Автор: Кыргыс Надежда Владимировна
Должность: преподаватель, изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Шагонар
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурный компонент в живописи
Раздел: дополнительное образование
Введение этнокультурного компонента на уроках живописи
в дополнительном образовательном процессе
…увидеть сердцем и раскрыть глаза другим.
Здесь и начинается искусство.
В настоящее время в современном образовании практикуется системный подход к
художественному воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе
преподавания таких дисциплин как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура»,
«История изобразительного искусства», а также других форм эстетического образования и
воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народной традиции прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной
форме учащиеся сталкиваются с ними ежедневно ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных
традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли
важную
роль
в
организации
жизни
общества.
Простые
и
красивые,
часто
высокохудожественные, изделия народных умельцев тувинского народа, желание узнать их
значение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест,
уважать труд. Они формируют у детей эстетическое и философское восприятие мира,
передают детям представления народа о красоте, добре и зле, предназначение человека.
Именно, поэтому сегодня так остро перед системой образования стоит задача –
«воспитание
человека
познающего,
способного
творчески
мыслить,
любящего
и
уважающего культуру своего народа и искусство иных, непохожих народов, умеющего
применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и
использования новых технологий. И это должно идти с опорой на родную культуру, через
её глубокое ощущение и переживание, восхищением народным искусством, любовь к
Родине. Необходимо беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, его
культуру. Мы должны воспитывать детей, чтобы они сохранили традиции и взяли на себя
роль главного фактора в развитии родного языка, истории, культуры и изобразительного
искусства.
С этой целью в 2006 года в образовательном процессе Детской школы искусств
г.Шагонар частично был введен этнокультурный компонент и эффективно использовался в
преподавании многих дисциплин по изобразительному искусству. В течение ряда лет работы
использования
введение этнографической утвари накопилось не мало экспонатов
(натюрмортного фонда). Обильным развитием народно-декоративно прикладного искусства
в Туве - натюрмортный фонд для постановок можно собрать очень быстро да и в разных
ассортиментах с начиная от материала заменителя до натурального – это очень отрадно для
преподавателей школ республики.
Позже была написана программа - предмет по выбору «Живопись» с 1 по 4 классы
введением этнической утвари тувинского народа - для отделения изобразительного
искусства в данной школе и для детских школах искусств республики.
Данная разработанная образовательная программа «Живопись» с 1по 4 класс в неделю на
1 час, является дополнением к основной образовательной программе «Живопись» и является
предметом
по выбору обучающегося по живописи и изучением этнокультурного
компонента тувинского народа. Программа дает возможность творчески подходить
преподавателю,
применять
на
уроках
разнообразные
методики
с
использованием
этнографической утвари, приемлемые для конкретной школы, в т.ч. целенаправленные,
интенсивные задания. Основная
цель
достижение результативности в обучении и
сохранения реалистического подхода к изображению с натуры этнографической утвари
тувинского народа.
Первоочередная задача в обучении, введение и использования этнографической утвари,
так как дисциплина «Живопись» является развитием у учащихся способностью видеть и
изображать форму во всем многообразии её цветосветовых отношений. Дать основы
изобразительной грамоты и практическими навыками живописного мастерства основываясь
на правилах и законах традиционного реалистического рисования, выработанные великими
мастерами изобразительного искусства. Знакомить с произведениями изобразительного
искусства художников Тувы и изысканными работами мастеров декоративно-прикладного
искусства разных времен.
Накопленный опыт показывает, что дети прикасаясь к историческому экспонату,
начинают интересоваться, задают много вопросов только успеваешь отвечать и самое
удивительное в практической части отведенное время для выполнения задания дети
укладываются быстрее, чем в других заданиях.
Программа нацелена на подготовку учащихся, владеющих основами изобразительной
грамоты, способных в практической работе решать творческие задачи (постановка самими
учащимися тематических натюрмортов использованием этнографической утвари тувинского
народа), создавать положительную атмосферу и эмоциональный настрой путем украшения
интерьера неординарными художественными работами самих учащихся.
В первые два года ученикам необходимо прививать любовь к отображению окружающего
мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятий,
воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучения изобразительного
и теоретического наследия прошлого. В доступной форме дать учащимся знания о холодных
2
и теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать первоначальное понятие о цветовой
гармонии,
декоративности
цвета,
о
многообразии
цветовых
оттенков.
Воспитать
эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.
Практически много времени уделять в раскрашивании творческих композиций только с
использованием таблиц-образцов. Вот здесь и возникает решение вопроса о приобретении в
образовательном учреждении качественных репродукций орнаментов, стилизованных
предметов
быта
выполненными
мастерами
декоративно-прикладного
искусства
и
художниками изобразительного искусства Тувы. Предметы быта: чайник
1
, ступа с перстом
для чая
1
, отдельно для просо, корыто, пиалы деревянные, чугунный котел, сундук
расписанный.
В третьем году на базе изучения простейшего выстраивается этап сложных форм
комбинированного характера «тематических натюрмортов» из предметов быта тувинского
народа на темы: «Праздничный стол», «Урожай», «Почетные гости», «Тувинская люлька»,
«Уважаемому гостю», «Резной камень - агальматолит» и т. д. Здесь обязательно
предусмотреть учебно-дидактический материал, репродукции более сложных тематических
и смешанных натюрмортов
2
превосходно выполненных художником – живописцем С. К.
Ланзы, «Натюрморт с седлом» (1973), «Натюрморт с халатом», также живописцем В. А.
Ховалыг, «Тувинский натюрморт» (1976), «С ханом», «Натюрморт с трубкой», «С
бабочкой».
На заключительном этапе учащиеся знакомятся с основными принципами и правилами
изображения головы человека. Введется копирование портрета-человека с репродукций
работ художников В. Л. Тас-оол «Портрет писателя С. Ш. Сарыг-оола» (1944), Г.Л.Торлук
«Портрет народного мастера Черзи Монгуша» (1968), И.Ч.Салчак «Портрет знатного чабана
И. Данзырына» (1974). Для дальнейшего совершенствования и умения работы над
портретом и развития знаний классификации портретного искусства выполняется портрет-
картина с использованием наглядного материала, репродукций картин художников
В.А.Ховалыг «Портрет драматурга В. Кок-оола» (1975), С.Ш.Саая «Портрет Б.С.Байынды»
(1974). Для дальнейшего совершенствования учащимся нужно и надо знать классификацию
над портретом.
В программе предусмотрены методы последовательного изучения светотени и тональной
среды, как необходимого фактора изображения окружающего мира во всей многогранности.
Предусмотрена связь живописи с композицией, поэтому с первых уроков предлагается
учащимся поставить условия композиционного рисования: «Всё, что изображается, должно
быть пластически связано в своей ритмической структуре с выбранным форматом; меняется
точка зрения, меняется ритмическая структура, меняется форма. Вводятся навыки и умения
3
вести
поиски
различных
композиционных
решений
путём
эскизирования,
т.к.
композиционно построенное изображение всегда художественно и выразительно.
Для решения поставленных учебно-воспитательных задач программой на уроках
живописи школой изданы справочники для школьника и преподавателя: «Камнерезы Тувы»,
«Художники Тувы» и предусмотрены внеклассные занятии, как рисование с натуры, на
заданные темы, так и классные постановки, декоративное рисование и беседы об
изобразительном искусстве. Каждое занятие несет в себе краткий искусствоведческий
характер об изобразительном искусстве тувинского народа, в том числе «этнографический
натюрморт» основой которого является передача и раскрытие культурных традиций и
ценностей национальной утвари с учетом исторического развития.
В процессе обучения изобразительного искусства на уроках живописи у учащихся
накапливается
разнообразные
знания,
впечатления,
представления,
способствующие
обогащению их эмоций. Показывая репродукции, рассказывая о художнике, преподаватель
способствует возникновению у учащихся интереса и любви к искусству, потребности
воспринимать прекрасное.
Однако, как показывает анализ педагогической практики, этому зачастую мешает
отсутствие портретов известных художников изобразительного искусства Тувы и мастеров
изобразительного искусства.
Вот почему введение и использования этнокультурных компонентов на уроках живописи
в дополнительном образовании исключительно актуально и издание несброшюрованного
альбома, в состав которого должны войти – художники –живописцы, графики, скульпторы
Тувы.
В завершении при реализации программы «О введении и использования этнокультурного
компонента на уроках живописи в системе дополнительного образования» возможно и
нужно. К этому подтверждаются постановочные работы учащихся в классе. Рис.1, Рис.2.
Для дальнейшего совершенствования данной программы, на практике ставятся новые
задачи
о
приобретении
высочайшего
качества
репродукции
живописных
картин
художников,
которые
являются
национальной
гордостью
Тувы
с
уникальной
полиграфической технологией, максимально приближенным к оригиналам. Это лазерные
копии со слайдов художественных произведений на бумаге «лён», имитирующий холст.
Создаст иллюзию прикосновения к настоящему полотну мастера, только без объема
красочных слоёв. Удобный для демонстраций перед аудиторий, достоверная передача
тончайших оттенков, деталей оригинала позволят создавать в школе для учеников
предметную образовательную среду из лучших художественных произведений.
4
И хотелось бы пожелать, чтобы каждая семья, организация могли бы приобрести
качественную репродукцию - натюрморт с этнографической утварью тувинского народа
написанными художниками – живописцами, ведь натюрморт – очень выразительный,
поэтичный и благородный жанр изобразительного искусства.
5