Напоминание

«Игры для организации пианистических движений» (До инструментальный период)


Автор: Епифанова Екатерина Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепьянного отделения
Учебное заведение: МБОУДОДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.,г.Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Игры для организации пианистических движений» (До инструментальный период)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое

сообщение

на тему:

«Игры для организации пианистических

движений»

(До инструментальный период)

Преподаватель МБОУДОДШИ г.Бологое:

Епифанова Е.Е.

«Игры для организации пианистических движений»

(До инструментальный период)

Известно, что рояль – это особый, очень сложный инструмент. Уже на

первом этапе обучения ребенку, сидя за инструментом, одновременно

приходят выполнить очень много задач – зрительных, слуховых,

двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Насколько сложно с

одинаковым вниманием одновременно слушать и смотреть, можно проверить

на простом опыте: постарайтесь очень внимательно прислушаться к

малейшим изменениям тиканья будильника, при этом держа перед собой

какой-нибудь текст. Вы чувствуете, что зрительное восприятие ослабевает. И

наоборот: при внимательном чтении ослабевает слуховое восприятие.

А неразвитость координации движений, малая чувствительность

кончиков пальцев, не позволяет сразу же услышать тот звук, который

хотелось бы. Недаром А.Б. Гольденвейзер говорит, что «хороший пианист –

это в известном смысле урод», ибо мозг человека устроен таким образом, что

внимание его может быть нацелено только на один объект. Все остальное

восприятие им как фон.

Фортепиано обладает множеством достоинств, но к сожалению, это

инструмент однообразный по тембру лишенный из-за своей молоточковой

природы протяженного, долгого звучания. Создание палитры разнообразных

красок и достижения певучего звучания требует от исполнителя большого

мастерства. В значительной мере разрешению этих задач может помочь

развитее тонкости, точности разнообразия прикосновения чутких кончиков

пальцев, а также работа над координацией движений крупных рычагов руки

еще в до инструментальный период.

Время развития координации движений и внутренних двигательных

ощущений (мышечного чувства) у всех детей различна в силу природных

особенностей.

«Наши рецепторы» (тонкие окончания) чувствующих нервов

(расположенных в мышцах) – это своего рода маленькие, чуткие

исследователи особые воспринимающие устройства, с помощью которого мы

ощущаем все в себе и вокруг себя.

Значительную часть коры головного мозга занимает представительство

наших рук. И это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно

через руки, через наш рабочий орган, помощью которого мы исследуем,

творим, строим и играем на различных инструментах.

У Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-

культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки

учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже

сильнее способствуют развитию мозга».

Руки – голова – снова голова…

В жизни каждого человека слух имеет огромное значение. Для

музыканта он является основным профессиональным качеством. Поэтому

развитие музыкального слуха во всех его проявлениях – важнейшая задача

педагога – музыканта.

Основная часть механизма восприятия конкретного звука составляют

слуховые и двигательные редолекторные связи, которые формируются в коре

головного мозга.

Ведущие – слуховые, отражающие высоту, тембр, громкость и

длительность звука.

Развитый музыкальный слух выступает контролером и корректором

мышечной моторики. Опыт показывает, что из года в год все меньше

одаренных детей поступает в музыкальную школу. Основной контингент

детей составляет со средним и низким уровнем развития общих и

специальных способностей. Кроме того, много детей имеют вялую

артикуляцию, неразвитую пространственную ориентировку, слабый тонус

мышц или напротив, мышечные зажимы и т. д.

В последние годы наблюдается тенденции психофизических

особенностей ребенка. Наша практика работы с такими детьми

свидетельствует, что затруднения в воспроизведении ритмической структуры

и воспитании чувств метро-ритма являются следствием недостаточно

сформированных связей между двигательными и слуховыми анализаторами.

Некоторые дети слишком стараются, а значит очень напрягаются.

Возникающие нервно-мышечное напряжение блокирует речи-слуховые

анализаторы, отрицательно влияя на артикуляцию при исполнении

музыкального произведения в быстром темпе. Уже с первых уроков

дополнительного обучения необходимо объяснить ученику, что музыка

воспринимается в первую очередь слухом.

Ирина Николаевна Молохова – преподаватель музыки делится своим 30-

летним опытом серьезной педагогической методикой – итогом многих лет

раздумий, экспериментов, консультаций с психологами, а главное

практическим опытом работы с детьми.

Нет глухих к музыке детей, нет глухих к музыке людей вообще. Если в

человеке пробудить желание идти к миру музыки – он с радостью, легко,

естественно делает первые шаги. И вот этому, то – первым шагом в мире

музыкальных звуков – посвящает свои начальные уроки И.Н. Молохова.

Основным содержанием уроков в начальный период будет работа с

музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у детей не только

интерес к созданию звука, но и желание «выразить что-то определенное, а не

механически работать пальцами на инструменте».

Как этого добиться? На занятиях не раз появится необходимость

прибегать к конкретным образом – игрушкам, картинкам, которые призваны

пробудить фантазию, воображение ребенка. Дети могут достаточно хорошо

представить себе разницу между падающей снежинкой и каплей дождя,

движением птичьей лапки и лапы медведя.

Когда детям предлагают выразить свое отношение конкретному образу

звуками фортепиано, они действую по всей клавиатуре, выразят это с

большим удовольствием и убедительно. Решая такую задачу, ребенок сразу

же будет самостоятельно действовать – искать по внутреннему

представлению в данный момент, нужный звук на фортепиано, то есть он по

образу будет находить выразительное средство и нужные для него движение

руками и пальчиками. Именно такое самостоятельное первое действие с

музыкальными звуками очень важно, вызвать у ребенка с первых же занятий.

Окружающий нас мир наполнен звуками. В большом многообразии

звуков необходимо научиться различать специфическое качество

музыкального звука.

Физический характер музыкального звука определяется тремя

свойствами, в их число входят высота, грамотность и тембр.

Мы взрослые, не должны быть уверены, что маленькие дети умеют

слушать музыкальные звуки и различать их. И вот – научить ребенка сначала

воспринимать звуки на слух, научиться в них вслушиваться и различать их, а

потом уже воспроизводить их.

Казалось бы, можно просто сказать ребенку, что звуки необходимо

слушать. Но будет более ценно и важно, если дети сделают собственное

открытие: звуки оказывается, нельзя увидеть или взять в руки, их надо

именно слушать, надо уметь из различать один от другого. А впечатление от

собственного «создания» звука, от самостоятельного познания его особенно

важно и значимо.

Игра №1 «Что я вижу?» Обратитесь к ребенку, попросить его рассказать,

что он видит в классе. Потом, дайте ему цветную картинку, открытку,

книжку. Ребенок рассказывает, что он видит на картинке. После того, как

ребенок рассказал про свою картинку, похвалите его «Какие у тебя хорошие

глаза и как много они видят!» Ребенок доволен, а вы предлагаете другую

игру.

Игра №2 «Что я делаю?» Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время

быстро кладите ему в руки какой-нибудь предмет: камушек или палочку,

лист бумаги или тряпочку и т. д. Попросите ребенка сказать, не открывая

глаз, что у него в руке. Ребенок, разумеется, отвечает, что у него в руке, а вы

задаете с удивлением новый вопрос: «Как же ты узнал, глаза то были

закрыты?» Дети, обычно, с большим удовольствием отвечают, то им помогли

руки, пальчики. Дети использовали свой опыт по осязанию. Вы снова

попросите закрыть глаза, а сами в это время проделайте поочередно

следующее: хлопаете в ладоши, поете, шуршите бумагой, извлекаете звук на

каком-либо инструменте и каждый раз спрашиваете: «Что я делаю?»

Получив ответ спросите: «Как же ты узнал, ведь глаза твои были закрыты?»

Дети всегда уверенно отвечают: «Я слушал. У меня есть уши, они слышат».

Игра № 3 Знакомство с инструментом

1.

Все ли клавиши одного цвета?

2.

Каких клавиш больше?

3.

Найти «До» на всей клавиатуре.

Игра №4 «Игра с пальчиками»

Сядьте слева от ученика (а не справа, как это обычно принято). Игра

начинается с того, что вы просите ученика взять 3-тьим пальчиком правой

рукой любую клавиатуру и тихо равномерно считать 1,2,3 и т. д., до тех пор

пока звук перестал звучать. После того как звук перестал звучать, пусть

ученик скажет, до скольких он досчитал. Потом играете вы. Вы сидите слева

от ребенка, и вам очень удобно взять клавишу на одной из низкозвучащих

клавиш по сравнению с той, которую играл ученик (желательно на две

октавы ниже). Вы и ученик вместе тихо считаете, пока звучит звук. Ученик

сравнивает продолжительность звучания, он услышал, понял, что ваш звук

звучал дольше. Контраст по продолжительности звучания клавиш – большой,

это свойство механики фортепиано.

На уроке были созданы, условия, при которых ученик получил новые

впечатления, переживания и желание действовать с ними.

Игра «У кого дольше звучит?» поможет просто и естественно создать

предпосылку к тому, что ученик, воспринимая на слух музыкальный звук (им

самим воспроизведенный на фортепиано) вслушивался в его жизнь, т. е.

возникновение, продолжительность, угасание. Во-вторых, «переживая»

жизнь музыкального звука ученик овладевает движением он погружает палец

в клавишу и чувствует опору – ищет долгий звук.

Можно с уверенностью сказать, что ребенок начал активно, сознательно

учиться работать со звуками.

Использованная и предлагаемая литература:

1.

Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»

2.

И. Э. Сафарова «Игры для организации пианист. движений».



В раздел образования