Напоминание

Технология "Экспрессивное творчество"


Автор: Котюк Галина Николаевна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГБУ ТЦСО "Сокольники"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технология "Экспрессивное творчество"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Психолог Котюк Г.Н.

Метод «Экспрессивное творчество»
Современное искусство развивается стремительно, ничуть не уступая прогрессу технологий. В последнее время искусство становится направлено не только на удовлетворение эстетической потребности людей, но и инструментом психокоррекции. Терапия искусством - уже далеко не новый метод, начало ему положено Карлом Густавом Юнгом в его труде о песочной терапии. Одако, с течением времени, креативная терапия брала на вооружение все больше и больше способов взаимодействия с различными направлениями творческой деятельности. В результате, экспрессивная терапия - крайне прогрессивная, и, главное - перспективная методика работы с клиентами, основанная как на невербальном, так и на вербальном взаимодействии. Экспрессивное, или креативное творчество - один из методов психотерапии, использующий в качестве психокоррекции различные творческие приёмы во многих жанрах искусства, таких как изобразительное искусство, музыка, драма, движение и поэзия. Практика экспрессивной терапии относится к интермодальной терапии. Интермодальные техники базируются на идее, что все виды искусства имеют целительный потенциал и могут быть объединены и использованы в терапии.
Экспрессивное
, или
креативное

творчество
нередко путают с арт-терапией, в виду того, что и та, и другая, относятся к терапии искусством, однако же арт- терапию можно обозначить как изотерапию, в то время как понятие экспрессивной терапии охватывает не только психокоррекцию посредством изобразительного творчества, но и других направлений искусства.
Терапевтические возможности
В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая: 1) предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне; 2) вселяет надежду на избавление от страданий; 3) предоставляет опыт успешной деятельности; 4) дает возможность преодолеть чувство отверженности; 5) пробуждает яркие эмоции. Метод «Экспрессивное творчество» соответствует всем пяти пунктам. Во- первых, как и другие терапии, экспрессивное творчество вселяет надежду в избавление от душевных страданий. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта. Оно, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности. Экспрессивное творчество предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми. Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства. Художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, ненависть, воодушевление, страх. Те глубокие изменения, которые являются целью в терапевтическом процессе, могут произойти лишь в случае способности воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Виды экспрессивного творчества
1. Арт-терапия 2. Анимационная терапия 3. Артсинтезтерапия 4. Библиотерапия 5. Видеотерапия 6. Драматерапия 7. Игротерапия 8. Маскотерапия 9. Музыкотерапия 10.Оригами 11.Песочная терапия 12.Работа с глиной 13.Сказкотерапия 14.Цветотерапия 15.Фототерапия
При общих методологических основаниях (искусство, творческая деятельность, художественная экспрессия) различаются акценты в содержании, методах, формах работы. К примеру, драма-терапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия — на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений.
Терапевтический процесс и его особенности
Центральная фигура в терапевтическом процессе посредством искусства — не клиент как проблемный человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье — не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе творчества. Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. С позиций феноменологии творческий продукт клиента рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть его личности. Субъекты экспрессивного терапевтического процесса — участник (клиент) и психолог— взаимодействуют между собой вербально, на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества. Участники передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.
Условия:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим). • Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях). • Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом). • Креативность. • Сам процесс спонтанного творчества.
Стадии терапевтического процесса
: • воспроизведение (вспоминание событий и воспроизведение информации); • припоминание — когнитивный образ (знаю, что...); • реконструкция (эмоциональная включенность в творческий процесс, в воспоминания; эмоциональное переживание); • повторное переживание (эмоциональное выражение прошлых событий); • разрешение (сила, доверие, совладание, установление связей между существующей проблемой и другими событиями). В процессе экспрессивного творчества человек сначала пребывает в роли творца, затем становится наблюдателем и со временем инициирует ощущение целостности и гармоничности своего образа «Я».
Основа «Экспрессивного творчества»

создание терапевтической среды
: физическая безопасность (правила — контракт; запрет физической агрессии); психологическая безопасность (конфиденциальность, доверие, постоянство обстановки, присутствие психолога, структура сессии).
создание терапевтических отношений
: уважение, исключительная сосредоточенность на клиенте, поддержка, использование метафор и символических смыслов, невербальное общение, осознание переноса и контрпереноса.

Специфические особенности
: — моменты изобразительного творчества и восприятия разнесены во времени; — рисунок отчужден от его автора; — в драма, музыкальной терапии , сам автор одновременно является творцом художественного продукта и самим художественным продуктом; — смена ролей: автор рисунка наблюдатель новое состояние личности; — трансформация художественного продукта; — сопереживание; — сотворчество. Специалистами филиала «Преображенское» ГБУ ТЦСО «Сокольники» по методу «Экспрессивное творчество» работа проводится около трех лет. В рамках данного метода регулярно проводятся структурированные групповые мастер- классы психологом и специалистами по работе с семьей, с использованием самых различных жанров искусства. Работа проводится с семьями с детьми, состоящими на социальном обслуживании и социальном сопровождении в ОСПСиД.
Используемая литература
: 1.Теория психологии искусства «Сглаживания когнитивного диссонанса» Аллахвердов В.М. Психология искусства. – СПб., 2001. 2.Психоаналитическая трактовка творческого феномена у З. Фрейда, О. Ранка. 3. Фернандес Д. Древо до корней. Психоанализ творчества. – СПб., 1998. 4.Мэй Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. – Львов, М., 2001. 5. Ялом И. Групповая психотерапия. – СПб., 2000. 6. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., 1998. 7.Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб., 1994. 8.Анастази А.И. Психологическое тестирование. – СПб., 2001. 9.Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. – Воронеж, 1993. 10.Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. 11.Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением. – М., 1989. – 304 с. 12.Ялом И. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники