Напоминание

"Проектная деятельность,как один из методов развития дополнительного образования"


Автор: Тишкова Елена Вениаминовна
Должность: преподаватель народного отделения
Учебное заведение: МБОУДОДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.,г.Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность,как один из методов развития дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

«Проектная деятельность, как один из

методов развития дополнительного

образования

»

Выполнила преподаватель МБОУДОДШИ г. Бологое

Тишкова Елена Вениаминовна 2021 год

1

Одной из приоритетных задач развития современной педагогики в целом –

это

образовательная

деятельность

средних

школ,

учреждений

дополнительного образования детей, различных кружков – являются условия

развития каждого ребенка.

Если же говорить о сфере дополнительного образования детей,

необходимо гармонично сочетать и учебную деятельность, в рамках которой

формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью, связанной

с развитием индивидуальных задатков учащихся. В основу деятельности

учреждений дополнительного образования детей положены личностно

ориентированные подходы, позволяющие удовлетворять познавательные и

социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста

(социально

незащищенных,

инвалидов,

с

отклонениями

в

развитии,

одаренных и др.).

Законодательством определены задачи для этих учреждений: обеспечение

необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,

профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Дополнительное образование, как особый образовательный институт

располагает собственными педагогическими технологиями по развитию

творческой активности ребенка,

по саморазвитию и самореализации.

Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии,

построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

Помимо

традиционной

системы

обучения,

существует

несколько

альтернативных.

В своей практике мы придерживаемся следующих «путеводных

положений»,

наиболее

отвечающих

специфике

дополнительного

образования детей:

Всеобщая талантливость детей: нет не талантливых детей, а есть те,

которые еще не нашли своего дела.

Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем

у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то»

нужно искать.

Неизбежность перемен:

ни одно суждение о ребенке не может

считаться окончательным.

Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для

всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно

подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже

других.

Нет

детей

неспособных:

если

каждому

отводить

время,

соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно

обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

И соответственно активно начинают использоваться и различные

педагогические технологии. (Технология

– это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы

2

изберем следующее:

это такое построение деятельности педагога, в

которой все входящие в него действия представлены в определенной

последовательности

и

целостности,

а

выполнение

предполагает

достижение

необходимого

результата

и

имеет

прогнозируемый

характер).

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий

ведущее место занимает проектная деятельность. Исходя из этого, метод

творческого проекта в дополнительном образовании детей становится

наиболее актуальным в современном обществе. Так как именно метод

творческого

проекта

дает

возможность

наиболее

полно

раскрыть

индивидуальный творческий потенциал детей, не взирая на различные

категории детей.

Проектная деятельность

Метод проекта имеет свою терминологию, с которой необходимо

познакомиться. Вот основные понятия в работе метода «творческого

проекта» на занятиях в системе дополнительного образования.

Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж

чего-либо, предваряющий его создание». Проектная деятельность относится

к разряду инновационной, т.к. предполагает преобразование реальности,

строится на базе соответствующей данному проекту, технологии.

Проектная деятельность обучающихся

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее

выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов

проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,

доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ

и организации деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,

включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

На занятиях творчества под «методом проекта» по Н.И. Пьянковой

подразумеваются:

- поисковый (эвристический) метод;

- исследовательский метод обучения.

Эвристический метод состоит в том, что учащиеся решают проблемную

задачу с помощью учителя, который, не подсказывая решения, ставит

вопросы, помогающие решению. Учитель может подсказать, как сделать

первый шаг, - это подвигнет ученика сделать последующие шаги. Например

«мир глазами домры», учащийся сам находит информацию в виде рисунка,

презентации и т.д.

Исследовательский метод состоит в том, что учитель предъявляет

учащимся

творческие

задачи.

Смысл

метода

состоит

в

творческом

добывании и применении знаний и способов деятельности, в освоении опыта

творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность

творческих задач, дифференциацию их в зависимости от подготовки и

творческих возможностей учащихся.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность

максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность,

3

позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы,

приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый

результат.

Эта

деятельность,

направленная

на

решение

интересной

проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи,

когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы –

носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что

весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя

– это интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет

вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у

обучающихся.

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования проектная

форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях

дополнительного образования нет жестких рамок классно-урочной системы,

выбор содержания, тематики и проблематики проектов обучающимися

происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые он

посещает.

При выборе формы работы здесь так же необходимо учитывать возрастные

особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов

необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать

их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками,

родителями,

педагогами,

для

широкой

общественности.

Где

бы

ни

занимались проектной деятельностью с обучающимися необходимо помнить,

что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности,

владеющей проектной технологией на уровне компетентности.

Типология проектов

Исследовательские

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех

участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ,

методов обработки.

Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу

работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета,

видеофильм).

Игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта.

Участники

принимают

на

себя

определенные

роли,

обусловленные

содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или

выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

4

Информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель,

методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Практико-ориентированные

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое

определение функций каждого участника, координация этапов работы,

презентация конечных результатов, оценка работы.

Этапы проведения проектов

1.

Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

Определение цели, формирование задач.

Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп

(требования, сроки, график, консультации и т.д.).

Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов

участников группы.

Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его

представления.

2.

Поисково-исследовательский этап

Определение источников информации.

Планирование способов сбора и анализа информации.

Подготовка к исследованию и его планированию.

Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов

(фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы,

подбор иллюстраций.

Организационно-консультационные занятия. Промежуточные

отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе

выполнения проекта.

3.

Трансляционно-оформительский этап

Предзащита проекта.

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка

к публичной защите проекта:

определение даты и места защиты

определение программы и сценария публичной защиты,

распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка

аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)

стендовая информация о проекте

4.

Заключительный этап

Публичная защита проекта.

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы

Примеры проектов

5

Проектная деятельность ДШИ представлена широким спектром

долгосрочных (в течении двух-трех лет) и краткосрочных проектов (в

течение недели), охватывающих все сферы деятельности детской школы

искусств. В ДШИ реализуется ряд долгосрочных проектов, целью которых

является:

-создание условий, обеспечивающих повышение престижа педагогического

труда в новых условиях инновационной педагогической деятельности;

- совершенствование системы работы с учащимися через концертно-

выставочную деятельность, вовлечение их в проектно-исследовательскую

деятельность;

-использование

ресурсов

Школы

для

построения

образовательной

и

профессиональной карьеры учащихся и преподавателей.

Образовательных проектов («Здравствуй, человек!», «Клавишная

электроника»,

«Неакадемический

академический

концерт»)

позволяют

организовать учебную деятельность в инновационном режиме, внедрять

современные методики и технологии в образовательный процесс. Социо-

культурные проекты («Музыка поколений», «Родительская школа» и др.)

направлена на работу с различными слоями населения, родителями учащихся

и членами их семей, большое внимание уделяется популяризации творчества

детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Творческие портреты композиторов» - Еще один давний проект

школы, который включает в себя лекции - концерты, посвященные

жизни и творчеству композиторов разных эпох, разных стран.

Конкурсно-фестивальные проекты («Танцы в кругу», «Здравствуй

зима», «Ритмы и рифмы», «Весна. Театр. Музыка») представляют собой

организацию городских фестивалей и конкурсов учащихся школ искусств (от

разработки концепции и написания сценария до его воплощения).

Научно-познавательные и методические проекты («Методическая

гостиная», «Школа молодого педагога», «Антология детского рисунка»)

позволяют

проанализировать

развитие

современных

детей

и

работу

преподавателей в свете последних достижений педагогической науки.

Здоровьесберегающие проекты нацелены на формирование правильных

жизненных установок учащихся и ценностного отношения к собственному

здоровью.

Совместные арт-проекты с другими учреждениями культуры(клуб,

Дхш) направлены на создание новых творческих продуктов в результате

совместного творчества.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

-«Здравствуй,

человек!»

-

долгосрочный

образовательный

проект

по

обучению детей – инвалидов, созданию современной образовательной среды.

- «Клавишная электроника» - долгосрочный образовательный проект по

обновлению

содержания

образования,

внедрению

музыкально-

6

компьютерных

технологий,

городской

фестиваль-конкурс

музыкально-

компьютерных технологий, городская олимпиада учащихся школ искусств.

- «Неакадемический академический концерт» - образовательный проект

секции фортепиано.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ

- «Ищем талант» - долгосрочный проект, реализуемый совместно с фондом

«Культурный транзит», направленный на социализацию и адаптацию детей –

инвалидов

через

развитие

их

творческих

способностей

в

области

изобразительного

искусства,

организацию

выставочной

деятельности

(выставки, аукционы, концерты, конференции), поддержку семей, создание

толерантной среды в городском социо-культурном пространстве;

- «Родительская школа» - проект по совершенствованию сотрудничества

детей, родителей и педагогов ДШИ;

- «Танцуем вместе » - долгосрочный социо-культурный образовательный

проект по развитию семейного творчества, совместного обучения детей и

родителей;

- «Дети детям » - долгосрочный проект, реализуемый совместно с детскими

садами города, направленный на развитие социо-культурных связей между

сферами и популяризацию школ искусств в дошкольных заведениях.

- «Диалог» - проект создания единого образовательного пространства семьи

и школы;

-

«Галерея»

-

долгосрочный

проект

по

организации

выставочной

деятельности школы для учреждений образовательной деятельности.

- «Классы социального искусства» - социальный проект, направленный на

адаптацию и развитие творческих способностей молодежи с ограниченными

возможностями здоровья (нарушениями интеллектуального развития).

-«В гостях у новогодней ёлки» - это самый яркий и интересный проект,

который охватывает почти всех обучающихся школы. Развивает творческие

способности

и

коммуникативные

качества,

создает

праздничное

предновогоднее настроение у детей и родителей.

-«Моя музыкальная семья» - проект несет объединение творческого и

духовного начала семьи как основы ее существования, дает возможность

совместного музицирования, осуществляет поддержку родителей в

художественно – нравственном воспитании обучающегося.

-«Мы этой памяти верны» - Значимость этого проекта в патриотическом

воспитании

подрастающего

поколения,

в

актуализации

внимания

молодого поколения

к

героической

истории

своей

Родины,

в

установлении взаимосвязи между поколениями.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

- «Методическая гостиная» - методический проект по организации мастер-

классов, практикумов и выставок;

7

- «Школа молодого педагога» - проект по формированию мотивации и

совершенствованию профессионального мастерства молодых преподавателей

ДШИ.

- «Детство в современном мире: два первых семилетия и вся жизнь» -

методический проект эстетического отделения по организации мастер-

классов и практикумов, и выставок;

- «Антология детского рисунка» - научно-познавательный проект изучения

специфики, анализа и психологии спонтанного детского рисунка, фестиваль

«Рисуем все!».

-«Хочу все знать» - данный проект рассчитан на учащихся образовательных

школ с целью привлечения к занятиям музыкой.

-«Мой первый сольный концерт» - это проект для творчески одаренных

детей. Цель такого проекта - развитие творческих способностей и

совершенствование исполнительского мастерства творчески одаренных

детей

-«Мой второй инструмент» - проект дает возможность учащимся школы

попробовать свои силы в исполнении на другом инструменте

-«Родительская суббота» - это цикл субботних концертов для родителей, в

которых принимают участие ученики всех отделений школы. Данный проект

помогает родителям в ознакомлении с учебной и воспитательной

деятельностью

образовательного

учреждения,

дает

возможность

родителям увидеть и оценить даже небольшие творческие достижения

ребенка на сцене, пообщаться с преподавателями.

-«Музыкальная школа глазами детей». В 2015 году в нашей школе был

внедрен проект «Музыкальная школа глазами детей». Проект включает в

себя презентации, подготовленные обучающимися средних и старших

классов Детской школы искусств.

«Концертмейстер. Шаги к успеху» - это семинар – практикум

концертмейстеров образовательных учреждений ДМШ и ДШИ.

8

Заключение

Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный,

рядовой, даже рутинный характер. Однако в каждом ребёнке живёт

стремление к необычному, воспитание.как раз и удовлетворяют эту

потребность, превращая факт школьного быта в событие, остающееся в

памяти надолго. Разработка и реализация всех проектов, так или иначе,

направлена

на

духовно-нравственное

воспитание

подрастающего

поколения. Ведь главной задачей профессиональной деятельности учителя

музыки

является музыкально-эстетическое

воспитание

детей

и

юношества, подготовка подрастающих поколений к жизни на основе

приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Психологи

утверждают, что самыми естественными механизмами

воспитания детей являются заинтересованность и подражание. Одиночное

переживание своего эмоционального состояния

существенно отличается от

включённости его в переживание большой группы.

Рамки общешкольного

дела стимулируют инициативу, творчество, вариативность самовыражения

детского творческого коллектива и отдельно ученика. Поэтому реализация

педагогических

проектов

позволяет

ДШИ

гармонично

вписаться

в

межведомственные отношения, способствует к

приобретению новых

методов для получения информации, анализа и прогноза развития событий;

сплочение и мотивация команды единомышленников и всего коллектива,

организации

коммуникативной

политики

способствующей

повышению

качества образования и позиционированию в социуме.

Итоги реализации

педагогических проектов ДШИ – повышение уровня социализации, интерес к

совместной

творческой

деятельности;

повышение

эффективности

патриотического воспитания обучающихся через апробацию новых форм и

методов работы; усиление активности родителей в делах ДШИ и как

результат укрепление роли семьи в образовательном процессе.

9

Список литературы:

1.

Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998.

2.

Паливанова К.И. Проектная деятельность школьников. – М.:

Просвещение, 2008.

3.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном

учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов

– 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

4.

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности//Учитель. – 2000,

№ 4.

5.

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.:

Просвещение, 2006.

6.

Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. – М.: Центр

«Педагогический поиск», 2006.

7.

Словарь – справочник терминов, используемых в системе

дополнительного образования детей /Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов

и др. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001.

8.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной

школе. – М.: Медагогика, 1981. – 12 с.

9.

Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы

музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л.В. Михеева. –

Л.: Музыка, 1970.- 45 с.

10. Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1 – М.: Музыка,

1988.

11. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.

– М., 1979.- 32 с.

12. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М.: Музыка, 1975. – 3 с.

10

Методическое сообщение преподавателя Тишковой Е. В.

на тему «Проектная деятельность в рамках ДШИ»

Дата проведения 27.03.2019

г. Бологое

11



В раздел образования