Автор: Сенницкая Надежда Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия № 44 им. Деева В.Н. Населённый пункт: г.Ульяновск Наименование материала: учебная программа Тема: "Час чтения" Раздел: начальное образование
Рабочая программа внеурочной деятельности «Час чтения»
1-4 классы
Учитель начальных классов
Гимназии №44 им.Деева В.Н.
Сенницкая Надежда Александровна
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Час чтения «Читоград»
составлена на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания
личности
гражданина
России,
планируемых
результатов
начального
общего образования, программы начального общего образования по литературному
чтению
и
во
исполнение
поручения
Губернатора
–
Председателя
Правительства
Ульяновской области С.И.Морозова № 653-ПЧ
Час
чтения
–
время,
отведённое
в
рамках
внеурочной
деятельности
для
самостоятельного чтения учащихся.
Актуальность
программы
обусловлена
тем,
что
в
последние
годы
произошло
ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их
уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу.
Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако
они,
безусловно,
читают.
В
то
же
время
идёт
процесс
коренного
изменения
читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики
детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер,
способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и
стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе
нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления
(печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности.
Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает
книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком
чтения
способствует
отторжению
от
него,
эмоциональной
и
интеллектуальной
неразвитости
личности
ребёнка.
Проблемы
чтения
ныне
встали
в
один
ряд
с
важнейшими
государственными
задачами
развития
российской
национальной
культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна
программы
заключена
в
подходе
к
работе
с
книгой,обусловленном
структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является
дополнением
начального
курса
литературного
чтения
в
школе
во
внеурочной
деятельности.
Она
педагогически
целесообразна,
т.к.
в
процессе
её
реализации
происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и
обогащение
опыта
учебной
деятельности,
совершенствование
умения
учиться,
социализация и воспитание учащихся.
Цель
программы:
организация
самостоятельного
чтения
младших
школьников
«Читаем с «Читоградом».
Задачи:
развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры;
выработка привычки к вдумчивому чтению.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-
библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять
информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной
и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы
с различными источниками и видами информации.
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое
сильное
средство
воздействия
на
личность,
как
книга.
В
связи
с
изменением
социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек,
умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной
деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности
школьников
является
весьма
актуальным.
Особое
внимание
решению
данной
проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой
развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Формирование познавательного интереса на занятиях «Часа чтения» во многом
зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.
Разумным и полезным считается следующее:
новизна;
связь с жизненными ситуациями;
практическое применение знаний;
соревнование;
работа в группе и в парах;
занятия в нетрадиционной форме;
создание ситуаций успеха;
доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать
желание читать самостоятельно:
опираться на желания читать по выбору;
учитывать интересы и склонности;
поддерживать соперничество;
обращаться к самолюбию;
одобрять успех; хвалить;
показывать достижения;
признавать достоинства;
критиковать, сопереживая.
В список рекомендованных книг для часа чтения включены книги из списка
«100 книг для самостоятельного прочтения».
Место курса «Час чтения» в учебном плане 1 час в неделю в рамках внеурочной
деятельности, предусмотренной ФГОС
( 34 часа 1-4 класс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
Будут сформированы:
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
представления
об
общих
нравственных
категориях
(добре
и
зле)
у
разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных
поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков,
так и поступков других людей;
понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся
в конкретных поступках;
эстетическое
чувство
на
основе
знакомства
с
художественной
культурой;
познавательная мотивация;
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к
ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
воспринимать
на
слух
художественное
произведение,
определять
произведенное им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую
лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснять действия персонажей;
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
в
процессе
размышления
над
произведением
привлекать
опыт
собственных переживаний, жизненных впечатлений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения;
- отбирать книги по теме, жанру;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным
фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой;
— сравнивать произведения по структуре и сюжету;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проектов;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Тематическое планирование
1 класс
№ темы
Литература
Всего
часов
Дата
1.
«Дом, в котором живут книги»
1
2.
«Твой друг – книга»
1
3.
«От книги к «мыши»
1
Внеклассное громкое чтение 34 книг
художественной литературы «Региональный
список 100 книг»
4.
П.Бажов «Уральские сказы»
4
5.
А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
4
6.
Н.Носов «Приключения Незнайки», «Мишкина
каша»
5
7.
Э.Успенский «Крокодил Гена
и его и его друзья»
5
8.
В. Осеева «Волшебное слово. Почему»
2
9.
Подготовка работ для участия в Областных и
Межрегиональных конкурсах
4
10.
Сказки народов России
4
11.
Авторские сказки
3
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Разделы
Всего
часов
Литература
Дата
«Из чего состоит книга»
2
В. Драгунский
«Денискины рассказы»
«Поиск книг ведут ученики»
2
Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
«Первые периодические
издания для детей»
2
Журналы «Симбик»,»Антошка»
«Ты и Интернет: Правила
безопасного путешествия по web-
страницам Всемирной паутины»
2
Н.Носов
Приключения Незнайки.
2
Н.Носов Живая шляпа
3
Ю.Олеша Три толстяка
2
Э. Успенский «Крокодил Гена и его
друзья»
3
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
1
Е.Шварц «Дракон»
3
Е.Шварц «Снежная королева»
2
Сказка народов России
3
А. Волков «Волшебник Изумрудного
города»
Вариативная часть
Внеклассное чтение
художественной литературы
«Региональный список 100 книг»
3
1-4 класс
Подготовка работ для участия в
Областных
и
Межрегиональных
конкурсах («Аленький цветочек»,
«Моя Россия» «Суперчитатель»,
«Читательская
конференция»
и
др.).
4
1-4 класс
Примерное
тематическое планирование
3 класс
№
темы
Разделы
Литература
Всего
часов
Дата
1.
«Детское
справочное бюро»
Библия (Библия для детей)
2
2.
Алексин А.Г, «В стране вечных каникул»
2
3.
Житков Б.С. Рассказы. «Наводнение»
1
4.
Пришвин М. Золотой луг (рассказы),
русские народные сказки
1
5.
Баруздин С.А. «Короткие рассказы»
1
6.
«Художники-
иллюстраторы»
детских книг».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда»
4
7.
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки»
2
8.
Кассиль Л «Будьте готовы,
« Ваше высочество»
4
9.
Перро Ш. Волшебные сказки
1
10.
Мамин-Сибиряк Д. Рассказы для детей
1
11.
«Путешествуем
вместе с
Мурзилкой по
лучшим
электронным
детским журналам
в Интернете»
Паустовский К. Золотой линь (рассказы).
Мещерская сторона
1
12.
Зощенко М.М. Рассказы для детей
2
13.
Эрих Распе. «Приключения барона
Мюнхаузена»
4
14.
Ишимова А.О. «История Россияя в
рассказах для детей»
2
15.
Марк Твен «Принц и Нищий»
4
16.
Бажов «Уральские сказки»
2
Список художественной литературы для 4 класса.
Литература
Количество
часов.
Дата
проведе
ния
3. Булычёв Заповедник сказок.
2
4. Велтистов Приключения Электроника.
4
6. Каверин В «Два капитана»
4
7. Фраерман Р. «Дикая собака Динго»
4
8. Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо.
4
9. Таранов И.А. Как Богдан Хитрово Симбирск построил.
Космические
приключения
Бубоньки.
Приключения
Бубоньки, или Тайна планеты Счастья.
2
10. Царёв А.И. Тимуровка. Полинка – хмелинка. Ольга –
клад.
1
11.Фомин Л.Л. Когда уходит детство.
1
12. Богданов М.Н. Из жизни русской природы.
1
13.
Игнатьева
–
Тарават
В.Н.
И
снова
в
детство
возвращаясь.
1
14.
Клепов
В.С.
Тайна
золотой
долины.
Четверо
из
России.
2
15. Некрасов А. Приключения Капитана Врунгеля.
4
16.Кочеткова В.Н. Урок географии.
1
17. Дворянсков В.Н. Так родниково разливался голос.
1
Подготовка
работ
для
участия
в
Областных
и
Межрегиональных
конкурсах («Аленький
цветочек»,
«Моя
Россия»
«Суперчитатель»,
«Чит ательская
конференция» и др.).
2