Автор: Рязанцева Галина Федоровна
Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Светогорск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Информатизация образования"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Светогорская школа искусств»
Информатизация образования.
Рязанцева Галина Фёдоровна
Преподаватель МБУДО
«Светогорская школа искусств»
Информатизация образования.
Основные направления.
Новые социально-экономические реалии развития России, которые
характеризуются
существенным
повышением
социальной
и
профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых
адекватных форм организации образования, способных удовлетворить
возрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании
ранее полученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и
формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными.
Термин
«Информатизация
образования»
получил
широкое
распространение
для
описания
процессов
развития
современных
образовательных систем в тех случаях, когда речь идет о различных аспектах
использования компьютеров, компьютерных сетей и соответствующих
информационных технологий в обучении и управлении образовательными
учреждениями.
Информатизация
образования представляет
собой
область
научно-
практической деятельности человека, направленной на применение методов
и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для
систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках
достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Внедрение
информационных
технологий
в
различные
области
современной системы образования принимает все более масштабный и
комплексный характер. Важно понимать, что информатизация образования
обеспечивает достижение двух стратегических целей.
Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов
образовательной деятельности на основе использования информационных и
телекоммуникационных технологий.
Вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым
типом
мышления,
соответствующим
требованиям
информационного
общества.
Цель информатизации образования нельзя рассматривать в отрыве от
целей самого образования, которые изменяются по мере развития и
усложнения научных знаний, накопления информации об окружающем нас
мире.
Если
несколько
десятилетий
назад
полученного
в
молодости
образования
человеку
хватало
практически
на
весь
период
его
профессиональной деятельности, то в настоящее время, например, за срок
подготовки специалиста в области техники и технологий может дважды
кардинально измениться состав применяемого промышленного или бытового
оборудования.
Без
учета
этого
и
других
обстоятельств
невозможно
определить
цели,
организовать
процесс
подготовки
специалистов
и
обеспечить
его
требуемыми
ресурсами.
В
современных
условиях
образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение
учащимися необходимым объемом учебной информации, а как развитие у
них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному
получению все новых общих и профессиональных знаний и умений,
пользуясь при этом многообразными источниками информации. Изменение
социальной практики и соответствующее изменение целей образования с
неизбежностью влечет за собой и новое содержание образования, и новые
технологии работы с учебной информацией. Образование как результат
овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в
значительной
степени
определяется
процедурами
поиска,
передачи,
накопления,
хранения,
преобразования
и
отображения
информации.
Образование
является
процессом
информационным.
Поэтому
под
информатизацией образования следует понимать систему мероприятий,
направленных
на
повышение
качества
и
эффективности
работы
с
информацией
учебного
назначения.
В
современных
условиях
эти
мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной
техники и средств телекоммуникации. Конечная цель информатизации
образования состоит в расширении и упрощении доступа граждан к
получению или повышению ранее достигнутого уровня образования, а также
в
более
полном
и
оперативном
удовлетворении
их
разнообразных
потребностей в знаниях и умениях, что создает реальные предпосылки для
повышения
качества
и
результативности
обучения.
Информатизация
образования
на
практике
невозможна
без
применения
специально
разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые
называются средствами информатизации образования. Достижение этой цели
предполагает
решение
совокупности
взаимосвязанных
научных
и
практических задач: В современном информационном обществе основой
развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых
широкое
применение
находят
информационно-коммуникационные
технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в
сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию
глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал
толчок развитию информатизации образования, которая является одним из
важнейших
условий
реформирования
и
модернизации
системы
отечественного
образования,
так
как
именно
в
сфере
образования
подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют
новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить
и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах
мирового
сообщества
все
большее
внимание
уделяется
проблеме
информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее
важных стратегических проблем развития цивилизации.
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и
важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных
причин:
стремительное развитие процесса информатизации общества, которое
является
проявлением
общей
закономерности
развития
цивилизации.
Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже
охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию.
При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма
радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет
практически все стороны жизни людей;
функциональные
возможности
и
технические
характеристики
средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в
последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно
снижается, что делает эти средства все более доступными для массового
пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня
значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который
требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну
социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры
общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
дальнейшее
стремительное
развитие
информационно-
коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в
социальную
практику
привели
к
формированию
совершенно
новой
информационной
среды
общества,
которую
современные
философы
называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты
информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня
формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет
распространяться от них по всему миру.
Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникации,
массовая компьютеризация и развитие эффективных информационных
технологий привели на пороге третьего тысячелетия к качественному
изменению информационной составляющей развития сфер производства,
науки, социальной жизни. Информация, тесно связанная с управлением и
организацией, превратилась в глобальный ресурс человечества, многократно
увеличивающий
его
потенциальные
возможности
во
всех
сферах
жизнедеятельности. В связи с этим информатизация общества является
сегодня актуальной задачей.
Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется
информационное общество, в котором информация и информационные
процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности
человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами
глобальной информатизации различных сфер деятельности общества и
человека.
Использование информационных технологий позволяет резко усилить
инструментальные,
технологические
и
интеллектуальные
возможности
человека, высвободить творческий потенциал личности за счет экономии
времени при обработке информации различного типа, передачи компьютеру
выполнения
некоторых
видов
рутинной
работы
человека.
Процессы
информатизации
играют
основополагающую
роль
в
становлении
информационного общества, когда главным объектом управления становятся
не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когда
большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
«Информатизация образования» понимается как процесс, направленный
на реализацию замысла повышения качества содержания образования,
проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и
развитие, замену традиционных информационных технологий на более
эффективные
во
все
видах
деятельности
в
национальной
системе
образования России".
Под
информатизацией
образования
понимается
целенаправленная
деятельность
по
разработке
и
внедрению
информационно-
коммуникационных технологий:
1.
в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности
в условиях современного информационного общества; повышения качества
общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на
основе
широкого
использования
информационно-коммуникационных
технологий;
2.
в управление системой образования для повышения эффективности
и качества процессами управления;
3.
в
методическую
и
научно-педагогическую
деятельность
для
повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых
образовательных технологий на основе использования информационно-
коммуникационных технологий.
Важнейшие задачи информатизации образования
1.
повышение
качества
подготовки
специалистов
на
основе
использования
в
учебном
процессе
современных
информационных
технологий;
2.
применение активных методов обучения, повышения творческой и
интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3.
интеграция
различных
видов
образовательной
деятельности
(учебной, исследовательской и т.д.);
4.
адаптация
информационных
технологий
обучения
к
индивидуальным особенностям обучаемого;
5.
разработка
новых
информационных
технологий
обучения,
способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и
повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для
эффективного применения в профессиональной деятельности;
6.
обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7.
разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8.
совершенствование
программно-методического
обеспечения
учебного процесса;
9.
внедрение
информационных
технологий
обучения
в
процесс
специальной
профессиональной
подготовки
специалистов
различного
профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является
формирование
информационной
культуры
специалиста,
уровень
сформированности
которой
определяется,
во-первых,
знаниями
об
информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-
вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и
анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением
использовать
современные
информационные
технологии
в
профессиональной
(образовательной)
деятельности;
в-четвертых,
мировоззренческим
видением
окружающего
мира
как
открытой
информационной системы.
Тенденции развития информатизации образования
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования
проявляются следующие тенденции:
1)
формирование
системы
непрерывного
образования
как
универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие
личности в течение всей жизни;
2)
создание
единого
информационного
образовательного
пространства;
3)
активное
внедрение
новых
средств
и
методов
обучения,
ориентированных на использование информационных технологий;
4)
синтез
средств
и
методов
традиционного
и
компьютерного
образования;
5)
создание системы опережающего образования.
Изменяется
также
содержание
деятельности
преподавателя;
преподаватель перестает быть просто «репродуктором» знаний, становится
разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает
его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня
технологической
и
методической
подготовленности.
Появилось
новое
направление
деятельности
педагога
-
разработка
информационных
технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
В информационном обществе, когда информация становится высшей
ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором
их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе
образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Основные направления информатизации образования
1.
Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания
образования, методов и организационных форм обучения, воспитания,
соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных
условиях информационного общества периода массовой коммуникации и
глобализации. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую
входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и
периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и
диски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.
2.
Проектирование педагогических технологий, ориентированных на
развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование
умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по
сбору,
обработке,
передаче,
продуцированию
учебной
информации.
Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем
это позволит ученикам пользоваться информационно-образовательными
ресурсами непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить
уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения
квалификации на рабочем месте.
3.
Развитие
содержания
и
методики
обучения
информатике,
информационным
и
коммуникационным
технологиям
в
системе
непрерывного
образования
в
условиях
информатизации,
массовой
коммуникации
и
глобализации
современного
общества.
Создание
и
реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день
данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных.
4.
Создание
информационной
среды
управления
учебно-
воспитательным
процессом
образовательного
учреждения,
разработка
автоматизированных систем педагогического тестирования, информационно-
методического обеспечения образовательного процесса и организационного
управления
Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что
поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и
преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач,
которую преследует информатизация. Качество образования при этом
должно значительно вырасти, считают эксперты.
5.
Реализация
дидактических
возможностей
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
процесс
освоения
предметных
областей
.Обеспечение
образовательных
учреждений
электронными
учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В
последнее время популярной стала и проблема разработки электронных
учебников,
которые
позволят
значительно
повысить
эффективность
обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые,
составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве
случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для
своих учеников.
6.
Подготовка кадров информатизации общего, профессионального и
дополнительного образования. Открытие информационных образовательных
центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою
компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными
технологиями и методами их применения в образовательной сфере.
7.
Нормативно-правовое
обеспечение
защиты
авторских
прав
разработчиков
педагогической
продукции
и
интеллектуальной
собственности,
представленной
в
электронном
виде.
Информатизация
образования – это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в
учебный
процесс
информационных
коммуникационных
технологий.
Естественно,
что
для
внедрения
новых
технологий
необходима
законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности,
порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные
пособия.