Напоминание

Этнокультурный компонент в живописи


Автор: Кыргыс Надежда Владимировна
Должность: преподаватель, изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Шагонар
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурный компонент в живописи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Введение этнокультурного компонента на уроках живописи

в дополнительном образовательном процессе

…увидеть сердцем и раскрыть глаза другим.

Здесь и начинается искусство.

В настоящее время в современном образовании практикуется системный подход к

художественному воспитанию и образованию, который осуществляется в процессе

преподавания таких дисциплин как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура»,

«История изобразительного искусства», а также других форм эстетического образования и

воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народной традиции прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной

форме учащиеся сталкиваются с ними ежедневно ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных

традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли

важную

роль

в

организации

жизни

общества.

Простые

и

красивые,

часто

высокохудожественные, изделия народных умельцев тувинского народа, желание узнать их

значение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест,

уважать труд. Они формируют у детей эстетическое и философское восприятие мира,

передают детям представления народа о красоте, добре и зле, предназначение человека.

Именно, поэтому сегодня так остро перед системой образования стоит задача –

«воспитание

человека

познающего,

способного

творчески

мыслить,

любящего

и

уважающего культуру своего народа и искусство иных, непохожих народов, умеющего

применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и

использования новых технологий. И это должно идти с опорой на родную культуру, через

её глубокое ощущение и переживание, восхищением народным искусством, любовь к

Родине. Необходимо беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, его

культуру. Мы должны воспитывать детей, чтобы они сохранили традиции и взяли на себя

роль главного фактора в развитии родного языка, истории, культуры и изобразительного

искусства.

С этой целью в 2006 года в образовательном процессе Детской школы искусств

г.Шагонар частично был введен этнокультурный компонент и эффективно использовался в

преподавании многих дисциплин по изобразительному искусству. В течение ряда лет работы

использования

введение этнографической утвари накопилось не мало экспонатов

(натюрмортного фонда). Обильным развитием народно-декоративно прикладного искусства

в Туве - натюрмортный фонд для постановок можно собрать очень быстро да и в разных

ассортиментах с начиная от материала заменителя до натурального – это очень отрадно для

преподавателей школ республики.

Позже была написана программа - предмет по выбору «Живопись» с 1 по 4 классы

введением этнической утвари тувинского народа - для отделения изобразительного

искусства в данной школе и для детских школах искусств республики.

Данная разработанная образовательная программа «Живопись» с 1по 4 класс в неделю на

1 час, является дополнением к основной образовательной программе «Живопись» и является

предметом

по выбору обучающегося по живописи и изучением этнокультурного

компонента тувинского народа. Программа дает возможность творчески подходить

преподавателю,

применять

на

уроках

разнообразные

методики

с

использованием

этнографической утвари, приемлемые для конкретной школы, в т.ч. целенаправленные,

интенсивные задания. Основная

цель

достижение результативности в обучении и

сохранения реалистического подхода к изображению с натуры этнографической утвари

тувинского народа.

Первоочередная задача в обучении, введение и использования этнографической утвари,

так как дисциплина «Живопись» является развитием у учащихся способностью видеть и

изображать форму во всем многообразии её цветосветовых отношений. Дать основы

изобразительной грамоты и практическими навыками живописного мастерства основываясь

на правилах и законах традиционного реалистического рисования, выработанные великими

мастерами изобразительного искусства. Знакомить с произведениями изобразительного

искусства художников Тувы и изысканными работами мастеров декоративно-прикладного

искусства разных времен.

Накопленный опыт показывает, что дети прикасаясь к историческому экспонату,

начинают интересоваться, задают много вопросов только успеваешь отвечать и самое

удивительное в практической части отведенное время для выполнения задания дети

укладываются быстрее, чем в других заданиях.

Программа нацелена на подготовку учащихся, владеющих основами изобразительной

грамоты, способных в практической работе решать творческие задачи (постановка самими

учащимися тематических натюрмортов использованием этнографической утвари тувинского

народа), создавать положительную атмосферу и эмоциональный настрой путем украшения

интерьера неординарными художественными работами самих учащихся.

В первые два года ученикам необходимо прививать любовь к отображению окружающего

мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятий,

воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучения изобразительного

и теоретического наследия прошлого. В доступной форме дать учащимся знания о холодных

2

и теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать первоначальное понятие о цветовой

гармонии,

декоративности

цвета,

о

многообразии

цветовых

оттенков.

Воспитать

эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.

Практически много времени уделять в раскрашивании творческих композиций только с

использованием таблиц-образцов. Вот здесь и возникает решение вопроса о приобретении в

образовательном учреждении качественных репродукций орнаментов, стилизованных

предметов

быта

выполненными

мастерами

декоративно-прикладного

искусства

и

художниками изобразительного искусства Тувы. Предметы быта: чайник

1

, ступа с перстом

для чая

1

, отдельно для просо, корыто, пиалы деревянные, чугунный котел, сундук

расписанный.

В третьем году на базе изучения простейшего выстраивается этап сложных форм

комбинированного характера «тематических натюрмортов» из предметов быта тувинского

народа на темы: «Праздничный стол», «Урожай», «Почетные гости», «Тувинская люлька»,

«Уважаемому гостю», «Резной камень - агальматолит» и т. д. Здесь обязательно

предусмотреть учебно-дидактический материал, репродукции более сложных тематических

и смешанных натюрмортов

2

превосходно выполненных художником – живописцем С. К.

Ланзы, «Натюрморт с седлом» (1973), «Натюрморт с халатом», также живописцем В. А.

Ховалыг, «Тувинский натюрморт» (1976), «С ханом», «Натюрморт с трубкой», «С

бабочкой».

На заключительном этапе учащиеся знакомятся с основными принципами и правилами

изображения головы человека. Введется копирование портрета-человека с репродукций

работ художников В. Л. Тас-оол «Портрет писателя С. Ш. Сарыг-оола» (1944), Г.Л.Торлук

«Портрет народного мастера Черзи Монгуша» (1968), И.Ч.Салчак «Портрет знатного чабана

И. Данзырына» (1974). Для дальнейшего совершенствования и умения работы над

портретом и развития знаний классификации портретного искусства выполняется портрет-

картина с использованием наглядного материала, репродукций картин художников

В.А.Ховалыг «Портрет драматурга В. Кок-оола» (1975), С.Ш.Саая «Портрет Б.С.Байынды»

(1974). Для дальнейшего совершенствования учащимся нужно и надо знать классификацию

над портретом.

В программе предусмотрены методы последовательного изучения светотени и тональной

среды, как необходимого фактора изображения окружающего мира во всей многогранности.

Предусмотрена связь живописи с композицией, поэтому с первых уроков предлагается

учащимся поставить условия композиционного рисования: «Всё, что изображается, должно

быть пластически связано в своей ритмической структуре с выбранным форматом; меняется

точка зрения, меняется ритмическая структура, меняется форма. Вводятся навыки и умения

3

вести

поиски

различных

композиционных

решений

путём

эскизирования,

т.к.

композиционно построенное изображение всегда художественно и выразительно.

Для решения поставленных учебно-воспитательных задач программой на уроках

живописи школой изданы справочники для школьника и преподавателя: «Камнерезы Тувы»,

«Художники Тувы» и предусмотрены внеклассные занятии, как рисование с натуры, на

заданные темы, так и классные постановки, декоративное рисование и беседы об

изобразительном искусстве. Каждое занятие несет в себе краткий искусствоведческий

характер об изобразительном искусстве тувинского народа, в том числе «этнографический

натюрморт» основой которого является передача и раскрытие культурных традиций и

ценностей национальной утвари с учетом исторического развития.

В процессе обучения изобразительного искусства на уроках живописи у учащихся

накапливается

разнообразные

знания,

впечатления,

представления,

способствующие

обогащению их эмоций. Показывая репродукции, рассказывая о художнике, преподаватель

способствует возникновению у учащихся интереса и любви к искусству, потребности

воспринимать прекрасное.

Однако, как показывает анализ педагогической практики, этому зачастую мешает

отсутствие портретов известных художников изобразительного искусства Тувы и мастеров

изобразительного искусства.

Вот почему введение и использования этнокультурных компонентов на уроках живописи

в дополнительном образовании исключительно актуально и издание несброшюрованного

альбома, в состав которого должны войти – художники –живописцы, графики, скульпторы

Тувы.

В завершении при реализации программы «О введении и использования этнокультурного

компонента на уроках живописи в системе дополнительного образования» возможно и

нужно. К этому подтверждаются постановочные работы учащихся в классе. Рис.1, Рис.2.

Для дальнейшего совершенствования данной программы, на практике ставятся новые

задачи

о

приобретении

высочайшего

качества

репродукции

живописных

картин

художников,

которые

являются

национальной

гордостью

Тувы

с

уникальной

полиграфической технологией, максимально приближенным к оригиналам. Это лазерные

копии со слайдов художественных произведений на бумаге «лён», имитирующий холст.

Создаст иллюзию прикосновения к настоящему полотну мастера, только без объема

красочных слоёв. Удобный для демонстраций перед аудиторий, достоверная передача

тончайших оттенков, деталей оригинала позволят создавать в школе для учеников

предметную образовательную среду из лучших художественных произведений.

4

И хотелось бы пожелать, чтобы каждая семья, организация могли бы приобрести

качественную репродукцию - натюрморт с этнографической утварью тувинского народа

написанными художниками – живописцами, ведь натюрморт – очень выразительный,

поэтичный и благородный жанр изобразительного искусства.

5



В раздел образования