-то свое. В идеале у

ученика должно сформироваться свое индивидуальное представление о

музыкальном произведении, которое он будет доносить до слушателей. Это

очень важный момент в формировании личности музыканта, па также

формировании сильной мотивации для того, чтобы осуществить задуманное.

При сформированности у ученика представления о желаемом звучании

произведения, о его художественном содержании, советы, замечания,

комментарии

преподавателя

будут

работать

на

улучшение

качества

исполнения. Ученик будет

воспринимать

замечания

преподавателя о

недостатках игры не как негативную реакцию, а как сообщение о том, какие

недостатки

исполнения

целесообразно

исправить

для

усиления

художественного эффекта. При таком подходе к изучению музыкальных

произведений

у

ученика

появляется

своего

рода

роль

в

каждом

произведении, которое он исполняет. Наличие роли – это одно из главных

средств обеспечения, мотивированных многократных повторений учеником

тех или иных пианистически сложных мест. Преподаватель выступает в

таком обучении режиссером и в какой-то мере психотерапевтом. Таким

образом,

налаживается

творческое

взаимодействие

преподавателя

и

учащегося, что положительно влияет на весь процесс и итоговый результат.

3.Принцип коллективного взаимодействия

17

Суть

этого

принципа

организация

коллективных

действий,

направленных на активизацию потенциальных возможностей ученика.

Возможные виды группового взаимодействия:

1.

-собрания

класса

(обыгрывание

программы,

видеозапись

исполнения, обсуждение достоинств и недостатков);

2.

-взаимопосещение уроков учениками класса;

3.

-коллективные занятия (на уроки

приглашаются

двое-трое

учащихся). Должны носить эпизодический характер. Полезно

будет для изучения гамм, арпеджио, при освоении навыка чтения

с листа;

4.

-участие в различных концертных мероприятиях;

5.

-исполнение программ на зачетах и академических концертах,

при которых учащиеся слушают друг друга;

6.

-посещение концертных мероприятий, театральных постановок,

просмотр фильмов т.п.;

7.

-личностное и профессиональное общение через сети интернет;

8.

-участие учащихся в открытых уроках и мастер-классах;

9.

-подготовка

и

участие

в

профессиональных

конкурсах

(сопереживание друг за друга, состязательность, оценка уровня

других

участников,

сравнение

со

своими

достижениями,

повышение мотивации;

10.-совместные творческие проекты.

Использование

подобных

типов

коллективного

взаимодействия

позволяет

как

можно

полнее

раскрывать

и

развивать

творческие

возможности учащихся. Искренние, доброжелательные отношения между

преподавателем и учащимися освобождают от скованности и чувства

неуверенности в себе, помогают поверить в свои силы.

4.Принцип концентрированности

18

Концентрированность

в

распределении

учебного

материала

и

организации учебного процесса находит свое воплощение в трехступенчатой

модели овладения методикой эффективности музыкальных занятий в

условиях ограниченного времени. Этапы овладения этой методикой такие:

а) теоретическая основа – понятия, определения, закономерности,

правила, анализ музыкальных произведений с точки зрения заданной

проблемы, схематизация решения проблемы. Большой объем материала,

усвоенный на этом этапе, формирует базу для последующей самостоятельной

аналитической работы учащихся.

Имеющиеся в конкретном произведении закономерности. Средства

музыкальной выразительности, ритмические формулы, типы фактур и т.п.

встречаются во множестве других музыкальных сочинений. Это помогает

использовать их во время следующего этапа.

в) накопление опыта - использование полученных знаний, навыков и их

систематизация, отбор подходящих способов работы. Происходит в процессе

эскизного прохождения (или чтения с листа) большого количества пьес – это

обеспечивает насыщенность, плотность занятий, стимулирует активность

учащегося и позволяет усваивать большие объемы материала. Учащийся

становится способным на более активный режим работы, помогающий

раскрыть его творческий потенциал. Целесообразно начинать с самых легких

и небольших по объему пьес - доступность учебного материала обеспечит

успешность

выполнения

заданий,

что

способствует

успешности,

уверенности, и, ка следствие, устойчивой мотивации.

с) практика- синтез, решение поставленной задачи в реальных условиях

(освоение музыкальных произведений в максимально сжатые сроки). Работа

над программой, которая будет исполняться на зачётах и академических

концертах. Сложность, трудоемкость применения этой методики в том. Что

работа должна вестись планомерно, регулярно, на фоне непрерывного

освоения программы. Это требует от преподавателя умения эффективно

19

распределять и планировать учебное время, прогнозировать желаемые

результаты.

Овладение

методикой

эффективных

занятий

дает

возможность

одновременно

над

большим

количеством

произведений,

накапливать

репертуар, удерживать в памяти и «пальцах» сыгранных произведений.

Способности

за

небольшой

срок

подготовить

некогда

сыгранное

произведение к концертному выступлению.

5.Принцип полифункциональности упражнений

Специфика обучения игре на инструменте, при которой решается

множество задач – музыкальных, двигательных, технических, личностных.

Учащемуся не только нужно освоить музыкальный язык, научиться его

читать, понимать и воспроизводить, учитывать звуковысотность, ключи,

знаки в тональности и альтерации, ритмическую организацию, штрихи,

градации динамики и т.д. Воспроизведение музыкального произведения

помимо мыслительного процесс включает еще и двигательный, и главное и

трудное – как это все объединить с созданием художественного образа?

Поэтому важно во время работы с начинающими двигаться от простого к

сложному, при этом педагоги должны распланировать процесс обучения

максимально

рационально.

Здесь

и

включается

принцип

полифункциональности.

Применение

этого

принципа

предполагает

одновременное освоение разных навыков и приемов, выполнение сразу

нескольких задач в одном занятии, например, осваивать упражнения для

организации аппарата при изучении гамм, одновременно с этим изучать

регистры, а слух направить на музыкально-динамическую логику исполнения

гаммы, на ровность звучания и т.д.

Преподаватель должен стремиться к полифунциональности каждого

упражнения, применяемого в работе. Для повышения результативности

обучения упражнение должно решать сразу несколько задач, например:

тренировка и развитие музыкального слуха; изучение новых явлений в

20

музыкальном языке; расширение музыкального кругозора, накопление

слухового опыта; исполнение правильных штрихов, соблюдение динамики,

слуховой

контроль

над

качеством

звука,

исполнение

правильной

аппликатурой и т.д.

Преподаватель должен помнить, что в большинстве случаев нужно

возвращаться к пройденному материалу. Рациональнее и эффективнее

организовывать обучение комплексно – осваивать новые умения и навыки,

постоянно возвращаясь к пройденному и обращая внимание на похожие

задачи в других музыкальных произведениях. Специфика музыкального

образования построена таким образом, что ученик, освоив основные навыки

и умения на начальном этапе, продолжает совершенствовать их в более

старшем возрасте.

Домашние занятия. Самостоятельная работа. Навыки разбора и

чтения нот

При ответе на вопрос «Что подавляет в тебе желание заниматься на

инструменте?»

часто учащиеся

отвечают:

«нелюбимые

или

слишком

сложные произведения». Следует остановиться на одном из главных

условий, необходимых для обучения музыке. Это условие заключается в том,

чтобы научить учащегося разбирать музыку и научить разучиванию. Ведь

разбор- это первое впечатление, знакомство с произведением. Важно, чтобы

оно пробуждало интерес, а не гасило его.

Чем опытнее педагог, тем, как правило, большее значение придает он

навыкам разбора. Он понимает, что недостаточное внимание к разбору

замедляет и

затрудняет

дальнейшую

работу.

На

уроках происходит

«черновая» работа, домашние задания сводятся к исправлению одних и тех

же ошибок. В результате атмосфера на уроке становится напряженной и

недоброжелательной, контакт педагога и ученика нарушается, интерес к

занятиям снижается. Поэтому очень важно учить разбору с первых шагов,

занимаясь этим систематически в классе на уроке.

21

В дальнейшем следует продолжать работу по чтению нот с листа не

только в классе, но и включая данный вид работы в домашние задания. Эта

работа не должна ограничиваться только начальным периодом, она должна

продолжаться в течение всего периода обучения, охватывая все более

богатый и интересный материал. Помимо совершенствования навыков

чтения нот, эта работа будет расширять музыкальный кругозор учащихся.

Репертуарная стратегия

Продуктивность процесса обучения в существенной мере зависит от

целесообразности

выбора

репертуара.

Основной

предпосылкой

педагогической

целесообразности

является

возможность

качественного

воплощения художественного образа. Важно определить меру сложности

произведения соотнести ее с исполнительскими возможностями учащегося.

Умение ставить посильные и одновременно развивающие задачи составляет

важную черту педагогического мастерства. Как показывает практика,

естественный и гармоничный творческий рост происходит при соблюдении

принципа

постепенности.

Тем

самым

обеспечивается

действие

педагогического

принципа

от

простого

к

сложному.

Форсирование

репертуара отрицательно сказывается на развитии учащегося, вызывает

фиксацию неверных двигательных приемов и слуховых представлений.

Кроме того, из-за завышенной сложности произведений процесс разучивания

растягивается на длительный срок, что способствует утрате интереса

учащегося не только к произведению, но и к работе в целом.

Не менее порочна и другая педагогическая крайность – занижение

трудности репертуара, тормозящее планомерное развитие ученика. Однако,

такая «подстраховка» не имеет ничего общего с включением в работу

нескольких несложных пьес для качественного их освоения в более короткий

срок, что вселяет в учащегося уверенность в свои силах, удовлетворение и

обогащает репертуар.

22

Формировать репертуар следует непременно методом убеждения, а не

авторитарным давлением, раскрывая музыкальные достоинства произведения

и увлекая им учащегося.

В репертуарной стратегии педагога следует учитывать и музыкальные

пристрастия учащегося. Ведь очень важно, чтобы произведение нравилось

ему, вызывало положительные эмоции.

Заключение

Передача знаний от старших поколений к младшим осуществляется в

процессе обучения и воспитания. Своей высшей эффективности процесс

обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и

ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в

общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками,

мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика

к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает.

Замечательно, если преподаватель имеет в своей области определённые

достижения, что может быть свидетельством высокого уровня мастерства.

Однако, успешность преподавателя происходит в том случае, когда

академические и профессиональные умения умножаются на комплекс

личностных человеческих качеств. Талантливый преподаватель способен

оценить

способности,

возможности

своего

ученика,

изучить

его

психоэмоциональную сферу и определить, какие мотивы будут наиболее

плодотворны для его успешного развития.

Особенностью талантливых педагогов является то, что они умеют одно

и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от их уровня

их

подготовки,

психологических

особенностей.

Хороший

педагог

в

разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные

особенности учащихся, но и свои сильные и слабые стороны.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка

в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал советский, грузинский,

23

российский

педагог

и

психолог

Шалва

Александрович

Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством

ожидания чего-то интересного,

захватывающего,

нового.

Он должен

радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог,

который

немедленно

придет

ему на помощь». Интерес —

это лучшее

побуждение.

Б.Я. Землянский в своей работе «Педагог и его работа» пишет: «Для

глубокого,

всестороннего

формирования

молодых

музыкантов

нужна

огромная вдумчивая, созидательная работа, страстная увлеченность, нужны

творческие поиски и дерзания, нужна полная отдача творческих сил».

24

Список литературы

1.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. -Ростов н/Д: «Феникс»

2.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов.

– 2-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2008

3.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Музыка, 2009

4.

Искусство и образование. Журнал теории, методики и практики

художественного образования и эстетического воспитания. 2(118)2019

5.

Инструментальное исполнительство: сборник методических работ. –

Вып.1/Сост. Погорелова – Новосибирск: Изд-во Новосибирского

колледжа культуры и искусств, 2007.

6.

Инструментальное исполнительство: сборник методических работ/

Новосибирский колледж культуры и искусств; сост.: В.Е.Бордунов –

Новосибирск, 2014.

25

2021

26



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники