Автор: Казакова Ирина Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Красный Холм Тверская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "Работа над ансамблем в хоровом классе"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОХОЛМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
УТВЕРЖДАЮ ________________
Директор МБУ ДОДШИ
И.Ю. Андреева
Открытый урок по хору
«Работа над ансамблем в хоровом классе».
И.Б. Казакова
преподаватель по хоровому классу
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Краснохолмская детская школа искусств»
г. Красный Холм
2019 – 2020 учебный год
План-конспект открытого урока по хору преподавателя Казаковой
Ирины Борисовны.
Преподаватель: Казакова Ирина Борисовна
Концертмейстер: Марышева Оксана Александровна
Дата проведения:12 февраля 2020года
Класс: 3-7 класс
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: «Работа над ансамблем в хоровом классе».
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков
Цель урока:Применение умений инавыков хорового ансамбля в работе
над песенным репертуаром.
Задачи:
Образовательные:
-
обеспечить формирование
у
учеников знаний
об
особенностях
работы хорового ансамбля.
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме.
Развивающие:
- формирование вокально-хоровых навыков и умений;
- работа над точным интонированием хоровых партитур;
- развитие гармонического слуха;
-развитие
музыкальной
восприимчивости,
умения
анализировать,
сопоставлять;
-расширение музыкального кругозора учащихся;
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой
певческой манере;
- воспитание организованности;
- формирование положительной мотивации к хоровому пению;
2
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- индуктивный, дедуктивный;
-проблемно – поисковый;
-объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные
иллюстрации
голосом
учителя
и
воспроизведение
услышанного детьми).
Методические приемы:
-
творческие
задания
и
вопросы,
стимулирующие
мыслительную
деятельность и создающие поисковые ситуации;
- практические – упражнения, практические задания;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений;
- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их
интереса
к
занятиям,
как
способ
вызвать
положительные
эмоции
повышающие работоспособность детей.
Оборудование: фортепиано, ноты партитур, проектор, ноутбук.
План занятия:
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы урока и его задач.
II. Основная часть.
1.Объяснение темы урока.
2.Упражнения на расслабление плечевого пояса и мышц лица
4. Вокальные упражнения.
5. Работа над песенным материалом.
III. Заключительная часть.
3
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)
Домашнее задание.
Ход урока:
Слайд 1
Преподаватель:
-Здравствуйте, ребята и уважаемые
гости! Сегодня тема нашего урока
«Работа над ансамблем в хоровом классе».Как вы думаете, что означает
слово «ансамбль»? Какие виды ансамблей вы знаете? Какие ансамбли вы
знаете в нашем городе?
(Ответы детей)
Слайд 2
Преподаватель:
-Понятие «ансамбль» (фр. Ensemble - вместе) имеет в музыки несколько
значений:
- совместное исполнение музыкального произведения несколькими певцами
или инструменталистами;
- небольшая группа музыкантов совместно исполняющих музыкальные
произведения;
- музыкальные сочинения, предназначенные для исполнения небольшой
группой певцов или инструменталистов;
- коллектив, объединяющий исполнителей различных видов искусств
(музыки, хореографии) – ансамбль песни и пляски;
- художественное единство при совместном исполнении, согласованность,
уравновешенность всех компонентов исполнения.
Слайд 3
Преподаватель:
-Что же такое «Ансамбль хора»? Как вы думаете? (Ответы детей)
Слайд 4
Преподаватель:
4
-Ансамбль хора подразумевает органичное слияние индивидуальностей,
умение слышать свою партию и хор в целом, приравнивать свой голос к
общей звучности, быстро переключаться с ведущего мелодического голоса
на сопровождающий.
Слайд 5
Преподаватель:
-Виды хорового ансамбля многообразны:
1.интонационный;
2.метроритмический;
3.гармонический;
4.динамический,
5.дикционно- орфоэпический;
6.тембровый.
-Недостатки
в
любой
из
разновидностей
ансамбля
разрушают
художественное впечатление. Первая наша работа с вами – всесторонний
ансамбль внутри хоровых партий, следующая ступень – общехоровой
ансамбль: соотношение звучания партий в многоголосии, ансамбль хора и
сопровождения и т.д. Способы решения этих задач привели к возникновению
понятий естественного и искусственного ансамбля.
Слайд 6
Преподаватель:
-Интонационный ансамбль это точное интонирование всех партий в хоре
Слайд 7
-Метроритмический ансамбль включает в себя все моменты, связанные с
темпом, метром и ритмом хорового исполнения.
Слайд 8
-Гармонический ансамбль-полное равновесие хоровых партий. Мелодия
должна звучать отчетливо, но сохранено двух - трехголосное равновесие.
Слайд 9
5
-Динамический(в
переводе
с
греческого
«сила»)
представляет
согласованность громкости звучания внутри каждой хоровой партии и в
общехоровой звучности.
Слайд 10
-Дикционно-орфоэпический
ансамбль предполагает
единую
для
всех
членов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста
Слайд11
-Тембровый ансамбль предполагает работу над хоровыми тембрами, путем
достижения единой манеры звукообразования.
Типы атаки,певческая опора, штрихи(легато, стаккато, маркато, глиссандо)
Закрыть проектор
2.Упражнения на расслабление плечевого пояса и мышц лица:
-естественный вдох и выдох с подниманием и опусканием рук;
-упражнения для плечевого пояса;
-замок на спине;
-массаж скул, работа с челюстью (круговое движение челюстью с открытым
ртом в разные стороны);
Массаж БАТ (биологически активных точек).
3.Вокальные упражнения:
-настройка унисона с закрытым ртом;
-вибрато на звук « в», «р», «бррр»- пение по трем ступеням вверх и вниз.
Цель: Активизация резонаторов, выработка чистого унисона.
-пение
слогов
«Да-Де-Ди-До-Ду»
на
одном
звуке,
при
изменении
тональности меняются согласные (например «ра-ре-ри-ро-ру» и т. д.).
Цель: развитие единого звукообразования, удлинение выдоха, расширение
диапазона.
-пение гласной«а-а-ААААА» в головном регистре
(стаккато, легато)
Цель: развитие звукообразования в верхнем регистре, отработка штрихов
6
-нюансировка звука на одной высоте на гласную «у»
Цель;развитие умения хора изменять силу звука по жесту дирижера.
Слайд 12
Пение чистоговорок в разных ладах.
Цель:развитие дикции, артикуляции, умения ориентироваться по слуху в
разных ладах
Слайд 13
Пение 3-голосных упражнений для развития гармонического слуха
4.Работа над песенным материалом
Слайд 14
Л. Марченко «Это музыка»
Преподаватель:
- Как вы думаете, что нужно для создания интонационного ансамбля в хоре?
(Ответы детей)
Хор исполняет произведение сольфеджио отдельно каждой партией, затем
исполняется 1 куплет со словами всеми партиями вместе.
Преподаватель:
-Был ли в хоре интонационный ансамбль? (Ответы детей)
Исправляются ошибки в интонировании партий.
Преподаватель:
-Теперь поработаем над дикционно-орфоэпическим ансамблем, то есть над
единой манерой пропевания
поэтического текста. Для этого вспомним
некоторые правила исполнения текста.
7
Преподаватель вместе с учащимися повторяет правила пропевания текста в
хоровых произведениях:
-Отличительной
особенностью
вокально-хоровой
дикции
является
использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции:
1. Гласные в музыке являются ритмическими гранями, поэтому невозможно
достичь
полноценного
ритмического
ансамбля
без
идеальной
согласованности их произнесения.
2.
Красивое,
выразительное
звучание
гласных
обеспечивает
красоту
вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к
некрасивому, невокальному звуку.
3. Если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их
нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, например: не
услышит; ни огня; и т.д.
4. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они
примыкают.
5. Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных
затрудняет понимание текста. Иногда полезно использовать несколько
подчёркнутую
артикуляцию
согласных,
приём
«удвоенного»
или
«утроенного» произнесения.
Произведение исполняется с учетом этих правил, сначала по фразам затем
полностью.
После исполнения преподаватель оценивает работу хора.
Разминка (упражнения с кистями рук для активации работы левого и
правого полушарий)
Слайд 15
М. Дубравин «Родина»
Преподаватель:
8
-В этом произведении мы поработаем над метроритмическим (умение петь
вместе, ритмически чётко, одновременно произносить слова, гибко изменять
темп,
вместе
брать
дыхание,
вступать
и
прекращать
петь)
и
динамическим(согласованная громкость звучания)ансамблями. Для работы
над
метроритмическим
ансамблем
используем
прием
прохлопывания
ритмического рисунка и проговаривания текста с ритмом.
Хор прохлопывает и проговаривает текст под аккомпанемент.
Преподаватель:
-Как вы думаете, как мы можем добиться динамического
ансамбля в
исполнении? (Ответы детей)
Преподаватель:
-Очень важно при исполнении песни следить за дирижерским жестом и
менять силу звучания голоса в зависимости от изменения амплитуды и
характера дирижирования.
Проводится работа по фразам с оценкой звучания. Затем произведение
исполняется целиком.
Преподаватель:
- Сейчас я предлагаю послушать и посмотреть, известное вам произведение
«Детский джаз» И. Хрисанди (видео).Обратите пожалуйста внимание на
ансамбль в исполнении произведения.
Слушание и анализ исполнения.
Преподаватель:
- Какие виды ансамбля вы услышали?Что понравилось в исполнении песни
этим коллективом? Что нового для себя подчерпнули? (Ответы детей)
Слайд 16
Р.н.п. «Савка и Гришка»
Преподаватель:
-Эта русская народная песня дает возможность показать несколько видов
ансамбля в одном исполнении. Давайте постараемся в этом произведении
9
объединить
интонационный,
метроритмический,
динамический
и
гармонический ансамбли.
Хор исполняет произведение полностью.
Преподаватель
предлагает
оценить
самостоятельно
исполненное
произведение. Обобщает ответы детей.
Заключительная часть:
Подведение итогов.
Преподаватель:
-Что такое ансамбль в хоре? Над какими видами хорового ансамбля мы
сегодня работали? (Ответы детей)
Слайд 4
Хоровой дирижер Николай Михайлович Данилин говорил:
«Каждый из певцов,
должен отвечать за звук, за ансамбль, тогда
составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты
петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в
нужном ритме с верными словами – первое условие хорового певца».
- Сегодня мы работали над интонационным, дикционно-орфоэпическим,
динамическим, метроритмическим и гармоническими ансамблями. Наша
задача с помощью работы над ансамблем реализовать творческие замыслы
композиторов, развивать собственное воображение и творческое видение
исполняемой нами музыки.
Домашнее задание
Слайд17
10
Используемая литература:
1.Д.Е.Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе»
2.Профиздат Москва « Работа с хором» 1972г.
3.А.А.Мосягина « Хороведение и методика работы с хором» 2002г.
4.Я. Дубравин, А.Чепуров « Давайте поклоняться доброте» 1983г.
5.Е.Медведовский «Хочу, чтоб люди чаще улыбались»
11