Автор: Епифанова Екатерина Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепьянного отделения
Учебное заведение: МБОУДОДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.,г.Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Игры для организации пианистических движений» (До инструментальный период)
Раздел: дополнительное образование
Методическое
сообщение
на тему:
«Игры для организации пианистических
движений»
(До инструментальный период)
Преподаватель МБОУДОДШИ г.Бологое:
Епифанова Е.Е.
«Игры для организации пианистических движений»
(До инструментальный период)
Известно, что рояль – это особый, очень сложный инструмент. Уже на
первом этапе обучения ребенку, сидя за инструментом, одновременно
приходят выполнить очень много задач – зрительных, слуховых,
двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Насколько сложно с
одинаковым вниманием одновременно слушать и смотреть, можно проверить
на простом опыте: постарайтесь очень внимательно прислушаться к
малейшим изменениям тиканья будильника, при этом держа перед собой
какой-нибудь текст. Вы чувствуете, что зрительное восприятие ослабевает. И
наоборот: при внимательном чтении ослабевает слуховое восприятие.
А неразвитость координации движений, малая чувствительность
кончиков пальцев, не позволяет сразу же услышать тот звук, который
хотелось бы. Недаром А.Б. Гольденвейзер говорит, что «хороший пианист –
это в известном смысле урод», ибо мозг человека устроен таким образом, что
внимание его может быть нацелено только на один объект. Все остальное
восприятие им как фон.
Фортепиано обладает множеством достоинств, но к сожалению, это
инструмент однообразный по тембру лишенный из-за своей молоточковой
природы протяженного, долгого звучания. Создание палитры разнообразных
красок и достижения певучего звучания требует от исполнителя большого
мастерства. В значительной мере разрешению этих задач может помочь
развитее тонкости, точности разнообразия прикосновения чутких кончиков
пальцев, а также работа над координацией движений крупных рычагов руки
еще в до инструментальный период.
Время развития координации движений и внутренних двигательных
ощущений (мышечного чувства) у всех детей различна в силу природных
особенностей.
«Наши рецепторы» (тонкие окончания) чувствующих нервов
(расположенных в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие
исследователи особые воспринимающие устройства, с помощью которого мы
ощущаем все в себе и вокруг себя.
Значительную часть коры головного мозга занимает представительство
наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно
через руки, через наш рабочий орган, помощью которого мы исследуем,
творим, строим и играем на различных инструментах.
У Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-
культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки
учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже
сильнее способствуют развитию мозга».
Руки – голова – снова голова…
В жизни каждого человека слух имеет огромное значение. Для
музыканта он является основным профессиональным качеством. Поэтому
развитие музыкального слуха во всех его проявлениях – важнейшая задача
педагога – музыканта.
Основная часть механизма восприятия конкретного звука составляют
слуховые и двигательные редолекторные связи, которые формируются в коре
головного мозга.
Ведущие – слуховые, отражающие высоту, тембр, громкость и
длительность звука.
Развитый музыкальный слух выступает контролером и корректором
мышечной моторики. Опыт показывает, что из года в год все меньше
одаренных детей поступает в музыкальную школу. Основной контингент
детей составляет со средним и низким уровнем развития общих и
специальных способностей. Кроме того, много детей имеют вялую
артикуляцию, неразвитую пространственную ориентировку, слабый тонус
мышц или напротив, мышечные зажимы и т. д.
В последние годы наблюдается тенденции психофизических
особенностей ребенка. Наша практика работы с такими детьми
свидетельствует, что затруднения в воспроизведении ритмической структуры
и воспитании чувств метро-ритма являются следствием недостаточно
сформированных связей между двигательными и слуховыми анализаторами.
Некоторые дети слишком стараются, а значит очень напрягаются.
Возникающие нервно-мышечное напряжение блокирует речи-слуховые
анализаторы, отрицательно влияя на артикуляцию при исполнении
музыкального произведения в быстром темпе. Уже с первых уроков
дополнительного обучения необходимо объяснить ученику, что музыка
воспринимается в первую очередь слухом.
Ирина Николаевна Молохова – преподаватель музыки делится своим 30-
летним опытом серьезной педагогической методикой – итогом многих лет
раздумий, экспериментов, консультаций с психологами, а главное
практическим опытом работы с детьми.
Нет глухих к музыке детей, нет глухих к музыке людей вообще. Если в
человеке пробудить желание идти к миру музыки – он с радостью, легко,
естественно делает первые шаги. И вот этому, то – первым шагом в мире
музыкальных звуков – посвящает свои начальные уроки И.Н. Молохова.
Основным содержанием уроков в начальный период будет работа с
музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у детей не только
интерес к созданию звука, но и желание «выразить что-то определенное, а не
механически работать пальцами на инструменте».
Как этого добиться? На занятиях не раз появится необходимость
прибегать к конкретным образом – игрушкам, картинкам, которые призваны
пробудить фантазию, воображение ребенка. Дети могут достаточно хорошо
представить себе разницу между падающей снежинкой и каплей дождя,
движением птичьей лапки и лапы медведя.
Когда детям предлагают выразить свое отношение конкретному образу
звуками фортепиано, они действую по всей клавиатуре, выразят это с
большим удовольствием и убедительно. Решая такую задачу, ребенок сразу
же будет самостоятельно действовать – искать по внутреннему
представлению в данный момент, нужный звук на фортепиано, то есть он по
образу будет находить выразительное средство и нужные для него движение
руками и пальчиками. Именно такое самостоятельное первое действие с
музыкальными звуками очень важно, вызвать у ребенка с первых же занятий.
Окружающий нас мир наполнен звуками. В большом многообразии
звуков необходимо научиться различать специфическое качество
музыкального звука.
Физический характер музыкального звука определяется тремя
свойствами, в их число входят высота, грамотность и тембр.
Мы взрослые, не должны быть уверены, что маленькие дети умеют
слушать музыкальные звуки и различать их. И вот – научить ребенка сначала
воспринимать звуки на слух, научиться в них вслушиваться и различать их, а
потом уже воспроизводить их.
Казалось бы, можно просто сказать ребенку, что звуки необходимо
слушать. Но будет более ценно и важно, если дети сделают собственное
открытие: звуки оказывается, нельзя увидеть или взять в руки, их надо
именно слушать, надо уметь из различать один от другого. А впечатление от
собственного «создания» звука, от самостоятельного познания его особенно
важно и значимо.
Игра №1 «Что я вижу?» Обратитесь к ребенку, попросить его рассказать,
что он видит в классе. Потом, дайте ему цветную картинку, открытку,
книжку. Ребенок рассказывает, что он видит на картинке. После того, как
ребенок рассказал про свою картинку, похвалите его «Какие у тебя хорошие
глаза и как много они видят!» Ребенок доволен, а вы предлагаете другую
игру.
Игра №2 «Что я делаю?» Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время
быстро кладите ему в руки какой-нибудь предмет: камушек или палочку,
лист бумаги или тряпочку и т. д. Попросите ребенка сказать, не открывая
глаз, что у него в руке. Ребенок, разумеется, отвечает, что у него в руке, а вы
задаете с удивлением новый вопрос: «Как же ты узнал, глаза то были
закрыты?» Дети, обычно, с большим удовольствием отвечают, то им помогли
руки, пальчики. Дети использовали свой опыт по осязанию. Вы снова
попросите закрыть глаза, а сами в это время проделайте поочередно
следующее: хлопаете в ладоши, поете, шуршите бумагой, извлекаете звук на
каком-либо инструменте и каждый раз спрашиваете: «Что я делаю?»
Получив ответ спросите: «Как же ты узнал, ведь глаза твои были закрыты?»
Дети всегда уверенно отвечают: «Я слушал. У меня есть уши, они слышат».
Игра № 3 Знакомство с инструментом
1.
Все ли клавиши одного цвета?
2.
Каких клавиш больше?
3.
Найти «До» на всей клавиатуре.
Игра №4 «Игра с пальчиками»
Сядьте слева от ученика (а не справа, как это обычно принято). Игра
начинается с того, что вы просите ученика взять 3-тьим пальчиком правой
рукой любую клавиатуру и тихо равномерно считать 1,2,3 и т. д., до тех пор
пока звук перестал звучать. После того как звук перестал звучать, пусть
ученик скажет, до скольких он досчитал. Потом играете вы. Вы сидите слева
от ребенка, и вам очень удобно взять клавишу на одной из низкозвучащих
клавиш по сравнению с той, которую играл ученик (желательно на две
октавы ниже). Вы и ученик вместе тихо считаете, пока звучит звук. Ученик
сравнивает продолжительность звучания, он услышал, понял, что ваш звук
звучал дольше. Контраст по продолжительности звучания клавиш – большой,
это свойство механики фортепиано.
На уроке были созданы, условия, при которых ученик получил новые
впечатления, переживания и желание действовать с ними.
Игра «У кого дольше звучит?» поможет просто и естественно создать
предпосылку к тому, что ученик, воспринимая на слух музыкальный звук (им
самим воспроизведенный на фортепиано) вслушивался в его жизнь, т. е.
возникновение, продолжительность, угасание. Во-вторых, «переживая»
жизнь музыкального звука ученик овладевает движением он погружает палец
в клавишу и чувствует опору – ищет долгий звук.
Можно с уверенностью сказать, что ребенок начал активно, сознательно
учиться работать со звуками.
Использованная и предлагаемая литература:
1.
Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»
2.
И. Э. Сафарова «Игры для организации пианист. движений».