Напоминание

"Час чтения"


Автор: Сенницкая Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н.
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Час чтения"
Раздел: начальное образование





Назад





Рабочая программа внеурочной деятельности «Час чтения»

1-4 классы
Учитель начальных классов Гимназии №44 им.Деева В.Н. Сенницкая Надежда Александровна
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Час чтения «Читоград» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению и во исполнение поручения Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова № 653-ПЧ Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для самостоятельного чтения учащихся. Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна

программы
заключена в подходе к работе с книгой,обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и
обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель

программы:
организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом».
Задачи:
 развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;  формирование основ читательской культуры;  выработка привычки к вдумчивому чтению.  развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно- библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации. Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:  новизна;  связь с жизненными ситуациями;  практическое применение знаний;  соревнование;  работа в группе и в парах;  занятия в нетрадиционной форме;
 создание ситуаций успеха;  доверие к ученику и др. Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:  опираться на желания читать по выбору;  учитывать интересы и склонности;  поддерживать соперничество;  обращаться к самолюбию;  одобрять успех; хвалить;  показывать достижения;  признавать достоинства;  критиковать, сопереживая. В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка «100 книг для самостоятельного прочтения».
Место курса
«Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ( 34 часа 1-4 класс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ
Будут сформированы:  чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;  представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;  ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;  понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;  познавательная мотивация;  чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;  устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;  толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:  воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;  читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;  пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;  объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;  вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;  объяснять действия персонажей;  сравнивать героев разных произведений;  ставить вопросы к тексту. Учащиеся получат возможность научиться:  в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные умения:
 - уметь работать с книгой;  - уметь самостоятельно работать с новым произведением;  - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;  - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 - прогнозировать содержание книги до чтения;  - отбирать книги по теме, жанру;
 - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);  - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;  - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;  - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;  - высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;  - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;  - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
 — работать с книгой;  — сравнивать произведения по структуре и сюжету;  — собирать информацию для библиографической справки об авторе;  — выполнять поисковую работу по проекту;  — презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;  — готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;  — находить по каталогу нужную книгу;  — заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;  — писать отзыв о книге или героях книги;  — пользоваться библиографическим справочником;  — рассматривать и читать детские газеты и журналы;  — находить нужную информацию в газетах и журналах;  — собирать информацию для проектов;  — готовить материал для классной и школьной газеты;  — пользоваться электронными газетами и журналами.

Тематическое планирование

1 класс
№ темы Литература Всего часов Дата 1. «Дом, в котором живут книги» 1 2. «Твой друг – книга» 1 3. «От книги к «мыши» 1 Внеклассное громкое чтение 34 книг художественной литературы «Региональный список 100 книг» 4. П.Бажов «Уральские сказы» 4 5. А.Волков «Волшебник Изумрудного города» 4 6. Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина каша» 5 7. Э.Успенский «Крокодил Гена и его и его друзья» 5 8. В. Осеева «Волшебное слово. Почему» 2 9. Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах 4 10. Сказки народов России 4 11. Авторские сказки 3

Календарно-тематическое планирование

2 класс
Разделы Всего часов Литература Дата «Из чего состоит книга» 2 В. Драгунский «Денискины рассказы» «Поиск книг ведут ученики» 2 Л.Лагин «Старик Хоттабыч» «Первые периодические издания для детей» 2 Журналы «Симбик»,»Антошка» «Ты и Интернет: Правила безопасного путешествия по web- страницам Всемирной паутины» 2 Н.Носов Приключения Незнайки. 2 Н.Носов Живая шляпа 3 Ю.Олеша Три толстяка 2 Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» 3 Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» 1 Е.Шварц «Дракон» 3 Е.Шварц «Снежная королева» 2 Сказка народов России 3 А. Волков «Волшебник Изумрудного города» Вариативная часть Внеклассное чтение художественной литературы «Региональный список 100 книг» 3 1-4 класс
Подготовка работ для участия в Областных и Межрегиональных конкурсах («Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Читательская конференция» и др.). 4 1-4 класс
Примерное

тематическое планирование

3 класс
№ темы Разделы Литература Всего часов Дата 1. «Детское справочное бюро» Библия (Библия для детей) 2 2. Алексин А.Г, «В стране вечных каникул» 2 3. Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение» 1 4. Пришвин М. Золотой луг (рассказы), русские народные сказки 1 5. Баруздин С.А. «Короткие рассказы» 1 6. «Художники- иллюстраторы» детских книг». Гайдар А.П. «Тимур и его команда» 4 7. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки» 2 8. Кассиль Л «Будьте готовы, « Ваше высочество» 4 9. Перро Ш. Волшебные сказки 1 10. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей 1
11. «Путешествуем вместе с Мурзилкой по лучшим электронным детским журналам в Интернете» Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона 1 12. Зощенко М.М. Рассказы для детей 2 13. Эрих Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» 4 14. Ишимова А.О. «История Россияя в рассказах для детей» 2 15. Марк Твен «Принц и Нищий» 4 16. Бажов «Уральские сказки» 2
Список художественной литературы для 4 класса.
Литература Количество часов. Дата проведе ния 3. Булычёв Заповедник сказок. 2 4. Велтистов Приключения Электроника. 4 6. Каверин В «Два капитана» 4 7. Фраерман Р. «Дикая собака Динго» 4 8. Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо. 4 9. Таранов И.А. Как Богдан Хитрово Симбирск построил. Космические приключения Бубоньки. Приключения Бубоньки, или Тайна планеты Счастья. 2 10. Царёв А.И. Тимуровка. Полинка – хмелинка. Ольга – клад. 1 11.Фомин Л.Л. Когда уходит детство. 1 12. Богданов М.Н. Из жизни русской природы. 1 13. Игнатьева – Тарават В.Н. И снова в детство возвращаясь. 1
14. Клепов В.С. Тайна золотой долины. Четверо из России. 2 15. Некрасов А. Приключения Капитана Врунгеля. 4 16.Кочеткова В.Н. Урок географии. 1 17. Дворянсков В.Н. Так родниково разливался голос. 1
Подготовка

работ

для

участия

в

Областных

и

Межрегиональных

конкурсах
(«Аленький цветочек», «Моя Россия» «Суперчитатель», «Чит ательская конференция» и др.). 2


В раздел образования