Автор: Тишкова Елена Вениаминовна
Должность: преподаватель народного отделения
Учебное заведение: МБОУДОДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.,г.Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность,как один из методов развития дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение
«Проектная деятельность, как один из
методов развития дополнительного
образования
»
Выполнила преподаватель МБОУДОДШИ г. Бологое
Тишкова Елена Вениаминовна 2021 год
1
Одной из приоритетных задач развития современной педагогики в целом –
это
образовательная
деятельность
средних
школ,
учреждений
дополнительного образования детей, различных кружков – являются условия
развития каждого ребенка.
Если же говорить о сфере дополнительного образования детей,
необходимо гармонично сочетать и учебную деятельность, в рамках которой
формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, связанной
с развитием индивидуальных задатков учащихся. В основу деятельности
учреждений дополнительного образования детей положены личностно
ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять познавательные и
социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста
(социально
незащищенных,
инвалидов,
с
отклонениями
в
развитии,
одаренных и др.).
Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение
необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей.
Дополнительное образование, как особый образовательный институт
располагает собственными педагогическими технологиями по развитию
творческой активности ребенка,
по саморазвитию и самореализации.
Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии,
построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.
Помимо
традиционной
системы
обучения,
существует
несколько
альтернативных.
В своей практике мы придерживаемся следующих «путеводных
положений»,
наиболее
отвечающих
специфике
дополнительного
образования детей:
Всеобщая талантливость детей: нет не талантливых детей, а есть те,
которые еще не нашли своего дела.
Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем
у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то»
нужно искать.
Неизбежность перемен:
ни одно суждение о ребенке не может
считаться окончательным.
Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для
всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно
подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже
других.
Нет
детей
неспособных:
если
каждому
отводить
время,
соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно
обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
И соответственно активно начинают использоваться и различные
педагогические технологии. (Технология
– это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы
2
изберем следующее:
это такое построение деятельности педагога, в
которой все входящие в него действия представлены в определенной
последовательности
и
целостности,
а
выполнение
предполагает
достижение
необходимого
результата
и
имеет
прогнозируемый
характер).
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
ведущее место занимает проектная деятельность. Исходя из этого, метод
творческого проекта в дополнительном образовании детей становится
наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод
творческого
проекта
дает
возможность
наиболее
полно
раскрыть
индивидуальный творческий потенциал детей, не взирая на различные
категории детей.
Проектная деятельность
Метод проекта имеет свою терминологию, с которой необходимо
познакомиться. Вот основные понятия в работе метода «творческого
проекта» на занятиях в системе дополнительного образования.
Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж
чего-либо, предваряющий его создание». Проектная деятельность относится
к разряду инновационной, т.к. предполагает преобразование реальности,
строится на базе соответствующей данному проекту, технологии.
Проектная деятельность обучающихся
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов
проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,
доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ
и организации деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,
включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
На занятиях творчества под «методом проекта» по Н.И. Пьянковой
подразумеваются:
- поисковый (эвристический) метод;
- исследовательский метод обучения.
Эвристический метод состоит в том, что учащиеся решают проблемную
задачу с помощью учителя, который, не подсказывая решения, ставит
вопросы, помогающие решению. Учитель может подсказать, как сделать
первый шаг, - это подвигнет ученика сделать последующие шаги. Например
«мир глазами домры», учащийся сам находит информацию в виде рисунка,
презентации и т.д.
Исследовательский метод состоит в том, что учитель предъявляет
учащимся
творческие
задачи.
Смысл
метода
состоит
в
творческом
добывании и применении знаний и способов деятельности, в освоении опыта
творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность
творческих задач, дифференциацию их в зависимости от подготовки и
творческих возможностей учащихся.
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность,
3
позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый
результат.
Эта
деятельность,
направленная
на
решение
интересной
проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи,
когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы –
носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что
весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
– это интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у
обучающихся.
Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования проектная
форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях
дополнительного образования нет жестких рамок классно-урочной системы,
выбор содержания, тематики и проблематики проектов обучающимися
происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые он
посещает.
При выборе формы работы здесь так же необходимо учитывать возрастные
особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов
необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать
их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками,
родителями,
педагогами,
для
широкой
общественности.
Где
бы
ни
занимались проектной деятельностью с обучающимися необходимо помнить,
что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности,
владеющей проектной технологией на уровне компетентности.
Типология проектов
Исследовательские
Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех
участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ,
методов обработки.
Творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу
работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета,
видеофильм).
Игровые
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта.
Участники
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или
выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
4
Информационные
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель,
методы получения и обработки информации, результат, презентация.
Практико-ориентированные
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое
определение функций каждого участника, координация этапов работы,
презентация конечных результатов, оценка работы.
Этапы проведения проектов
1.
Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Определение цели, формирование задач.
Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп
(требования, сроки, график, консультации и т.д.).
Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов
участников группы.
Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его
представления.
2.
Поисково-исследовательский этап
Определение источников информации.
Планирование способов сбора и анализа информации.
Подготовка к исследованию и его планированию.
Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов
(фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,
подбор иллюстраций.
Организационно-консультационные занятия. Промежуточные
отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта.
3.
Трансляционно-оформительский этап
Предзащита проекта.
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка
к публичной защите проекта:
определение даты и места защиты
определение программы и сценария публичной защиты,
распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка
аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
стендовая информация о проекте
4.
Заключительный этап
Публичная защита проекта.
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
Примеры проектов
5
Проектная деятельность ДШИ представлена широким спектром
долгосрочных (в течении двух-трех лет) и краткосрочных проектов (в
течение недели), охватывающих все сферы деятельности детской школы
искусств. В ДШИ реализуется ряд долгосрочных проектов, целью которых
является:
-создание условий, обеспечивающих повышение престижа педагогического
труда в новых условиях инновационной педагогической деятельности;
- совершенствование системы работы с учащимися через концертно-
выставочную деятельность, вовлечение их в проектно-исследовательскую
деятельность;
-использование
ресурсов
Школы
для
построения
образовательной
и
профессиональной карьеры учащихся и преподавателей.
Образовательных проектов («Здравствуй, человек!», «Клавишная
электроника»,
«Неакадемический
академический
концерт»)
позволяют
организовать учебную деятельность в инновационном режиме, внедрять
современные методики и технологии в образовательный процесс. Социо-
культурные проекты («Музыка поколений», «Родительская школа» и др.)
направлена на работу с различными слоями населения, родителями учащихся
и членами их семей, большое внимание уделяется популяризации творчества
детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Творческие портреты композиторов» - Еще один давний проект
школы, который включает в себя лекции - концерты, посвященные
жизни и творчеству композиторов разных эпох, разных стран.
Конкурсно-фестивальные проекты («Танцы в кругу», «Здравствуй
зима», «Ритмы и рифмы», «Весна. Театр. Музыка») представляют собой
организацию городских фестивалей и конкурсов учащихся школ искусств (от
разработки концепции и написания сценария до его воплощения).
Научно-познавательные и методические проекты («Методическая
гостиная», «Школа молодого педагога», «Антология детского рисунка»)
позволяют
проанализировать
развитие
современных
детей
и
работу
преподавателей в свете последних достижений педагогической науки.
Здоровьесберегающие проекты нацелены на формирование правильных
жизненных установок учащихся и ценностного отношения к собственному
здоровью.
Совместные арт-проекты с другими учреждениями культуры(клуб,
Дхш) направлены на создание новых творческих продуктов в результате
совместного творчества.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
-«Здравствуй,
человек!»
-
долгосрочный
образовательный
проект
по
обучению детей – инвалидов, созданию современной образовательной среды.
- «Клавишная электроника» - долгосрочный образовательный проект по
обновлению
содержания
образования,
внедрению
музыкально-
6
компьютерных
технологий,
городской
фестиваль-конкурс
музыкально-
компьютерных технологий, городская олимпиада учащихся школ искусств.
- «Неакадемический академический концерт» - образовательный проект
секции фортепиано.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
- «Ищем талант» - долгосрочный проект, реализуемый совместно с фондом
«Культурный транзит», направленный на социализацию и адаптацию детей –
инвалидов
через
развитие
их
творческих
способностей
в
области
изобразительного
искусства,
организацию
выставочной
деятельности
(выставки, аукционы, концерты, конференции), поддержку семей, создание
толерантной среды в городском социо-культурном пространстве;
- «Родительская школа» - проект по совершенствованию сотрудничества
детей, родителей и педагогов ДШИ;
- «Танцуем вместе » - долгосрочный социо-культурный образовательный
проект по развитию семейного творчества, совместного обучения детей и
родителей;
- «Дети детям » - долгосрочный проект, реализуемый совместно с детскими
садами города, направленный на развитие социо-культурных связей между
сферами и популяризацию школ искусств в дошкольных заведениях.
- «Диалог» - проект создания единого образовательного пространства семьи
и школы;
-
«Галерея»
-
долгосрочный
проект
по
организации
выставочной
деятельности школы для учреждений образовательной деятельности.
- «Классы социального искусства» - социальный проект, направленный на
адаптацию и развитие творческих способностей молодежи с ограниченными
возможностями здоровья (нарушениями интеллектуального развития).
-«В гостях у новогодней ёлки» - это самый яркий и интересный проект,
который охватывает почти всех обучающихся школы. Развивает творческие
способности
и
коммуникативные
качества,
создает
праздничное
предновогоднее настроение у детей и родителей.
-«Моя музыкальная семья» - проект несет объединение творческого и
духовного начала семьи как основы ее существования, дает возможность
совместного музицирования, осуществляет поддержку родителей в
художественно – нравственном воспитании обучающегося.
-«Мы этой памяти верны» - Значимость этого проекта в патриотическом
воспитании
подрастающего
поколения,
в
актуализации
внимания
молодого поколения
к
героической
истории
своей
Родины,
в
установлении взаимосвязи между поколениями.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
- «Методическая гостиная» - методический проект по организации мастер-
классов, практикумов и выставок;
7
- «Школа молодого педагога» - проект по формированию мотивации и
совершенствованию профессионального мастерства молодых преподавателей
ДШИ.
- «Детство в современном мире: два первых семилетия и вся жизнь» -
методический проект эстетического отделения по организации мастер-
классов и практикумов, и выставок;
- «Антология детского рисунка» - научно-познавательный проект изучения
специфики, анализа и психологии спонтанного детского рисунка, фестиваль
«Рисуем все!».
-«Хочу все знать» - данный проект рассчитан на учащихся образовательных
школ с целью привлечения к занятиям музыкой.
-«Мой первый сольный концерт» - это проект для творчески одаренных
детей. Цель такого проекта - развитие творческих способностей и
совершенствование исполнительского мастерства творчески одаренных
детей
-«Мой второй инструмент» - проект дает возможность учащимся школы
попробовать свои силы в исполнении на другом инструменте
-«Родительская суббота» - это цикл субботних концертов для родителей, в
которых принимают участие ученики всех отделений школы. Данный проект
помогает родителям в ознакомлении с учебной и воспитательной
деятельностью
образовательного
учреждения,
дает
возможность
родителям увидеть и оценить даже небольшие творческие достижения
ребенка на сцене, пообщаться с преподавателями.
-«Музыкальная школа глазами детей». В 2015 году в нашей школе был
внедрен проект «Музыкальная школа глазами детей». Проект включает в
себя презентации, подготовленные обучающимися средних и старших
классов Детской школы искусств.
«Концертмейстер. Шаги к успеху» - это семинар – практикум
концертмейстеров образовательных учреждений ДМШ и ДШИ.
8
Заключение
Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный,
рядовой, даже рутинный характер. Однако в каждом ребёнке живёт
стремление к необычному, воспитание.как раз и удовлетворяют эту
потребность, превращая факт школьного быта в событие, остающееся в
памяти надолго. Разработка и реализация всех проектов, так или иначе,
направлена
на
духовно-нравственное
воспитание
подрастающего
поколения. Ведь главной задачей профессиональной деятельности учителя
музыки
является музыкально-эстетическое
воспитание
детей
и
юношества, подготовка подрастающих поколений к жизни на основе
приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Психологи
утверждают, что самыми естественными механизмами
воспитания детей являются заинтересованность и подражание. Одиночное
переживание своего эмоционального состояния
существенно отличается от
включённости его в переживание большой группы.
Рамки общешкольного
дела стимулируют инициативу, творчество, вариативность самовыражения
детского творческого коллектива и отдельно ученика. Поэтому реализация
педагогических
проектов
позволяет
ДШИ
гармонично
вписаться
в
межведомственные отношения, способствует к
приобретению новых
методов для получения информации, анализа и прогноза развития событий;
сплочение и мотивация команды единомышленников и всего коллектива,
организации
коммуникативной
политики
способствующей
повышению
качества образования и позиционированию в социуме.
Итоги реализации
педагогических проектов ДШИ – повышение уровня социализации, интерес к
совместной
творческой
деятельности;
повышение
эффективности
патриотического воспитания обучающихся через апробацию новых форм и
методов работы; усиление активности родителей в делах ДШИ и как
результат укрепление роли семьи в образовательном процессе.
9
Список литературы:
1.
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.
2.
Паливанова К.И. Проектная деятельность школьников. – М.:
Просвещение, 2008.
3.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
4.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности//Учитель. – 2000,
№ 4.
5.
Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.:
Просвещение, 2006.
6.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2006.
7.
Словарь – справочник терминов, используемых в системе
дополнительного образования детей /Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов
и др. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.
8.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной
школе. – М.: Медагогика, 1981. – 12 с.
9.
Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы
музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л.В. Михеева. –
Л.: Музыка, 1970.- 45 с.
10. Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1 – М.: Музыка,
1988.
11. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.
– М., 1979.- 32 с.
12. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М.: Музыка, 1975. – 3 с.
10
Методическое сообщение преподавателя Тишковой Е. В.
на тему «Проектная деятельность в рамках ДШИ»
Дата проведения 27.03.2019
г. Бологое
11